СПЕЦИФИКА РОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ О ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ
|
Введение 3
Глава 1 Типологические характеристики научно-популярных журналов
о технике и технологиях 8
1.1 Типологические признаки журналов в классификациях отечественных исследователей 8
1.2 Приемы популяризации научных знаний как элемент стиля научно - популярных журналов 17
Глава 2 Сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника-молодёжи» 30
2.1 Типологические особенности научно-популярного журнала о технике и технологиях «Популярная механика» 30
2.2 Типологические особенности научно-популярного журнала о технике и технологиях «Техника-молодежи» 59
Заключение 83
Список использованной литературы 83
Приложение А 94
Приложение Б 95
Глава 1 Типологические характеристики научно-популярных журналов
о технике и технологиях 8
1.1 Типологические признаки журналов в классификациях отечественных исследователей 8
1.2 Приемы популяризации научных знаний как элемент стиля научно - популярных журналов 17
Глава 2 Сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника-молодёжи» 30
2.1 Типологические особенности научно-популярного журнала о технике и технологиях «Популярная механика» 30
2.2 Типологические особенности научно-популярного журнала о технике и технологиях «Техника-молодежи» 59
Заключение 83
Список использованной литературы 83
Приложение А 94
Приложение Б 95
Популяризация науки - это «перевод» сложных научных знаний в доступную и понятную массовой аудитории информацию. СМИ играют важную роль в формировании её позитивного или негативного имиджа и престижа в общественном сознании [1]. Помогают найти общий язык ученым и читателям, ведь в каждой специализации сложился свой профессиональный язык, со своей лексикой и терминологией, не каждый работник науки может написать статью на простом и доступном языке для простых читателей [2].
Первым популяризатором науки в России можно назвать Петра I, так как статьи, призванные мотивировать молодежь учиться грамоте и заниматься наукой, публиковались в газете «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Петр I сам редактировал текст статей для упрощения чтения и понимания. Большой вклад в научную популяризацию внес М.В. Ломоносов, он определял одной из обязанностей журналиста распространение научных знаний, например его работа о пользе химии написана интересным и доступным языком [5].
В нашей стране в советское время популяризация науки активно развивалась, появились специальные издания, рассказывающие о новостях и событиях в разнообразных научных сферах. Процесс приобрел «всеохватывающий массовый характер. Этот феномен был вплетен в культурную политику, идеологическую работу и систему профессиональной ориентации» [5]. Например, к концу 1970-ых в СССР издавались 46 научнопопулярных журналов [7]. Среди них можно выделить основные группы для детей: «Юный натуралист» выпускался с 1928 г., «Юный техник» с 1956 г., «Моделист-конструктор» с 1962 г.; для старшеклассников и студентов журнал «Квант» с 1970 г. Журналы общего интереса: «Наука и жизнь» публиковался с 1934 г., «В мире науки» с 1983 г., «Вокруг света» с 1861 г., и др. [8]. Также к журналам общего интереса можно добавить «Знание - сила», выходящий с 1926 г., «Вестник знания», «В мире науки» с 1983 г. Группа тематических: «Техника - молодёжи», выпускающийся с 1933 г. и по настоящее время, «Химия и жизнь» с 1965 г., «Радио» с 1946 г., «Земля и Вселенная» с 1965 г., «Природа» с 1912 г., «Здоровье» с 1955 г.
Перестройка, дефолт, изменение системы ценообразования привели многие издания в плачевное состояние [2], некогда поставленные цели научной популяризации были аннулированы вместе со сменой политического режима [9], тираж журналов резко сократился на несколько порядков [10]. К примеру, тираж журналов «Техника-молодёжи» в 1935 составлял 40 тыс. экземпляров [11], в 1973 - 1 650 тыс. экземпляров [12], в 1998 - 50 тыс. экземпляров [13], в 2019 г. - 10 тыс. экземпляров [14]. Такое состояние подтверждает обращение редакции: «У вас в руках - сдвоенный номер журнала. Совсем как в тяжелые военные годы ... Как вы, наверное, уже знаете, взлет цен на бумагу, типографские работы, распространение ... привело к тому, что себестоимость экземпляра «ТМ» на начало этого года возросла более чем впятеро. Денег, собранных на годовую подписку, хватит лишь на выпуск двух номеров журнала» [15].
