ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ В СУБНАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В КИТАЙСКО -РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 12
1.1 Необходимость сравнительного анализа в региональных контекстах .. 12
1.2 Территориальные рамки — причины выбора этих конкретных регионов
России и провинции Хэйлунцзян в Китае 15
1.3 Общая информация об экономическом сотрудничестве в российско -
китайском регионе 22
ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРГОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБНАЦИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИКАМИ 32
1.1 Экономическое сотрудничество между Иркутской областью и
провинцией Хэйлунцзян 32
1.2 Экономическое сотрудничество между Приморским краем и
провинцией Хэйлунцзян 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность данной работы заключается в том, что в контексте международных экономических отношений и китайско-российского стратегического партнерства данное исследование посвящено сравнительному анализу торговых отношений между Иркутской областью и Приморским краем и китайской провинцией Хэйлунцзян и поэтому имеет большую актуальность. Значимость данного исследования заключается в следующих моментах.
Во-первых, региональное сотрудничество приобретает все большее значение в условиях региональной экономической интеграции и экономической взаимозависимости.
Во-вторых, после 2022 года отношения между Китаем и Россией становятся все более прочными, а стратегическое партнерство полностью модернизировано и неразрывно связано. Важно понимать, как работать с таким крупным глобальным игроком, как Китай.
В частности, приграничные регионы - это особые территории, которые занимают двойственное положение в экономическом пространстве страны, являясь одновременно и транспортными центрами, и пригородами. При этом приграничные регионы, являясь периферией страны, становятся ее центром, как, например, Иркутская область и Приморский край и Хэйлунцзян. Поэтому изучение экономического сотрудничества в приграничных регионах, несомненно, имеет большое значение для России и Китая, а для приграничных регионов, находящихся на периферии, именно внешние связи являются важнейшим фактором их устойчивого развития.
Кроме того, Иркутская область и Приморский край, а также провинция Хэйлунцзян являются регионами с уникальным экономико-географическим положением, имеющими важное значение для китайско-российского экономического сотрудничества.
Научные исследования, посвященные торговле между этими субнациональными субъектами, весьма скудны. Еще меньше исследований, посвященных региональному экономическому сотрудничеству, сравнительному анализу торговли.
Политические рамки или стратегии, влияющие на торговлю между этими регионами. Необходимо больше анализировать различные стратегии сотрудничества и политику различных регионов.
В межрегиональной торговле существуют возможности и проблемы, и региональным правительствам требуется определить, где есть возможности, а где проблемы.
Объектом данного исследования являются экономические отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а предметом - торговые отношения между китайской провинцией Хэйлунцзян и российскими регионами: Приморским краем и Иркутской областью.
Целью данной работы является определение торговых отношений между китайской провинцией Хэйлунцзян и российскими регионами: Приморским краем и Иркутской областью. Выявление сходств, различий, особенностей и факторов, влияющие на торговлю между этими субнациональными субъектами. Этот анализ используется для того, чтобы дать рекомендации, определить возможности и проблемы для субнационального экономического сотрудничества в рамках китайско - российских отношений.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить особенности торговых отношений между двумя российскими регионами и Хэйлунцзяном.
2. Исследовать различия в структуре торговли двух регионов Российской Федерации и провинции Китая.
3. Выявить потенциальные проблемы и возможности экономического сотрудничества как в целом, так и в каждой конкретной регионе.
4. Определить различия в стратегиях и политике двух субъектов Российской Федерации в отношении торговли с провинцией Китая.
Хронологические рамки
Ранний этап сотрудничества:
В советский период схожесть идеологии и политической системы между Китаем и Советским Союзом заложила основу для экономического сотрудничества между двумя странами. В 1950-х годах Китай и Советский Союз подписали серию экономических и технических соглашений, охватывающих такие области, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие. В этот период регион Иркутска, будучи важной промышленной и ресурсной базой Советского Союза, оказал значительную техническую помощь и поддержку оборудованием Северо-Восточному региону Китая, включая провинцию Хэйлунцзян, помогая Китаю создавать инфраструктуру и промышленные проекты 1. Это сотрудничество заложило основу для будущего экономического взаимодействия между двумя странами.
