АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1 Теоретические подходы к изучению моды и их инвариант 13
1.1 Анализ теоретических подходов в моде и выявление инварианта 13
1.2 Инвариант к исследованию моды 27
Глава 2 Роль моды в формировании социокультурной, индивидуальной и коллективной идентичности субъекта 30
2.1 Социокультурная идентичность 30
2.2 Влияние моды на формирование идентичности 34
2.3 Формирование индивидуальной и коллективной идентичности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Актуальность
В современном обществе наблюдается процесс, при котором господствуют две противоположные тенденции:
- Во-первых, субъект посредством индивидуализации оказывается в такой ситуации, когда чувствует себя не таким, как прежде, это чувство может сопровождаться дереализацией, то есть потерянностью.
- Во-вторых, прослеживается выравнивание индивидуальности посредством коллективности, то есть исчезает человеческая самость, так как в современном обществе царит массовость и общество спешит за трендами.
Вследствие этих тенденций повышается значимость феномена моды в обществе, которая, являясь наиболее заметным фактором мейнстрима, влияет на все сферы человеческой деятельности. В связи с постоянными изменениями моды в обществе, ее влияние распространяется не только на поверхностные сферы жизни и внешний облик человека, но и на его внутренний, духовный мир, и служит инструментом передачи культурных кодов, которые присущи субъекту с самого рождения.
В сознании общества существует особый шаблон восприятия моды, сформированный на привычках, традициях и жизненном укладе наших предков. Мода не возникает на пустом месте, она опирается на культурное познание. Мода связана с культурой и традициями, но люди используют ее, чтобы показать свой статус и выделиться среди других.
Современное общество очень быстро развивается, и вместе с ним меняется мода. В связи с циклическим характером моды, ее анализ помогает выявить психологические, культурные и рефлекторные особенности, важные для понимания и формирования социокультурной идентичности субъекта.
Мода на сегодняшний день проникает во все сферы жизни, и вынуждает нас принимать ее во внимание. Основные вопросы, которыми задаются исследователи моды, представляющие различные дисциплины:
- что такое мода?
- как мода существует в обществе?
Первый вопрос, как правило, касается в первую очередь философии и предполагает исследование моды с философской точки зрения, а вторым вопросом занимаются преимущественно социологи. В литературе рассматриваются различные подходы к исследованию моды, которые формируют у человека понимание этого явления через культуру, традиции, символы и знаки. По словам А.М. Гусевой «Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что мода подчиняет себе все сферы жизнедеятельности человека - экономику и политику, музыку и литературу, манеры и способы общения и т. д. В современном мире мода служит своеобразным механизмом передачи культурного опыта. Мода транслирует ценности, нормы, идеалы, образцы, социальное поведение» [18, с. 410].
Наиболее важным для теоретиков моды изменением стало расширение области субъекта через умножение его генеалогий (наряду с субъектом языковым, телесным, желающим и т. д., появляется субъект модный). Происходит переосмысление подхода к изучению моды вообще; исключительный социологический взгляд на моду как на социальный институт уступает место её феноменологическому и философско- антропологическому осмыслению. Социология моды сменяется философией моды, озадаченной вопросами субъекта и его существования. Таким образом, акцент смещается с внешних социальных закономерностей, на более глубокие внутренние процессы существования человека.
Степень разработанности темы.
Тема моды как феномена конструирования социокультурной идентичности активно исследуется в рамках философии, социологии, культурологии, психологии, семиотики, политики, экономики. Ее изучение охватывает широкий горизонт подходов, начиная от классических теорий заканчивая современными междисциплинарными исследованиями.
Мода как философский феномен и социальное явление описана в работах В.Н. Терешкиной и Е.А. Наймана. Оба автора обращаются к анализу эстетики и вкуса, но делают это с разных сторон. В.Н. Терешкина обращается к понятию «мода» с точки зрения социологии и описывает ее основные функции, которые характеризуют ее как социологическую концепцию. Е.А. Найман обращается к понятиям в философии Канта, которые описывают моду в терминах суждений о вкусе и эстетических суждений. Терешкина также в своей работе обращается к концепциям Канта и описывает моду с точки зрения представлений формирования эстетического вкуса субъекта.
