ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С САМОЧУВСТВИЕМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЛИЧНОСТИ, САМОЧУВСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Психологическое благополучие как предмет исследования 6
1.1.1. Понятие психологического благополучия 6
1.1.2. Подходы к изучению психологического благополучия личности 9
1.1.3. Структура психологического благополучия 15
1.1.4. Психологические факторы субъективного благополучия 19
1.2. Проблем самочувствия в экстремальных условиях в контексте стрессоустойчивости 25
1.3. Специфика взаимосвязи психологического благополучия с самочувствием в экстремальных условиях 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ С САМОЧУВСТВИЕМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 39
2.1. Описание выборки и методов исследования 39
2.2. Эмпирическое исследование психологического благополучия 43
2.3. Эмпирическое исследование самочувствия в экстремальных стрессовых условиях 44
2.4. Анализ взаимосвязи психологического благополучия личности и самочувствия в экстремальных условиях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение 1 Шкала удовлетворенности жизнью 58
Приложение 2 Шкала позитивного и негативного аффекта 59
Приложение 3 Шкала субъективного счастья 60
Приложение 4 Опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» 61
Приложение 5 Опросник «Определение нервно-психического напряжения» 64
Приложение 6 67
Таблица 1 Средние показатели субъективного благополучия 67
Таблица 2 Средние показатели исследования самочувствия в экстремальных условиях 68
Приложение 7 Показатели корреляционного анализа 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЛИЧНОСТИ, САМОЧУВСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Психологическое благополучие как предмет исследования 6
1.1.1. Понятие психологического благополучия 6
1.1.2. Подходы к изучению психологического благополучия личности 9
1.1.3. Структура психологического благополучия 15
1.1.4. Психологические факторы субъективного благополучия 19
1.2. Проблем самочувствия в экстремальных условиях в контексте стрессоустойчивости 25
1.3. Специфика взаимосвязи психологического благополучия с самочувствием в экстремальных условиях 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ С САМОЧУВСТВИЕМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 39
2.1. Описание выборки и методов исследования 39
2.2. Эмпирическое исследование психологического благополучия 43
2.3. Эмпирическое исследование самочувствия в экстремальных стрессовых условиях 44
2.4. Анализ взаимосвязи психологического благополучия личности и самочувствия в экстремальных условиях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение 1 Шкала удовлетворенности жизнью 58
Приложение 2 Шкала позитивного и негативного аффекта 59
Приложение 3 Шкала субъективного счастья 60
Приложение 4 Опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» 61
Приложение 5 Опросник «Определение нервно-психического напряжения» 64
Приложение 6 67
Таблица 1 Средние показатели субъективного благополучия 67
Таблица 2 Средние показатели исследования самочувствия в экстремальных условиях 68
Приложение 7 Показатели корреляционного анализа 69
Проблема субъективного благополучия все чаще становятся предметом исследования психологов. Это вызвано необходимостью для психологической науки и практики в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения и каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. Актуальность исследования связана с тем, что психологическое благополучие является тем психологическим феноменом, которое олицетворяет естественное
стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению счастья. Благополучие, удовлетворение, комфорт, счастье - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни.
Понятие психологического благополучия, содержащееся в работах многих авторов, включает в себя обыденное понимание счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными (Созонтов А.Е., Шевеленкова Т.Д. и др.). Это определение указывает в проявлении субъективного благополучия на приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним. Другое понимание субъективного благополучия связано с представлением о нем как о системе базовых ценностей, отношении к себе и миру.
Неприятные эмоции, напряженность и беспокойство, которые нередко испытывают студенты в ситуации экзаменов, могут быть рассмотрены как признаки нарушения эмоционального состояния в экстремальных, напряженных ситуациях. Опираясь на такое понимание субъективного благополучия, мы задались вопросом: связан ли уровень субъективного благополучия со способностью преодоления сложных жизненных ситуаций? Влияет ли уровень субъективного благополучия на способность личности преодолевать трудности, более удачно интерпретировать полученный опыт в будущем и быстрее адаптироваться к изменениям окружающих условий?
