Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (2000-2020)

Работа №191086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Общий обзор российско-китайских отношений в сфере высшего образования 12
1.1 Формы образовательного сотрудничества между Россией и Китаем .... 12
1.2 Договорно-правовая база российско-китайских отношений 19
1.3 Современные проблемы сотрудничества между Россией и Китаем в
сфере высшего образования 24
Глава 2. Ключевые взаимодействия между Китаем и Россией в области высшего образования 29
2.1 Практики реализации современных образовательных контактов между
РФ и КНР 29
2.2 Практика обучения китайских студентов в Томском государственном
университете 33
Глава 3. Роль Института Конфуция при ТГУ в распространении китайского языка и культуры среди российских студентов 39
3.1 Общая характеристика Института Конфуция при Томском государственном университете 39
3.2 Векторы развития российско-китайских отношений в сфере высшего
образования на примере модернизации Института Конфуция в Томске 49
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61


Актуальность. Российская Федерация и Китайская народная республика всегда были странами с большим влиянием на мировую историю. На протяжении всей истории между Россией и Китаем сохранялись добрососедские отношения, однако, наиболее продуктивными они стали лишь со второй половины ХХ века. Более 70 лет Россия и Китай являются не только геополитическими союзниками и партнерами, но и ведут активное сотрудничество в сфере среднего и высшего образования, проводят многочисленные культурные обмены, гуманитарные миссии, а также совместно ведут активную просветительскую деятельность.
Отметим, что эти контакты на протяжении всего периода были практически неразрывными, за исключением небольшого отрезка времени с конца 1960 гг. до 1991 г., когда контакты между СССР и Китаем резко сократились из-за ряда пограничных конфликтов, а также некоторым несогласием со внутренней политики друг друга .
Тем не менее, начиная с 1990-х гг. происходит процесс постепенного укрепления российско-китайских взаимоотношений. Так, начиная с 2000 г. была серьезно расширена и укреплена правовая база сотрудничества двух стран, реализовано множество совместных образовательных проектов, например, было подписано «Соглашение между Министерством образования и науки РФ и Министерством образования КНР о сотрудничестве в сфере образования».
В настоящее время, в условиях перехода к многополярной модели мира, возрастает необходимость углубления системы взаимоотношений между этими двумя государствами. В том числе возникает потребность в углублении интегративных процессов в системе высшего образования и науки.
В этой связи ведущие российские университеты начинают все чаще взаимодействовать с китайскими университетами. Ярким примером университета, который стоит на острие углубления взаимоотношений между Россией и Китаем, является Томский государственный университет, который имеет многолетние тесные взаимоотношения с Шеньянским технологическим университетом и Северо-Китайским научно-технологическим университетом.
В настоящее время с одной стороны все больше китайских студентов изъявляют желание учиться в Томском государственном университете, с другой стороны российские преподаватели и студенты из Томского университета все больше совершают поездок по обмену из Томского государственного университета в Китай. Косвенно данный факт подтверждается тем, что летом 2019 г. Институт Конфуция в России отправил в языковую школу Шэньянского политехнического университета рекордную по составу группу, в которую вошли не только томичи, но и жители Омска, Красноярска, Новосибирска и Москвы.
Таким образом, опыт взаимодействия между Россией и Китаем в области высшего образования стал неотъемлемой частью внешней политики этих двух стран. Тем не менее, образовательные контакты между ТГУ и китайскими вузами все еще остается крайне сложной темой. В этой связи сохраняет свою значимость изучение положительного и негативного опыта взаимодействия между КНР и РФ в сфере высшего образования для того, чтобы на его основе продолжить решать возникающие проблемы во взаимодействии между государствами, совершенствовать политику стран в области высшего образования.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании на основании российских и китайских источников проведен анализ русско-китайского взаимодействия в сфере высшего образования за последние два десятилетия. Показано положительное влияние сотрудничества в данной сфере и определены перспективы сотрудничества этих двух стран.
Историография исследования в основном представлена многочисленными статьями как в российских, так и в китайских научноисследовательских журналах, что объясняется новизной темой и, как следствие, необходимостью ее обобщаемого осмысления.
Тем не менее, в качестве некоторых рамок для проводимого исследования было использовано диссертационное исследование А.Р. Аликберовой «Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования: 1990-е-2000-е гг.», которое смогло осветить некоторую
динамику развития отношений в прошлом, но, безусловно, к текущему исследованию не имеет прямого отношения .