Изучение моды как социального явления, который показывает взаимодействие индивидов между собой, описаны у авторов: Э. Шефтсбери, И. Кант, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Т. Веблен, П. Бурдье, Г. Тард, Г. Блумер, В.В. Петренко, М.Г. Пахомова, И.Ф. Рековская, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Г. Блумер и др., которые рассматривают моду как социальный феномен, связанный с подражанием и коммуникацией. Веблен и Бурдье связывают моду с демонстративным потреблением. И. Кант и Э. Шефстбери исследуют эстетические и антропологические аспекты поведения, что тоже относится к моде, так как посредством эстетизации у субъекта формируется собственное представление о красоте. Для всех перечисленных авторов общим является их видение социальных, культурных и экономических аспектов моды, а также потребление и поведение человека в обществе. Авторы сосредотачиваются на интересе к моде не как к просто смене стилей, а как к сложному социальному механизму.
Вопросам формирования социокультурной и коллективной идентичности посвящены статьи и монографии исследователей: Н.В. Гришаниной, Е.В. Конюшенко, А.В. Ивановой, С. Вудворда, Д.О. Владимировны, Р.О Владимировича. Перечисленные авторы сосредотачивают свое внимание на аспектах формирования социокультурной и коллективной идентичности, а также их взаимосвязи с модой и одеждой.
Н.В. Гришанин и Е.В. Конюшенко рассматривают моду как фактор формирования идентичности, а А.В. Иванова анализирует одежду как фактор психосоциальных аспектов. Д.О. Владимировна и Р.О. Владимирович рассматривают идентичность в контексте общества потребления и социокоммуникативных процессов. Моду по отношению к политики и власти рассматривали В.В. Петренко и Л.О. Терновая. Авторы исследуют взаимосвязь моды и политики в различных аспектах. В.В. Петренко делает акцент на том, что модный субъект, не задумываясь, следует моде, и это как раз отражает политику. Терновая рассматривает моду также с точки зрения подчинения, но ее взгляд направлен на международную политику.
При всем разнообразии позиций все перечисленные авторы пытаются рассмотреть вопрос о месте субъекта в обществе моды. По нашему мнению, ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой, более частный вопрос, а именно, каким образом мода способствует формированию социокультурной идентичности субъекта?
Именно этот вопрос и будет проблемой настоящего исследования.
Цель: продемонстрировать способы формирования социокультурной идентичности субъекта посредством моды.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть основные теоретические подходы к исследованию моды актуальные в настоящее время и установить их инвариант;
2) эксплицировать роль моды в формировании социокультурной, индивидуальной и коллективной идентичности субъекта.
Объект: мода как социокультурный феномен
Предмет: социокультурная идентичность в контексте моды
Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, обобщения, историко-философского анализа, сравнения.
Положения, выносимые на защиту
1. На основании рассмотрения наиболее актуальных теоретических подходов к исследованию моды как:
- социологический подход характеризует моду с точки зрения подражания и потребления, данная концепция принадлежит Г. Зиммелю и Т. Веблену;
- экономический подход рассматривает моду в условиях глобализации и технологизации, а также в обстоятельствах гиперпотребления;
- психологический подход рассматривает моду как механизм самовыражения и поиска человеческой идентичности;
- культурологический подход исследует моду как систему знаков и кодов, где одежда выступает способом коммуникации между людьми (Р. Барт, Ж. Бодрийяр);
- антропологический подход изучает моду как культурный код, традиции, обычаи;
- подход, характеризующий моду с точки зрения политики и власти, описывает ее как инструмент контроля.
Было установлено, что общим для всех этих подходов является понимание моды как механизма коммуникации и социального взаимодействия, который передает смыслы и ценности в рамках культуры. Мода функционирует как знаковая система, где одежда или любая другая деталь гардероба служит языком или текстом, что вследствие передает социальные коды. Она влияет на социальную стратификацию через демонстрацию статуса, принадлежность к определенной группе, подражание и культурные особенности.
2. Влияние моды на идентичность реализуется посредством комплекса разнообразных механизмов, включая визуальные знаки или коды. Мода выступает коммуникативной системой, которая позволяет субъекту не только выражать свою идентичность, но и еще активно участвовать в ее развитии и изменении под воздействием глобальных культурных явлений. Также мода служит инструментом адаптации в формировании личности субъекта, воздействуя на культуру и разные стороны жизни человека. Особую роль мода играет в отражении социального статуса субъекта, она помогает определять, к какой группе будет принадлежать человек в рамках моды по своему статусу и стилю. Мода как знаковое явление может оперировать символами, которые несут закрепленные в социуме значения. Она служит инструментом выражения коллективной и индивидуальной идентичности посредством отношения индивида к окружающим и способностью заявить о себе и своих ценностях. Важным фактором в формировании идентичности служит механизм конструирования собственного «я». Каким бы глобальным и всесторонним явлением не была мода, важно прислушиваться к своему «я» и действовать исходя из своих потребностей и желаний.
