МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ
|
Аннотация
Введение 3
1. МВФ: место и роль в содействии международному развитию 6
1.1 Основные цели МВФ 6
1.2 Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе 10
1.3 Особенности деятельности МВФ в условиях глобализации 19
2. Сотрудничество МВФ с развивающимися странами и государствами
с переходной экономикой 23
2.1 Роль МВФ в развитии экономик стран Восточной Европы 23
2.2 МВФ и Россия 27
2.3 Роль МВФ в странах Азии 30
3. МВФ в глобальной экономике 34
3.1 Сравнительный анализ МВФ и нового банка развития БРИКС 34
3.2 Критика деятельности МВФ 38
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение А Взаимодействие МВФ с другими международными организациями 52
Введение 3
1. МВФ: место и роль в содействии международному развитию 6
1.1 Основные цели МВФ 6
1.2 Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе 10
1.3 Особенности деятельности МВФ в условиях глобализации 19
2. Сотрудничество МВФ с развивающимися странами и государствами
с переходной экономикой 23
2.1 Роль МВФ в развитии экономик стран Восточной Европы 23
2.2 МВФ и Россия 27
2.3 Роль МВФ в странах Азии 30
3. МВФ в глобальной экономике 34
3.1 Сравнительный анализ МВФ и нового банка развития БРИКС 34
3.2 Критика деятельности МВФ 38
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение А Взаимодействие МВФ с другими международными организациями 52
Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами, которая служит институциональной основой мировой валютной системы. Являясь специализированным учреждением ООН, он функционирует на независимой основе и имеет собственный устав, структуру управления и финансовые ресурсы. Международный валютный фонд играет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. За свою семидесятилетнюю историю существования Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. За относительно небольшой срок своей деятельности Фонд стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. МВФ призван содействовать сбалансированному росту мировой торговли, стабильности обменных курсов, а также упорядоченному решению проблем платежного баланса. На МВФ возложена обязанность наблюдения за международной валютной системой, а также за финансовой и экономической политикой входящих в него государств. Регулирующее воздействие МВФ на международные валютно - кредитные отношения осуществляется, в первую очередь, через стабилизационные программы стран-заемщиков, предусматривающие структурные преобразования их экономики. В экономические программы, согласуемые с Фондом, входят обязательства по снижению и отмене таможенных пошлин, устранению валютных ограничений по текущим операциям, накоплению валютных резервов и др., которые увеличивают степень открытости национальной экономики страны-заемщика для мирового хозяйства.
Актуальность изучения данной темы, обусловлена той значительной ролью, которую Международный валютный фонд играет в условиях глобализации современной мировой экономики, в которой происходит усиление нестабильности экономик и существуют разнообразные риски. Поскольку это связано с тем, что мировая экономика и международная финансовая система в наши дни значительно расходятся с планами, намечавшимися при создании Международного валютного фонда. Новым явлением стало формирование и развитие тенденции к повышению роли развивающихся стран в мировом развитии, особенно группы стран с быстрыми темпами экономического роста.
Целью настоящей бакалаврской работы является выявление экономической эффективности деятельности Международного валютного фонда. В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• на теоретическом уровне рассмотреть место и роль МВФ как органа межгосударственного валютно-кредитного регулирования в содействии международному развитию;
• рассмотреть процесс сотрудничества и методы оказания помощи МВФ с развивающимися странами и государствами с переходной экономикой ;
• проанализировать роль Нового Банка Развития БРИКС как потенциального конкурента МВФ и выявить причины критики Фонда.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы, касающиеся основных целей МВФ, роли и места, которые он занимает в международной валютно-финансовой системе. Подробно рассмотрена кредитная деятельность МВФ, осуществляемая несколькими видами финансирования, которые по методологии Фонда называются механизмами, к ним относятся обычные, специальные и льготные. Уделено внимание роли специальных прав заимствования, а также ключевому звену во взаимоотношениях с Фондом - квотам, которые определяют сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов и количество голосов при голосовании. Отмечены изменения в корзине валют, которая дополнилась юанем. Также рассмотрены особенности деятельности МВФ в современных условиях глобализации мировой экономики, которая заключается в растущей международной интеграции рынков и экономики стран и требует решения сложнейших экономических проблем.