Актуальность выбранной темы определяется тем, что научно - популярные журналы переживают новый этап развития. Проанализировав даты основания научно-популярных журналов в период с 1991 г., можно сделать вывод: новый этап развития научно-популярных журналов начался с 2002 года. Важно отметить, одновременно растет количество и качество одних изданий и в плохом состоянии находятся другие. С 2002 г. по настоящее время почти каждый год открываются новые научно-популярные издания (см. Приложение А), пиком стал 2005 г.: сразу 4 журнала «Наша психология», «Машины и механизмы», «Потенциал», «Psychologies» стали готовить материал для читателей. Сейчас печатные издания уходят в онлайн, активно развиваются интернет-порталы, многие статьи публикуются в формате подкастов, видеороликов. Также активно рекламируются электронный формат журнала.
По словам журналиста интернет-издания, освещающего научную политику России и реформы российского образования STRF.RU, Елизаветы Ясиновской [3], популяризация выступает как отчет о деятельности научных центров перед обществом, чтобы показать, на что уходят налоги. Также для поддержания взаимопонимания между разными научными сферами и для привлечения новых специалистов. И с целью развития критического мышления, которое является первоосновой устойчивого развития общества, помогающее бороться с лженаукой и развенчивать мифы.
Распространение информации в СМИ позволяет быстро донести научные новости до читателей. Журналисты, рассказывая о достижениях и открытиях, информируют публику о деятельности ученых. Э. А. Лазаревич выделяет кроме информационной, еще две основные функции научной популяризации [4]: мировоззренческую, практическую.
Мировоззренческая функция распространения знаний заключается во влиянии на восприятие человеком окружающего мира. Вторая функция создает возможности применения новых знаний для решения собственных профессиональных и прочих задач.
Результаты опроса ФОМ «СМИ: востребованность и оценки работы (август 2019 г.)» [16] говорят о том, что публикации в СМИ на тему «Техника и наука» на 2019 год вызывает интерес у 19 %, рейтинг тем возглавляют социальные проблемы (здравоохранение, образование и т.п.) - 32 %, почти догоняет тема политика в России - 31 % [11]. Динамика показателей интереса к публикациям о науке и технике нестабильна, к примеру, в 2015 данное значение составляло 17 %, в 2016 интерес упал до 14 %, в 2017 снова возрос до показателей 19 - 20 %, в 2018 снова составлял 19 %.
В ВКР опирались на работы исследователей по вопросам типологии и научной популяризации. В статьях А.А. Тертычного [7, 17, 18, 19, 20]
рассматриваются вопросы методологической роли жанров, методы популяризации научного знания в современных СМИ. В работах Э.А. Лазаревич [4, 21, 22] анализируются публикации советских ученых С.И. Вавилова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева с точки зрения научной популяризации, роль научной популяризации, типология научно-популярных журналов. В работе С.Г. Антоновой [23] рассмотрены методы популяризации, языково-стилистические средства, применяемые в научно -популярных журналах, задачи редактора при работе с подобными журналами. В статьях А.Г. Ваганова [1, 10, 24, 25, 26] рассмотрены проблемы коммуникации ученых и журналистов, роль и этапы становления научной популяризации.
В статьях А.Г. Бочарова [27], Б.И. Есина [28], Р.П. Овсепяна [29], А.И. Акопова [30], П.Н. Беркова [31], И. Василькова [32], В.М. Дзядевича [33], А.В. Панкова [34] исследуется проблема типологии периодических изданий.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является специфика научно-популярной периодики о технике и технологиях.
Предметом работы являются жанровые, предметно-тематические, функциональные характеристики научно-популярной журнальной периодики о технике и технологиях. Специфическая тематика журнальной периодики выбрана по причине малого количества научных работ о ней.
