Введение 2
1 Российско-аргентинские отношения в период президентства Нестора и Кристины
Киршнер (2003-2015гг.) 6
1.1 Период постепенного сближения России и Аргентины (2000-2007гг.) 12
1.2 Стадия построения отношений стратегического партнерства (2008-2014гг.) ....19
2 Российско-аргентинские отношения при администрации Маурисио Макри 38
2.1 Влияние смены правительства на внешнеполитический вектор Аргентины 39
2.2 Развитие торгово-экономического сотрудничества Аргентины и России в
условиях «правого поворота» Буэнос-Айреса 48
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 56
Аргентинская Республика — традиционный и значимый международный деловой партнер Российской Федерации. Первоначально, с момента установления дипломатических отношений между двумя странами (1885 год), взаимодействие носило несколько формальный и поверхностный характер. Постепенно происходило сближение в политической и военной сферах, а в торговом российско-аргентинском взаимодействии сложилась модель комплементарности.
В апреле 2003 года губернатор провинции Санта-Крус Нестор Киршнер вступил в должность президента Аргентинской Республики. Согласно своей предвыборной кампании, новоиспеченный лидер определил пять приоритетных направлений деятельности Министерства иностранных дел и культа Аргентины, среди которых особо подчеркивалась стратегия диверсификации торгово-экономических рынков. В период администрации Нестора Киршнера была разработана и улучшена договорно-правовая база сотрудничества с Россией, а также наметился стремительный рост в отношениях между двумя странами. Наилучший и одновременно наихудший момент российско-аргентинские отношения «проживали» при Дмитрии Анатольевиче Медведеве и Кристине Фернандес де Киршнер. С одной стороны, за время их президентств был подписан ряд многомиллиардных контрактов, как на государственном уровне, так и на уровне частных компаний. С другой, разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис в значительной степени снизил как экономические показатели обоих стран, так и показатели торговли между ними.
22 октября 2015 года по итогам второго тура президентских выборов в Аргентине победу одержал Маурисио Макри. Приоритетными направлениями нового правительства стали выработка мер по улучшению экономических показателей страны, а также борьба с инфляцией. Маурисио Макри провел частичную приватизацию и начал постепенно снижать участие государства в экономической сфере. Во внешней политике Аргентинской Республики обозначился неолиберальный поворот, направленный, по большей части, на сближение с США, ЕС и Японией. Приход к власти представителя оппозиции с проамериканскими взглядами поставил под сомнение дальнейшее развитие российско- аргентинских связей.
Актуальность работы заключается в том, что Аргентина является вторым партнером России в Латинской Америке, отношения с которым насчитывают почти полуторавековую историю. Аргентина также является крупным поставщиком широкого спектра продовольственных товаров на российские рынки: от говядины до мандаринов и 2
сыров. Анализ отношений с данной латиноамериканской страной в условиях традиционного для этого региона политического маятника «вправо-влево» и наоборот, позволит выработать подходы, эффективно работающие при построении отношений с новыми правительствами вне зависимости от их политических взглядов. Особенно это необходимо в свете наличия отношений всеобъемлющего партнерства между нашими странами, в которые вложено немало усилий. Актуальность также обусловлена недостаточной степенью изученности именно этой темы. Есть работы, описывающие и анализирующие характер внешней политики Аргентины в отношении России в период киршнеризма (например, статья Н.М. Яковлевой «Россия и Аргентина: параметры стратегического партнерства»), однако работы, которые бы в полной мере отражали взаимосвязь смены правительства в 2015 г. с динамикой внешнеполитического курса Аргентины, отсутствуют либо не раскрывают содержание темы в силу небольшого объема.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является
взаимодействие России и Аргентины в первые два десятилетия XXI века.
Предметом исследования выступает динамика российско-аргентинских
отношений на политическом и экономическом уровнях в период с 2003 по 2019 гг.