Изменения в сотрудничестве после окончания холодной войны:
В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза и создания Российской Федерации, и реформ и открытости в Китае, страны вновь установили дружественные дипломатические отношения и начали новое экономическое сотрудничество. В 1992 году Китай и Россия подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, предоставив правовые и политические гарантии для сотрудничества в таких областях, как торговля, энергетика и инфраструктура. В этот период объем торговли между двумя странами ежегодно увеличивался, особенно в области энергетического сотрудничества 3, где Россия экспортировала в Китай значительное количество нефти и природного газа, предоставляя важную энергетическую поддержку для быстрого экономического развития Китая.
С начала XXI века до настоящего времени:
В XXI веке экономическое сотрудничество между Китаем и Россией вступило в новый этап. В 2001 году Китай и Россия совместно подписали важный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией 4, что еще больше укрепило стратегическое партнерство между двумя странами. После 2013 года Китай и Россия продвинули ряд крупных совместных проектов в рамках инициативы "Один пояс, один путь"5 и Евразийского экономического союза, включая строительство трансграничной инфраструктуры, энергетических трубопроводов и сотрудничество в области высоких технологий. В 2014 году, с введением санкций западными странами против России, Россия усилила экономическое сотрудничество с Китаем 6 .
3 Чэнь Цюцзе. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия между провинцией Хэйлунцзян (Китай) и Россией //Journal of New Economy. Харбин,2015.1(57) URL: https://jne.usue.ru/ru/-2015/375-2015-03-11-10-20-55
4 Договор между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.Бюллетень Государственного совета.КНР 2001.URL:*^A^^fiaBW^B^^3S^n^ 20013^5^аЩШ Ф»Ш
(www.gov.cn)(дата доступа:16.07.2021 ).
5 Сокращения для "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского
Шелкового пути XXI века". Правительство Китайской Народной Республики. Председатель КНР Си Цзиньпин.КНР.2013. Д1Н':Ч' Ж'7’_^Н^’ЖЧ1Й1ЧЙ
(yidaiyilu.gov.cn)
6 I. D. Turgel, N. Yu. Vlasova, L. Xu. Economic links between Russia and China: from cross-border to interregional cooperation (the case of Sverdlovsk region and Heilongjiang Региональное экономическое сотрудничество между регионом Иркутска и провинцией Хэйлунцзян, а также между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян углубилось. Например, регион Иркутска поставляет природный газ в Китай через газопровод "Сила Сибири", а Приморский край усилил сотрудничество с провинцией Хэйлунцзян в области сельского хозяйства и морепродуктов.
Территориальные рамки
Иркутская область, Приморский край и провинция Хэйлунцзян были выбраны для данного исследования благодаря их стратегическому географическому положению и историческому значению для регионального экономического сотрудничества. Иркутская область, расположенная в Восточной Сибири, является важным торговым и энергетическим узлом, соединяющим Россию и три северо-восточные провинции Китая. Приморский край с его обширной береговой линией вдоль Японского моря является узлом морских торговых путей и экспорта ресурсов, что способствует экономическому взаимодействию с Китаем. Провинция Хэйлунцзян граничит с Россией и имеет давние экономические связи с обоими регионами, которые укрепляются благодаря таким инициативам и проектам, как "Пояс и путь" и экономические коридоры Китай-Монголия- Россия , зоны трансграничного экономического сотрудничества и зоны свободной торговли. Их географическая близость делает их идеальными для изучения и исследования динамики регионального экономического сотрудничества и местной торговли между Китаем и Россией.. Приморский край, Иркутская область и провинция Хэйлунцзян занимают важное место в китайско-российском стратегическом сотрудничестве.
Методология исследования, использованная в данной работе, направлена на комплексное изучение особенностей, роли и динамики развития Иркутской области и Приморского края в российско-китайском экономическом сотрудничестве. Учитывал многогранность задач исследования, в данной работе мы использовали следующие методы: сравнительный анализ и общенаучные методы, такие как специальные методы исторической науки. Для сбора и анализа данных об экономическом сотрудничестве между регионами России и Китая использовался статистико - наблюдательный метод.
