АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: российский и
зарубежный опыт 8
1.1 Ресоциализация осужденных: основные понятия и значение 8
1.2 Основные элементы успешной ресоциализации лиц, освободившихся из мест
лишения свободы 13
1.3 Опыт постпенитенциарной работы с освободившимися осужденными в мире..26
2 Значение семьи в жизни осужденного: мнение общественных масс. (на основании результатов анкетирования молодежи Томской области на тему: «Ресоциализационный потенциал семьи осужденного») 39
3 Роль семьи в процессе ресоциализации осужденных. (результаты анкетирования
осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции г. Томска) 48
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 66
Приложение А Программа исследования «Роль семьи в процессе ресоциализации осужденного после его освобождения из мест лишения свободы» 71
Приложение Б Анкета для проведения исследования «Роль семьи в процессе ресоциализации осужденного после его освобождения из мест лишения свободы» 73
Приложение В Программа исследования «Роль семьи в жизни осужденного» 74
Приложение Г Анкета для проведения исследования
Наличие и значимость семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. С самого рождения именно в семье проходит первичная социализация, благодаря которой в последующем можнодостойно функционировать и развиваться в обществе. Именно в семье проходят первые годы, во время которых закладываются жизненные ценности и приоритеты, а также формируются нормы социального поведения. Именно в семье человек может ощутить заботу, теплоту, любовь, помощь и поддержку. Семья является одним из главных факторов комфортного существования и благополучной жизнедеятельностилюбого человека в обществе.
В жизни лица, подвергшегося уголовному наказанию, семья сохраняет свою важность и, одновременно, приобретает особое значение.Под семьей в настоящей работе будет подразумеваться круг близких родственников, к которым,в соответствии с законодательством,относятся супруг, дети, родители, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Общение с семьей во время отбытия наказания человеком, совершившим преступление, затрудняется: количество встреч с родственниками определяется законом в зависимости от типа совершенного преступления, режима учреждения и поведения осужденного. Взаимоотношения осужденных с семьей являются одной из важных и в то же время острых проблем в местах лишения свободы. Разрыв осужденного с его семьей затрудняет процесс исправления, являясь неблагоприятным фактором. Ведь семья это самый устойчивый коллектив, максимально воздействующий на формирование личности, мировоззрения и поведения в обществе. Семья является одним из фундаментальных и благоприятных факторов, способствующих исправлению осужденного, его успешной адаптации после освобождения и интеграции в общество.
Также помимо семьи высока роль в постпенитенциарной адаптации у таких факторов, как образование, трудоустройство, наличие жилья, психологическое состояние освободившегося и т.д. Каждый из них играет важную роль в переходе осужденного из заключения в общество и предопределяют успешность этого процесса. Однако, наиболее значимым элементом видится все-таки семья, так как именно при ее наличии на всех этапах отбывания наказания, а также после освобождения осужденного из мест лишения свободы, вероятность благополучной ресоциализации бывшего осужденного возрастает.
В местах лишения свободы, в отличие от жизни на свободе, «царит» абсолютно другой мир со специфической обстановкой, атмосферой, со своими правилами. Осужденный в исправительном учреждении не может испытывать тех необходимых чувств и эмоций, которые ему дает семья: поддержка, любовь, совместный досуг. В зависимости от времени проведенного в учреждении, осужденный привыкает к режимному жизненному укладу и после освобождения продолжает вести себя также. Это приводит к возникновению новых противоречий между человеком и обществом. Чтобы этого не происходило, нужна семья. Она поможет освободившемуся быстрее привыкнуть к правилам жизни на свободе, поддержит его и даст силы на восстановление социально одобряемых форм деятельности.
В соответствии с целями настоящего исследования нами было выделено три этапа взаимодействия семьи с заключенным: допенитенциарный, пенитенциарный и
постпенитенциарный. Для успешного протекания процесса адаптации после выхода на свободу, нужно, чтобы семья успешно прошла все 3 этапа. От качества допенитенциарного и пенитенциарного этапов зависит успешность протекания постпенитенциарной адаптации.
