ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 ПОНЯТИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ОБЛАСТИ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.2. ПРОГРАММЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ 32
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В
СФЕРЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ 39
3.2 ПЛАН ПРИЕМА 100 000 ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 44
3.3 ПЛАН ПРИЕМА 300 000 ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 50
3.4 ПРОЦЕСС ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
УНИВЕРСИТЕТА РИЦУМЭЙКАН 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
В середине 80-х годов Япония сумела повысить свою значимость на международной арене. Этот процесс явился результатом роста экономического потенциала страны, увеличением вкладов Японии в военно-стратегическую систему и рядом изменений, произошедших как в глобальной системе международных отношений, так и внутри страны. По множеству показателей к середине 80-х годов Япония сократила свое отставание от США, а также обогнала Западноевропейские страны. Объем ВНП на душу населения в 1985 году составил около 1334,9 млрд. долларов , что являлось более значительным результатом по сравнению с остальными Западноевропейскими странами. По данным на 1985 год объем ВНП в США составлял 3916,0 млрд. долларов, в Германии - 791,8 млрд. долларов, в Великобритании - 643, 3 млрд. долларов, во Франции - 680, 6 млрд. долларов, в Китае - 92, 7 млрд. долларов. (см. Приложение А. 1). Объем ВВП Японии в тот период составлял 2100 млрд. долларов. В США - 5790 млрд. долларов, в Германии - 1455 млрд. долларов, во Франции - 1055 млрд. долларов, в Великобритании - 930 млрд. долларов, в Китае - 680 млрд. долларов. (см. Приложение А. 2).
Японские лидеры раньше других ведущих государств осознали, что для успешного экономического развития страны и вывода её на новый международный уровень, необходимо техническое переоснащение производственного аппарата с помощью новой техники и научных разработок, а также интернационализации образования. За полтора столетия Японии удалось подняться с уровня возможной колонии или полуколонии западных стран до страны с одной из наиболее развитых экономик мира. Фундамент для подобного развития заложили процессы непрекращающейся модернизации, целью которой было умелое заимствование опыта зарубежных стран в различных сферах, их преобразование и внедрение с учетом национальных особенностей Японии. Изменения, которые произошли в Японии за столь короткое время, именуют не иначе как «чудо». Однако всё это лишь стало отражением поэтапной модернизации системы образования Японии, благодаря которой страна обрела высокопрофессиональных специалистов во многих областях. Широко известно, что образование представляет собой главный источник общественного развития и является главным институтом, устанавливающим определенные рамки и нормы данного развития. Многие политологи, историки и востоковеды обоснованно рассматривают современную систему образования Японии, как один из главных факторов успеха, которого стране удалось достичь в период после второй мировой войны и до наших дней.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что процесс интернационализации образования является частью национальной политики любой развитой страны, отвечающей запросам глобализации и интернационализации. Опыт других стран, в том числе и Японии важен и актуален для России, где отсутствует четкая и конкретная национальная стратегия интернационализации высшего образования, а также существует недостаток развитых международных образовательных программ, что существенно препятствует интеграции высших учебных заведений России в международное образовательное пространство. Изучение государственной политики Японии в области интернационализации высшего образования позволяет понять, какие меры и направления наиболее удачно реализуются на практике, какие проблемы могут возникнуть в ходе этой реализации, а также оценить возможные перспективы интернационализации высшего образования, что поможет сделать определенные выводы и применить этот опыт в дальнейшем.
Что касается степени освещения данной темы, то существует множество монографий и статей отечественных и зарубежных авторов. При написании работы автор опирался, как на работы отечественных исследователей, так и зарубежных, в том числе - японских.
Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы А.Н Джуринского, Ю.С Алферова, Л. В. Копыловой, Филиппова В. М.
