РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 История НДФЛ в России 5
1.1 Теоретические основы подоходного налога 5
1.2 Опыт применения прогрессивной шкалы в России 11
2 Прогрессивная шкала НДФЛ: зарубежный опыт 18
2.1 Системы налогообложения физических лиц за рубежом 18
2.2 Возможности применения зарубежного опыта налогообложения доходов
физических лиц в современной России 24
3 Перспективы введения прогрессивной школы в России 35
3.1 Принципы введения прогрессивной шкалы НДФЛ 35
3.2 Преимущества и недостатки введения прогрессивной шкалы НДФЛ 38
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение 1 61
Приложение 2
Государство не способно осуществлять свои функции без налогов. Значительную часть поступлений бюджета Российской Федерации формирует налог на доходы физических лиц (НДФЛ).При этом особенностью сложившийся системы взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации является ярко выраженный, фискальный характер налога. Вместе с тем, за прошедшее десятилетие в Российской Федерации кардинально увеличилась дифференциация граждан по социальным, имущественным, денежно-доходным признакам.
Актуальность бакалаврской работы обусловлена тем, что в зарубежной практике для сглаживания подобных противоречий эффективно используются инструменты налогового регулирования, в том числе индивидуальный подоходный налог. В России же в настоящее время не прослеживаются существенные изменения в совершенствовании налогообложения доходов граждан с целью достижения социальной справедливости.
Налогообложение физических лиц является обсуждаемым, т.к. регулярно возникают различные споры, объясняющиеся в основном широким кругом налогоплательщиков, которые находятся абсолютно в различных социальных нишах.
Первая проблема налога на доходы физических лиц - это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающийся в обществе вопрос - необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. Некоторые политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая сможет учитывать интересы незащищенных слоев населения, сократит разрыв в доходах между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан. Также и мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу. Но в настоящий момент государство не идет на этот шаг, опасаясь снижения общей инвестиционной привлекательности России и ухудшения налоговых условий для формирующегося среднего класса, так же это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны лучших специалистов.
В виду данныхспоров в 2013 году Госдума отклонила три представленных законопроекта о реформировании ставки налога на доходы физических лиц, внесенных за период 2010-2012 гг.
Во всём мире осталось лишь 27 стран, включая Россию, которые не имеют прогрессивной системы налогообложения доходов.
Прогрессивная шкала налогообложения в более развитых западных странах является уже давно устоявшейся и практикуемой нормой, пока Россия в эпоху СССР разрешала свои социальные и экономические проблемы и справлялась с проблемами его распада.
Неудачный опыт применения прогрессивной школы подоходного налога с физических лиц обусловлен в основном нестабильностью экономики СССР и дальнейшим экономическим кризисом после его распада. Сейчас Россия живёт в новой социально - экономической и политической формации, застав эпоху глобализации, усиливавшей разделение государств по качеству жизни. Одной из важных причин различия уровня благосостояния в России и развитых странах с социально ориентированной экономикой являются особенности механизма налогообложения.
Переход на плоскую шкалу налогообложения привёл к тому, что богатые начали обогащаться. Налоги с богатых сократились почти в 5 раз. Тем временем граждане, получающие доход ниже прожиточного минимума, платят больше НДФЛ. Таким образом, наблюдается усиление разрыва между социальными слоями общества. Количество наиболее обеспеченных людей увеличивалось, в то время как количество людей живущих ниже черты бедности практически не изменилось.
Таким образом, цель исследования в бакалаврской работе - исследование возможности применения прогрессивной шкалы НДФЛ в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы подоходного налога;
- охарактеризовать опыт применения прогрессивной шкалы в России;
- рассмотреть системы налогообложения физических лиц за рубежом;
- оценить возможности применения зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц в современной России;
- выделить принципы введения прогрессивной шкалы НДФЛ;
- обобщить преимущества и недостатки введения прогрессивной шкалы НДФЛ.