Большую роль в успешном протекании процесса постпенитенциарной ресоциализации и взаимодействии осужденного с семьей играют социальные службы учреждения, где осужденный отбывает наказание. Именно специалисты по социальной работе ведут основную деятельность по подготовке осужденного к освобождению, восстановлению его утраченных социально-полезных связей, содействию в получении образования и профессии. В зависимости от того, какая работа проделана данными специалистами в учреждении, осужденный будет с разной степенью готов к выходу на свободу. От деятельности специалистов по социальной работе также зависит, на каком уровне будут установлены связи осужденного с семьей, и кто встретит освободившегося на свободе.
Тот факт, что в стране фиксируется большой процент рецидивной преступности (почти каждое второе (56,2%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления) , во многом, по мнению автора работы, объясняется тем, что после освобождения из мест лишения свободы человек сталкивается со значительными трудностями при адаптации в обществе. Это, главным образом, происходит потому, что в ряде случаев связи с семьей осужденных утрачены. Родственники и друзья не всегда хотят иметь отношенияс лицами, привлекавшимися к уголовной ответственности, общаться с ними и помогать им. Поэтому с возникающими жизненными трудностями бывшие заключенные не в состоянии справиться в одиночку и совершают новые преступления.
Становится очевидной недостаточная эффективность работы социальных служб в направлении восстановления семейных связей, а также постпенитенциарного сопровождения осужденного и его семьи. Происходит это из-за того, что данная деятельность отражена в законодательстве очень слабо, а нормы, регламентирующие постпенитенциарную работу с семьей осужденного отсутствуют вовсе.
Проблема настоящего исследования сформулирована автором следующим образом: каково влияние семьи на постпенитенциарнуюресоциализацию осужденного и значение социальных служб исправительного учреждения в налаживании отношений между осужденным и его родственниками?
Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения уже рассматривались в работах Ю. В. Андреевой, Ю. В. Баранова, М. В. Бухаровой, О. В. Васильченко, Т. Н. Волковой, И. И. Евтушенко, В. А. Елеонского, Ю. В. Жулевой, Б., М. П. Мелентьева, А. В. Пищелко, П. Г. Пономарева, Т. Г. Предова, М. С. Рыбака, А. А. Рябинина, А. Ф. Сизого, Н. А. Стручкова, А. В. Чернышевой, С. В. Шатилова, В. Е. Южанина и других исследователей. Осмысление ресоциализирующей деятельности учреждений исполнения наказаний, которая направлена на исполнение наказания и ресоциализацию осужденных, представлена в работах М.И. Еникеева и О. Л.Кочеткова.
Однако, несмотря на наличие проблем и недостаточной эффективности работы социальных служб в работе с осужденным и его семьей, значительного внимания к проблемам правовой регламентации со стороны ученых, трудности в постпенитенциарнойресоциализации сохраняются.
Объектом дипломной работы является ресоциализационный потенциал семьи осужденного.
Предметом - отношения осужденного с его семьей на всех этапах отбывания наказания, а также после освобождения.
Целями настоящего исследования является изучение влияния семьи осужденного на его постпенитенциарную ресоциализацию и выявление роли социальных служб исправительного учреждения в налаживании отношений между осужденным и его родственниками.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1) изучить деятельность социальных служб мест лишения свободы, направленную на сохранение семейных связей осужденного;
2) выявить основные факторы, влияющие на успешное протекание процесса интеграции бывшего заключенного в общество;
3) изучить мировой опыт решения ресоциализационных проблем осужденного, в том числе касающихся восстановления семейных отношений;
4) провести эмпирическое исследование среди молодежи города Томска с целью выявления их видения возможных семейных проблем осужденного;
5) провести эмпирическое исследование среди осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции г. Томска, направленное на выявление роли семьи в успешной интеграции осужденного в общество;
6) сформировать рекомендации специалистам социальных служб, занимающихся социальной работой с осужденными в том числе по восстановлению их утраченных семейных отношений.
