Аннотация 2
Введение 3
1 Эволюция системы профессионального образования в России 5
1.1 Дореволюционная система профессионального образования 5
1.2 Советский период формирования системы профессиоального образования 8
1.3 Современная система профессионального образования 12
1.4 Этапы развития системы среднего профессионального образования в Томской области .... 17
2 Организационные основы совершенствования системы среднего профессионального образования
22
2.1 Модели реорганизации системы среднего профессионального образования 22
2.2 Основные подходы к реорганизация системы среднего профессионального образования в Томской области 26
2.3 Модель реорганизации путем присоединения (на примере «ТТПСК» и «ТКСТ») 35
3 Проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования 43
3.1 Основные проблемы в системе среднего профессионального образования 43
3.2 Направления совершенствования системы среднего профессионального образования 45
Заключение 51
Список использованной литературы 56
Актуальность темы исследования обусловлена переходом отечественной системы профессионального от массового образования, характерного для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики, которое ориентировано на формирование творческой социально ответственной личности. Решение этой задачи в определённой мере сопряжено и с реализацией в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования персонифицированного подхода.
Профессиональное образование кадров во всем мире рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями практики в постоянном профессионально - личностном развитии специалистов в условиях качественного изменения их трудовой деятельности в постиндустриальном обществе.
Сегодня, как никогда ранее, актуален поиск новых моделей информационных ресурсов для профессионального обучения специалистов, поиск новых методов развития профессионально-творческой активности обучающихся в информационной среде дистанционного обучения. Особого исследовательского внимания требует проблема разработки модулей и технологий реализации образовательного контента адаптивных систем профессионального обучения, а также проблема разработки моделей инвариантного и регионально-обусловленного образовательного контента системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Проблемами исследования эволюции системы профессионального образования занимались А. Волков, И. Реморенко, Ю. Германова, З.М. Закарьяева, Г.Р. Игтисамова, В.П. Медведев, Л.П. Кислова, Е.А. Пушкарева, Ю.В. Пушкарев, Г.И. Сидунова, Г.А. Мельникова, Ю.А. Тюрина. В числе исследователей проблем профессионального образования, перспектив его развития в России и, в частности, в Томской области следует отметить И.Х. Бикмухаметова, Ж.А. Бейсембаеву, С.В. Коршунова, К.В. Шаповалова.
Цель исследования - определить направления развития системы профессионального образования, на основе анализа складывающейся практики ее модернизации в Томской области.
Задачи исследования:
1. Исследовать дореволюционную систему профессионального образования;
2. Охарактеризовать систему профессионального образования в советский период;
3. Изучить современную систему среднего профессионального образования.
4. Рассмотреть модели реорганизации системы профессионального образования.
5. Проанализировать факторы, влияющие на дальнейшее развитие системы среднего профессионального образования.
6. Определить пути совершенствования системы среднего профессионального образования.
Объект исследования: система среднего профессионального образования.
Предмет исследования: модернизация среднего профессионального образования.
Методы исследования: описательный, статистический, сравнительный, системного анализа, обобщения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений
Профессиональное образование начало своё становление еще во времена Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т. д. А о наиболее талантливых древнерусских мастерах слагались былины и передавались сведения в летописях. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Пётра I, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профессионального образования пришёлся на конец 19 - начало 20 века.
Поскольку российская промышленность нуждалась в специалистах (кораблестроителях, моряках, металлургах, артиллеристах и т.д.) петровская школьная реформа была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян. То есть, школа стала сословной, а учёба приравнивалась к службе.
Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом не только политическую систему России, но и идеологию страны, а значит - просвещение, в том числе и профессиональное образование. Новая власть за основу системы образования взяла идею «Пролеткульта», в результате чего многие достижения старой системы образования, наработанной многими годами и отточенную выдающимися педагогами и учёными, были признаны негодными.
В Томской области сеть профессиональных образовательных организаций достаточно развита. Однако структура подготовки кадров принципиально меняется с целью преодоления дисбаланса между традиционно сложившимися направлениями в подготовки кадров, не ориентированной на приоритеты реализации крупных инвестиционных проектов и развития муниципальных образований, и реальными потребностями экономики региона.