Объект исследования - финансовые отношения между государством и его гражданами по вопросам налогообложения доходов физических лиц в РФ.
Предмет исследования - теоретические аспекты взимания, практика применения и перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В работе применялись методы сравнительного анализа, анализа отчетности налоговых органов, методы анализа и синтеза, классификации, группировки и некоторые другие, что позволило реализовать поставленные задачи.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня подоходный налог имеет тесную связь с доходом плательщика независимо от его вида. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, которые впоследствии перераспределяются в бюджетные и внебюджетных фонды.
В бакалаврской работе были изучены теоретико-методологические основы по налогу на доходы физических лиц, в первую очередь, с точки зрения перехода на прогрессивную шкалу налогообложения и возможности использования зарубежного опыта.
В ходе рассмотрения теоретических аспектов налогообложения доходов физических лиц, рассмотрены основные элементы, определяющие взимание НДФЛ в РФ.
Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства.
Построение налоговых систем в федеративных государствах в значительной степени обусловлено их специфической формой государственного устройства. В данном случае имеются в виду особенности национального или административнотерриториального строения государств, которые включают в себя относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики). Ведь федеративные и конфедеративные государства основываются на добровольном объединении нескольких государственных образований в рамках одного союза.
Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.
Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.
В развитых странах одним из основных источников доходов государственного бюджета является подоходный налог, а личный подоходный налог является крупнейшим источником доходов государства. В зарубежных странах ставки подоходного налога колеблются от 30% до 70%.
В России высокие ставки подоходного налога вызывают стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов. По мнению ряда авторов, таких как Пансков В.Г., Бескоровайная Н.С., Русанов Г.А. причинами влияющими на недостаточную роль НДФЛ в России является:
- низкий уровень доходов подавляющего большинства населения России по сравнению с экономически развитыми странами;
- задержки выплат заработной платы работников, как сферы материального производства, так и работающих в бюджетных организациях;
- неразвитость в достаточной мере субъектов малого и среднего бизнеса;
- уход от налогообложения физических лиц с высокими доходами, в частности доходами, полученными в виде дивидендов по акциям;
- нарушение принципа социальной справедливости разных слоев населения.
В ходе решения практических задач проанализирована практика исчисления и поступления НДФЛ за 2016-2018 годы в бюджет Томской области.
Оценка роли НДФЛ и динамики его развития в составе бюджетных доходов, позволили обобщить проблемы взимания НДФЛ и перспективы развития подоходного налогообложения именно в части применения прогрессивной шкалы.
Первая проблема налога на доходы физических лиц - это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающийся в обществе вопрос - необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. С одной стороны это приводит к развитию принципа справедливости в налоге, повышении его социального эффекта, с другой стороны, к потере бюджетом доходов.
Второй проблемой налога на доходы физических лиц является действующий порядок его зачисления. Существует возможность перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ) и налоговые льготы, теряется смысл перевод уплаты налога по месту жительства.
Как показал круг выявленных проблем в отношении взимания НДФЛ, часть из них сконцентрирована в области налогового администрирования как самого налога, так и физических лиц.
Группа проблем налогообложения физических лиц носят правовой, организационный и социально-психологический характер. Наиболее значимыми из них являются:
- запутанность и противоречивость налогового законодательства;
- налоговая неграмотность населения;
- менталитет российских налогоплательщиков;
- недостаточная реализация социальной роли НДФЛ;
- Существенные отличия по размерам доходов физических лиц.
Среди основных направлений налоговой политики РФ в течение нескольких последних лет предусмотрена реализация ряда мер, направленных на совершенствование налогообложения физических лиц.
В частности, предполагается:
- физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, освободить от подачи налоговой декларации;
- уточнить определение налогового резидентства физических лиц;
- уточнить в законодательном порядке перечень доходов, освобождаемых от налогообложения;
- ввести необлагаемый минимум и другие.
Важным элементом совершенствования является доработка и улучшение онлайн услуг на сайте Федеральной налоговой службы.