Таким образом, целью нашей работы является исследование взаимосвязи уровня психологического благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Объект исследования: субъективное благополучие как особенность личностного потенциала.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня субъективного
благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Гипотеза: существует взаимосвязь уровня субъективного благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Выделить рабочие понятия «субъективное благополучие», «экстремальные условия»; «самочувствие в экстремальных условиях»;
2. Определить методы исследования «субъективного благополучия» и «самочувствие в экстремальных условиях»;
3. Провести анализ о взаимосвязи уровня субъективного благополучия с самочувствием в экстремальных условиях (условиях повышенного напряжения);
В работе использовались следующие методы: для сбора эмпирических данных были использованы психологические шкалы «Удовлетворенности жизнью» Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, «Позитивного и негативного аффекта» (PANAS) Е. Н. Осина, «Субъективного счастья» С. Любомирски в адаптации Д. А. Леонтьева - для исследования уровня субъективного благополучия и психологические опросники «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой, «Определение нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина - для исследования самочувствия в экстремальных условиях. Для анализа эмпирических данных использовался корреляционный анализ r-критерия Пирсона.
стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению счастья. Благополучие, удовлетворение, комфорт, счастье - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни.
Понятие психологического благополучия, содержащееся в работах многих авторов, включает в себя обыденное понимание счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными (Созонтов А.Е., Шевеленкова Т.Д. и др.). Это определение указывает в проявлении субъективного благополучия на приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним. Другое понимание субъективного благополучия связано с представлением о нем как о системе базовых ценностей, отношении к себе и миру.
Неприятные эмоции, напряженность и беспокойство, которые нередко испытывают студенты в ситуации экзаменов, могут быть рассмотрены как признаки нарушения эмоционального состояния в экстремальных, напряженных ситуациях. Опираясь на такое понимание субъективного благополучия, мы задались вопросом: связан ли уровень субъективного благополучия со способностью преодоления сложных жизненных ситуаций? Влияет ли уровень субъективного благополучия на способность личности преодолевать трудности, более удачно интерпретировать полученный опыт в будущем и быстрее адаптироваться к изменениям окружающих условий?
Таким образом, целью нашей работы является исследование взаимосвязи уровня психологического благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Объект исследования: субъективное благополучие как особенность личностного потенциала.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня субъективного
благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Гипотеза: существует взаимосвязь уровня субъективного благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Выделить рабочие понятия «субъективное благополучие», «экстремальные условия»; «самочувствие в экстремальных условиях»;
2. Определить методы исследования «субъективного благополучия» и «самочувствие в экстремальных условиях»;
3. Провести анализ о взаимосвязи уровня субъективного благополучия с самочувствием в экстремальных условиях (условиях повышенного напряжения);
В работе использовались следующие методы: для сбора эмпирических данных были использованы психологические шкалы «Удовлетворенности жизнью» Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, «Позитивного и негативного аффекта» (PANAS) Е. Н. Осина, «Субъективного счастья» С. Любомирски в адаптации Д. А. Леонтьева - для исследования уровня субъективного благополучия и психологические опросники «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой, «Определение нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина - для исследования самочувствия в экстремальных условиях. Для анализа эмпирических данных использовался корреляционный анализ r-критерия Пирсона.
Одним из значимых критериев организации успешности человека является субъективное благополучие личности. Можно говорить о том, что сегодня в психологической науке есть разные подходы к пониманию субъективного благополучия. Опираясь на понимание Э. Динера, который определил субъективное благополучие как когнитивную и эмоциональную сторону самопринятия, мы реализовали эмпирическое исследование взаимосвязи уровня субъективного благополучия с самочувствием в экстремальных условиях.