Подготовка в системе среднего профессионального образования проводится для всех основных отраслей экономики: промышленности, связи, сельского хозяйства, сферы обслуживания, торговли, общественного питания, транспорта, строительства, лесного хозяйства. Ведётся подготовка по интегрированным профессиям.
Для сокращения структурной безработицы и эффективного управления на рынке труда подготовлен прогноз потребности в кадрах в отраслевом и профессиональном разрезе по муниципальным образованиям области.
По исполнению п. 3 Указа Президента Российской Федерации № 599 от 07.05.2012г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в системе среднего профессионального образования с 2013 по 2015 годы открыты 3 много функциональных центра прикладных квалификаций, реализующих образовательные программы под заказ работодателей по трем динамично развивающимся отраслям экономики региона: нефтепроводному транспорту и нефтехимической промышленности на базе
Томского промышленно-гуманитарного колледжа; строительству и ЖКХ на базе Томского коммунально-строительного техникума; водному транспорту и судоходству на базе Томского техникума водного транспорта и судоходства. Все Многофункциональные центры созданы и работают на основе государственно-частного партнерства.
Сформировано 4 учебных центра профессиональных квалификаций, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан с учетом актуальных и перспективных потребностей рынков труда сельских территорий трех муниципальных образований (Бакчарский район, Молчановский район, Первомайский район, г.Стрежевой).
Реализованы проекты по созданию Межмуниципальных образовательных центров (многопрофильных профессиональных организаций), деятельность которых
ориентирована на потребности приоритетных отраслей экономики определенных территорий области по принципу территорально-образовательных кластеров в Шегарском, Колпашевском и Асиновском районах.
Создан ресурсный центр для транспортной отрасли на базе ОГБПОУ «Томский автомобильно-дорожный техникум».
Открыт ресурсный центр инклюзивного образования на базе Томского техникума социальных технологий (в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие профессионального образования Томской области на 2014-2020 годы»). Впервые в Российской федерации на базе образовательной организации открылась диспетчерская служба для оказания услуг по сурдопереводу, созданная для оперативного реагирования на экстренные запросы инвалидов по слуху и оказания консультативно-информационной и социальной помощи.
В рамках реализации проекта «ИНО Томск» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р) профессиональные образовательные организации
формируются как Центры превосходства. Это высокотехнологичные центры профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики и инновационных предприятий области. В Центрах будет сосредоточено уникальное технологическое оборудование, которое позволяет осуществлять подготовку кадров по опережающему принципу для нефтехимической, фармацевтической и IT, транспортной отраслей, для аграропромышленного, лесоперерабатывающего комплекса, строительной отрасли и ЖКХ. Центры превосходства также создаются на основе государственно-частного партнерства. Со стороны бизнеса это вклад в создание современных лабораторий и формирование команды наставников от предприятий - партнеров.
Всего до 2020 года будет создано 5 Центров Превосходства (Томский промышленно-гуманитарный колледж, Томский базовый медицинский колледж, Томский аграрный колледж, Томский коммунально-строительный техникум, Томский техникум водного транспорта и судоходства), также в рамках мероприятий проекта «ИНО-Томск» на базе ОГБОУ СПО «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса».
Сформирована система сетевого взаимодействия; внедрены элементы дуального обучения в 9 профессиональных образовательных организациях, созданы кафедры в 11 учреждениях; в 34 % профессиональных образовательных организациях заключены договора о целевом обучении специалистов под заказ работодателей.
Развивается система бизнес-образования и развития предпринимательских компетенций среди студентов профессиональных образовательных организациях. В 16 профессиональных образовательных организациях Томской области было проведено 39 мероприятий с участием 687 студентов из профессиональных образовательных организаций. Обучено 54 тьютора, 400 студентов профессиональных образовательных организаций по программам «Технология бизнеса», «Развитие предпринимательства», «Ты предприниматель», «Шаг в будущее», разработано свыше 100 предпринимательских проектов. В конкурсе молодежных бизнес-проектов «Сделай дело» 19 студентов явились победителями конкурсов и получили поддержку своих бизнес-проектов по следующим направлениям: агропромышленный комплекс, социально-культурные проекты, экологические проекты, сфера информационных технологий, сфера обслуживания и торговли.