Поэтому рассмотрим плюсы и минусы прогрессивной шкалы НДФЛ, которые можно ожидать.
Дело в том, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ хоть и может способствовать выравниванию социальных статусов граждан, но в то же время она может привести к снижению реальных доходов, которые будут распределяться населением. Исходя из этого, чтобы "богатый платил больше", придется значительно повысить налоги для среднего класса. Соответственно, данная система может и вовсе привести к понижению порога бедности, так как экономический рост будет снижен. Если облагать большими налогами исключительно тех предпринимателей, которые зарабатывают много, то собрать в бюджет необходимую прибыль не получится. Это объясняется тем, что большинство состоятельных граждан используют оптимизированные схемы и выводят свои финансы через офшоры. Таким образом, не останется выбора и придется повысить налоги для физических лиц и принудить их к декларированию своих доходов.
Если в стране будет оставлена пропорциональная шкала НДФЛ, то это приведет к тому, что бедные всегда будут беднеть, а уровень жизни богатого населения только повысится. Поэтому прогрессивная система налогообложения является единственным возможным инструментом для того, чтобы сгладить существующую дифференциацию. Данное мнение не может быть не принято во внимание, поэтому есть большая вероятность того, что эта система все-таки будет принята, как и во многих других странах.
В этом случае, при минимальном доходе, владелец небольшого бизнеса будет освобожден от налогов, что поможет ему развиваться быстрее. Таким образом, в стране появится больше фирм, которые в будущем будут получать большие доходы, а соответственно и в государственный бюджет будет поступать все больше денежных средств.
Безусловно, пропорциональная система налогообложения выглядит, как способ уравнять социальный статус граждан. Однако нельзя забывать, что от этого также зависит и общий уровень экономики. Поэтому ввести данную шкалу НДФЛ быстро не получится.
Если говорить о среднесрочной перспективе развития налога в нашей стране, то более чем вероятно в ближайшие 3-5 лет все останется неизменным. За исключением, возможно, некоторых деталей. Периодично разрабатываются законопроекты, целью которых является реформирование или кардинальное изменение НДФЛ, например, введение семейного налога, налога на роскошь.
Поскольку государство ставит перед собой задачу по переходу на социальное налогообложение, ориентированное на перераспределение ресурсов и выравнивание диспропорций в обществе, система налогообложения доходов физических лиц нуждается в реформировании, внесении корректировок и поправок.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 1998. № 231-426.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская газета. 1994. № 238-239.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 6 авг. -1998. № 148-149.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. 2000. 7 авг. № 32. Ст. 3340.
6. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П // Российская газета. 2015. № 150.
7. Решения Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа : URL: http://www.ksrf.ru/ ru/Decision/ Pages/default.aspx (дата обращения: 02.04.2018).
8. Абелова Л. А. Современные направления совершенствования налогового администрирования / Л. А. Абелова // Татищевские чтения : Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1. С.22-28.
9. Абрамова Э. К. Зарубежный опыт налогообложения физических лиц: возможность применения в России / Э. К. Абрамова // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 54. С. 144-149.
10. Азизова С. А. Социально-экономическая сущность налога / С. А. Азизова, А. С. Саматова // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право : сборник трудов конференции. Новосибирск, Армавир, Саратов, 26.12.2014 г. Энгельс, 2015. С. 13 - 15.
11. Анисимов А. Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации / А. Л. Анисимов // Известия Уральского Государственного Экономического Университета. 2015. № 1(57). С. 24-30.
12. Ворожбит О. Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства / О. Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 5. С. 9-
16.
13. В Госдуму внесли законопроект о двухуровневой прогрессивной шкале НДФЛ.
08.02.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа :
https://ria.ru/economy/20180208/1514227870.html (дата обращения: 18.04.2018)..
14. Гражданкин В. А. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах / В. А. Гражданкин, О. А. Гражданкина, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 4. С. 30-32.
15. Гущина И. В. Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц / И. В. Гущина // Известия ИГЭА. 2015. № 4. С. 120.
..64