ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I: Единый рынок труда в ЕС 13
1.1. Предыстория формирования 13
1.2. Институциональное и правовое оформление единого рынка труда ЕС 19
1.2.1. Институциональное оформление 19
1.2.2. Правовое оформление внутренней трудовой миграции в ЕС 25
1.2.2.1. Свободное перемещение трудящихся в ЕС 25
1.2.2.2. Социальная поддержка и пенсии 27
1.2.2.3. Признание дипломов и квалификаций 31
1.2.2.4. Правила регистрации по месту пребывания 34
1.2.2.5. Правила, применяемые к семьям трудящихся государств-членов ЕС 36
1.3. COVID-19 и единый рынок труда ЕС 38
1.3.1. Единый рынок труда до COVID-19 38
1.3.2. Единый рынок труда в COVID-19 42
1.4. Оценка эффективности единого рынка труда в ЕС 48
ГЛАВА II: Единый рынок труда в ЕАЭС 55
2.1. Предыстория формирования 55
2.2. Институциональное и правовое оформление единого рынка труда ЕАЭС 61
2.2.1. Институциональное оформление 61
2.2.2. Правовое оформление внутренней трудовой миграции в ЕАЭС 69
2.2.2.1. Свобода перемещения трудящихся в ЕАЭС 70
2.2.2.2. Социальное обеспечение, налоги и пенсии 71
2.2.2.3. Признание дипломов и квалификаций 73
2.2.2.4. Правила регистрации по месту пребывания 74
2.2.2.5. Правила, применяемые к семьям трудящихся государств-членов ЕАЭС 75
2.3. COVID-19 и единый рынок труда ЕАЭС 77
2.4. Оценка эффективности единого рынка труда в ЕАЭС 86
2.4.1. Факторы, способствующие складыванию единого рынка труда в ЕАЭС 88
2.4.2. Факторы, препятствующие складыванию единого рынка труда в ЕАЭС 88
ГЛАВА III. Сравнение общих рынков труда в ЕС и ЕАЭС 94
3.1. Основные экономические показатели трудовой миграции 94
3.2. Проблемы единого рынка труда ЕС 100
3.3. Проблемы единого рынка труда ЕАЭС 101
3.4. Влияние COVID-19 на общие рынки труда ЕС и ЕАЭС 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
Под термином глобализация принято понимать процесс усиления взаимосвязанности между странами, особенно в сферах экономики, политики и культуры. По мнению О.В. Буториной, в 21 веке глобализация приобрела дополнительные качества: она охватила большинство сфер человеческой жизни; резко возрос объем и скорость потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; усилилась скорость регулирования международных отношений. Характерными чертами глобализации стали: следование за научно-техническим прогрессом, возрастающая открытость обществ, возникновение новых рисков . Действительно, быстрое перемещение людей и ускорение коммуникации между людьми из разных точек мира стало доступно только с приходом промышленной революции, повлекшей за собой создание сети железных дорог, телеграфа, телефона, интернета и других научных достижений. Глобализации свойственно устранение всевозможных барьеров на пути движения людей, товаров, капиталов, технологий, а также обмен между культурами и распространение определенных моделей государственного устройства, хозяйствования и моделей интеграции . В современных условиях прозрачность национальных границ, отсутствие технических и идеологических границ создают благоприятную среду для распространения финансовых кризисов, нелегального транзита наркотиков и вооружения, незаконной миграции населения, терроризма и опасных заболеваний - таких как Ebola или COVID-19. Кроме того, глобализация обостряет проблемы самоидентификации личности, что повышает риск межэтнических конфликтов .
Понятие региональной экономической интеграции тесно связано с глобализацией. Среди основных признаков региональной интеграции отмечаются: сознательность и добровольность, интеграция как игра с положительной суммой, выделение и обособление от остального мира, охват многих сфер общественной жизни, наличие общих органов и нормативной базы.
Одно из назначений региональной экономической интеграции - защита своих рынков/ производств/ ресурсов от конкуренции со стороны третьих государств. Этим объясняется создание Таможенных союзов, укрепляющих позиции государств-членов на внешних рынках и защищающих местных производителей . Кроме того, региональная экономическая интеграция в форме единого рынка позволяет государствам-участникам содействовать более эффективному распределению ресурсов, в том числе и трудовых. Как следствие, трудящиеся получают возможность работать там, где их навыки наиболее востребованы и оплачиваемы.