Цель работы дать типологическое описание современных научнопопулярных журналов о технике и технологиях, методов научной популяризации в них. Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:
1) Выделить основные типологические признаки научнопопулярных журналов о технике и технологиях;
2) На основе изучения теоретической литературы описать методы научной популяризации в журнальной прессе.
3) Провести типологический и сопоставительный анализ журналов.
4) Проанализировать публикации журналов с точки зрения использованных методов научной популяризации.
Материалом для анализа выбраны журналы «Популярная механика», «Техника - молодёжи», представляющие информацию о технике для массовой аудитории, за период 2017 - первая половина 2020 гг.
Выбор данных журналов также основан на делении отечественной научно-популярной журнальной периодики России. По мнению А.А. Тертычного, отечественную научно-популярную журнальную периодику России можно разделить на три группы [7]:
1) журнальные бизнес-проекты, обеспечивающие работу за счет большого объема рекламы
2) «классические» («советские») издания, с малым объемом рекламы, поэтому бедные в финансово-экономическом плане
3) ведомственные и государственные издания и журналы Российской академии наук (они не публикуют рекламу).
Выбранные для анализа журналы реализуют разные типологические модели. Журнал «Популярная механика» относится к первой группе - журнальным бизнес-проектам, а журнал «Техника-молодежи» ко второй группе - классическим, «советским».
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, первой главы «Типологические особенности научно-популярных журналов о технике и технологиях» в которой рассматривается типологическая специфика журналов этой группы, а также применяемые методы популяризации; второй главы «Сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника-молодёжи», где описаны результаты типологического анализа указанных журналов и их сопоставления, Заключения и Списка использованной литературы, двух приложений.
Первым популяризатором науки в России можно назвать Петра I, так как статьи, призванные мотивировать молодежь учиться грамоте и заниматься наукой, публиковались в газете «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Петр I сам редактировал текст статей для упрощения чтения и понимания. Большой вклад в научную популяризацию внес М.В. Ломоносов, он определял одной из обязанностей журналиста распространение научных знаний, например его работа о пользе химии написана интересным и доступным языком [5].
В нашей стране в советское время популяризация науки активно развивалась, появились специальные издания, рассказывающие о новостях и событиях в разнообразных научных сферах. Процесс приобрел «всеохватывающий массовый характер. Этот феномен был вплетен в культурную политику, идеологическую работу и систему профессиональной ориентации» [5]. Например, к концу 1970-ых в СССР издавались 46 научнопопулярных журналов [7]. Среди них можно выделить основные группы для детей: «Юный натуралист» выпускался с 1928 г., «Юный техник» с 1956 г., «Моделист-конструктор» с 1962 г.; для старшеклассников и студентов журнал «Квант» с 1970 г. Журналы общего интереса: «Наука и жизнь» публиковался с 1934 г., «В мире науки» с 1983 г., «Вокруг света» с 1861 г., и др. [8]. Также к журналам общего интереса можно добавить «Знание - сила», выходящий с 1926 г., «Вестник знания», «В мире науки» с 1983 г. Группа тематических: «Техника - молодёжи», выпускающийся с 1933 г. и по настоящее время, «Химия и жизнь» с 1965 г., «Радио» с 1946 г., «Земля и Вселенная» с 1965 г., «Природа» с 1912 г., «Здоровье» с 1955 г.
Перестройка, дефолт, изменение системы ценообразования привели многие издания в плачевное состояние [2], некогда поставленные цели научной популяризации были аннулированы вместе со сменой политического режима [9], тираж журналов резко сократился на несколько порядков [10]. К примеру, тираж журналов «Техника-молодёжи» в 1935 составлял 40 тыс. экземпляров [11], в 1973 - 1 650 тыс. экземпляров [12], в 1998 - 50 тыс. экземпляров [13], в 2019 г. - 10 тыс. экземпляров [14]. Такое состояние подтверждает обращение редакции: «У вас в руках - сдвоенный номер журнала. Совсем как в тяжелые военные годы ... Как вы, наверное, уже знаете, взлет цен на бумагу, типографские работы, распространение ... привело к тому, что себестоимость экземпляра «ТМ» на начало этого года возросла более чем впятеро. Денег, собранных на годовую подписку, хватит лишь на выпуск двух номеров журнала» [15].