В рамках исследования проводилось несколько самостоятельных проектов, каждый из которых с одной стороны достигал свои собственные цели, а с другой стороны выполнял общую цель исследования. Практическая значимость проводимых исследований заключалось в том, что стал возможным выход в поле к целевой аудитории и изучение выделенных элементов успешной ресоциализации изнутри. Так, на базе Томской воспитательной колонии №2 был реализован проект «Альтернатива», благодаря которому осужденные девушки были познакомлены с такими профессиями, как парикмахер и визажист. Занятия проходили в течение месяца, что позволило несколько раз провести анкетирование осужденных. Помимо этого, в колонии была пройдена производственная практика, в ходе которой процесс социальной работы с осужденными в пенитенциарный период был изучен практически, в том числе деятельность по восстановлению и сохранению семейных отношений. Также были рассмотрены такие элементы успешной ресоциализации, как обучение и трудоустройство.
Гипотезой настоящей работы является предположение, что семья играет важнейшую (решающую) роль в успешном протекании процесса
постпенитенциарнойресоциализации человека, освободившегося из мест лишения свободы.
В выпускной квалификационной работе автором применены дедуктивный, индуктивный, сравнительный методы, метод теоретического и системного анализа, а также анкетирование и интервьюирование.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих три параграфа,заключения, списка использованных источников и литературы, а также четырех приложений.
По окончанию проведенного исследования можно сказать, что цели и задачи, поставленные автором во введении, были выполнены успешно. Автору удалось изучить влияние семьи осужденного на его постпенитенциарную ресоциализацию и выявить роль социальных служб исправительного учреждения в подготовке осужденного к жизни на свободе, в том числе налаживании отношений между осужденным и его родственниками. Для этого был изучен мировой опыт по решению ресоциализационных проблем осужденного, в том числе деятельность социальных служб, направленная на сохранение семейных связей осужденного, а также определены основные элементы успешной интеграции бывшего осужденного в принимающее общество. Кроме того, были проведены эмпирические исследования, направленные на выявление мнения молодежи и осужденных по поводу роли семьи в успешной интеграции осужденного в общество.
Гипотеза, поставленная автором в начале работы подтвердилась: роль семьи в процессе постпенитенциарнойресоциализации сочли важнейшей и представители молодежи и сами осужденные. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы:
1) Вопрос о необходимости ресоциализационной работы с бывшими осужденными рассматривается на международном уровне в таких актах, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, а также на уровне Федеральных и региональных законных актов. В России же оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказаний в России, регулируется Уголовноисполнительным кодексом. В исправительных учреждения России на государственном уровне ведется достаточно большая работа по подготовке осужденных к освобождению, а вот вопросы постенитенциарнойресоциализации и постпенитенциарного сопровождения данных лиц пока недостаточно урегулированы на законодательном уровне и остаются малоизученными в отечественной литературе, до настоящего времени, к сожалению, отсутствует единый нормативно-правовой акт, регламентирующий содержание и особенности постпенитенциарнойресоциализации и последующего сопровождения. Однако это не означает, что данная работа не ведется вообще. Она нуждается в специальном обобщении, систематизации и более широком внедрении в практику работы учреждений, исполняющих наказания.
2) Процесс ресоциализации осужденных состоит из трех этапов: допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный.В настоящей работе главным
образом рассматриваются особенности второго и последнего этапов, так как, по -нашему мнению, именно от них зависит дальнейшая судьба освободившего из мест лишения свободы человека и его успешная жизнедеятельность в обществе. Ведь, если пенитенциарная постпенитенциарная ресоциализация протекает неуспешно, то человек, покинувший места лишения свободы, вновь встает на преступный путь,подтверждением чего являются высокие статистические показатели уровня рецидивной преступности в России.
3) Все большее распространение получают общественные организации, различные фонды и религиозные объединения, которые помогают освобожденному успешно интегрироваться в принимающее общество. Делают они это через оказание содействия в трудоустройстве, решение жилищных вопросов, оформление документов и других подобных мер, что, в свою очередь, становится возможным благодаря их сотрудничеству с ФСИН. Деятельность таких служб должна распространяться во все регионы, так как она приносит ощутимую пользу и видимый результат.