Существенный вклад в формирование и изучение региональной интеграции внес Б. Балаш. По его мнению, «традиционная» модель интеграции характеризуется ведущей ролью политических мотивов, близким уровнем развития государств-членов, высокой институционализацией, наднациональным форматом решений, «лестницей интеграции» .
Рассмотрим «лестницу интеграции» подробнее. Первый этап - Зона свободной торговли (ЗСТ) (отменяются таможенные пошлины и другие таможенные ограничения). Второй - переход к Таможенному союзу (унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран). Третьей ступенью развития интеграционных объединений является Общий рынок (единый таможенный тариф, отсутствие ограничений по перемещению капитала и рабочей силы, общая торговая политика). Следующий шаг - Экономический союз (осуществление единой экономической и валютной политики). Полная экономическая интеграция - завершающая ступень «традиционной» модели интеграции по Б. Балашу . На этом этапе вводится общая валюта, унифицируются национальные экономические политики государств-членов и создаются органы наднациональной власти. До этого этапа дошел пока только Европейский союз.
По мнению С.А. Афонцева, такая «европейская» модель интеграции - не единственно возможная. Существует и другая - модель «нового регионализма». Характерные для нее черты оказались прямо противоположными тем, которые присущи «европейской» модели. К основным характеристикам модели «нового регионализма» относятся: ведущая роль экономических мотивов, разный уровень экономического развития государств-членов, низкая институционализация, межправительственный формат принятия решений, основной тип интеграции: ЗСТ, либо ЗСТ+ . Развитие Евразийского экономического союза больше отвечает модели «нового регионализма», чем «традиционной».
Трудовая миграция является следствием глобализации и неотъемлемой частью интеграции государств-членов того или иного блока. Трудовая миграция внутри интеграционного объединения может играть как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль в зависимости от совершенства институциональных и правовых основ. Экономическая и демографическая полезность внутренней трудовой миграции зависит от адекватности принимаемых управленческих и регулятивных мер.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью: во-первых, выявления механизмов регулирования внутренней трудовой миграции в интеграционных объединениях на примере ЕС и ЕАЭС, во-вторых, оценки эффективности регулирования единого рынка труда в ЕС и ЕАЭС, в -третьих, подготовки рекомендаций для усовершенствования общего рынка труда ЕАЭС.
Степень изученности вопроса:
Научных работ российских ученых по сравнительному анализу единого рынка в ЕС и ЕАЭС немного, а по сравнительному анализу регулирования внутренней трудовой миграции еще меньше.
Среди исследований по миграции в Европейском союзе можно выделить работы Л.С. Биссон , Н.В. Говоровой , К.П. Курылева , Л.С. Пасякиной , О.Е. Трофимовой и А.О. Четверикова , А. Зайцевой .
Из зарубежных исследований по функционированию единого рынка, в том числе рынка труда, в ЕС выделяются работы: М. Маринелло, А. Сапира и А. Терзи , Ст. Микосси , Р. Лукаса , М. Хофтейзер и Л. Гортозара , Н. Диес Гуардиа и К. Пихельманна .
Среди исследований по миграции в Евразийском экономическом союзе можно выделить работы следующих авторов: М.Ю. Головнина , Ж.А. Зайончковской , И.В. Ивахнюк , А.В. Коробкова , А.Г. Коровкина , Г.И. Осадчей , А.М. Погорельской , Д.В. Полетаева , Е.Ю. Винокурова, Д.А. Коршунова, В.С. Перебоева, Т.В Цукарева .
Сравнительные публикации по рынкам труда ЕС и ЕАЭС принадлежат следующим авторам: А.Н. Цибулиной , Н. Лютову и С. Головиной , К. Рахимову и А. Азизовой .
Несмотря на наличие публикаций российский авторов по истории формирования, миграционной политике, проблемам и перспективам, влиянию COVID-19 на единый рынок труда ЕС и ЕАЭС, ряд аспектов требуют дальнейшего изучения. Это касается вопросов институциональных основ регулирования внутренней трудовой миграции, сравнения основных экономических показателей внутренней миграции, оценки эффективности единых рынков труда ЕС и ЕАЭС, а также выявления препятствий на пути развития общих рынков труда. Необходимо также выяснить, какие действия в дальнейшем ЕАЭС сможет предпринять для усовершенствования единого рынка труда.
Цель работы - определить особенности внутренней трудовой миграции в ЕАЭС и ЕС, на основе сравнительного анализа выявить недостатки миграционного регулирования и сформулировать рекомендации по усовершенствованию общего рынка труда ЕАЭС.