Актуальность выбранной темы определяется тем, что научно - популярные журналы переживают новый этап развития. Проанализировав даты основания научно-популярных журналов в период с 1991 г., можно сделать вывод: новый этап развития научно-популярных журналов начался с 2002 года. Важно отметить, одновременно растет количество и качество одних изданий и в плохом состоянии находятся другие. С 2002 г. по настоящее время почти каждый год открываются новые научно-популярные издания (см. Приложение А), пиком стал 2005 г.: сразу 4 журнала «Наша психология», «Машины и механизмы», «Потенциал», «Psychologies» стали готовить материал для читателей. Сейчас печатные издания уходят в онлайн, активно развиваются интернет-порталы, многие статьи публикуются в формате подкастов, видеороликов. Также активно рекламируются электронный формат журнала.
По словам журналиста интернет-издания, освещающего научную политику России и реформы российского образования STRF.RU, Елизаветы Ясиновской [3], популяризация выступает как отчет о деятельности научных центров перед обществом, чтобы показать, на что уходят налоги. Также для поддержания взаимопонимания между разными научными сферами и для привлечения новых специалистов. И с целью развития критического мышления, которое является первоосновой устойчивого развития общества, помогающее бороться с лженаукой и развенчивать мифы.
Распространение информации в СМИ позволяет быстро донести научные новости до читателей. Журналисты, рассказывая о достижениях и открытиях, информируют публику о деятельности ученых. Э. А. Лазаревич выделяет кроме информационной, еще две основные функции научной популяризации [4]: мировоззренческую, практическую.
Мировоззренческая функция распространения знаний заключается во влиянии на восприятие человеком окружающего мира. Вторая функция создает возможности применения новых знаний для решения собственных профессиональных и прочих задач.
Результаты опроса ФОМ «СМИ: востребованность и оценки работы (август 2019 г.)» [16] говорят о том, что публикации в СМИ на тему «Техника и наука» на 2019 год вызывает интерес у 19 %, рейтинг тем возглавляют социальные проблемы (здравоохранение, образование и т.п.) - 32 %, почти догоняет тема политика в России - 31 % [11]. Динамика показателей интереса к публикациям о науке и технике нестабильна, к примеру, в 2015 данное значение составляло 17 %, в 2016 интерес упал до 14 %, в 2017 снова возрос до показателей 19 - 20 %, в 2018 снова составлял 19 %.
В ВКР опирались на работы исследователей по вопросам типологии и научной популяризации. В статьях А.А. Тертычного [7, 17, 18, 19, 20]
рассматриваются вопросы методологической роли жанров, методы популяризации научного знания в современных СМИ. В работах Э.А. Лазаревич [4, 21, 22] анализируются публикации советских ученых С.И. Вавилова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева с точки зрения научной популяризации, роль научной популяризации, типология научно-популярных журналов. В работе С.Г. Антоновой [23] рассмотрены методы популяризации, языково-стилистические средства, применяемые в научно -популярных журналах, задачи редактора при работе с подобными журналами. В статьях А.Г. Ваганова [1, 10, 24, 25, 26] рассмотрены проблемы коммуникации ученых и журналистов, роль и этапы становления научной популяризации.
В статьях А.Г. Бочарова [27], Б.И. Есина [28], Р.П. Овсепяна [29], А.И. Акопова [30], П.Н. Беркова [31], И. Василькова [32], В.М. Дзядевича [33], А.В. Панкова [34] исследуется проблема типологии периодических изданий.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является специфика научно-популярной периодики о технике и технологиях.
Предметом работы являются жанровые, предметно-тематические, функциональные характеристики научно-популярной журнальной периодики о технике и технологиях. Специфическая тематика журнальной периодики выбрана по причине малого количества научных работ о ней.
Цель работы дать типологическое описание современных научнопопулярных журналов о технике и технологиях, методов научной популяризации в них. Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:
1) Выделить основные типологические признаки научнопопулярных журналов о технике и технологиях;
2) На основе изучения теоретической литературы описать методы научной популяризации в журнальной прессе.