Оставшиеся статьи мы можем разделить на три большие группы. К первой группе исследований можно отнести статьи В. Анна Х. Мэй, Ч. Цзыхао «Этапные достижения, проблемы и решения китайско-российского сотрудничества в области высшего образования - на основе общих рамок китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства в новой эре» , А.В. Бризицкой Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития» , В.Я. Рушанина «Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования» и т.д. Данные статьи посвящены в первую очередь современному стратегическому развитию российски-китайских отношений в сфере образования. Тем не менее, они являются скорее рефлексивными исследованиями посвященными определенной проблематике отношений и не представляют общую картину взаимоотношений между странами в целом.
Ко второй группе относятся статьи, освящающие процесс преподавания китайского языка в России, процесс деятельности Институтов Конфуция в России в общем и в Томске в частности. К этой группе исследований можно отнести статьи А.С. Бельченко «Деятельность институтов Конфуция в российской Федерации» , И. Ма «Проблема изучения китайского языка как иностранного в России: история и современность» . Данные статьи, несмотря на свою проработанность и качественность написанного текста скорее описывают ситуацию в России в общем и лишь крупными штрихами освещают ситуацию с опытом российско-китайских отношений в рамках Томского государственного университета.
К последней группе статей можно отнести работы, посвященные образовательной миграции китайских студентов в Томск, например, статья Е.Ю. Кошелевой «Образовательная миграция китайских студентов в вузы Томска: результаты и перспективы реализации научных проектов РГНФ - РФФИ в 2010-2020 гг,» , а также исследования, посвященные их мотивации выбора Томска в качестве места для своего обучения, например, статья Е.А. Федосова «Китайский студент в Томском государственном университете: ценности, мотивации, бытовая адаптация» . Данные исследования несмотря на то, что задействуют богатейший опыт Томского государственного университета во взаимодействии со китайскими студентами в силу небольшого объема исследования раскрывают эту тему весьма поверхностно.
Подводя итоги изучения историографии, отметим, что несмотря на большое количество работ в данной исследовательской области, в настоящее время практически не изученным остается опыт российско-китайских отношений в рамках Томского университета. Кроме того, на текущий момент практически нет крупных обобщающих работ, посвященных данному аспекту взаимодействия между Россией и Китаем.
Объектом исследования является российско-китайские
взаимоотношения в сфере высшего образования. Предметом исследования российско-китайские взаимоотношения в сфере высшего образования на примере Томского государственного университета.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 г. вплоть до 2020 г. Нижняя хронологическая рамка определяется избранием президентом РФ В.В. Путина, с приходом которого российско-китайские отношения начали ежегодно улучшаться и углубляться. Верхняя хронологическая рамка ограничена 2020 г., так 20 января 2020 г. ВОЗ объявило об эпидемии Covid-19, в связи с чем российско-китайские контакты в области обмена студентами для получения высшего образования были приостановлены.
Территориальные рамки исследования охватывают в первую очередь г. Томск, так как именно в этом городе расположен Томский государственный университет, на примере которого будут исследоваться российско-китайские взаимоотношения.
Цель работы - изучить опыт российско-китайских отношений в сфере высшего образования с целью совершенствования взаимоотношения между Россией и Китаем.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать подписанные программы сотрудничества в сфере высшего образования между Россией и Китаем в обозначенный хронологический период.
2. Изучить опыт взаимоотношений между Томским государственным университетом и китайскими студентами, проходящими в нем обучение
3. Осветить роль Института Конфуция при Томском государственном университете в распространении китайского языка и культуры среди российских студентов.
4. На основании проведенного исследования, предложить векторы развития российско-китайских отношений в сфере высшего образования.
Методология исследования. Для выполнения поставленных задач в данном исследовании использован принцип историзма, а также ряд общенаучных методов, таких как системный анализ, дедукция, индукция. Определение методов и подходов, примененных в работе, обусловлено спецификой изучаемого предмета. В первую очередь необходимо выделить историко-генетический метод исследования, требующий рассмотрения любого явления в контексте его эволюции, который позволил выявить общие закономерности и особенности в развитии российско-китайских отношения в сфере высшего образования. Посредством историко-статистического методов был проанализирован материал периодической печати, а также статистической документации для реконструкции поэтапного изменения количества и качества образовательных контактов между российскими и китайскими студентами и приглашающими странами.