Задачи:
- выявить специфику внутренней трудовой миграции в ЕС и ЕАЭС;
- определить особенности регулирования внутренней трудовой миграции в ЕС и ЕАЭС в контексте формирования общих рынков ;
- сравнить особенности регулирования внутренней трудовой миграции в ЕС и ЕАЭС;
- оценить эффективность регулирования внутренней трудовой миграции в ЕС и ЕАЭС;
- подготовить рекомендации для развития общего рынка труда ЕАЭС;
Объектом диссертационного исследования является международная трудовая миграция.
Предмет исследования - особенности регулирования трудовой миграции в рамках единых рынков ЕС и ЕАЭС.
Методы исследования: в основу исследования положены общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение), а также специальные методы исследования (историко-описательный и историко-генетический методы). Сравнение использовано в третьей главе для сопоставления единого рынка труда в каждом из интеграционных объединений по сформулированным критериям. Историко-описательный метод позволяет оценить предысторию и логику строительства единого рынка в каждом из рассматриваемых интеграционных объединений. Историко-генетический метод предполагает выявление причин, предпосылок и источников строительства единого рынка в каждом из рассматриваемых интеграционных объединений. Кроме того, исследование базируется на системном подходе, который предполагает рассмотрение создания рынка труда в контексте региональной экономической интеграции в целом.
Хронологические рамки: нижняя граница исследования - 1957 г., год заключения Римского договора, поставившего целью образование в перспективе единого рынка труда в ЕС; верхняя граница исследования - 2021 г., когда произошла ратификация Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся в ЕАЭС.
Источниковую базу исследования составили следующие документы:
1) основополагающие договоры ЕЭС/ ЕС, отражающие логику целеполагания в создании единого рынка труда, в частности, Договор о ЕОУС 1951 г., Римский договор 1957 г., Договор о Бенилюкс 1958 г., Единый Европейский Акт 1987 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1999 г., Лиссабонский договор 2007 г.
2) иные документы, принятые в рамках ЕЭС/ ЕС или инкорпорированные в право Европейского союза, касающиеся создания единого рынка труда, например, Шенгенские соглашения 1985 г. и 1990 г., Регламенты № 3 и № 4 «О социальном обеспечении трудящихся-мигрантов» (1958 г.), Регламент №883/2004 «О координации систем социальной защиты» (2004 г.), Директива 2004/38/ЕС «О праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов» (2004 г.), Директива 2005/36/ЕС «О признании профессиональных квалификаций» (2005 г.).
3) соглашения, действующие на территории СНГ/ ЕАЭС и касающиеся свободы перемещения, например, Соглашение о СНГ (1991 г.), Соглашение о безвизовом режиме (1992 г.).
4) иные документы, принятые исключительно в рамках ЕАЭС, способствующие свободе перемещения и нацеленные на создание единого рынка труда, например, Договор о ЕАЭС (2015 г.), Приложение № 30 «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей» (2015 г.), Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС (2019 г.).
5) статистические материалы с сайтов органов и служб Европейского союза, в частности, Европейской Комиссии и Евростата; сайтов ЕАЭС и Евразийской экономической Комиссии в частности.
Структура диссертационного исследования представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
В введении представлены теоретическая рамка исследования, актуальность темы работы, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе исследования рассмотрены предыстория формирования, институциональное и правовое оформление, влияние COVID-19 и оценка эффективности единого рынка труда в ЕС. Вторая глава посвящена предыстории формирования, институциональному и правовому оформлению, влиянию COVID-19 и оценке эффективности единого рынка труда в ЕАЭС. В третьей главе общие рынки труда ЕС и ЕАЭС сравниваются по основным показателям, проблемам и последствиям COVID-19, а также даны рекомендации по усовершенствованию единого рынка труда. В заключении приведены основные выводы по исследованию.
В мире существует множество интеграционных группировок разного формата. ЕС и ЕАЭС поставили перед собой схожие экономические задачи, и среди них, - создание единого рынка труда. И хотя некоторые исследователи считают, что ЕАЭС движется по модели «нового регионализма», а ЕС - по «традиционной» модели, это не помешало ему позаимствовать идею «четырех свобод» и основные организационные принципы у Европейского Союза.
