Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы обучения профессионально ориентированному
аудированию студентов в цифровой среде 11
1.1 Современные подходы к обучению студентов профессионально
ориентированному аудированию 11
1.2 Цифровая среда как средство обучения студентов профессионально
ориентированному аудированию 24
1.3 Психолого-педагогические основы развития умений профессионально
ориентированного аудирования студентов в цифровой среде 37
Выводы по первой главе 48
2 Методические основы развития умений профессионально
ориентированного аудирования студентов в цифровой среде 51
2.1 Дидактический потенциал ресурсов и инструментов цифровой
среды для развития умений профессионально ориентированного аудирования 51
2.2 Методика развития умений профессионально ориентированного
аудирования студентов в цифровой среде 63
2.3 Опытно-экспериментальная апробация методики и анализ полученных
результатов 97
Выводы по второй главе 111
Заключение 114
Список использованных источников и литературы 118
Приложение А Современные цифровые ресурсы и инструменты для развития умений профессионально ориентированного аудирования 140
Приложение Б Анкета для студентов 148
Актуальность исследования. Проблема развития умений профессионально ориентированного аудирования является предметом активного научного интереса в современной лингводидактике и методике преподавания иностранных языков. В условиях глобализации и цифровизации образования способность воспринимать и понимать профессионально значимую информацию на иностранном языке становится неотъемлемым компонентом подготовки будущих специалистов, обеспечивая успешную коммуникацию в профессиональной среде.
В работах таких исследователей, как И. Л. Бим, И. А. Зимняя, О. А. Обдалова, Н. Н. Осипова, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова и др., подчеркивается значимость аудирования как основы для развития устной речи и эффективной коммуникации. Однако, несмотря на теоретическую разработанность темы и коммуникативную направленность современного обучения иностранным языкам в вузе, развитию умений аудирования студентов уделяется недостаточно внимания, что подтверждается рядом исследований (И. Е. Абрамова, Е. Б. Быстрай, П. Ю. Петрусевич). Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к обучению аудированию, особенно в контексте профессиональной подготовки и в условиях сокращения аудиторных часов. В связи с этим возрастает важность переноса акцента на самостоятельную работу студентов, что требует разработки эффективных методик обучения с использованием цифровых технологий, интерактивных платформ и аутентичных материалов, способствующих мотивации и автономии обучающихся.
Актуальность исследования также обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в котором выделяется универсальная компетенция УК-4: «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)». Внедрение профессионально ориентированного аудирования в образовательный процесс способствует не только развитию иноязычной коммуникативной компетенции, но и формированию профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности в международной среде.
Современные реалии, характеризующиеся активным использованием английского языка в науке, бизнесе и технологиях, а также участием российских компаний в международных проектах, подчеркивают важность владения профессионально ориентированным аудированием [Гафаров, 2020]. Способность понимать устную речь в профессиональных контекстах (деловые переговоры, конференции, вебинары) становится ключевой компетенцией специалистов, работающих в условиях глобальной конкуренции.
Цифровая трансформация образования открывает широкие возможности для развития умений аудирования. Национальный проект «Цифровая экономика РФ» и программы по цифровизации образовательных учреждений способствуют активному внедрению онлайн-курсов, видеоконференций, подкастов и других цифровых ресурсов в образовательный процесс. Тем не менее использование цифровых технологий зачастую носит хаотичный характер, что снижает эффективность обучения. Как отмечает В. И. Писаренко, «видео, аудио и компьютерные материалы используются спонтанно, без серьезного методического сопровождения, что превращает образовательный процесс в развлекательный момент» [Писаренко, 2018, с. 188].
Пандемия COVID-19 ускорила интеграцию цифровых ресурсов и технологий в образовательную среду, потребовав адаптации традиционных методов обучения аудированию к новым условиям, дистанционное и смешанное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, доля самостоятельной работы студентов увеличилась. Несмотря на активное использование цифровых ресурсов, методика их применения для развития умений профессионально ориентированного аудирования остается недостаточно разработанной, также актуальным становится вопрос методической поддержки студентов в процессе самостоятельной работы.