Собранные данные были проанализированы с помощью метода перекрестного сравнительного анализа с целью выявления сходств и различий между Иркутской областью и Приморским краем с точки зрения экономических стратегий, моделей торговли, геополитической и инвестиционной среды, возникающих проблем.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе вводятся понятия и определения регионального сотрудничества в субнациональных экономиках, объясняется необходимость изучения региональных образований в контексте российско-китайских торговых отношений, уточняются причины выбора Приморского края, Иркутской области и китайской провинции Хэйлунцзян в качестве объекта исследования в территориальном рамке. Во второй главе представлены общий контекст и широкие рамки отношений между этими двумя российскими регионами и Китаем. Всесторонне анализируется экономическое сотрудничество между Иркутской областью и провинцией Хэйлунцзян, выясняются особенности их торговых отношений. Всесторонне проанализировано экономическое сотрудничество Приморского края и провинции Хэйлунцзян, выяснены особенности их торговых отношений.
Цель данной работы - выявить торговые отношения между китайской провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем и Иркутской областью России, а также на основе анализа определить сходства, различия, особенности и факторы, влияющие на торговлю между этими субнациональными образованиями. В данной исследовательской работе мы подробно рассматриваем особенности торговых отношений между двумя российскими регионами и Хэйлунцзяном, изучаем различия в структуре торговли между ними и провинцией Хэйлунцзян, выявляем потенциальные проблемы и возможности экономического сотрудничества, а также анализируем различия в стратегии и политике двух регионов в торговле с Китаем.
Во-первых, торговые отношения между Иркутской областью и провинцией Хэйлунцзян основаны на взаимодополняемости природных ресурсов: Иркутская область ежегодно отправляет в Китай большие объемы природного газа по газопроводу "Сила Сибири", а основными статьями ее экспорта являются древесина и уголь, и торговля между двумя регионами сосредоточена на природных ресурсах Иркутской области. Приморский край, напротив, имеет относительно однородную структуру торговли. В отличие от этого, структура торговли между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян очень сложна и разнообразна. Приморский край также экспортирует большое количество природных ресурсов в провинцию Хэйлунцзян, но в отличие от Иркутской области, экспорт Приморского края представлен в основном морепродуктами, нефтью, минералами и металлами. Помимо природно-ресурсной составляющей торговых отношений между двумя сторонами, они также опираются на географическое преимущество прибрежного региона Приморского края. Морские порты Уладзвосток и другие порты выступают в качестве логистических центров Дальнего Востока как для России, так и для Китая, а провинция Хэйлунцзян извлекает выгоду из близости Приморского края, экспортируя в Приморский край большое количество потребительских товаров, автомобилей и продуктов механической обработки, которые затем отправляются в Россию из Приморского края. Это уникальная особенность торговли, которую называют "зависимостью от потребительских товаров" или "центром импортно¬экспортной торговли". В то же время два региона - Приморский край и провинция Хэйлунцзян - получили большой объем инвестиций и поддержку большого количества проектов сотрудничества и планов развития в рамках сотрудничества между правительствами двух регионов, что также является уникальной особенностью торговых отношений и может быть названо "стратегическим уровнем государства", который обеспечивает прочную материальную основу для торгового сотрудничества между двумя регионами и Российской Федерацией. Это обеспечивает прочную материальную основу и долгосрочную стабильность для торгового сотрудничества между двумя местами.