С начала интеграционных процессов в Европе внутренняя трудовая миграция ЕЭС имела незначительные масштабы по сравнению с миграционным потоком из третьих стран. Обусловливалось это малым количество рабочей силы внутри европейских государств, недостатком заинтересованности рабочей силы и сложностями в перемещении из одной страны в другую. С введением права на свободное передвижение и единых виз, поток внутренних трудовых мигрантов увеличился, но по сравнению с миграционными потоками из третьих стран все еще оставался несущественным. Лишь с упрощением признаний квалификаций трудящихся и внедрением государствами-членами социального и пенсионного обеспечения трудящихся и членов их семей, внутренняя мигр ация приобрела весомый масштаб. На данный момент основные страны-реципиенты трудовых мигрантов - это страны с высоким уровнем ВВП - Германия, Франция, Италия. Основные страны-доноры трудовых мигрантов - страны с более низким уровнем ВВП - Румыния, Польша, Португалия, Болгария. Сейчас наиболее предпочтительными для трудовых мигрантов в ЕС являются сферы производства, строительства, оптово-розничной торговли, услуг по размещению и питанию и область здравоохранения. 1/3 всех внутренних трудовых мигрантов в ЕС имеют высшее образование.
На евразийском пространстве движение к интеграции началось так же, как и в ЕС, с шоковой ситуации. Распад СССР спровоцировал во всех постсоветских странах ухудшение экономической ситуации, что дало толчок к движению мигрантов, ищущих лучшие условия труда за пределами своей страны. Основную массу мигрантов на тот момент составляли репатрианты. С созданием СНГ все его граждане получили возможность свободно передвигаться, приобрели равные экономические, социальные и культурные права, а также могли трудоустраиваться без разрешения на работу. В 1990-х гг. Россия стала центром притяжения огромного количества трудовых мигрантов, и её миграционная политика приобрела рестриктивный характер, что можно сравнить с политикой «нулевой» миграции ЕЭС 1970-х гг. Экономический кризис 2008 г. и последовавшая за ним эмиграция квалифицированных трудящихся поставили Россию перед необходимостью привлечения рабочей силы из стран СНГ. Общий рынок труда оформился и приобрел институциональные и правовые рамки с созданием ЕАЭС. Трудящиеся получили право на признание квалификаций, а также права на социальное, пенсионное и медицинское обеспечение трудящихся и членов их семей. Сейчас главными странами-реципиентами внутренних трудовых мигрантов ЕАЭС, так же как и в ЕС, является страна с наибольшим ВВП - Россия, а странами-донорами - с наименьшим ВВП - Кыргызстан, Казахстан, Беларусь, Армения. Большая часть внутренних трудовых мигрантов ЕАЭС предпочитают работать в финансовой, страховой, информационной, образовательной и здравоохранительной сферах. По аналогии с ЕС, 1/3 внутренних трудовых мигрантов имеют высшее образование. Для трудовой миграции на евразийском пространстве до сих пор характерен процесс «утёчки мозгов».
Регулирование трудовой миграции в ЕС за время своей истории приобретало характер то «кнута», то «пряника»: в 1950-1970 гг. европейские государства старались привлечь как можно больше рабочей силы из третьих стран ввиду нехватки внутренних трудовых ресурсов, но в то же время не давали никаких социальных гарантий трудящимся, а в 1970-е гг. из-за большого наплыва мигрантов практиковали сдерживание внешней миграции и отказывали в приеме граждан третьих стран. В 1990-х гг. миграция из третьих стран росла, а мобильность внутренних трудовых мигрантов ЕЭС оставалась незначительной. Амстердамский договор расширил компетенции ЕС в сфере регулирования внутренней трудовой миграции - вопросы визовой политики, предоставления убежища и охраны границ решались квалифицированным большинством, что тормозило развитие наднационального законодательства в сфере регулирования трудовой миграции в Евросоюзе. Лиссабонский договор отменил принцип единогласия, и регулирование легальной миграции стало областью смешанной компетенции государств- членов и Комиссии. Вместе с этим возросла роль наднационального компонента в регулировании как внешней, так и внутренней трудовой миграции. Государства-члены сознательно делегировали некоторые полномочия в сфере миграционного регулирования наднациональным органам.
В настоящий момент регулированием внутренней трудовой миграции в ЕС занимаются несколько органов: Европейский парламент выполняет законодательную функцию; Европейский Совет - совещательную; Европейская комиссия - исполнительную и, в общей иммиграционной политике, имеет право законодательной инициативы. Комитет по занятости и социальным вопросам занимается вопросами в области политики занятости и социального обеспечения трудящихся и пенсионеров. Европейский социальный фонд занимается организацией переобучения работников и повышением их адаптивности к новым требованиям рынка. Европейское агентство по труду обеспечивает соблюдения правил ЕС в отношении мобильности рабочей силы и координирует социальное обеспечение. Европейская служба занятости EURES содействует обеспечению эффективной мобильности рабочей силы в Европе, представляя собой сеть сотрудничества между Европейской комиссией, Европейским агентством по труду, общественностью и другими службами занятости во всех странах ЕС.