В научной литературе вопросы обучения аудированию в неязыковых вузах рассматриваются фрагментарно. Проблема профессионально ориентированного аудирования изучалась с различных позиций: в рамках коммуникативного подхода (А. В. Гаврилова, О. А. Обдалова, Е. А. Руцкая), с точки зрения формирования профессиональных компетенций (Н. И. Алмазова, Н. Н. Сергеева, В. А. Яковлева), в аспекте развития стратегий аудирования (А. Э. Михина), в ключе проблемноориентированного подхода (Н. Н. Осипова), а также в отношении трудностей аудирования (Н. Ю. Абрамовская, Н. В. Агеева, Н. В. Елухина). В контексте цифровизации образования значительный вклад в изучение адаптации традиционных методов обучения к новым технологическим условиям внесли такие исследователи как М. Ю. Бухаркина, М. Н. Евстигнеев, Р. П. Мильруд, Е. С. Полат,
А. Г. Соломатина, П. В. Сысоев, и др., которые акцентировали внимание на роли цифровых технологий в трансформации образовательного процесса. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, малоизученной остается проблема развития умений профессионально ориентированного аудирования с учетом специфики современных технологий и требований профессиональной коммуникации. Большинство исследований последних лет посвящено методике обучения аудированию в средней школе или языковых вузах (Е. Н. Владимирова, М. В. Данилин, Е. Д. Козлова, Т. В. Финаева), тогда как специфика профессионально ориентированного аудирования в условиях цифровой среды изучена недостаточно. Это обусловливает необходимость разработки новых подходов, учитывающих как профессиональные потребности студентов, так и возможности цифровой среды.
Учитывая все вышеизложенное, можно выделить противоречия между:
- социальным заказом общества на выпускников разных специальностей, способных эффективно использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности, требованиями ФГОС ВО 3++ к их иноязычной подготовке, и выявленными трудностями в развитии умений профессионально ориентированного аудирования, которые недостаточно учтены в современном образовательном процессе при обучении студентов иностранному языку;
- необходимостью повышения эффективности процесса развития умений профессионально ориентированного аудирования и сокращением аудиторных часов, выделяемых на изучение дисциплин, связанных с иноязычной подготовкой студентов;
- сложившейся обширной научно-теоретической базой, посвященной обучению профессионально ориентированному аудированию в вузе, и отсутствием систематизированного научного описания методики развития соответствующих умений в современных условиях цифровизации образования;
- значительным потенциалом цифровой среды как средства обучения и недостаточной изученностью ее возможностей для развития умений профессионально ориентированного аудирования, а также отсутствием методически обоснованных подходов к ее использованию в образовательном процессе.
Проблема исследования заключается в следующем: какова методика развития умений аудирования студентов с учетом профессионально ориентированного контекста их деятельности и условий цифровой образовательной среды?
Поиск путей разрешения этих противоречий обусловил выбор темы диссертационного исследования: Развитие умений профессионально ориентированного аудирования студентов в цифровой среде.
Объект исследования - процесс обучения студентов нелингвистических направлений подготовки профессионально ориентированному аудированию в современных условиях.
Предмет исследования - методика развития умений профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых направлений подготовки с учетом условий современной цифровой среды.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики развития умений профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых направлений подготовки в цифровой среде, и экспериментальной проверке ее эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать современные подходы к обучению профессионально ориентированному аудированию в неязыковом вузе и отобрать релевантные современным целям и задачам обучения будущих профессионалов.
2. Выявить особенности обучения профессионально ориентированному аудированию в цифровой среде.
3. Описать психолого-педагогические основы развития умений аудирования в контексте обучения профессионально ориентированному иностранному языку и в цифровой среде.
4. Описать дидактический потенциал ресурсов и инструментов цифровой среды для развития умений профессионально ориентированного аудирования.
5. Разработать методику развития умений профессионально ориентированного аудирования в цифровой среде.