В неопределенных и экстремальных условиях человек переживает более или менее сильное эмоциональное напряжение, довольно часто проявляющееся как чувство ярко выраженной тревожности, ожидания возможной неприятности, опасения того, что она может произойти. Например, в ожидании экзамена у некоторых студентов появляется состояние беспокойства - тревоги по поводу возможного его исхода, а у отдельных лиц это состояние настолько отчетливо выражено, что его можно квалифицировать как страх и, соответственно, охарактеризовать ситуацию экзамена как экстремальную ситуацию.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и самочувствия в условиях психологического напряжения, в экстремальных ситуациях. В ходе исследования было установлено, что уровень субъективного благополучия имеет положительные связи с уровнем психологической устойчивости личности в экстремальных условиях и со стеническими эмоциональными состояниями, и отрицательные связи с астеническими эмоциональными состояниями. Результаты исследования показали наличие зависимости между уровнем психологического благополучия личности и самочувствием в экстремальных условиях. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза о взаимосвязи уровня субъективного благополучия и самочувствия в экстремальных условиях подтвердилась, а это значит, что уровень субъективного благополучия тесно связан со способностью преодоления сложных жизненных ситуаций. Осознавая и поддерживая свои внутренние ресурсы, умея анализировать сложные жизненные ситуации, понимать и применять конструктивные техники по выходу из них, личность будет формировать свой позитивный жизненный путь, с готовностью к развитию и встрече с трудностями. Люди, у которых уровень субъективного благополучия выше, легче преодолевают трудности, более удачно интерпретируют полученный опыт в будущем и быстрее адаптируются к изменениям окружающих условий.
Важным результатом этого исследования является то, что полученные данные имеют теоретическую и практическую значимость: позволяют глубже понять механизмы саморегуляции человека и разрабатывать программы психологического сопровождения человека для развития его готовности справляться с психологическим напряжением в экстремальных условиях.
В неопределенных и экстремальных условиях человек переживает более или менее сильное эмоциональное напряжение, довольно часто проявляющееся как чувство ярко выраженной тревожности, ожидания возможной неприятности, опасения того, что она может произойти. Например, в ожидании экзамена у некоторых студентов появляется состояние беспокойства - тревоги по поводу возможного его исхода, а у отдельных лиц это состояние настолько отчетливо выражено, что его можно квалифицировать как страх и, соответственно, охарактеризовать ситуацию экзамена как экстремальную ситуацию.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязи между показателями субъективного благополучия и самочувствия в условиях психологического напряжения, в экстремальных ситуациях. В ходе исследования было установлено, что уровень субъективного благополучия имеет положительные связи с уровнем психологической устойчивости личности в экстремальных условиях и со стеническими эмоциональными состояниями, и отрицательные связи с астеническими эмоциональными состояниями. Результаты исследования показали наличие зависимости между уровнем психологического благополучия личности и самочувствием в экстремальных условиях. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза о взаимосвязи уровня субъективного благополучия и самочувствия в экстремальных условиях подтвердилась, а это значит, что уровень субъективного благополучия тесно связан со способностью преодоления сложных жизненных ситуаций. Осознавая и поддерживая свои внутренние ресурсы, умея анализировать сложные жизненные ситуации, понимать и применять конструктивные техники по выходу из них, личность будет формировать свой позитивный жизненный путь, с готовностью к развитию и встрече с трудностями. Люди, у которых уровень субъективного благополучия выше, легче преодолевают трудности, более удачно интерпретируют полученный опыт в будущем и быстрее адаптируются к изменениям окружающих условий.
Важным результатом этого исследования является то, что полученные данные имеют теоретическую и практическую значимость: позволяют глубже понять механизмы саморегуляции человека и разрабатывать программы психологического сопровождения человека для развития его готовности справляться с психологическим напряжением в экстремальных условиях.
Подобные работы
- Стресс и стрессоустойчивость у спортсменов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Психосоматические проявления при экстремальных спортивных нагрузках
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Психосоматические проявления при экстремальных спортивных нагрузках
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И АГРЕССИВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ УМВД С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста в зависимости от успешности в обучении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013 - Психосоматические жалобы у военнослужащих при разных типах коппинг-стратегий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