В работе А. Н. Джуринского «Чему и как учат в Японии» акцентируется внимание на проблемах образования и трактовке этих проблем в Японии. Автор ставит перед собой задачи в описании структуры образования и сравнительной характеристике структур образования Японии с другими странами. Автор раскрывает ценность развития образования, его необходимость и пользу для общества и государства. Приводится сравнительная характеристика образовательной системы Японии с другими странами. В работе Ю.С. Алферова «Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования» автор указывает на количество учебных заведений в каждом звене образования, приводит конкретные цифры и процентное соотношение людей, обучающихся в данных учреждениях. В статье Л. В. Копыловой «Обучение иностранных студентов в вузах Японии» , автор затрагивает вопрос интернационализации высшего образования Японии, приводит данные о вузах Японии, участвующих в студенческом и преподавательском обмене, приводит статистические данные по количеству студентов, обучающихся в различных японских университетах, а также о количестве японский преподавателей, работающих за границей, и зарубежных преподавателей, работающих в японских вузах. В статье В. М. Филиппова «Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы» , автор указывает основные отличия процесса интернационализации от процесса глобализации, выделяет основные этапы развития интернационализации высшего образования, приводит примеры интернационализации высшего образования в США и России.
Среди зарубежных исследователей выделяются работы Хеннингса Маттиаса, Адарш Сандху, Джейн Найт, Кобаяси Тэтцуя, Ямагути Каору.
В работе Хеннингса Маттиаса «Меры Японии по привлечению иностранных студентов и влияние мобильности студентов на рынок труда» автор рассказывает о том, какие конкретно меры предпринимаются японским правительством для достижения плана привлечения 300 000 иностранных студентов в высшие учебные заведения, приводит конкретные примеры моделей интернационализации в различных японских университетах, участвующих в программе.
В работе Адарш Сандху «Интернационализация университетского образования в Японии» , автор описывает университеты, участвующие в программе «Global 30», приводит статистику иностранных студентов в каждом университете и подводит промежуточные итоги работы университетов в сфере интернационализации высшего образования. Автор работы «Хаос высшего образования: изменяющийся мир интернационализации» Джейн Найт приводит характеристику понятий интернационализация и глобализация, четко их разграничивает, а также выделяет основные формы интернационализации образования в целом, и в Японии - в частности.
В работе Кобаяси Тэцуя «Университет и техническая революция в Японии: модель для развитых стран» автор рассуждает о роли университетов в техническом прогрессе Японии и её промышленном развитии. Он рассматривает развитие образования в Японии, выявляет его основные моменты. В работе Ямагути Каору «Развитие специального образования в Японии и некоторые текущие проблемы» автор указывает на то, что реформирование и постоянное усовершенствование системы образования в Японии приводит лишь к положительным результатам, отмечает важность реформирования, указывает на основные проблемы реформирования высшего образования в Японии.
При написании дипломной работы были использованы такие источники, как: конституция Японии , данные официального сайта Министерства образования, спорта, науки и технологий Японии , на котором описаны большинство стратегий и планов японского правительства в сфере интернационализации высшего образования, официальные сайты университетов Киото и Рицумэйкан , Донсео , Гуандун , Кэйо , официальный сайт Японского общества продвижения науки , где подробно описана программа «Global 30». Также были использованы Момбу кагаку хакусё 2015 (белая книга по науке и образованию 2015 года) , речи премьер- министра Синдзо Абэ , отражающие взгляд официального правительства на процесс интернационализации высшего образования в Японии. Для более подробного рассмотрения результатов программы интернационализации высшего образования среди японских университетов, были использованы международные рейтинги университетов, такие как «World University Rankings» , «QS top universities world university rankings» , «Academic Ranking of World Universities» .
Объектом данного исследования является система образования Японии. Предмет исследования - политика в области интернационализации высшего образования в Японии.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать основные направления государственной политики Японии в области интернационализации высшего образования, выявить формы интернационализации высшего образования в Японии, а также выделить факторы, оказывающие влияние на процесс интернационализации образования в Японии.
Исходя из цели исследования, решались следующие основные задачи: дать определение понятиям интернационализации и глобализации высшего образования; рассмотреть основные формы интернационализации высшего образования; изучить реформирование системы высшего образования Японии; рассмотреть государственную политику Японии в сфере интернационализации высшего образования; исследовать процесс интернационализации образования Японии; изучить данные об основных центрах интернационализации высшего образования в Японии, рассмотреть основные проблемы и дальнейшие перспективы интернационализации высшего образования в Японии.