6. Апробировать разработанную методику развития и провести анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что умения профессионально ориентированного аудирования будут успешно развиваться, если:
- в обучение аудированию будет интегрирована современная цифровая
среда, обладающая следующими характеристиками: массовость и удаленность, доступность, интерактивность, персонализация,
полимодальность, гибкость;
- будет использован широкий спектр аутентичных аудиовизуальных материалов, отобранных в соответствии с критериями: языковая и профессиональная аутентичность, баланс сложности, контекстуальная и сенсорная избыточность;
- обучение проводится на основе методики развития умений профессионально ориентированного аудирования в смешанном формате, базирующейся на применении интерактивных цифровых ресурсов и инструментов, систематического подхода к развитию умений на различных этапах работы с аудио- и видеотекстами, а также создании специальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих мотивацию, обратную связь и учет профессиональных потребностей обучающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ и синтез научной литературы отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, педагогики, лингводидактики, в том числе цифровой, и методики преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (по теме данного исследования); метод обобщения педагогического опыта в сфере обучения профессионально ориентированному аудированию в неязыковом вузе;
- эмпирические методы: тестирование и анкетирование студентов; проведение педагогического эксперимента (опытно-экспериментальная работа);
- статистические и математические методы: графическое представление результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой диссертационного исследования послужили положения подходов: компетентностного (В. Ф. Аитов, Н. И. Алмазова, В. И. Байденко, К. Э. Безукладников, И. Л. Бим, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, С. К. Гураль, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Р. П. Мильруд, О. А. Обдалова, Е. Г. Тарева, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, А. В. Хуторской, N. Chomsky и др.); личностнодеятельностного (И. Л. Бим, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. Е. Кузовлева, С. С. Куклина, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, С. Л. Рубинштейн, С. Ф. Шатилов, И. С. Якиманская и др.), коммуникативнокогнитивного (Н. В. Барышников, И. Л. Бим, Н. Д. Гальсков Н. И. Гез, С. С. Куклина, О. А. Обдалова, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.); междисциплинарного (М. А. Акопова, Н. И. Алмазова, Р. Г. Зайцева, Т. Ю. Полякова, Н. В. Попова, Л. П. Цурикова, D. Coyle, J. Crandall и др.).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы по теории обучения аудированию как виду речевой деятельности (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя,
A. Н. Леонтьев, М.Р. Львов, Р. К. Миньяр-Белоручев, О. А. Обдалова, Е. И. Пассов, С. Д. Толкачева, И. И. Халеева, С. Ф. Шатилов и др.), проблеме профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в высшей школе (Н. И. Алмазова, Т. Н. Астафурова, О. В. Барышникова, К. Э. Безукладников, А. А. Вербицкий, А. Л. Гайсина, К. С. Григорьева, О. С. Зорина, М. Г. Евдокимова, Е. М. Колесова, А. И. Комарова, О. П. Корниенко, Н. Ф. Коряковцева, А. К. Крупченко, Г. А. Кручинина, Э. Г. Крылов, Ю. А. Молчанова, Д. Л. Морозов, М. Н. Новоселов, О. А. Обдалова, П. И. Образцов, В. И. Петрова, И. Л. Плужник, О. Г. Поляков, Н. В. Попова, Н. А. Проскурякова, Е. В. Рощина, Л. К. Сальная, Н. Н. Сергеева, Т. С. Серова, В. А. Яковлева и др.), проблеме формирования и развития навыков и умений аудирования иноязычной речи (И. Л. Бим, А. А. Вербицкий, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, Е. А. Колесникова, Р. К. Миньяр-Белоручев, Д. Л. Морозов, Е. А. Руцкая и др.), классификации трудностей аудирования иноязычной речи (И. Л. Бим, Н. В. Елухина, Р. К. Миньяр-Белоручев,
B. Л. Скалкин, С. Ф. Шатилов и др.), теории профессионально ориентированных упражнений и заданий (Л. Е. Зеленина, Е. В. Малыгина, Н. Н. Сергеева и др.), применению аудиовизуальных аутентичных материалов в обучении иностранным языкам (Е. В. Абрамова, А. В. Гаврилова, М. В. Кискина, А. В. Кузьмина, Е. Л. Попова, Н. В. Попова); применению цифровых ресурсов и инструментов в обучении иностранным языкам (А. П. Авраменко, М. А. Бовтенко, Т. В. Колесова, Р. П. Мильруд, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А.В. Соболева, П. В. Сысоев, С. В. Титова, Л. П. Халяпина и др.).