Регулирование трудовой миграции ЕАЭС осуществляется как на уровне органов ЕАЭС, так и на уровне государств-членов. Вопросы трудовой миграции курируются министерствами и профильными ведомствами государств-членов ЕАЭС, ответственными за реализацию государственной миграционной политики. В Армения эту функцию выполняет Государственная миграционная служба; в Беларуси - Министерство труда и социальной защиты и Департамент по гражданству и миграции МВД; в Казахстане - Комитет миграционной службы МВД и Комитет труда, социальной защиты и миграции; в Кыргызстане - Министерство труда и социального развития и Государственная служба миграции, в России - Министерство внутренних дел, в рамках которого образовано Главное управление по вопросам миграции.
Регулированием внутренней трудовой миграции занимаются следующие органы: Высший Евразийский экономический совет определяет общую стратегию развития. Евразийский межправительственный совет осуществляет контроль за исполнением положений Договора о ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия - является наднациональным органом и выполняется законотворческую функцию, вырабатывая решения в сфере трудовой миграции. Суд ЕАЭС разрешает споры, возникшие в сфере трудовой миграции. Департамент трудовой миграции и социальной защиты занимается совершенствованием, гармонизацией и (или) унификацией законодательства государств- членов в сфере социальной защиты трудящихся и членов их семей. Отдел трудовой миграции осуществляет мониторинг и контроль реализации положений Договора о ЕАЭС в сфере трудовой миграции. Консультативный комитет по миграционной политике и Консультативный комитет по вопросам социального обеспечения осуществляют контроль и поддержку по соблюдению пенсионных прав, оказанию медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся. Унифицированная система «Работа без границ» обеспечивает взаимодействие рынков труда в рамках ЕАЭС, расширяя трудовым мигрантам возможности для поиска резюме и вакансий по всем странам ЕАЭС.
Таким образом, в механизмах регулирования внутренней трудовой миграции в ЕС и ЕАЭС также прослеживаются закономерности.
Правовое регулирование внутренней трудовой миграции в рамках региональных объединений Европейского союза и Евразийского экономического союза характеризуется одновременно и схожестью, и своеобразием. Из сходства следует отметить следующие черты. Оба союза сформировали свой собственный институциональный механизм и выработали правовые основы, позволяющие трудовым мигрантам комфортно передвигаться по территории Союза, устраиваться на работу без получения разрешения на трудовую деятельность и с признанием квалификаций: только если это не медицинские и не фармацевтические специальности, в ЕС также требуется подтверждение квалификации по профессии горный гид и агент по недвижимости, в ЕАЭС - квалификации в педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической сферах. Разрешено трудовым мигрантам обоих союзов привозить членов своей семьи в государство трудоустройства, при этом члены семьи будут наделены теми же правами, что и трудящийся: правами на детское образование, медицинское обслуживание, получение социальных пособий. В обоих союзах пенсии начисляются государством происхождения с учетом трудового и страхового стажа, полученного трудящимся на территории другого союзного государства.
При детальном рассмотрении развития интеграции ЕС и ЕАЭС, можно заметить даже сходства в стилистике текстов международных соглашений, в создании определенных инструментов интеграции, в частности, единого рынка труда и обеспечения свободы передвижения работников. Такие положения содержатся в основных документах СНГ и Договоре о ЕЭС. В Договоре о ЕАЭС есть специальная глава, посвященная трудовой миграции, формулировки некоторых ее положений также имеют параллели с правом ЕС, в большей или меньшей степени. Стремление создать единый рынок труда в ЕАЭС привело к отходу от классического для международного права термина «трудящийся-мигрант» в пользу интеграционного термина «трудящийся государств- члена».
Среди отличий между двумя едиными рынками можно выделить следующие. Существенным отличием ЕС от ЕАЭС является наличие отдельного органа, следящего за исполнением положений о трудовой миграции - Европейского агентства по труду. Поэтому можно рекомендовать ЕАЭС создание подобного органа, который обеспечивал бы справедливое и эффективное соблюдения правил ЕАЭС в отношении мобильности рабочей силы и координации социального обеспечения.