Историко-хронологический метод позволил не только скомпоновать весь собранный материал по главам и разделам, но и отразить эволюцию взаимоотношений между министерствами образования Китая и России. Кроме того, одним из наиболее важных методов для проведения данного исследования стал сравнительно-исторический. Посредством которого было проведено сравнение между интеграционными процессами в сфере образования между странами с интеграционными образовательными процессами между Россией и Китаем в рамках Томского государственного университета. Таким образом, приведённые выше методы исторического исследования позволяют нам достоверно и верифицировано изучить не только опыт взаимоотношений между Россией и Китаем в области высшего образования, но и предложить векторы для их дальнейшего улучшения и углубления.
Базу источников исследования можно представить трем большими группами источников, которые включают в себя нормативно-правовую базу, делопроизводственную документацию, а также периодическую печать.
К нормативно-правовой базе исследования можно отнести разнообразные постановления, соглашения, договора, которые были заключены между Россией и Китаем, и которые направлены на развитие этих отношений. Большая часть этих источников была взята с сайта Министерства науки и образования РФ в силу того, что предмет исследования носит современный характер .
К делопроизводственной документации в широком смысле можно отнести весь комплекс документации, образующейся в результате деятельности любого органа управления, независимо от масштаба и формы собственности объектов управления. В этой связи мы к ней относим статьи, размещенные на официальных сайтах организации и группах в социальных сетях, описывающих работу, как с прибывшими в Томск китайскими студентами, так и подготовкой российских студентов для обмена с китайской стороной .
Данные источники позволяют проследить не только эволюцию российско-китайских отношений в динамике процесса, но и отражают реальные шаги по улучшению уровня этих взаимоотношений.
В периодическую печать вошли многочисленные источники, размещенные среди официальных российских СМИ, посвященных развитию российско-китайских отношений в сфере высшего образования. Данные публикации позволяют понять, как общество относится к этому вопросу, какие сильные и слабые стороны возникают в этом процессе, выявить возможные проблемы и точки роста при решении их соответственно .
Таким образом, совокупность приведенных источников позволяет изучить опыт российско-китайских отношений в сфере высшего образования для того, чтобы на основании полученных результатов продолжить совершенствовать взаимоотношения между Россией и Китаем в данном вопросе. Объем и состояние доступной источниковой базы позволяет провести исследование, в объемах, соответствующих заявленной цели и уровню исследования.
Структура выпускной квалификационной работы полностью соответствует содержанию, поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также перечня использованных источников и литературы.
Результаты исследования могут быть применены для изучения перспектив и возможностей развития сотрудничества между Китаем и Россией в сфере высшего образования. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы для повышения привлекательности Томского государственного университета для китайских студентов, а также для повышения эффективности работы Института Конфуция при ТГУ. Результаты исследования также могут быть использованы для проведения тематических семинаров-обсуждений по этому вопросу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С точки зрения стратегического развития, сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере высшего образования в последние годы приобретает все большее значение и способствует укреплению «мягкой силы» обеих стран.
Создание в 2000 г. российско-китайской Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта привело к качественным изменениям в двустороннем сотрудничестве двух стран в области образования: с 2000 г. по настоящее время наблюдается быстрый рост межвузовских студенческих обменов между российскими и китайскими образовательными организациями. В последние годы наблюдается значительная диверсификация типов и направлений совместных российско-китайских проектов в области высшего образования, создание совместных образовательных организаций и постоянный рост числа совместных образовательных программ.
Относительно процесса интернационализации высшего образования, то нынешнее состояние отношений между Россией и Китаем в этой области можно охарактеризовать как устойчивое и имеющее большой потенциал для развития. Важно отметить, что Китай все больше воспринимается международным сообществом как страна с быстро растущим уровнем грамотности и высоким уровнем образования в крупных высших учебных заведениях. С одной стороны, растет число китайских студентов, обучающихся за рубежом, а с другой - правительство увеличивает квоту на иностранных преподавателей. Совместные образовательные проекты разрабатываются и реализуются в областях, представляющих интерес как для России, так и для Китая. В том числе, это подготовка кадров для инновационного развития национальной экономики; модернизация национальной системы образования в части интернационализации высшего образования; усиление конкурентных преимуществ через совместные образовательные проекты.
При этом важно понимать, что язык - это мост между разными народами. Языковой и культурный обмен является очень важной частью образовательного обмена между университетами. Благодаря совместным усилиям российского и китайского правительств, россияне все больше интересуются изучением китайского языка, а Институты Конфуция становятся для россиян важнейшим средством в познании. Управление Институтом Конфуция Томского государственного университета с момента его создания осуществляется российской и китайской сторонами. В настоящее время уже Институт Конфуция Томского государственного университета внес значительный вклад в повышение интереса российских студентов к китайскому языку.