Во второй главе рассматриваются взаимоотношения Фонда со странами Восточной Европы, а именно с Украиной, поскольку эта страна находится в глубоком финансовоэкономическом кризисе и ей требуется финансовая помощь, затрагиваются взаимоотношения с такими развивающимися странами как Беларусь, Венгрия, Республика Молдова. Также уделяется внимание сотрудничеству Фонда с Россией и странами Азии, которых глубоко затронул азиатский кризис.
В третьей главе проводится сравнительный анализ Международного валютного фонда и Нового банка развития БРИКС, появившегося на мировой арене год назад и воспринимающегося как альтернатива МВФ. Выявляются различия этих двух структур. Рассматриваются аспекты деятельности МВФ, которые подвергаются серьезной конструктивной критике, где эксперты высказывают неодобрение тем программам и условиям, которые Фонд выдвигает и предлагает.
При написании бакалаврской работы были использованы устав МВФ, учебная литература, журнальные статьи и сайты, связанные с данной темой. Работа выполнена на основе трудов таких авторов, как В.Ф. Максимова, А.И. Шмырев, В.Н. Зуева, Е.Д. Халевинская, Х.М. Благомедова, М.В. Грязнова, В.С. Кузнецов, Д.В. Хлебникова и другие.
Актуальность изучения данной темы, обусловлена той значительной ролью, которую Международный валютный фонд играет в условиях глобализации современной мировой экономики, в которой происходит усиление нестабильности экономик и существуют разнообразные риски. Поскольку это связано с тем, что мировая экономика и международная финансовая система в наши дни значительно расходятся с планами, намечавшимися при создании Международного валютного фонда. Новым явлением стало формирование и развитие тенденции к повышению роли развивающихся стран в мировом развитии, особенно группы стран с быстрыми темпами экономического роста.
Целью настоящей бакалаврской работы является выявление экономической эффективности деятельности Международного валютного фонда. В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• на теоретическом уровне рассмотреть место и роль МВФ как органа межгосударственного валютно-кредитного регулирования в содействии международному развитию;
• рассмотреть процесс сотрудничества и методы оказания помощи МВФ с развивающимися странами и государствами с переходной экономикой ;
• проанализировать роль Нового Банка Развития БРИКС как потенциального конкурента МВФ и выявить причины критики Фонда.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы, касающиеся основных целей МВФ, роли и места, которые он занимает в международной валютно-финансовой системе. Подробно рассмотрена кредитная деятельность МВФ, осуществляемая несколькими видами финансирования, которые по методологии Фонда называются механизмами, к ним относятся обычные, специальные и льготные. Уделено внимание роли специальных прав заимствования, а также ключевому звену во взаимоотношениях с Фондом - квотам, которые определяют сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов и количество голосов при голосовании. Отмечены изменения в корзине валют, которая дополнилась юанем. Также рассмотрены особенности деятельности МВФ в современных условиях глобализации мировой экономики, которая заключается в растущей международной интеграции рынков и экономики стран и требует решения сложнейших экономических проблем.
Во второй главе рассматриваются взаимоотношения Фонда со странами Восточной Европы, а именно с Украиной, поскольку эта страна находится в глубоком финансовоэкономическом кризисе и ей требуется финансовая помощь, затрагиваются взаимоотношения с такими развивающимися странами как Беларусь, Венгрия, Республика Молдова. Также уделяется внимание сотрудничеству Фонда с Россией и странами Азии, которых глубоко затронул азиатский кризис.
В третьей главе проводится сравнительный анализ Международного валютного фонда и Нового банка развития БРИКС, появившегося на мировой арене год назад и воспринимающегося как альтернатива МВФ. Выявляются различия этих двух структур. Рассматриваются аспекты деятельности МВФ, которые подвергаются серьезной конструктивной критике, где эксперты высказывают неодобрение тем программам и условиям, которые Фонд выдвигает и предлагает.