Также отличием является срок нахождения на территории принимающего государства: в Договоре о ЕАЭС речь идет только о временном характере нахождения, а право ЕС не ограничивает срок, допуская и поощряя постоянное проживание работников из других государств-членов. ЕАЭС разрешает пребывать на своей территории без постановки на миграционный учет до 30 дней, ЕС - до 6 месяцев.
В Договоре о ЕАЭС не содержится общего положения о запрете дискриминации по признаку гражданства, в то время как данный принцип является основой режима свободы передвижения работников внутри ЕС. С точки зрения соблюдения принципа недискриминации, Россия не имеет достаточной нормативно-правовой базы для защиты прав мигрантов в рамках единого миграционного пространства Евразийского экономического союза. Поэтому для усовершенствования регулирования единого рынка труда потребуется разработка антидискриминационного законодательства в государствах ЕАЭС, в частности, в России.
Существенным отличием правового регулирования трудовой миграции в рамках ЕАЭС от соответствующей модели регулирования в ЕС является практически полное отсутствие норм Договора о ЕАЭС и иных многосторонних региональных международных соглашений государств-членов по вопросу о трудовой миграции граждан третьих стран, в то время как в праве ЕС существует серьезная правовая база такого регулирования.
Можно рекомендовать создать лучшие условия для иммиграции высококвалифицированных работников в рамках ЕАЭС. Обеспечение населения эффективным трудоустройством, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы должно стать важнейшим социальным принципом для ЕАЭС и его стран-участниц. Союзу следует сосредоточиться на развитии человеческого потенциала в странах-донорах.
ЕС определенно может служить и служит моделью для ЕАЭС. Из его успешной практики можно позаимствовать, например, предоставление статуса «гражданина союза», формирование особой зоны, аналогичной Шенгенской зоне, запуск «профессиональных сертификатов» и общего медицинского страхования, популяризацию цифровых платформ для эффективной навигации и расселения работников в принимающих государствах и, что наиболее важно, рассмотреть возможность создания отдельного органа, такого как в Европейском союзе, полностью ответственного за координацию единого рынка труда.
Представляется необходимым сближение законодательств государств-членов ЕАЭС в области правового регулирования трудовой миграции, учитывая опыт Европейского Союза. В рамках Евразийского экономического союза может быть найдена желаемая модель интеграции, которая станет тем более эффективной, чем больше она сможет перенять лучший опыт, накопленный в других региональных интеграционных объединениях, таких как ЕС, при учете правовых традиций, сложившихся на Евразийском пространстве за последние десятилетия.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/
2. Алма-Атинская Декларация (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 года). URL: https://cis.minsk.by/page/178/alma-atinskaa-deklaracia-g-alma-ata-21 -dekabra-1991 -goda
3. Армения создаст электронную биржу труда на грант Евразийского банка. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220217/armeniya-sozdast-elektronnuyu-birzhu-truda-na-grant- evraziyskogo-banka-38784883.html
4. В Евросоюзе с 1 марта введут новые правила въезда туристов в условиях COVID-
19. URL:
https://www.avianews.com/travel/2022/02/22/entry to eu countries from 1march2022/
5. В России в 2021 году выросло число преступлений, совершенных мигрантами. URL: https://tass.ru/proisshestviya/13459835
6. В Россию едут работать всё меньше украинцев, молдаван и турок. URL: https://news.rambler.ru/politics/36574979-v-rossiyu-edut-rabotat-vse-menshe-ukraintsev- moldavan-i-turok/?utm content=news&utm medium=read more&utm source=copylink
7. Взаимное признание профессиональных квалификаций при обеспечении свободы
передвижения работников на территории ЕС и ЕАЭС. URL:
https ://interaffairs. ru/j author/material/2570
8. Декларация о евразийской экономической интеграции. URL:
http://kremlin.ru/supplement/1091
9. Демография в цифрах. Статистика Евразийского экономического Союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep stat/econstat/Documents/Dem ogr-2016-2020.pdf
10. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2004/38/EC от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов ЕС. URL: https://base.garant.ru/2564504/
11. Договор о ЕАЭС. Приложение №30 «Протокол об оказании медицинской помощи
трудящимся государств-членов и членам семей». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/97df3682a3327cccddbef7b2f784c 62b37359b64/
12. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL:
https://docs.cntd.ru/document/420205962
13. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. URL: https://docs.cntd.ru/document/902200992
14. Договор о функционировании Европейского Союза (новая редакция). URL: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/
15. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. URL:
https://docs.cntd.ru/document/901782780...199