Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ В АМЕРИКАНСКИХ СМИ В 2014 ГОДУ

Работа №191009

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНТЕКСТ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА РОССИИ 14
1.1 Образ России в американских СМИ до 2014 года 14
1.2 Проблема принадлежности Крыма 18
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ В КРЫМУ В 2014 ГОДУ АМЕРИКАНСКИМИ СМИ 27
2.1 Печатные издания 27
2.1.1 The New York Times 27
2.1.2 The W ashington Post 32
2.1.3 Los Angeles Times 37
2.1.4 The Denver Post 43
2.2 Новостные каналы 49
2.2.1 CNN 49
2.2.2 Fox News 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 1. Контент анализ статей в The New York Times и в The Denver Post 68


Актуальность исследования: В настоящее время средства массовой информации (СМИ) играют важную роль во взаимодействии между странами и во взаимодействии государства с собственным населением. Ещё Александр Солженицын говорил о возрастающей роли СМИ в политической сфере: «Пресса стала первейшей силой западных государств, превосходя силу исполнительной власти, законодательной и судебной» . В этой связи интересна теория формирования общественного мнения - так называемая теория «спирали молчания» , предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман. Согласно данной теории, чтобы не оказаться в социальной изоляции, многие люди избегают открыто выражать своё мнение, если его не разделяет большинство. Для этого они изучают своё окружение и другие источники информации, в том числе СМИ, чтобы понять, какая точка зрения является господствующей, а какая осуждается. Возникает спиралеобразный процесс формирования доминирующей точки зрения: одни выражают своё мнение, в то время как другие его скрывают. Именно в создании этого спиралеобразного процесса решающую роль играют СМИ. Они определяют господствующую точку зрения, тем самым принуждая индивида скрывать свою, если она отлична от мнения большинства. В результате «спираль молчания» нарастает, а доминирование точки зрения, исходящей от СМИ, укрепляется, независимо от того, насколько она сопоставима с действительностью.
Этот феномен можно также рассмотреть в рамках теории социального
конструкционизма, которая представляет собой «направление в социальных науках, признающее первостепенную роль дискурса и отношений между людьми в
конструировании ими мира» . Важной установкой для социального конструкционизма является тезис о совместном определении фактов реального мира: «мы конструируем мир не индивидуально в своём сознании, а совместно - в разговоре, соглашениях, социальных практиках» . С точки зрения социального конструкционизма, медийная реальность не является объективной действительностью, а лишь сформированным конструктом, разделяемым средой (общественный мнением). Массмедиа не искажают, не дополняют, не воспроизводят реальное положение дел - они, скорее, транслируют ту действительность, которая выражает коллективные представления о реальном.
В данной работе этот феномен будет рассматриваться на примере определённого события - присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году. В начале 2014 года американские массмедиа ухватились за так называемый «крымский кризис». При этом позиция американских СМИ была идентична официальной позиции Белого дома, она также разделялась большей частью мировой общественности. Принимая во внимание то, что США имеют огромное влияние не только на международные отношения, но и на мировое сообщество в целом, мнение его большинства конструировалось с учётом оценки, дававшейся в американских СМИ. Это объясняет тот факт, что большая часть мирового сообщества рассматривает присоединение Крыма к России как аннексию и не признаёт полуостров её частью, тогда как с точки зрения России произошло законное воссоединение территорий.
Автор работы выдвинул гипотезу о том, что именно «крымский кризис» повлиял на риторику, используемую американскими СМИ по отношению к России, и привёл к изменению образа России в СМИ и в общественном мнении.
Объект исследования - американские СМИ.
Предмет исследования - эволюция образа России в американских СМИ в 2014 году в связи с событиями в Крыму.
Цель исследования - выявить закономерности эволюции образа России в американских СМИ в 2014 году.
Задачи исследования:
1) Выявить составляющие образа России в американских СМИ до 2014 года;
2) Уточнить историческую составляющую Крымского вопроса;
3) Проанализировать статьи в американских печатных изданиях за 2014 год, связанные с участием России в событиях в Крыму;
4) Проанализировать репортажи американских новостных телеканалов за 2014 год, связанные с участием России в событиях в Крыму;
5) Сделать вывод, как изменялась риторика освещения роли России в событиях в Крыму в 2014 году.