При написании бакалаврской работы были использованы устав МВФ, учебная литература, журнальные статьи и сайты, связанные с данной темой. Работа выполнена на основе трудов таких авторов, как В.Ф. Максимова, А.И. Шмырев, В.Н. Зуева, Е.Д. Халевинская, Х.М. Благомедова, М.В. Грязнова, В.С. Кузнецов, Д.В. Хлебникова и другие.
МВФ стал ключевым звеном в сложившейся системе регулирования мировой экономики, занимая одно из центральных мест в системе международных валютнофинансовых институтов. Фонд активно содействует процессу глобализации путем либерализации международной торговли и устранение валютных ограничений в странах - заемщиках. Это реализуется благодаря включение в экономические программы обязательств по отмене или снижению таможенных пошлин, что способствует развитию внешней торговли страны, выполняющей программу стабилизации экономики. МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютнофинансовых отношений, который нацелен на укрепление глобальной финансовой системы, а также стал ключевым гарантом платежеспособности государств-заемщиков, накопившим обширный экспертный опыт.
МВФ осуществляет наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне дает государствам- членам рекомендации по вопросам экономической политики. Фонд предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. В тоже время, принимая помощь от МВФ, развивающиеся страны попадают в условия зависимости от политики Фонда, и в некоторых случаях полученные кредиты не решают экономические проблемы этих стран. Поскольку условия предоставления средств МВФ не всегда соответствуют проблемам, которые испытывают страны, терпящие финансовый крах, и его возможности по предотвращению распространения кризиса крайне ограничены.
На примере Украины было рассмотрено, как Фонд оказывает существенное давление на внутреннюю политику страны-заемщицы, предоставляя кредиты. Однако, в условиях продолжающегося конфликта, существует высокий риск того, пойдут ли эти деньги на стабилизацию и проведение экономических реформ, либо выйдут за рамки бюджета и будут направлены на финансирование военных действий. Несмотря на все огромные политические риски, существующие в сегодняшней Украине, включая возможность распада страны, МВФ продолжает кредитовать Украину. Очевидно, что здесь решающую роль играет не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой «привязать» Украину к Западу. В рамках отношений России с фондом проводятся в основном консультации по вопросам экономической политики без привлечения новых средств финансовой поддержки. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в том числе и России. Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.
Рекомендации МВФ, разработанные для борьбы с экономическим кризисом в Азии на рубеже 20-21 вв., позволили добиться определенных успехов, но в то же время имели негативные социально-экономические и политические последствия. Поскольку меры разрабатываются экспертами из развитых стран, с устойчивыми финансами и фондовыми рынками, они оказались далеко не во всем годны для развивающихся государств и государств с переходной экономикой, в данном случае меры оказались слишком жесткими. В условиях глобализации, МВФ в своих отношениях с развивающимися странами старается адаптировать свою деятельность и функции к изменяющимся условиям. Однако, пока что мы видим, что выделение финансовой помощи МВФ зачастую не решает проблем заемщиков, кроме того, может приводить к появлению новых. Разумеется, проблемы являются следствием выделения фондом не самих средств, а перечнем условий, которые необходимо соблюсти для их получения.
При сравнении МВФ и Нового банка развития БРИКС выявлено, что отличие банка БРИКС от МВФ заключается в том, что кредитные проекты МВФ рассчитаны на долгосрочную перспективу с макроэкономическими реформами и перестройками, а кредиты Банка БРИКС - это пункт взаимопомощи, которая рассчитана на краткосрочную перспективу
Выявлены основные недостатки функционирования Фонда, в их числе: хронический дефицит кредитных ресурсов, усиливающийся в условиях синхронизации спроса на кредиты стран-членов в период кризисных потрясений; жесткие требования к государствам-заемщикам при предоставлении стабилизационных и структурных кредитов без учета специфики их экономики; недостаточное внимание к особенностям и потребностям стран с низкими доходами; система управления Фондом, направленная на защиту интересов стран с наибольшими квотами, прежде всего США и ЕС; ослабление надзорной и регулирующей функции МВФ; отсутствие реальной системы раннего предупреждения о кризисных потрясениях. Также основанием для критики служит неэффективность рекомендаций и мер по выходу из кризисных ситуаций. В результате выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Поэтому в условиях глобализации деятельность Фонда должна претерпеть ряд реформ.