Структура работы соответствует поставленной цели и определенным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 53 источника. Общий объем работы - 58 страниц.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования вносят вклад в теорию моды, социологию и философию моды, помогая лучше понять моду не только как явление культуры, но и с точки зрения социальных процессов и вопросов о ее природе. Материалы работы могут быть использованы для преподавания таких дисциплин, как «Эстетика», «Семиотика» и «Мода как социокультурный феномен». Во времена, когда идентичность становится «гибкой» и подверженной внешним воздействием, такое исследование необходимо для устойчивого развития общества, с целью лучшего понимания механизмов формирования идентичности субъекта и сохранения гармонии и стабильности общества в условиях глобальных перемен.
Апробация результатов исследования
Основные положения результатов данной работы были представлены на 3 конференциях международного уровня:
- XXVI Международная конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук», г. Томск, ТГУ, 2024 г.
- XXII Международная конференция молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. «Пространства и взаимодействия», г. Новосибирск, Институт философии и права СО РАН и НГУ, 2024 г.
- Материалы XII Антропологических чтений студентов, магистрантов, аспирантов философского, культурологического факультетов и Института образования ТГУ. г. Томск, 2024 г.
На основании материалов исследования было подготовлено и сдано в печать для публикации в сборниках, входящих в РИНЦ, 2 научные статьи:
- Турисова А.М. Мода как индикатор социальной идентичности - Материалы XXII Международной научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и соиальных наук Пространства и взаимодействия. Отв. Редакторы В.В. Петров, Т.К. Скрипкина. Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирск, 2024 - с. 173-176.
- А.М. Турисова. Проблема одежды в горизонте философской антропологии и философия наготы - Антропологические чтения (21-22 декабря 2024г.) Материалы XII Антропологических чтений студентов, магистрантов, аспирантов философского, культурологического факультетов и Института образования ТГУ / Отв. Ред.
Т.А. Костюкова, Г.И. Петрова. - Томск, 2025. (в печати)
В данной работе был исследован феномен моды в контексте формирования социокультурной идентичности субъекта. Были проанализированы актуальные теоретические подходы Г. Блумера, Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда, Ж. Бодрийяра, Л.И. Ятиной, Б. Гофман, Т. Веблен, Ж. Липовецкий и многих др., и выявлен инвариант моды, характерный для каждого из подходов. В рамках исследования были проанализированы ключевые аспекты формирования социокультурной идентичности посредством моды, а также процесс формирования индивидуальной и коллективной идентичности.
Анализируя моду как социальный и культурный феномен, который оказывает значительное влияние на поведение и самовосприятие человека, следует отметить, что она служит не просто способом нарядиться и высказать свои предпочтения, а требует глубокого понимания как явления вообще. Ведь мода - это сложный культурный процесс, который конструируется посредством выражения индивидуальности и принадлежности к социальной группе, трансформируется через понимание обычаев и традиций, а также отражает изменения в обществе. Было показано, что мода не сводится лишь к смене эстетических предпочтений или потребительским тенденциям, а выступает мощным инструментом конструирования индивидуального и коллективного самосознания. Цель исследования заключалась в демонстрации способов формирования социокультурной идентичности субъекта посредством моды, именно исходя из цели были сформулированы задачи, решение которых привело к более полному анализу результатов исследования:
В первой главе исследования были рассмотрены актуальные теоретические аспекты моды, где она служит сложным механизмом в обществе и функционирует на рубеже различных социальных сфер, и ее изучение требует тщательного анализа. Было показано, что мода функционирует как знаковая система, где одежда или любая другая деталь модного процесса, служит динамической системой знаков и кодов, функционирующих в рамках культурного пространства. Она влияет на социальную стратификацию через демонстрацию статуса, принадлежность к определенной группе, подражание, культурные особенности. В ходе исследования были рассмотрены такие теоретические подходы к изучению моды как: социологический, экономический, философский, психологический, культурологический, антропологический, а также аспект который рассматривает моду с точки зрения власти и знаковой системы. Данные подходы позволили понять, что несмотря на то, что мода отражает дух времени, технологический прогресс и социальные изменения, все же единственное, что делает ее неизменной - понимание ее как механизма коммуникации и социального взаимодействия, который передает смыслы и ценности в рамках культуры. Мода может служить коммуникативной системой, а то есть выполнять функцию передачи информации, смыслов между культурами и сообществами, это такой язык, который демонстрирует различные сообщения, будь то индивидуальные, социальные или культурные. Инвариант демонстрирует нам, что мода является универсальным социальным институтом.