Хронологические рамки исследования охватывают 2014 год, в котором произошло присоединения Крыма к Российской Федерации. Данное событие обладает высокой значимостью не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Анализ исследуемых источников
В качестве исследуемых источников были выбраны четыре печатных издания: The New York Times, The Washington Post, Los Angeles Times, The Denver Post и два телеканала: CNN и Fox News.
The New York Times является одной из крупнейших и старейших газет США. Газета издаётся с 1851 года. Важность газеты можно оценить по полученным наградам: она получила рекордное количество Пулитцеровских премий - 133. The New York Times считается авторитетным, достоверным источником информации. Помимо бумажной существует также электронная версия . На главной странице веб-сайта новости распределены по разделам: «Политика», «Бизнес», «Наука», «Здоровье», «Спорт», «Искусство», «Стиль», «Еда», «Недвижимость» и пр. Таким образом, освещая разнообразные темы, газета ориентирована на широкий круг читателей: от среднестатистического американца до политического эксперта . Газета также предоставляет статьи на испанском языке. Особенность The New York Times заключается в том, что многие публикации опираются на мнения экспертов и аналитиков, а также на научные разработки и исследования. Поэтому внешне это выглядит как беспристрастный, объективный анализ. Однако использование сенсационных заголовков с эмоционально нагруженными формулировками (особенно в разделе «Мнение»), призванных привлечь внимание читателя, зачастую преувеличивает значимость реальной истории: «"Либеральный мировой порядок” был построен кровью» («The “Liberal World Order’ Was Built With Blood» ), «Ужасная цена президентского расизма» («The Terrible Cost of Presidential Racism» ), «Плотина Гувера сделала возможной жизнь на Западе. Или мы так думали.» («The Hoover Dam Made Life in the West Possible. Or So We Thought.» ).
The Washington Post, как и The New York Times, является одной из крупнейших и старейших газет Америки. Газета была основана в 1877 году, получила 69 Пулитцеровских премий. Кроме бумажной версии, The Washington Post имеет электронную . На главной странице веб-сайта новости распределены по разделам: «Политика», «Спорт», «Расследования», «Мнения», «Искусство и развлечения»; также существует отдельный раздел для наиболее актуальных мировых новостей - сейчас он носит название «Коронавирус». Интересная особенность газеты заключается в том, что в конце главной веб-страницы есть раздел «Развлечения» («Diversions»): комиксы, кроссворды, судоку, гороскопы и пр. Таким образом, читатель может отвлечься от чтения мировых новостей, но при этом оставаться на сайте - таким образом повышается охват аудитории. The Washington Post уделяет особое внимание внутренней и внешней политике США и политической обстановке в мире в целом. На данный момент в разделе наиболее читаемых новостей находятся новости посвящённые палестино-израильскому конфликту и борьбе США с коронавирусом. В отличие от The New York Times, заголовки The Washington Post не так сенсационны и скандальны, но тем не менее интригуют и привлекают внимание: «Каньон Литл Колорадо Ривер может выжить, только если мы оставим его в покое» («The Little Colorado River canyon can survive only if we leave it alone» ), «Трамп убил старую Республиканскую партию - и убийство сходит ему с рук» («Trump killed the old GOP - and he’s getting away with the murder» ), «Новая масочная политика - возможность насладиться. Это начало конца.» («The new mask policy is a moment to savor. This is the beginning of the end.» ). Наиболее часто такие заголовки также встречаются в разделе «Мнения».
Los Angeles Times была основана в 1881 году. Изначально газета была региональной, но в 1960-х годах вышла на государственный, а потом и на мировой уровень. Los Angeles Times получила 47 Пулитцеровских премий. У газеты также имеется электронная версия . В отличие от двух предыдущих изданий, на главной странице веб-сайта отсутствует раздел «Политика»: «Калифорния», «Развлечения», «Спорт», «Еда», «Климат», «Мнение». В статьях журналисты Los Angeles Times редко ссылается на другие источники (но при ссылках используются надёжные источники, например, Financial Times), то есть большинство статей пишутся штатными журналистами самостоятельно. Газета поддерживает Демократическую партию США, подтверждением тому могут служить редакционные статьи разных годов: «Хиллари Клинтон станет трезвым, умным и прагматичным президентом. Дональд Трамп был бы катастрофой.» («Hillary Clinton would make a sober, smart and pragmatic president. Donald Trump would be a catastrophe.» ), «Наш провальный президент» («Our disastrous president» ).