Цель исследования - оценить влияние смены внешнеполитического курса Буэнос- Айреса в связи со приходом нового правительства в 2015 году на российско-аргентинские отношения. В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
о дать оценку эффективности мер, предпринятых президентами России и Аргентины по углублению сотрудничества между странами;
о выявить основные направления сотрудничества России и Аргентины при президентах Киршнер;
о оценить влияние мирового финансового кризиса на российско-аргентинские отношения;
о выявить зависимость динамики торгово-экономических отношений России и Аргентины в контексте политического поворота «слева направо» в Аргентине
В данной работе я использовала следующие методы исследования:
• Контент-анализ документов и официальных заявлений;
• Анализ статистических данных;
• Историко-сравнительный метод.
Во время выполнения работы были использованы записи речей президентов Аргентины; официальные заявления глав дипломатических ведомств России и Аргентины;
данные министерства экономики Аргентины; документы, подписанные по итогам переговоров и встреч на высшем уровне между Аргентиной и Россией; новости англо-, испано- и русскоязычных новостных агентств; статистика, представленная аргентино-российской торгово-промышленной палатой; база данных UnComtrade, а также совместные заявления президентов Аргентины и России.
Наиболее значимую роль в качестве источниковой базы сыграли именно статистические данные по объему российско-аргентинского товарооборота, а также данные по номенклатуре товаров, экспортируемых и импортируемых Аргентиной в/из России. Стоит отметить, что в связи с труднодоступностью данных таможенной статистики внешней торговли России, мною было принято решено привлечь статистику аргентино¬российской торгово-промышленной палаты, а также «стороннюю» базу данных The United Nations Comtrade. Кроме того, при определении ключевых сфер сотрудничества Аргентины и России при президентах Киршнер и при президенте Макри использовались документы, подписанные по итогам переговоров и встреч на высшем уровне, опубликованные на официальных сайтах президентов Аргентины и России. Благодаря собранным статистическим данным удалось составить таблицы и, тем самым, проследить динамику товарооборота между странами (резкий скачок в 2006 г., падение в 2009г. из-за мирового кризиса и понижательный тренд начиная с 2013 г.), а также высчитать сальдо торгового баланса, с целью оценить взаимовыгодность сотрудничества между странами. Наличие большого количества соглашений как на государственном уровне, так и на уровне частных компаний в различных сферах также подтверждает статус отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Аргентиной и Россией. Данные источники позволили оценить эффективность внешней политики президентов России и Аргентины по направлению взаимосближения в первом пятнадцатилетии XXI века, а также влияние смены правительства в Аргентинской Республике на ее отношения с Российской Федерацией.
Отечественная литература по исследуемой теме во многом представлена работами исследователей из Института Латинской Америки РАН: Н.М. Яковлевой, П.П. Яковлева, И.А. Гриценко, в единичных случаях - специалистами в области экономики (А.В. Щербакова) или военно-технического сотрудничества (С.А. Карпов). Статьи в большинстве своем анализируют отношения стратегического партнерства, сложившиеся между странами в период президенства Кристины Фернандес де Киршнер либо фокусируются лишь на какой-то одной сфере сотрудничества. При этом, работы, анализирующие взаимосвязь внешней политики Аргентины со сменой в ней правительства и поворота слева направо весьма немногочисленны либо недостаточного объема. Говоря об испаноязычных 4
авторах (Гилермо Хосе Галео, Альберто Хатшенройтер, Виктория Тельма Фуэнтэс), то здесь прослеживается обратное. Работы латиноамериканских/испанских экспертов либо исследуют отношения Аргентины и России в контексте отношений последней со всем латиноамериканским регионом, либо изучаются отношения между указанными странами на момент начала XXI века, без анализа политики, проводимой президентами. Похожая тенденция прослеживается при анализе немногочисленных англоязычных работ: рассматривается в большинстве своём взаимодействие России с Латинской Америки в целом. При этом англоязычными экспертами (Стивен Блэнк, Ким Юнкю) отмечается, что в поле российских интересов Латинская Америка попала в условиях ухудшения отношений между РФ и США и на фоне латиноамериканского левого поворота в начале XXI века. Освещение двусторонних российско-аргентинских отношений ограничивается новостными сводками (Reuters, Defense News). Тем не менее, как отечественные эксперты, так и латиноамериканские приходят к выводу, что российско-аргентинские отношения в период президенств супругов Кришнер были крайне позитивны и даже дружелюбны, не в последнюю очередь за счёт установления личных доверительных контактов между президентами. Этот период также создал задел для развития отношений между странами в будущем.