МВФ осуществляет наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне дает государствам- членам рекомендации по вопросам экономической политики. Фонд предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. В тоже время, принимая помощь от МВФ, развивающиеся страны попадают в условия зависимости от политики Фонда, и в некоторых случаях полученные кредиты не решают экономические проблемы этих стран. Поскольку условия предоставления средств МВФ не всегда соответствуют проблемам, которые испытывают страны, терпящие финансовый крах, и его возможности по предотвращению распространения кризиса крайне ограничены.
На примере Украины было рассмотрено, как Фонд оказывает существенное давление на внутреннюю политику страны-заемщицы, предоставляя кредиты. Однако, в условиях продолжающегося конфликта, существует высокий риск того, пойдут ли эти деньги на стабилизацию и проведение экономических реформ, либо выйдут за рамки бюджета и будут направлены на финансирование военных действий. Несмотря на все огромные политические риски, существующие в сегодняшней Украине, включая возможность распада страны, МВФ продолжает кредитовать Украину. Очевидно, что здесь решающую роль играет не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой «привязать» Украину к Западу. В рамках отношений России с фондом проводятся в основном консультации по вопросам экономической политики без привлечения новых средств финансовой поддержки. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в том числе и России. Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.
Рекомендации МВФ, разработанные для борьбы с экономическим кризисом в Азии на рубеже 20-21 вв., позволили добиться определенных успехов, но в то же время имели негативные социально-экономические и политические последствия. Поскольку меры разрабатываются экспертами из развитых стран, с устойчивыми финансами и фондовыми рынками, они оказались далеко не во всем годны для развивающихся государств и государств с переходной экономикой, в данном случае меры оказались слишком жесткими. В условиях глобализации, МВФ в своих отношениях с развивающимися странами старается адаптировать свою деятельность и функции к изменяющимся условиям. Однако, пока что мы видим, что выделение финансовой помощи МВФ зачастую не решает проблем заемщиков, кроме того, может приводить к появлению новых. Разумеется, проблемы являются следствием выделения фондом не самих средств, а перечнем условий, которые необходимо соблюсти для их получения.
При сравнении МВФ и Нового банка развития БРИКС выявлено, что отличие банка БРИКС от МВФ заключается в том, что кредитные проекты МВФ рассчитаны на долгосрочную перспективу с макроэкономическими реформами и перестройками, а кредиты Банка БРИКС - это пункт взаимопомощи, которая рассчитана на краткосрочную перспективу
Выявлены основные недостатки функционирования Фонда, в их числе: хронический дефицит кредитных ресурсов, усиливающийся в условиях синхронизации спроса на кредиты стран-членов в период кризисных потрясений; жесткие требования к государствам-заемщикам при предоставлении стабилизационных и структурных кредитов без учета специфики их экономики; недостаточное внимание к особенностям и потребностям стран с низкими доходами; система управления Фондом, направленная на защиту интересов стран с наибольшими квотами, прежде всего США и ЕС; ослабление надзорной и регулирующей функции МВФ; отсутствие реальной системы раннего предупреждения о кризисных потрясениях. Также основанием для критики служит неэффективность рекомендаций и мер по выходу из кризисных ситуаций. В результате выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Поэтому в условиях глобализации деятельность Фонда должна претерпеть ряд реформ.
Подобные работы
- Кризисные тенденции в реализации внешнеэкономической деятельности США на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННЫХ ОПИСАНИЙ
Диссертация , математика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРОЙКИ ПО ВОПРОСУ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СТРАНАХ PIIGS
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(проблемы правовой сущности)(12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Управление инвестиционным процессом в региональных системах, ориентированных на экономический рост
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Местное самоуправление.
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