4) В законодательстве Германии, например, пробация представляется как любая деятельность, служащая реабилитации и реинтеграции преступника в общество. В Великобритании, в большей степени, чем в России, государство заинтересовано в предоставлении рабочих мест освобождающимся из мест лишения свободы людям. Так, Минюст Великобритании призывает крупнейшие компании брать на работу больше эксзаключенных. В законодательстве таких государств как Швейцария и Китай также предусмотрен надзор за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, и всесторонняя помощь ему. Частично данный опыт может быть заимствован и использован в отечественных условиях. Об успешности его применения свидетельствует опыт Красноярского Края, Белгородской и Московской областей и др. регионов. Однако, подобная практика в настоящее время не достаточно распространена на территории РФ.
5) В России получение образования осужденным является обязательным пунктом исправительной работы с ним. В местах лишения свободы осужденные получают основное общее, среднее общее, начальное профессиональное образование и даже высшее. Опыт образовательной деятельности Канской и Томской воспитательных колоний для несовершеннолетних можно назвать уникальным для РФ. Именно в этих учреждениях успешно сочетаются формальное и неформальное образование, находится индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Однако, как показал проект «Альтернатив», реализованный на базе томской колонии, спектр профессий, возможных для получения их осужденным, остается узким. Профессии преобладают те, которые вне учреждения окажутся малоперспективными для освободившегося. В то же время, руководство учреждений с описанной ситуацией борется путем привлечения общественности к ней и сотрудничества с внешними образовательными учреждениями, что доказало свою эффективность и может быть использовано другими исправительными учреждениями страны.
6) Семья, как миниатюра всего общества, имеет важное значение для ресоциализации бывших осужденных. В семье бывший осужденный получает поддержку, заботу, любовь. Без такой опоры существовать в современном мире сложно, а человеку, подвергшемуся уголовному наказанию и на время изолированному от общества, особенно. Для успешной постпенитенциарной адаптации человека, необходимо, чтобы связи с семьей сохранялись и во время отбытия наказания и после освобождения.
7) В местах лишения свободы группа социальной защиты осужденных в обязательном порядке ведет деятельность, направленную на поддержание отношений между осужденным и его родственниками, однако объем выполняемой в данном направлении работы зависит от «загруженности» социальных работников, их ответственности, желания самих осужденных и т.д. Эта деятельность состоит из нескольких этапов, которые смежны этапам отбытия наказания. Важно регламентировать эту деятельность и расширить практику ее применения.
8) Для оказания помощи администрации исправительных учреждений в решении вопросов социальной защиты осужденных, их постпенитенциарного сопровождения, оказания содействия в трудоустройстве и др., ведется сотрудничество учреждений ФСИН со службами занятостями, общественными и религиозными организациями, местными властями. Каждая из названных организаций вносит значительный вклад в то, чтобы осужденный после освобождения стал законопослушным гражданином и не совершал повторных преступлений. В настоящее время назрела необходимость детальной регламентации подобной деятельности. Наиболее приемлемый вариант видится в подготовке и подписании межведомственного соглашения.
9) Исправительным и воспитательным учреждениям стоит активнее вести деятельность в направлении укрепления связей осужденного с семьей, так как среди ответов молодежи, а также самих осужденных, этот ресоциализирующий элемент видится в качестве одного из самых важных. Возможно использование при работе в данном направлении инновационных технологий, таких как Skype-видеосвязь, которые позволят вести видео-переговоры с родственниками осужденного, живущими в других населенных пунктах.
10) Молодежь, среди которой проводилось анкетирование, имеет представление о семейных трудностях осужденных. Респонденты называют основные проблемы, к которым известные практики и теоретики данной области относят трудности создания новой семьи, конфликтные и недоверчивые отношения с членами прежней семьи, неприятие родственниками осужденного. Удивительно, что одна из действительных проблем в семейных отношениях осужденного - развод, была упомянута лишь двумя отвечающими.
11) По мнению молодежи Томской области, семья играет важнейшую роль в успешной пенитенциарной и постпенитенциарной адаптации бывших осужденных. Главная заслуга семьи в данном процессе заключается в социализационной и адаптационной функции.