Аргентина является одним из старейших торгово-экономических партнеров России в Латинской Америке. С момента установления дипломатических отношений в 22 октября 1885г. в Аргентине сменились 17 Чрезвычайных и Полномочных послов нашей страны, состоялись визиты на высшем и высоком уровне, подписано множество двусторонних документов, появились новые сферы торгово-экономического сотрудничества, налажены гуманитарные связи. При этом первые 30 лет отношения носили больше номинальный, нежели фактический характер по ряду причин: неразвитость необходимого торгового флота у обеих стран, исторически сильное влияние Соединенного Королевства на политику Аргентины и элементарная большая географическая удаленность между странами. Реальное сближение между Россией и Аргентиной стало ощущаться в 1970-е годы с созданием Аргентино-советской торгово-промышленной палаты и подписанием соглашения о поставке энергетического оборудования для гидроэлектростанции Сальто- Гранде. В 1970-1980-х гг. Советский Союз стал главным рынком сбыта продовольственных товаров аргентинского производства в силу отказа Буэнос-Айреса присоединиться к объявленному Вашингтоном в 1980 г. международному зерновому эмбарго Москвы. Именно в этот момент Аргентина зарекомендовала себя как экономически надежный и прагматичный партнер, что подтверждалось не раз по мере развития российско- аргентинских отношений.
В 90-е годы ХХ века сотрудничество между странами претерпело значительный упадок, сократившись в 44 раза по сравнению с предыдущим десятилетием. Причиной этому стал глубокий политический и социально-экономический кризис, которые Россия и Аргентина пережили с 1998 по 2001гг. Окно возможностей для реактивации отношений открылось в начале XXI столетия. Россия преодолела тяжелые последствия дефолта 1998 г. и стала резко наращивать экономическую мощь. Аргентина, в свою очередь, пережила глубокий кризис 2001-2002 гг. и, изменив модель экономического развития, встала на путь модернизации и диверсификации экономики. Приход к власти Владимира Путина в России и Нестора Киршнера в Аргентине обозначил новаторский курс во внешней политике обоих государств, направленный на расширение спектра деловых связей и поиск новых партнеров. Фактически Россия и Аргентина стали «друзьями по несчастью», желающих вернуть былое влияние в своих регионах и на международной арене. В общем-то такая «вынужденная дружба» предопределила сближение двух стран и в скором принесла свои плоды. Так, была проведена ревизия договоров, заключенных между Советским Союзом и Аргентиной, а также были заключены новые соглашения. В период с 2003 по 2007 год в
торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой наметился стремительный рост - товарооборот между двумя странами за 4 года увеличился с 256,3 до 1384,2 млн. долл. Можно заключить, что меры, предпринятые правительствами Нестора Киршнера и Владимира Путина по диверсификации внешнеторговых связей и выходу из аутсайда международных отношений продемонстрировали свою эффективность.