В ходе исследования были выявлены актуальные проблемы Института Конфуция Томского государственного университета: не проводятся входные тесты уровня знаний при распределении на языковые группы; нестабильный преподавательский состав; несоответствие учебных программ необходимой методологии изучения китайского языка; плохая применимость учебных материалов и низкий уровень использования; для понимания китайского языка необходимо обучающихся знакомить с китайскими культурными ценностями.
Но, несмотря на существующие проблемы, в дальнейшим развитием Институт Конфуция будет играть все более важную роль во взаимодействии Томского государственного университета с китайскими студентами и станет платформой для обменов и сотрудничества между Россией и Китаем в области образования и культуры. Мероприятия Института Конфуция по китайской культуре помогают студентам Томского государственного университета проникнуться китайской культурой. Благодаря действиям Института Конфуция китайские студенты также легко адаптируются к жизни в Томском государственном университете. По мере того, как все больше китайских университетов подписывают совместные проекты с Томским государственным университетом, ТГУ будет становиться все более привлекательным для китайских студентов.
Сотрудничество в области высшего образования будет способствовать лучшему пониманию культур и национальных традиций обеих стран. Российско-китайские обмены в области высшего образования являются двусторонними, а не односторонними. Китайско-российский обмен высшего образования - это деятельность, которая должна быть полна перспектив развития и жизненной силы.
Изучение современного российско-китайского взаимодействия в сфере высшего образования имеет большое значение для обогащения и совершенствования истории российско-китайских образовательных обменов. Будущая реформа образования в России и Китае и долгосрочное развитие образования с обеих сторон окажут значительное позитивное влияние на российско-китайские отношения.



1. Развитие и совершенствование системы образования - приоритеты для России и Китая // Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobmauki.gov.ru/press-center/news/novosti-
ministerstva/21949/?sphrase id=4318753 (дата обращения: 10.01.2022).
2. Россия и Китай наращивают объемы сотрудничества в научно
образовательной сфере // Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-
ministerstva/21957/?sphrase id=4318753 (дата обращения: 26.01.2023).
3. Россия и Китай подтвердили планы сотрудничества в области науки и
высшего образования // Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21724/
(дата обращения: 16.01.2022).
4. Россия и Китай провели Первый форум российско-китайских ассоциаций профильных университетов // Министерство науки и высшего образования РФ.
- URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-
sotrudnichestvo/61963/ (дата обращения: 12.01.2022).
5. Россия и Китай продолжают укреплять сотрудничество в сфере науки и образования // Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe- sotrudnichestvo/53743/ (дата обращения: 10.01.2022).
6. Россия и Китай подписали протокол об увеличении обмена учащимися// Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobmauki.gov.ru/press-center/news/novosti- ministerstva/22267/?sphrase id=4320257 (дата обращения: 26.01.2023).
7. СКФУ запускает программы двойных дипломов с Даляньским университетом // Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe- sotrudnichestvo/49777/ (дата обращения: 12.01.2022).
Делопроизводственная документация
8. Институт Конфуция на базе ТГУ // Национальный исследовательский
Томский государственный университет. - URL:
https: //www.tsu.ru/universitv/structure/centr/konfusiy.php (дата обращения: 07.04.2022).
9. Институт Конфуция ТГУ признан одним из лучших в мире // Программа повышения конкурентоспособности ТГУ - URL: http: //viu.tsu.ru/news/3156/ (дата обращения: 07.04.2022).
10. Об институте // Институт Конфуция. - URL: http://confucius.tsu.ru/node/4 (дата обращения: 20.02.2023).
11. Стипендия 2023 // Институт Конфуция. - URL: http://confucius.tsu.ru/node/3 (дата обращения: 20.02.2023).
Периодическая печать
12. Гуреева Ю. Народная дипломатия: как привлечь китайских студентов в российские вузы // RT на русском. - URL: https://ru.rt.com/7lvc (дата обращения: 07.04.2022).
13. Из Томска в Китай: ТГУ провел новую летнюю школу в Поднебесной // РИА Томск. - URL: https://www.riatomsk.ru/article/20190809/kitaj -tgu-institut- konfuciya/ (дата обращения: 09.08.2022).
14. Институт Конфуция Томского госуниверситета увеличит количество мест для изучающих китайский язык // Интерфакс. Россия. - URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/institut-konfuciya-tomskogo- gosuniversiteta-uvelichit-kolichestvo-mest-dlya-izuchayushchih-kitayskiy-yazyk (дата обращения: 12.12.2022).
15. Нараева Т Врата в Поднебесную — в Томске // Реальный сектор. 2015. №
1. С. 26.
..42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