3) Провести типологический и сопоставительный анализ журналов.
4) Проанализировать публикации журналов с точки зрения использованных методов научной популяризации.
Материалом для анализа выбраны журналы «Популярная механика», «Техника - молодёжи», представляющие информацию о технике для массовой аудитории, за период 2017 - первая половина 2020 гг.
Выбор данных журналов также основан на делении отечественной научно-популярной журнальной периодики России. По мнению А.А. Тертычного, отечественную научно-популярную журнальную периодику России можно разделить на три группы [7]:
1) журнальные бизнес-проекты, обеспечивающие работу за счет большого объема рекламы
2) «классические» («советские») издания, с малым объемом рекламы, поэтому бедные в финансово-экономическом плане
3) ведомственные и государственные издания и журналы Российской академии наук (они не публикуют рекламу).
Выбранные для анализа журналы реализуют разные типологические модели. Журнал «Популярная механика» относится к первой группе - журнальным бизнес-проектам, а журнал «Техника-молодежи» ко второй группе - классическим, «советским».
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, первой главы «Типологические особенности научно-популярных журналов о технике и технологиях» в которой рассматривается типологическая специфика журналов этой группы, а также применяемые методы популяризации; второй главы «Сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника-молодёжи», где описаны результаты типологического анализа указанных журналов и их сопоставления, Заключения и Списка использованной литературы, двух приложений.
Научно-популярные журналы оказывают влияние на развитие критического мышления, которое помогают бороться с лженаукой, формирует положительное отношение к науке, помогает привлечь новых специалистов. Такие журналы с 2002 года переживают новый этап развития, и важно чтобы в среде журналистов вырастали новые популяризаторы науки.
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
1) Выделены основные типологические признаки научно - популярных журналов о технике и технологиях. Проанализированы различные системы типологических признаков, были выбраны наиболее важные характеристики для проведения анализа научно-популярных журналов о технике и технологиях
2) На основе изучения теоретической литературы описаны методы научной популяризации в журнальной прессе. В работе представлена характеристика и ключевые признаки таких методов, как описание, сравнение, аналогия, визуализация, занимательность и сториттелинг.
3) Проведен типологический и сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника - молодёжи», представляющие информацию о технике для массовой аудитории, за период 2017 - первая половина 2020 гг.
4) Проанализированы публикации журналов с точки зрения использованных методов научной популяризации.
В связи с этим, была достигнута цель исследования: дано типологическое описание современных научно-популярных журналов о технике и технологиях, методов научной популяризации в них.
Список использованной литературы
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
1) Выделены основные типологические признаки научно - популярных журналов о технике и технологиях. Проанализированы различные системы типологических признаков, были выбраны наиболее важные характеристики для проведения анализа научно-популярных журналов о технике и технологиях
2) На основе изучения теоретической литературы описаны методы научной популяризации в журнальной прессе. В работе представлена характеристика и ключевые признаки таких методов, как описание, сравнение, аналогия, визуализация, занимательность и сториттелинг.
3) Проведен типологический и сопоставительный анализ журналов «Популярная механика», «Техника - молодёжи», представляющие информацию о технике для массовой аудитории, за период 2017 - первая половина 2020 гг.
4) Проанализированы публикации журналов с точки зрения использованных методов научной популяризации.
В связи с этим, была достигнута цель исследования: дано типологическое описание современных научно-популярных журналов о технике и технологиях, методов научной популяризации в них.
Список использованной литературы
Подобные работы
- Формы популяризации науки в современных российских интернет-
ресурсах («Нож», «АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ», «ПостНаука»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Жанрово-стилистические приёмы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Термины в научно-популярном стиле технической направленности:
способы введения и раскрытия значения в тексте (на материале русского и английского языков)
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ РОССИИ И США
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ САЙТОВ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ САЙТЫ В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Эволюция форм визуализации данных в новых медиа
(на примере научно-популярных онлайн-проектов)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017