В 2007 году пост президента Аргентины заняла экс первая леди Республики и лидер партии «Фронт за Победу» Кристина Фернандес де Киршнер, а через год пост руководителя Российской Федерации занял Дмитрий Анатольевич Медведев. Новоиспеченные лидеры не только сохранили преемственность политики, проводившейся при прошлых администрациях, но и выразили стремление вывести двусторонние отношения на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Стоит отметить, что прежде, чем совершить позитивный скачок, российско-аргентинские отношения два года провели «в коме». Причиной тому - мировой финансовый кризис 2009 г., из-за которого товарооборот между двумя странами всего за один год сократился на 84%. Можно сказать, что одним из последствий кризиса и стали столь динамичные действия правительств, направленные на фактическую реанимацию сотрудничества и выраженные в стремлении вывести отношения на качественно новый уровень. Об этом свидетельствует подписание в 2008 г. по результатам визита аргентинского президента в Москву «Совместного заявления Российской Федерации и Аргентинской Республики о построении отношений
стратегического партнерства». Президенты также поручили разработать программу «комплексных и взаимосвязанных шагов по развитию двустороннего и многостороннего партнерства». Кроме того, в результате встреч на высшем в период с 2008 по 2012гг. было достигнуто более 20 соглашений на миллиарды долларов, а товарооборот между странами в 2012 году достиг своего пика - в 1,8 млрд долл. Это сделало Аргентину вторым торговым партнером России в Латинкой Америки после Бразилии (российско-бразильский товарооборот в 2012 году составил 5,9 млрд. долларов), а Россию вывело на первое место среди стран вне латиноамериканского континента по количеству двусторонних соглашений с Аргентиной. Помимо развития отношений на государственном уровне, гораздо активнее стали взаимодействовать частные компании, банки, российско-аргентинская торгово¬промышленная палата, консалтинговые организации. В результате сотрудничество между странами стало наполняться более разнообразным содержанием и охватило практически все сферы деятельности, постепенно приобретая черты реального стратегического партнерства. Подтверждением тому может служить подписание многочисленных контрактов между российскими и аргентинскими частными компаниями (между ПАО 53
"Лукойл" и "Enarsa", "Pobater"; ОАО Уралтрансмашем и Петрокимика Комодоро Ривадавия и аргентинским филиалом бразильской компании Петробраз; ОАО Газпромом и YPF и т.д.). Период с 2009 по 2014 год можно назвать переходным этапом к всеобъемлющему стратегическому партнерству, которое юридически и фактически оформилось к 2015 году.
На волне всеобщего подъёма и воодушевления касательно позитивной динамики развития политических отношений между Аргентиной и Россией, неожиданно для многих президентское кресло в Розовом Доме 22 октября 2015 года занял руководитель оппозиционной партии Маурисио Макри. Еще во время президентской кампании Макри активно критиковал не только экономическую, но и внешнюю политику прошлой администрации, грозясь отменить многомиллиардные контракты с Россией и Китаем в случае победы. Подобные заявления поначалу вызвали если не панику, то недоумение в отечественном экспертном сообществе. Однако, несмотря на категоричные заявления президента-бизнесмена существенного ухудшения российско-аргентинских отношений не произошло. Даже наоборот, следуя лучшим традициям экономического прагматизма, сотрудничество в традиционных сферах, например в энергетике лишь укрепилось, а также появились новые области взаимодействия (космос). Кроме того, администрация Маурисио Макри учитывала при выработке внешней политики по отношению к России такие факторы как влияние 300-тысячной русской диаспоры, необходимость российских технологий и специалистов, а также угрозу потери десятков тысяч рабочих мест случае расторжения контрактов, заключенных при предыдущей администрации.
Отношения стратегического партнерства между Россией и Аргентиной - результат многолетней работы на взаимовыгодной основе, призванный носить не стихийный, а устойчивый и долгосрочный характер. В связи с этим смена правительства, а вместе с ним и поворот «слева направо» в 2015 году в Аргентине не повлияли кардинальным образом на внешнюю политику Аргентины по отношению к России. Обеим сторонам хватило здравого смысла, чтобы не прерывать процесс выстраивания всеобъемлющего стратегического партнерства. Фактически, образовавшийся понижательный тренд в аргентино-российских торгово-экономических отношениях обуславливается неблагоприятным изменением международной экономической и политической конъюнктуры в целом, а не приходом правительства с отличными от предыдущей администрации политическими взглядами.
По ходу своего развития, особенно в советский период российско-аргентинские отношения носили зигзагообразный характер из-за сильной идеологической составляющей во всех сферах взаимодействия. С началом деидеологизации экономических отношений в 80-х годах XX века, сотрудничество между странами начало стремительно расти. Аргентинская Республика, а затем и Российская Федерация демонстрировали готовность 54
друг с другом на прагматической взаимовыгодной основе не взирая на смену политической ориентации правительств и на политическую ситуацию на мировой арене. На основе этого хотелось бы заключить, что залог процветающих отношений с Латинской Америкой в целом, и с Аргентиной в частности кроется в прагматичности, а не в политической «близости». При этом у Российской Федерации накоплен весьма богатый и успешный опыт в таком подходе к сотрудничеству, который она может использовать при выстраивании отношений с новым правительством Аргентины при Хавьере Милее.