Участие в государственной программе «Доступная среда» позволило в 4 (16% от общего количества учреждений) профессиональных образовательных организациях провести ремонтные работы и обеспечить доступность образовательных услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. На сегодня в подведомственных профессиональных образовательных учреждениях обучается 241 обучающийся, имеющий инвалидность или другие ограничения по здоровью.
В системе среднего профессионального образования распределяются контрольные цифры приема профессиональным образовательным организациям по результатам публичного конкурса и на основе оценки кадровых потребностей экономики региона и качества подготовки выпускников. По заказу работодателей в течение 2015 года в 9 профессиональных образовательных организациях были введены 9 новых образовательных программ, востребованных в приоритетных отраслях экономики Томской области.
Во всех профессиональных образовательных учреждениях открыты центры содействия трудоустройству выпускников, что позволило трудоустроить на рабочие места 63,0 % выпускников(средний показатель по России в 2018 году должен составить 55 %): по программам подготовки специалистов среднего звена составило 67 % от общего числа выпускников, по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 59 %.
В Томской области продолжается реализация майских Указов Президента РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 № 973 средняя заработная плата в 2015 году составила 24782 рубля, в том числе средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения - 26346 рублей, что составляет 77,5% - в %-м отношении к средней заработной плате по Томской области (к 33 998 руб.).
В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 26.03.2015 года №84-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 год по реализации на территории Томской области послания президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации» Томская область в 2015 году вступила в движение WorldSkills Russia.
Впервые в 2015 году был проведен Региональный Чемпионат WorldSkills Russia в Томской области. Чемпионат проходил с 14 по 17 декабря . Основными организаторами Чемпионата выступили: Региональный координационный центр WorldSkills Russia в Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, Администрация Томской области. Соревнования проходили по 9 компетенциям: веб-дизайн, дошкольное воспитание, поварское дело, дизайн костюма, парикмахерское искусство, сварочные технологии, кондитерское дело, прототипирование, лазерные технологии. В Чемпионате приняли участие 60 участников и 95 экспертов из числа студентов, мастеров и преподавателей шестнадцати профессиональных образовательных организаций Томской области. Каждую конкурсную площадку 2015 гкурировал национальный эксперт, определенный Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».
В 2015 году студенты профессиональных образовательных организаций принимали участие в финальном чемпионате WSR СФО в г. Новосибирске по 4 компетенциям, по компетенции фрезерные работы на станках с ЧПУ - 3 место, студент (ОГБ ПОУ «Томский экономико-промышленный колледж»).
Дальнейшая модернизация системы профессионального образования Российской Федерации в целом и Томской области в частности, в целях обеспечения экономики России и Томского региона квалифицированными кадрами рабочих профессий и специалистов среднего звена, можеть быть успешно завершена при реализации следующих направлений:
1. Создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих соответствие квалификации выпускников, требованиям современной экономики;
2. Обеспечение консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организацийпостедством госудраственно-частного партнерства;
3. Реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора образовательных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;
4. Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
5. Запуск механизма независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных организаций, в том числе развитие практики профессионально¬общественной аккредитации образовательных программ;
6. Осуществление дальнейшей переработки федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей;
7. Закрепление законодательно практики использования образовательными организациями, являющимися бюджтеными учреждениями, права быть учредителями и участниками хозяйственных обществ.
Таким образом, формирование высокотехнологичных центров профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики региона обеспечит концентрацию уникальных технологических и кадровых ресурсов системы профессионального образования и бизнеса для подготовки профессиональной элиты рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе государственно-частного партнерства и организацию трансферта разработок и технологий в системе профессионального образования.
1. Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс]: федеральый закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 2.06.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2016)
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. № 599 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.2016)
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
[Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки: [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2016);
5. Об обеспечении межнационального согласия [Электронный ресурс]: Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата
обращения: 15.06.2016);
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
[Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2016);
7. Развитие образования на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
10. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012г. №2620-р // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
11. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р " // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 12.06.2016);
12. Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р // Гарант : информационно¬правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 14.06.2016);
13. О концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. № 22-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.06.2016);
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2016);
15. Об образовании в Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 12 августа 2013 года №149-ОЗ // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 14.06.2016);..45