Вторая глава была посвящена анализу экспликации роли моды в формировании социокультурной, индивидуальной и коллективной идентичности субъекта.
В начале второй главы был проведен анализ такого явления как социокультурная идентичность. Это осознание человеком себя и отнесение к «... своей принадлежности к какой-либо группе» [24, с. 133]. Далее было продемонстрировано, как через одежду, аксессуары, рекламу, СМИ, индивид проецирует себя и свои ценности, убеждения и социальные роли. В условиях цифровизации социальные сети и другие сети передачи информации превратились в новые площадки для конструирования собственной идентичности через моду, где индивиды не просто следуют всему, что передается виртуально, но и активно участвуют в создании этого виртуального пространства. Это явление активно приводит к размыванию границ между реальным и виртуальным, и между потребителями и создателями моды, а также к появлению новых форм идентичности, где пропадает реальное «я». Согласно тому, что и мода подвижна и субъект обладает таким же качеством - это и вызывает проблему: что первичнее мода или субъект и что вызывает реальное давление, то ли субъект на моду, то ли мода на субъект? Это противоречие отражает фундаментальный конфликт современного общества: стремление к универсальности при одновременной потребности в уникальности. Кроме того, в условиях глобализации мода становится площадкой для диалога различных идентичностей, где переосмысливаются традиционные нормы и создаются новые формы самовыражения.
Мода продолжает выступать важным инструментом в процессе формирования социокультурной идентичности. Она служит не только отражением трансформаций в обществе, но и активно участвует в их формировании, представляя субъектам обширный спектр возможностей для самореализации.
Продемонстрировано, что социокультурная идентичность субъекта формируется под влиянием различных факторов - через моду, через практики самовыражения и коллективные механизмы идентификации. Мода - это не просто про одежду, а про способ конструирования собственного «я» во взаимосвязи с обществом. Она позволяет человеку в большинстве случаев соответствовать ожиданиям или вступать в диалог с другими людьми, а также помогает людям искать таких же, как он в культурном пространстве.
В условиях постоянно меняющегося мира, глобализации и технического прогресса идентичность становится более гибкой и подстраиваемой под стандарты, но при этом сохраняет связь с традиционными, культурными и социальными структурами. Каким бы глобальным и всесторонним явлением не была мода, важно прислушиваться к своему «я» и действовать исходя из своих потребностей и желаний.
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ по направлениям подготовки: философия, социология, культурология, психология и учебных курсов «Эстетика», «Семиотика», «Мода как социокультурный феномен».
Перспективы дальнейшего развития темы может быть продолжено, например, в области семиотики моды. Рассмотрение моды как знаковой системы может способствовать лучшему пониманию специфики взаимодействия моды
1. Blumer H. Fashion: from Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. Vol.10. -N3. 1969. -P. 275-291.
2. Woodward, S. The myth of style, Fashion theory: The Journal of Dress, Body & Calture, Vol. 13. 2009. pp 82 - 102. URL: https://archive.org/details/fashiontheoryjou0006unse (дата обращения 04.03.2024)
3. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. - М.: Республика, 2001. - 527 c.
4. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры.. - Москва: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: «Медиум», 1995. -323 с.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пре.с фр., послесл.и примеч. Е.А. Самарской. -М.: Республика; Культурная революция 2006. - 179 с.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - 4-е изд. - М.: «Добросвет», «Издательство «КДУ», 2011. - 392 с.
8. Бурдье П. Практический смысл / пер. с. фр. А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПБ.:Алетейя, 2001. - 105 с.
9. Васильева Е. Идеология знака, феномен языка и «Система моды»/ Теория моды: тело, одежда, культура 2017. - С. 11-24
10. Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ., вступ. ст. С.Г. Сорокиной; общ. ред. В.В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. - 194 с.
11. Великих П.К. Цвет и форма в деловом костюме // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(32). URL: http://sibac.info/archive/social/6(32).pdf (дата обращения: 23.08.2017)
12. Владимировна Д.О. Владимирович Р.О. Индивидуальная и коллективная идентичность в современном российском обществе: к проблеме методологии социокоммуникативного анализа. / Вестник ДГТУ. 2011. - С. 1888-1895
13. Выготский Л.С. «Мышление и речь» издание 5, испр., М.: Лабиринт, 1999 - 352 с.
14. Гегель, Г. Система наук / Г. Гегель; пре. Г. Шпета. - СПБ: Наука, 1992. - Ч. 1: Феноменология духа. - 444 с.
15. Гирц, К. Интерпретация культур / пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
..53