The Denver Post - это региональная газета, которая издаётся в штате Колорадо с 1892 года. Кроме бумажной версии, The Denver Post обладает электронной . На главной странице веб-сайта можно найти следующие рубрики: «Новости», «Спорт», «Бизнес», «Развлечения», «Стиль жизни», «Мнение», «Политика», «Объявления». В основном газета специализируется на освящении местных и региональных новостей, а также на освещении новостей, связанных с внутренней политикой администрации американского президента. Мировые новости публикуются реже, при этом они отличаются непредвзятостью и наличием большого количества фактической информации. Журналисты The Denver Post зачастую ссылаются на другие источники, в том числе зарубежные СМИ.
CNN был основан в 1980 году, став первым полностью новостным телевизионным каналом в США, а также первым телеканалом, обеспечивающим круглосуточное освещение новостей. В 2019 году CNN занял третье место по количеству просмотров среди новостных телеканалов (в среднем 972 тысяч зрителей), уступив Fox News и MSNBC . CNN доступен в 212 странах и территориях мира. На главной станице веб-сайта есть разделы: «Мир», «США», «Бизнес», «Здоровье», «Развлечения», «Стиль», «Путешествия», «Спорт». По большей мере, CNN пользуется популярностью у либеральной аудитории. Согласно опросу Pew Research Center, проведённому в 2014 году, 44 % аудитории CNN идентифицировали себя как либералы и только 20 % как консерваторы . Согласно опросу, проведённому в 2019 году, CNN является основным источником новостей для кандидатов Демократической партии США (53 % опрошенных членов Демократической партии заявили, что обращались к CNN в течение последней недели) . «Демократическую» ориентированность канала подтверждает опрос, проведённый после президентской гонки 2016 года. Избиратели Хилари Клинтон (кандидата от Демократической партии) в качестве основного источника новостей чаще всего называли CNN, в то время как среди избирателей Дональда Трампа (кандидата от Республиканской партии) преобладал Fox News . Это также может служить показателем ориентированности канала.
Fox News - американский консервативный новостной телеканал, основанный в 1996 году. Уже в начале 2000-х годов Fox News стал доминирующим новостным телеканалом в США. В 2019 году Fox News стал самым популярным новостным телеканалом в США (2,5 миллионов зрителей ). Телеканал доступен в 86 странах и территориях мира. На главной станице веб-сайте есть разделы: «США», «Политика», «Медиа», «Бизнес», «Развлечения», «Спорт», «Образ жизни», «ТВ». Также есть раздел «Актуальные темы» («Hot topics»), сейчас там содержатся новости об израильско-палестинском конфликте. «Консервативная» направленность канала подтверждается опросами. Согласно опросу Pew Research Center, во время избирательной кампании 2016 года Fox News был основным источником новостей для 40 % избирателей Трампа . По данным другого опроса, почти половина опрошенных консерваторов (47 %) называют его основным источником политических новостей . Кроме того, в эфире Fox News часто можно заметить журналистов, являющихся решительными сторонниками Трампа: Шон Хэннити, Такер Карлсон, Лора Ингрэм, Томи Ларен. Во время президентства Трампа телеканал, как правило, избегал критики в сторону экс-президента.
Таким образом, выборка источников объясняется их политическим и региональных разнообразием.
Историографический обзор
При написании данной работы в качестве основной литературы были использованы статьи отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены особенностям американских СМИ, взаимодействию власти и СМИ, а также образу России в средствах массовой информации.
Статья Ситниковой Е.Л. «Роль СМИ в процессе эволюции образа СССР в США в годы президентства Г. Трумэна» позволяет проследить зарождающуюся тесную связь между публикациями в СМИ и внешней политикой Белого дома середины XX века. Именно в период президентства Трумэна (1945-1953 годы) была запущена кампания по формированию негативного образа СССР в американском обществе. Формирование образа «врага» в американском обществе проходило не без помощи СМИ, которые находили в деятельности СССР признаки агрессивности и экспансионизма. С нарастанием противоречий между Москвой и Вашингтоном, и до сих пор, американская пресса уделяет большое внимания двусторонним отношениям. Также в работе говорится о роли телевидения в формировании общественного мнения. В 1940-е годы телевидение вступило в борьбу за место на рынке новостей. Однако тогда американские телевизионные сети не могли позволить себе посылать свои собственные съёмочные группы за границу, поэтому в репортажах зачастую использовался материал, отснятый правительственными агентствами. Ситникова Е.Л. утверждает: «Стремление привлечь широкий круг спонсоров создавало на телевидении особый вид объективности: не давая политизированных комментариев, просто повторять официальные заявления. На этой основе возникло сотрудничество правительства и телевидения, которое использовалось руководством страны для обеспечения идеологической координации внутренних новостей с потребностями внешней политики». Данная тенденция, как оказалось, прослеживается и по сей день .