1. Статистические данные экспорта Аргентины в Российскую Федерацию за 2007- 2016гг. / [Электронный ресурс] // Аргентино-российская Торгово-промышленная палата : [сайт]. — URL: Й11р8://.сас1аг.сош.аг/пеаосю8е81аф811са8/е81аф811са8/ (дата обращения: 06.10.2023).
2. Статистические данные экспорта Российской Федерации в Аргентину за 2007- 2016гг. / [Электронный ресурс] // Аргентино-российская Торгово-промышленная палата : [сайт]. — URL: Й11р8://.сас1аг.сош.аг/пеаосю8е81аф811са8/е81аф811са8/ (дата обращения: 06.10.2023).
3. Документы, подписанные по итогам российско-аргентинских переговоров 15 апреля 2010 года. URL: йй:р://кгеш1т.ш/8ирр1ешеп1/52
4. Заявления для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров /
[Электронный ресурс] // Президент России - М., 2014 : [сайт]. — URL:
Н11р8://.с1кагцеп1та.сош/йес1агасюпе8-а-1а-ргеп8а-сп81та-к1гсйпег-Ьа1апсе-йе1- с1егге-йе-1а-у18йа-оГ1с1а1-а-1а-1ейегасюп-ш8а/ (дата обращения: 07.04.2024).
5. Меморандум о сотрудничестве между Советом предпринимателей «Россия -
Аргентина» и Советом предпринимателей «Аргентина - Россия» / [Электронный ресурс] // Президент России - М., 2010: [сайт]. — URL:
йй:р://8рес1а1.кгеш1т.ш/8ирр1ешеп1/522 (дата обращения: 10.02.2024).
6. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Открытым акционерным обществом «Всероссийский банк развития регионов» и Банком инвестиций и внешней торговли / [Электронный ресурс] // Президент России - M., 2008: [сайт]. — URL: 1и1р:/Дллу.кге1пПпт11Ш1рр1е1пеп1/223 (дата обращения: 10.02.2024).
7. Меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между
компанией Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и Государственным секретариатом по транспорту Аргентинской Республики / [Электронный ресурс] // Президент России - M., 2010 : [сайт]. — URL:
йй:р://8рес1а1.кгеш1т.ш/8ирр1ешеп1/522 (дата обращения: 05.11.2023).
8. Соглашение между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Министерством федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентинской Республики о направлениях взаимодействия в области мирного использования атомной энергии / [Электронный ресурс] // Президент России - М., 2010: [сайт]. — URL: ййр://кгеш11п.ги/8ирр1ешеп1/522 (дата обращения: 10.01.2024).
9. Соглашение о сотрудничестве в области коммерческого арбитража между Торгово¬
промышленной палатой Российской Федерации и Аргентинской торговой палатой / [Электронный ресурс] // Президент России - M., 2008 : [сайт]. — URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/223 (дата обращения: 05.02.2024).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 / [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации - М., 2008: [сайт].
— URL: https;//www.midru/ru/fOreign=polky/news/1670707/ (дата обращения:
05.01.2024).
11. Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о построении отношений о стратегическом партнёрстве / [Электронный ресурс] // Президент России - М., 2008: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/222 (дата обращения: 05.01.2024).
12. Соглашение между правительством российской федерации и правительством
аргентинской республики о торговле и экономическом сотрудничестве /
[Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации - М., 1993: [сайт]. — URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign polioy/international сontraсts/international сontraсts/2 с ontraсt/60370/ (дата обращения: 04.11.2023).
13. Российско-аргентинские отношения (справка) / [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Аргентинской Республике - М., 2024 : [сайт]. — URL: https://argentina.mid.ru/ru/сountries/bilateral-
relations/rossiysko argentinskie otnosheniya spravka/ (дата обращения: 05.06.2024).
14. Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Аргентинской Республики в год 200-летия Майской революции и 125-летия установления двусторонних дипломатических отношений / [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/523 (дата обращения: 05.01.2024).
15. Совместное заявление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова и министра иностранных дел и культа Аргентины С.Малькорры / [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://www.mid.ш/ш/maps/ar/-/assetJpuЫisher/xс4jwwu3udaz/сontent/%20id/2229291/ (дата обращения: 06.01.2024)... 21