Аннотация
Введение 2
1 Теоретические основы мерчандайзинга 3
1.1 Сущность, цели и задачи мерчандайзинга 3
1.2 Основные принципы и законы мерчандайзинга 6
1.3 Инструменты мерчандайзинга 7
2 Предприятия розничной торговли г. Томска как объект исследования 14
2.1 Общая информация об исследуемых предприятиях 14
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий 18
3 Мерчандайзинг в практике торговых предприятий 24
3.1 Чек-лист и его использование в мерчандайзинге 24
3.2 Сравнительный анализ уровня мерчандайзинга на предприятиях торговли 30
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 52
В современных условиях постоянно растущей конкуренции, среди организаций любой сферы деятельности, а значительнее всего - среди торговых организаций, всё большую популярность набирают различные методы стимулирования сбыта. Каждая организация, действующая в отрасли торговли (как оптовой, так и розничной) должна искать всё новые способы поиска и удержания клиентов, стремиться к росту продаж своей продукции. В противном случае, компанию, которая уступила свои позиции конкурентам по причине нежелания или невозможности к ориентации на клиента, нельзя назвать успешной. В стремлении к стимулированию сбыта, торговые организации прибегают к инновационным технологиям в этой области, одной из которых является мерчандайзинг. Применение принципов мерчандайзинга в деятельности торговой организации - один из главных факторов, по причине которых можно говорить об её успешности в отношении привлечения и удержания новых клиентов.
Объектом исследования является мерчандайзинг, его сущность, принципы и инструменты, а предметом исследования является оценка уровня развития мерчандайзинга в торговом предприятии
Цель исследования заключается в сравнительном анализе уровня мерчандайзинга в деятельности торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы мерчандайзинга, а именно: его сущность, цели, задачи, принципы и инструменты.
2. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность исследуемых
торговых предприятий.
3. Проанализировать практику применения чек-листа как метода организации информации
4. Разработать шаблон чек-листа для оценки уровня мерчандайзинга в исследуемых торговых предприятиях
5. Провести сравнительный анализ применяемых в исследуемых предприятиях инструментов мерчандайзинга
Во время проведения исследования были использованы такие научные методы, как: сравнительный анализ, статистический анализ, синтез, классификация,
Исследование содержит в себе введение, три главы. Первая глава содержит 3 параграфа, 2 и 3 главы содержат по 2 параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.
В рамках проделанной работы были рассмотрены теоретические основы такого понятия как «мерчандайзинг». Также в ходе исследования была проанализирована основная информация об исследуемых предприятиях, рассмотрены история и практика применения такого метода сбора информации как контрольный список (или чек-лист).
На основании проделанной работы, можно сформулировать вывод о том, что такой метод стимулирования сбыта как мерчандайзинг является крайне важным и многоаспектным. По своей сути, мерчандайзинг является решением для множества задач, которые ставят перед собой компании, в первую очередь, являющиеся торговыми предприятиями по своему виду деятельности. Главной целью мерчандайзинга является привлечение новых потребителей, что в свою очередь, способствует активному росту продаж. Именно это и побуждает торговые предприятия применять инструменты мерчандайзинга в своей маркетинговой деятельности.
Рассмотрение основных инструментов мерчандайзинга сформулировало представление о том, что каждое предприятие имеет свою специфику. Далеко не всегда те инструменты мерчандайзинга, которые находят свое применение в организациях определенного вида деятельности, могут быть использованы со схожей успешностью в деятельности организаций с другим видом деятельности.
В рамках исследования конкретных торговых предприятий, а именно: ООО «КДВ Групп», ООО «Мария-ра», АО «Тандер» и АО «Торговый дом Перекресток» и их торговых точек, были выявлены именно те инструменты мерчандайзинга, которые применяются на практике в организациях розничной торговли и рассмотрены их наглядные примеры.
Были также выявлены те инструменты, применение которых либо крайне тяжело осуществить. Однако, в применении таких инструментов, возможно, получится найти именно то, чего так стремятся найти современные торговые предприятия - рост сбыта продукции и увеличение потребительского спроса.
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 95629/
2. Авдеева Ю.А. Тимченко А.И. Анализ российского рынка ритейла // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №11-1. (дата обращения: 11.04.2022).
3. Алексина С. Б. Мерчандайзинг: учебное пособие / С. Б. Алексина, Г. Г. Иванов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 152 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0919-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium- com.ez.lib.tsu.ru/catalog/product/1234626 (дата обращения: 10.02.2022). - Режим доступа: по подписке.
4. Балацкий Е. В., Екимова Н. А., Юревич М. А. Новые инструменты повышения практико-ориентированности российских университетов: рынок чек-листов //Journal of Applied Economic Research. - 2021. - Т. 20. - №. 4. - С. 620-640. (дата обращения 14.03.2022)
5. Галицкова К. В., Макарова Т. Н. Мерчандайзинг как эффективный инструмент для увеличения продаж в сфере услуг //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - №. 5-1. - С. 44-47. (дата обращения 29.03.2022)
6. Гашков С. П., Александрова Л. Ю. Организация продажи с использованием принципов мерчандайзинга (на примере ооо «ВкусВилл») //Актуальные проблемы развития общественного питания. - 2021. - С. 54-58. (дата обращения: 16.03.2022)
7. Григорян Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник //Москва: ИНФРА- М. - 2020. (дата обращения: 11.02.2022)
8. Григоренко Т. Н. Классификация видов мерчандайзинга //Бизнес информ. - 2020. - №. 5. - С. 511-515. (дата обращения - 15.03.2022)
9. Гришкова Н.С Приоритетные направления развития торговой стратегии организации / Н.С. Гришкова, А.И. Балян // В сборнике: Роль экономической науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 51-57 (дата обращения: 09.02.2022)
10. Гутникова О. Н., Гришина Е. В. Формы реализации мерчандайзинга в розничной торговле //Энигма. - 2019. - Т. 1. - №. 10-1. - С. 277-282.(дата обращения: 22.03.2022)
11. Давыдкина И. Б. Мерчандайзинг: Учебно-практическое пособие / Давыдкина И.Б. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 162 с. (дата обращения: 04.02. 2022)
12. Дёмина В. А. Сущность мерчандайзинга и проблемы его использования //Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО" Донецкий национальный университет". - 2018. - Т. 3. - №. 10. - С. 69-75. (дата обращения (08.03.2022)
13. Завьялов А. Что такое чек лист // OkoCRM, 03.12.2020. URL: https://okocrm.com/blog/chtotakoe-chek-list/. (дата обращения 13.03.2022)
14. Каращук О. С., Тихонова Е. В. POS-материалы розничных организаций и их трансформация в цифровой экономике //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - №. 2 (54). - С. 7-13. (дата обращения: 23.03.2022)
15. Карелина А. С., Байгулова А. А. Мерчандайзинг в бизнесе //Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1. - №. 4. - С. 266-268. (дата обращения 19.03.2022)... 46