В статье Шаклеиной Т.А. «Внутриполитическая ситуация в Вашингтоне. Роль СМИ и российско-американские отношения» автор делает акцент на связь между деятельностью американских СМИ и внутриполитической ситуацией в Вашингтоне. Автор утверждает, что пресса, являясь частью политической системы США, действует в той же парадигме, что и правящая администрация. Именно поэтому СМИ зачастую используются как инструмент продвижения официальной линии или интересов определённых политических и экономических групп. В работе приведены слова американского политолога Дэвида Хендриксона: «Америка неохотно признаёт наличие национальных интересов у других держав и оценивает международную ситуацию, исходя из собственных представлений, собственной политической культуры, а не на основе объективной оценки происходящего. Коллективное самомнение американцев, их способность видеть во всём опасность и врагов делают политику Америки нацеленной на борьбу «со злом» («с врагом»)». Другими словами, в дискурсе американской общественности конструируется образ врага .
О необходимости образа «врага» также писал Д. Шиплер в своей статье «Как мы видим друг друга; взгляд из Америки». Автор говорит о том, что американцам нужен внешний злодей, и Россия хорошо выполняет эту роль отчасти потому, что находится в реальном идеологическом конфликте с США. Автор утверждает, что «на определённом уровне антипатия к советской системе удовлетворяет потребность в злодее. Злодей - это абстракция, универсальный враг, который часто имеет мало общего с самими русскими». При этом автор подчёркивает, что зачастую знания американцев о СССР и русских достаточно слабы. По результатам опросов, проведённых The Times, 44 % респондентов не знали, что во время Второй мировой войны СССР и США сражались на одной стороне, а 28 % заявили, что страны воевали друг с другом; только 42 % опрошенных знали, что во Второй мировой войне погибло больше русских, чем американцев; и только 14 % знали, что в 1919 году США наряду с Великобританией, Францией и Японией участвовали в интервенции на севере и востоке Российской империи с целью поддержки антибольшевистских настроений .
В статье Кравцова А.А. «О формировании западными СМИ искажённого образа событий в Крыму» автор рассматривает освещение «крымского кризиса» западными печатными СМИ. Статья обеспечивает более глубокое понимание принципов работы западных СМИ. Автор выделяет несколько характерных особенностей: выборочная подача фактов, продвижение утверждений путём систематического их повторения с целью «приучить» к ним общественное мнение, игнорирование аргументов противной стороны, включая её информационную блокаду. Характер подобных искажений в значительной степени определяется тем, кто освещает события. Предвзятое освещение событий отмечается, в первую очередь, в США и странах Евросоюза, правящие круги в которых придерживаются мнения, что Россию необходимо «сдерживать» в её стремлении занять более значимое место в международной политике и мировой экономике. С этой целью проводится активная работа по формированию соответствующего общественного мнения в этих странах и в мире в целом, представляющая любые действия России, направленные на усиление её международного положения, как заведомо незаконные .
Статья Илюшкиной М.Ю. и Чудинова А.П. «Метафорическое моделирование образа России в СМИ (на материале американской прессы)» посвящена анализу создания образа России американскими СМИ с помощью метафорического моделирования. Основные метафорические модели раскрывают три преобладающие тенденции в представлении образа России и современного российского политического дискурса: негативный образ российского лидера, негативный имидж России, негативные отношения между Россией и США (на основании концепции «врага»). Авторы говорят о том, что интерес к политической ситуации в России объясняется, во-первых, тем, что общество признаёт свою роль в политической жизни и современные издания учитывают эту потребность; во-вторых, тем, что «скандалы и интриги», происходящие на российской политической арене, дают повод для той метафоричной и выразительной оценки, которая является неотъемлемой частью языка прессы. Подводя итоги, авторы отмечают, что использование метафорического моделирования наряду с использованием контекстного и сравнительного анализа раскрывают закономерности организации американского политического дискурса. При изучении концептуальных метафор того или иного языка одновременно с разных сторон исследуются как особенности национального сознания, так и национальная картина мира. Многие из этих метафор «направляют» восприятие действительности, понимание происходящих явлений и событий, определяют национальные особенности коммуникативного поведения людей .