Научная новизна исследования определяется тем, что:
- разработана и научно обоснована методика развития умений профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых направлений подготовки в цифровой среде;
- обоснован обучающий потенциал профессионально ориентированных аудиовизуальных материалов, а также сформулированы критерии их отбора для эффективного использования в процессе развития умений профессионально ориентированного аудирования;
- описан алгоритм внедрения цифровых ресурсов и инструментов в процесс обучения студентов для развития умений профессионально ориентированного аудирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы и уточнены принципы обучения, способствующие развитию умений профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых направлений подготовки в цифровой среде;
- конкретизирована таксономия умений профессионально ориентированного аудирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и апробирована система упражнений и заданий для развития умений профессионально ориентированного аудирования, реализуемая в смешанном формате обучения и включающая ресурсы и инструменты цифровой среды, которая может быть использована в обучении студентов направления подготовки «Химия», а также адаптирована для смежных профессиональных областей.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование было посвящено решению актуальной проблемы современного высшего образования - эффективному развитию умений профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых направлений подготовки в условиях цифровой трансформации образовательного процесса.
В ходе исследования было уточнено понятие профессионально ориентированного аудирования как сложной рецептивной мыслительно- мнемической деятельности, предполагающей не только восприятие и понимание устной иноязычной речи, но и способность анализировать, критически осмысливать и применять профессионально значимую информацию для решения специальных задач.
Ключевым теоретическим результатом стала уточненная таксономия умений профессионально ориентированного аудирования, включающая детализированную систему языковых, смысловых, коммуникативных, стратегических и когнитивных умений. Данная система позволяет дифференцированно подходить к обучению - от базовых умений понимания и извлечения информации до профессионального применения, включающего анализ, критическую оценку и решение квазипрофессиональных задач.
Разработан трехуровневый алгоритм интеграции цифровых ресурсов и инструментов в процесс обучения профессионально ориентированному аудированию, учитывающий психолого-педагогические особенности современного поколения студентов. Алгоритм включает подготовительный, основной и контрольно-оценочный этапы, что систематизирует процесс внедрения цифровых средств обучения аудированию и направлен на минимизацию когнитивной перегрузки студентов.
Определены и систематизированы частнометодические принципы методики развития умений профессионально ориентированного аудирования в цифровой среде, включающие принципы последовательности действий с аудируемым материалом в смешанном формате, интеграции профессионально ориентированных задач в обучение аудированию, оптимального распределения обучающей деятельности между аудиторной работой с преподавателем и цифровой образовательной средой.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной методики развития умений профессионально ориентированного аудирования в цифровой среде, учитывающей специфику подготовки студентов неязыковых направлений и особенности современной цифровой образовательной среды. Предложенная методика представляет собой интеграцию смешанного обучения и профессионально ориентированного подхода к обучению аудированию, где каждая форма работы имеет четко определенную цель, а связь между этапами обеспечивается благодаря разработанной таксономии умений профессионально ориентированного аудирования.
Создана практико-ориентированная классификация цифровых средств обучения, основанная на комплексе взаимосвязанных критериев: доминирующая функция, тип контента, степень интерактивности и технологическая основа. Это позволяет осознанно подходить к отбору цифровых средств обучения в соответствии с целями развития умений профессионально ориентированного аудирования.
Опытно-экспериментальное исследование, проведенное с участием 60 студентов второго курса химического факультета НИ ТГУ, убедительно подтвердило эффективность разработанной методики. Результаты апробации показали значительное повышение уровня развития умений профессионально ориентированного аудирования у студентов по итогам формирующего этапа эксперимента.
Особенно значимыми оказались результаты в области развития критического аудирования, когда студенты научились не только понимать профессионально ориентированную информацию, но и критически оценивать аргументацию, анализировать профессионально значимые аспекты, а также моделировать профессиональные дискуссии.
Практическая значимость работы состоит в возможности непосредственного внедрения разработанной методики в образовательный процесс высших учебных заведений. Методика способствует повышению автономности студентов за счет четкого распределения ролей между преподавателем и цифровой средой, и снижению когнитивной нагрузки благодаря адаптивному отбору материалов и упражнений. Это будет способствовать повышению качества иноязычной профессиональной подготовки студентов и формированию у них компетенций, необходимых для успешной интеграции в международное профессиональное сообщество.