12) В большинстве проблем, возникающих у осужденного после освобождения, по мнению опрошенных, виноваты родственники, которые негативно относясь к осужденному, недоверяя ему и боясь, ведут к дезориентации этого человека в обществе и появлению трудностей в его ресоциализации
13) По результатам опроса самих осужденных выяснилось, что вынесение приговора суда в отношении одного из членов семьи необязательно отрицательным образом влияет на семейные отношения. Ситуация в семье может остаться прежней, либо вообще улучшиться благодаря сплочению членов семьи вокруг беды. Среди опрошенных осужденных ситуация в семье ухудшилась у 29 из 99 лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
14) Попадание одного из родителей в места лишения свободы нередко ведет к тому, что его ребенок становится социальным сиротой. Доказательством сказанного является тот факт, что среди 90 осужденных из 150 есть дети, но лишь 41 из них на момент опроса проживал вместе со своим ребенком.
15) По результатам опроса молодежи г. Томска (представленным во второй главе данной работы), семейные трудности занимают ключевую позицию в иерархии трудностей осужденного. В отличии от молодежи, сами осужденные отводят семейным трудностям лишь третье место. Серьезней для них выступают трудности с трудоустройством и психологические проблемы.
16) Первая тройка лидеров по семейным проблемам в ответах осужденных оказалась полностью аналогична результатам опроса молодежи по этой же теме: осуждение и непонимание, трудность создания новой семьи и распад прежней семьи.
17) Опрос осужденных доказал важность встреч-свиданий со своей семьей для осужденного. Большинство видит в них только положительные стороны, говоря, что они помогали им верить в будущее и успешную социализацию в обществе после освобождения.
18) Как и опрошенная молодежь, осужденные отводят семье ключевую роль в успешном переходе осужденного из мест лишения свободы в общество. Семья помогает человеку встать на правильный путь, реализовать себя как полноценного гражданина и семьянина. Главным образом семья оказывает поддержку и является опорой, придает бывшему осужденному силу и веру в себя. Помимо этого, семья, являясь социальным коллективом, позволяет человеку привыкнуть к обществу и забыть тюремной субкультуру.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18. Дек. 2001г. №174 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2005 г. №223 - ФЗ : (ред. от 30.12.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек. 2001 г.№197-ФЗ : (ред. от 30.12.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 08 янв.1997 г. №1 -ФЗ:(ред. от 28.11.2015) //КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.12.2001 №174 - ФЗ: (ред. от 01.05.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»: [Электронный ресурс] // Информационно - правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12144685/ (дата обращения:25.03.2016)
7. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание - М.: Книжный мир, 2008. - 792 с.
8. Блейхер В. М., Крук И.В. Толковый словарь психологических терминов [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба НЭС. - Электрон. данные.- URL: [http://vocabulary.ru/dictionary/28/word/resocializacija (дата обращения: 11.05.2015).
9. В ВК-2 провели «круглый стол» и открыли реабилитационный центр «Аврора» [Электронный ресурс] // Официальный сайт УФСИН по Томской области. - Электрон. данные. - URL: http://www.70.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT ID=244282 (дата обращения: 30.03.2016).
10. В Москве состоялся финальный концерт VII всероссийского фестиваля
искусств «Амнистия души» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. - Электрон. данные. - URL:
http://fsin.su/territory/Tomsk/news/detail.php?ELEMENT ID=65065 (дата обращения: 25.12.2015).
11. В мурмашинской колонии прошла ярмарка [Электронный ресурс] //
Информационный сайт Мурманска. - Электрон. данные. - URL:
http://www.hibiny.com/news/archive/100564 (дата обращения: 24.03.2016).
12. В Совете Федерации предлагают ввести обязательное квотирование рабочих
мест для бывших заключенных [Электронный ресурс] // Парламентская газета. Издание Федерального Собрания Российской Федерации. Электрон. данные. - URL: -
https://www.pnp.ru/news/detail/82397 (дата обращения: 25.03.2016).
13. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века. Социологические проблемы/ под ред. К.Н. Хабибудина.- С.-П.,1999. -220 с.
14. Дебольский М.Г. Проблемы риска рецидива при условно-досрочном
освобождении осужденных / М. Г. Дебольский // Психология и право. 2014. № 1. С 35 -49. Диакония: служение заключенным. Круглый стол по религиозному образованию и
диаконии [Электронный ресурс] // Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. - Электрон. данные. - URL:
http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/prisn ru.htm#Top (дата обращения: 03.04.2016).
15. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии /В. А. Жмуров. - 2-е изд. -М., 2012. - 864 с.
..46