В работе М. Баума и Ф. Поттера «Взаимосвязь СМИ, общественного мнения и внешней политики: к теоретическому синтезу» авторы высказывают интересную точку зрения о том, что сейчас информация - ключевой рыночный товар. В рамках такого определения СМИ выступают в роли продавца - они играют главную роль в сборе, обработке и распространении информации. Несомненно, утверждают авторы, национальные лидеры придают большое значение контролю над этим товаром. В поддержку данной позиции они приводят слова Брайана Уитмена, заместителя помощника министра обороны по работе со СМИ. Анализируя политику Пентагона по встраиванию репортёров в боевые части вооружённых сил США в Ираке в 2003 году, Уитмен сказал: «Нашей целью было доминировать на информационном рынке...». Однако при этом, добавляют авторы, в рамках рыночной конъюнктуры СМИ должны подчиняться двум участникам одновременно: лидерам и общественности. Предоставляемая общественности информация обычно оказывается «упакованной» в то, что подходило бы обеим группам .
В качестве литературы также рассматривались статьи, посвящённые образу россиян в СМИ, так как граждане государства являются составляющей его образа. Так, в статье Дж. Гербнера «Образ русских в американских СМИ и «новая эпоха» автор анализирует составляющие образа русских в американском кинематографе. Несмотря на то, что в качестве объекта исследования выступает не пресса, а американский кинематограф, по мнению автора, именно последний играет большую роль в формировании образа СССР (а затем и России) в американском обществе, начиная с детского возраста. По словам Гербнера, «образ СССР формируется у американских детей посредством кинематографа, родители и школа не являются основными источниками информации» .
В этой связи следует обратиться к исследованию Б. Сильверстайна, которое посвящено составляющим образа русского человека в американском кинематографе. Несмотря на то, что исследование было проведено на основании фильмов, выпущенных в 1940-х - 1980-х годах, его результаты применимы до сих пор. Так, русские в американских кинокартинах зачастую связаны с мафией, криминалом и насилием. Зачастую это - мужчины, очень редко в кадре появляются женщины или дети. Совокупный личностный профиль россиян более жесток, силён и эффективен. 9 из 10 русских персонажей попадают всего в три категории: сотрудники КГБ, сотрудники службы безопасности и шпионы .
Методология исследования была основана на контент-анализе публикаций в СМИ, а также на анализе и синтезе, которые предоставляют возможность исследовать изучаемый предмет и проследить эволюцию его развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. СМИ выполняют несколько функций: информационная, образование и социализация граждан, осуществление общественного контроля за действиями власти, формирование общественного мнения, выражение общественных интересов, объединение граждан. В рамках данной работы наиболее важными представляются три последние функции. На примере «крымского кризиса» 2014 года автором было показано, каким образом американские СМИ формировали информационное поле, вместе с этим формируя общественное мнение. Освещая определённые события в определённом свете, формируя повестку дня, вынося оценки, американские СМИ «мобилизовали» граждан если не на единые действия, то на единое мнение, поскольку они ещё информировали о том, что интересы и потребности гражданина разделяются людьми по всему миру.
Помимо всего прочего, СМИ могут использоваться властями (при сотрудничестве с ними) в качестве инструмента для эксплуатации и манипулирования массовыми коммуникативными процессами. Таким образом власти могут создавать так называемую «повестку дня», которая выгодна им. СМИ являются средством политической мобилизации и инструментом пропаганды, с их помощью создаётся и внедряется в общественное мнение имидж политиков и государств. При умелом использовании СМИ правительства добиваются массовой поддержки своего политического курса.