Хронологические рамки исследования: в исследовании рассматривается система высшего образования Японии с 1984 года по наши дни. Это обусловлено началом третьей реформы образования Японии, продолжающейся и сейчас, которая заложила процесс интернационализации высшего образования в Японии. Для более подробного рассмотрения эволюции и развития высшего образования рассматриваются также и реформы времен эпохи Мэйдзи.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава посвящена определению и описанию таких понятий как «интернационализация» и «глобализация», выявлению основных форм интернационализации. Вторая глава посвящена рассмотрению государственной политики Японии в сфере интернационализации высшего образования. Здесь подробно рассматривается третья реформа образования 1984 года, формирование целей и задач реформы, начало складывания новой системы высшего образования в и ее дальнейшее развитие, а также основные направления политики в области интернационализации высшего образования в Японии. Третья глава посвящена практической реализации государственной политики в области интернационализации высшего образования в Японии. Здесь рассматриваются центры интернационализации высшего образования, а также иностранные студенты, которые проходят обучение в Японии, дается характеристика «плана 100 000» и «плана 300 000», подробно описывается механизм интернационализации на примере университета Рицумэйкан.
В ходе работы применялись различные методы исследования, как общенаучные, так и специальные методы различных наук. Основным методом данного исследования является системный метод: мы рассматриваем систему образования как часть социального устройства Японии, а также самостоятельно как совокупность отдельных элементов, составляющих ее. Метод сравнения использовался при сравнении образовательной системы Японии с образовательными системами других стран. Сравнительно-исторический метод применялся при рассмотрении развития и трансформации японской системы образования с течением времени, а сравнительно-типологический метод применялся нами для сравнения японской системы высшего образования с американской и германской системой. Также в работе широко применялся анализ статей и монографий, посвященных культуре, образованию и истории Японии.
Реформирование всех сфер общественной жизни на сегодняшний день сопровождается изучением и использованием положительных и отрицательных уроков других народов. Система образования является одним из наиболее важных социальных институтов общества и неотъемлемым условием общественного развития. Современной системе образования в Японии приписывают успехи, которых достигла страна в период со второй мировой войны и до наших дней. И в действительности Япония одна из немногих стран, которая вышла на уровень «образовательного общества», где образование отвечает высочайшим стандартам. 97 из 100 учеников оканчивают школу, при этом свыше 90% учеников получают высшее и средне-специальное образование. Однако развитие процессов глобализации и интернационализации поставили перед высшим образованием цель подготовки профессиональных кадров, которые были бы способны работать в условиях постоянно изменяющегося глобального рынка. Японское правительство разработало достаточно продуманную стратегию в сфере интернационализации высшего образования. Это и план привлечения 100 000 студентов 1983 года, и план привлечения 300 000 студентов, опубликованный в 29 июля 2008 года. Большинство исследователей сходятся во мнении, что интернационализация высшего образования - это целенаправленный процесс интеграции международного и межкультурного измерения в задачи и методы обучения в сфере высшего образования для повышения качества образования для всех учащихся и персонала, а также внесения значимого общественного вклада в процесс образования. Под глобализацией же понимают макроэкономический процесс, проявляющийся в упразднении культурных, экономических и многих других границ между разными странами, увеличением потоков миграции в различных сферах, например, таких как экономика и образование. То есть глобализация способствует интернационализации (глобализация является катализатором интернационализации), а интернационализация, в свою очередь, является механизмом реагирования на глобализацию. Существует множество форм интернационализации высшего образования, в основном, исследователи выделяют следующие формы: индивидуальная мобильность (мобильность студентов, мобильность преподавателей в целях обучения и преподавания); институциональная мобильность и мобильность образовательных программ; интеграция в учебные программы и образовательные стандарты мирового сообщества; транснациональное образование (франчайзинг, программы- близнецы, взаимное признание программ). Следует отметить, что в результате интернационализации высшего образования появились такие проблемы как: появление нового образовательного неравенства, превращение рынка образовательных услуг в сектор экономики, сопротивление в академической среде. Так, поток иностранных студентов, приезжающих в Японию для получения высшего образования, стал восприниматься скорее как торговля, нежели помощь другим странам, так как большинство иностранных студентов самостоятельно оплачивают свое обучение. Международный рынок образовательных услуг становится одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Также изменения в вузовских программах встречают активное сопротивление в академической среде. Вудро Вильсон однажды сказал, что «легче перенести кладбища, чем изменить программу обучения» [39, с. 131]. Это высказывание отражает основное противоречие в реформировании высшего образования в современном мире. С одной стороны, вузы совершенствуют свои программы, осознавая необходимость соответствовать процессу активного обновления знаний, но с другой, образование по-прежнему остается сферой, где высоко ценятся традиции.