Результаты проведенного исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения возможностей цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Особый интерес представляют исследования по адаптации разработанной методики для других профессиональных областей, изучение долгосрочных эффектов применения цифровых технологий в иноязычном образовании, а также разработка методик интеграции искусственного интеллекта в процесс обучения профессионально ориентированному аудированию. Перспективным направлением является также исследование возможностей создания полностью адаптивных обучающих систем, способных в режиме реального времени корректировать траекторию обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей каждого студента.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены в полном объеме, выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение, что свидетельствует о достижении цели исследования. Разработанная методика открывает новые возможности для повышения эффективности профессиональной иноязычной подготовки в условиях цифровизации образования и представляет собой значимый вклад в развитие практики обучения иностранным языкам в высшей школе. Результаты исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение, поскольку не только расширяют теоретические представления о процессе развития умений профессионально ориентированного аудирования, но и предоставляют преподавателям конкретные инструменты для повышения эффективности образовательного процесса в условиях цифровой трансформации высшего образования.
1. Абрамова Е.В. Обучение студентов технического вуза аудированию сообщений на иностранном языке с использованием интернет-ресурсов / Е.В. Абрамова // Вестник МГЛУ. - Вып. 12 (591). Педагогические науки. - 2010. - С. 102-109.
2. Абрамова И. Е. Обучение аудированию студентов неязыковых специальностей / И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 3-1. - С. 72-81.
3. Агальцова Д. В. 2.2. Цифровые образовательные технологии в преподавании иностранных языков в экономическом вузе: педагогический опыт / Д. В. Агальцова // Иностранные языки в высшей школе: традиции и инновации.
- Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Прометей", 2023. - С. 242-258.
4. Агеенко Н. В. Способы преодоления трудностей при обучении аудированию // Образование в современном мире: роль вузов в социальноэкономическом развитии ре-гиона: сб. науч. тр. Самара. - 2014. - С. 272-274.
5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.
- 448 с. - URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения: 15.09.2024).
6. Аллен М. E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / М. Аллен; пер. И. Окунькова / под ред. Е.В. Тихомировой. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 200 с.
7. Астафурова Т. Н. Обучение иностранному языку в цифровой образовательной среде неязыкового вуза / Т. Н. Астафурова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2024. - № 4(187). - С. 100-105.
8. Ачкасова Н. Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование / Н. Н. Ачкасова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 10-12.
9. Байниязова Э. М. Цифровые инструменты и ресурсы в методике преподавания ИЯ в образовательной среде вуза / Э. М. Байниязова, Р. А. Фахрутдинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 84-3. - С. 61-63.
10. Башеров О. И. Интеграция английского языка в профессиональную подготовку студентов неязыковых специальностей: междисциплинарный подход / О. И. Башеров, Е. В. Сачкова, И. К. Кардович, О. В. Барышникова // Управление образованием: теория и практика. - 2024. - № 2-1(76). - С. 205-214.
11. Безносюк Е. В. Феномен клипового мышления у современных студентов / Е. В. Безносюк // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : Сборник трудов III Международной научнопрактической конференции, Евпатория, 14-15 декабря 2023 года. - Симферополь: ООО "Издательство Типография "Ариал", 2024. - С. 191-195.
12. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие / М. А. Бовтенко. - Москва : Флинта: Наука, 2005. - 216 с.
13. Богданова Е. Г. Обучение аудированию на начальном этапе интенсивного курса (исследование учебных функций визуальных опор) : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Богданова Елена Германовна. - Москва, 1984. - 270 с.
14. Борисенко Т. И. Обучение иноязычной речи с опорой на родной язык / Т. И. Борисенко, Г. И. Сыроватская // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. - 2017. - № 13. - С. 84-92.
15. Бурканова О. П. Дистанционное сопровождение процесса обучения аудированию студентов неязыковых профилей подготовки в педагогическом вузе / О. П. Бурканова, Е. А. Левина // Перспективы науки. - 2023. - № 11(170). - С. 158-161....173