Анализ американских СМИ позволяет подтвердить данную точку зрения. В подавляющем большинстве проанализированных статей и репортажей превалирует одна и та же точка зрения, которая соответствует официальной позиции Белого дома и настроениям в общественном мнении граждан США и западных стран в целом. При этом можно выделить несколько интересных особенностей, характерных как для печатных изданий, так и для телеканалов. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев журналисты и эксперты оставляют без внимания историю Крымского полуострова, сложность и многогранность происходивших исторических и юридических процессов; никак не комментируется национальный состав населения Крыма, умалчивается о процентном соотношении русских и украинцев на полуострове. Как следствие, американские СМИ концентрируются только на юридическом аспекте, совершенно игнорируя исторический. Именно по этой причине вторая глава данной работы посвящена истории Крыма - тем самым автор хотел создать контекст, некое понимание ситуации. Во- вторых, во многих проанализированных материалах акцент смещается на российского президента и его роль в событиях; говорится о том, что решение по присоединению Крыма было принято единолично, при этом утверждается, что российский лидер руководствовался личными побуждениями. В связи с этим у журналистов и репортёров встаёт вопрос о перспективах дальнейшего развития полуострова, однако ответа на вопрос «А как Крым будет развиваться дальше?» они не дают. В-третьих, в некоторых статьях и репортажах сквозь повествование о «крымском кризисе» прослеживаются сюжеты, связанные с внутриполитическим устройством России, по большему счёту, критикуется отсутствие демократии и свободы слова, отсутствие независимых СМИ, наличие государственной пропаганды и устрашения со стороны государственного аппарата. Это - попытка создать определённый образ российского населения: запуганный народ, который не видит реальной картины происходящего и, получая ложную информацию, вынужден поддерживать незаконные действия своего правительства. В-четвёртых, в статьях очень активно используются литературные приёмы и изобразительно-выразительные средства языка: метафора, сравнение, гипербола, риторический вопрос; в новостных репортажах это заменяет искусная работа с картинкой, подобранными в определённом порядке кадрами. Также можно упомянуть, что в некоторых статьях и репортажах внимание уделяется западным лидерам. В таких материалах их действия в основном критикуются. Однако критикуется не отсутствие дипломатического подхода, а, наоборот, нерешительность и чрезмерная мягкость действий. Так, СМИ не просто выполняют информационную функцию, они формируют определённую картину происходящего, выстраивают рамки, которые считаются истинными и никем не оспариваются.
Гипотеза, выдвинутая автором работы, не подтвердилась, так как и до «крымского кризиса» 2014 года американские СМИ конструировали либо негативный, либо нейтральный образ России. Таким образом, эволюция заключалась лишь в усугублении восприятия России как актора международных отношений, в её отношении и особенно в отношении российского лидера была использована более резкая риторика.



1. 25 Insightful New York Times Readership Statistics [The 2021 Edition] // Letter.ly.
- 2021. - URL: https://letter.ly/new-york-times-readership-statistics/ (дата обращения
21.05.2021).
2. В Симферополе состоялся многотысячный митинг в поддержку руководства Украины в решении не подписывать соглашение об Ассоциации с Евросоюзом // Государственный Совет Республики Крым. - [Симферополь], 2013. - URL: http://crimea.gov.ru/news/24_11_13 (дата обращения 20.03.2021).
3. Вибори президента Украши // Центральна виборча комШя. - [Б.м.], 2009. - URL: https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2010/WP0011.html (дата обращения 19.03.2021).
4. Выступление Александра Солженицына на ассамблее выпускников
университета 8 июня 1978 г. // Российская газета. - 2018. - URL:
https://rg.ru/2018/06/08/garvardskaia-rech-solzhenicyna-v-chem-izian-zapadnoj-demokratii.html (дата обращения 10.10.2020).
5. Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // ООН. - [Б.м.], 2021. - URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата
обращения 22.03.2021).
6. Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской
государственной границе // Президент России. - [М.], 2003. - URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/1653 (дата обращения 19.03.2021).
7. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской
Федерацией и Украиной // Консорциум «Кодекс». - [Б.м.], 1999. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1902220 (дата обращения 19.03.2021).
8. Евромайдан принял резолюцию и объявил бессрочную акцию // LB.ua. -
[Б.м.], 2013. - URL:
https://lb.ua/news/2013/11/24/242546_evromaydan_prinyal_rezolyutsiyu.html (дата обращения 20.03.2021).
9. Закон СССР от 26 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» // Гарант.ру. - URL: https://base.garant.ru/3946680/ (дата обращения: 18.03.2021).
10. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения: 18.03.2021).
11. Конститущя Укра!ни // Верховна Рада Укра!ни. - [Б.м.], 2020. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр#Text (дата обращения: 25.03.2021).
12. Крым оккупирован Россией // Флот 2017. - [Б.м.], 2021. - URL:
https://flot2017.com/ (дата обращения 19.03.2021).
13. Леонид Кравчук «В Беловежской пуще Ельцин не требовал вернуть Крым» // Беловежская пуща - 21 век. - [Б.м.], 2016. - URL: http://bp21.org.by/ru/art/a161208b.html (дата обращения 19.03.2021).
14. Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968.
15. РИА Новости. - 2010-2021. - URL: https://ria.ru.
..53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