Во-вторых, если рассматривать провинцию Хэйлунцзян как важный экономический центр на северо-востоке Китая, то торговля с этими двумя российскими регионами в основном основана на импорте энергетических и сырьевых товаров, а также экспорте машин и оборудования, электронной продукции и ресурсов, связанных с сельским хозяйством, и экспорте большого количества легковых автомобилей в Приморский край, который стал важными воротами в Российскую Федерацию для китайского автомобильного экспорта. В торговых отношениях между провинцией Хэйлунцзян и двумя регионами России точка соприкосновения заключается в том, что Хэйлунцзян и их ресурсы являются взаимодополняющими, а экономика зависит от них. Различия проявляются в том, что в социальном и культурном плане провинция Хэйлунцзян ближе к Приморскому краю. Различия также отражаются в географических различиях: провинция Хэйлунцзян находится близко к Приморскому краю, поэтому обе стороны более тесно сотрудничают в области логистики. Различия также отражаются на уровне национальной политики, где сотрудничество с Иркутской областью носит скорее общий характер, с заключенными на десятилетия энергетическими соглашениями и стратегическими гарантиями. В случае с Приморским краем речь идет скорее о детальных проектах сотрудничества, конкретных инвестиционных предложениях, что является большой разницей, которая основана на различных экономических, культурных, географических и ресурсных различиях между двумя российскими регионами, позволяющих разрабатывать разные стратегии.
Определяя потенциальные проблемы и возможности для экономического сотрудничества в целом и в конкретных регионах, мы выявили несколько ключевых вопросов. Хотя эти регионы имеют преимущество в виде взаимодополняющих ресурсов и товаров, отсутствие инфраструктуры и логистических сетей препятствует оптимальной эффективности торговых потоков, например, строительство трубопровода "Сила Сибири-2" заняло много времени и сопровождалось значительными временными затратами. Например, строительство трубопровода "Сила Сибири II" заняло много времени, а затем много времени было потрачено на капитальный ремонт трубопровода в то время, когда уровень развития инфраструктуры был недостаточен для удовлетворения потребностей торговли энергоресурсами между Хэйлунцзяном и Иркутской областью. Помимо отсутствия железнодорожных линий, на способность Иркутской области эффективно транспортировать товары особенно влияет неразвитость логистических операционных центров. Неопределенность политической среды и сложность административного управления также оказывают влияние на торговлю.
Однако с точки зрения возможностей, инициатива "Пояс и путь" и более 30 других соглашений, планов и других политических мер по сотрудничеству, а также активная поддержка и реализация правительств Китая и России и активные визиты глав государств двух стран предоставляют хорошие возможности для будущего экономического сотрудничества, например, в области машиностроения, высоких технологий и других областях. Например, в области механообработки, высоких технологий (беспилотники, искусственный интеллект), в областях, которые блокируются обеими сторонами (мобильная связь, чипы), совместное развитие территорий и так далее.
С точки зрения факторов влияния, основными факторами влияния для обоих субъектов РФ в торговых отношениях с китайской провинцией Хэйлунцзян являются: природные ресурсы, причем Иркутская область делает упор на экспорт энергоносителей и разработку ресурсов, причем Иркутская область в большей степени ориентирована на экспорт древесины, ископаемого топлива и цветных металлов, а Приморский край - на экспорт морепродуктов, древесины и других минеральных ресурсов. С географической точки зрения Приморский край выигрывает от близости к морским путям, а торговля сосредоточена на транспорте, то есть на пропускной способности импорта и экспорта, а также на региональной экономической интеграции путем создания зон свободной торговли и зон трансграничного экономического сотрудничества. С другой стороны, Иркутская область не имеет выхода к морю, и ее развитие направлено не на транспорт и логистику, а на развитие регионального экономического сотрудничества путем создания крупных предприятий, таких как международные промышленные компании и компании по разведке энергоресурсов.
В заключение следует отметить, что данная исследовательская работа подчеркивает сложность и многогранность субнационального экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и российскими Приморским краем и Иркутской областью. Сходства и различия в торговых структурах этих регионов, выявленные проблемы и возможности, а также принятые стратегические подходы могут дать представление о более широких китайско-российских экономических отношениях. В дальнейшем расширение инфраструктурных связей, решение бюрократических проблем и использование многочисленных стратегических инициатив России и Китая могут значительно укрепить эти торговые отношения. Понимая и устраняя уникальные и общие факторы, влияющие на эти взаимодействия, две страны могут оптимизировать региональное экономическое сотрудничество и способствовать общему росту и развитию.