Что касается реформирования системы высшего образования в Японии, то современная система высшего образования в основном сформировалась под влиянием третьей реформы образования (1984 года), когда впервые были сделаны первые шаги на пути к интернационализации высшего образования. В последнее время наблюдается тенденция расширения сети магистратур по всей территории Японии не только в качестве части университетов, а также и как
самостоятельных единиц в сфере высшего образования. Это вызывает необходимость введения такой системы образования, в которой проводится обучение для недипломированных специалистов специальным дисциплинам для обеспечения доступности магистратуры и докторантуры для как можно большего количества студентов. Например, использовать данную систему в качестве повышения квалификации преподавателей с перспективой получить сертификат о повышении образования в области педагогики. В Японии существуют множество программ интернационализации высшего образования, таких как CAMPUS Asia, «План приема 100 000 иностранных студентов» 1983 года, программа «Global 30», «План приема 300 000 иностранных студентов». Основной целью программы CAMPUS Asia является развитие навыков межкультурной коммуникации у студентов. Создание подобной программы явно указывает на то, что активное включение Японии в процесс интернационализации дал правительству Японии незаменимый опыт, который помог выявить необходимость развития межкультурных связей со странами АТР (особенно Китаем, Кореей). Благодаря успешному развитию данной программы, в 2014 году правительством Японии была объявлена программа грантов и комплексного развития интернационализации, которая стимулирует университеты Японии искать новых иностранных партнеров, что является не простой задачей. Таким образом, перед Японией стоят две основные проблемы: поиск квалифицированного административного и преподавательского состава, а также поиск адекватного программе способа оценивания. Японское правительство также стимулирует поток иностранных студентов в Японию различными способами - ярмарки образования в Японии, предоставляющие точную информацию о Японии и характеристики отдельных университетов и предлагаемого ими образования; подготовительное образование для иностранных студентов, спонсируемых правительством; законодательно оформленное максимальное количество рабочих часов во внеучебное время для иностранных студентов и многое другое.
«План приема 100 000 иностранных студентов» 1983 года является наиболее эффективной движущей силой интернационализации высшего образования Японии. «План 1983 года» достиг значительных результатов за последние два десятилетия. Тем не менее, при выполнении плана были обнаружены некоторые вопросы, такие как стипендия, проживание и поручительство. Число иностранных студентов в Японии быстро увеличилось с момента начала осуществления этого плана. Новый «План приема 300 000 иностранных студентов», был предложен правительством Фукуда в 2008 году - через 25 лет после плана 1983 года. Сравнивая новый план с «планом 1983 года», можно сказать что:
• отношение правительства Японии к принятию иностранных студентов изменилось с пассивного (в «плане 1983 года») на активное (в «новом плане»);
• цель приема иностранных студентов изменилась с «модели иностранной помощи» на «модель экспорта образования»;
• изменились намерения иностранных студентов, которые теперь хотят жить в Японии, а не вернуться на родину.
Основная суть программы «Global 30» состоит в том, чтобы отобрать 30 ведущих университетов Японии и создать благоприятные условия для иностранных студентов. В 2012 году были подведены промежуточные итоги данной программы, в результате чего выяснилось, что большинство университетов получили положительные оценки своей работы, а это значит лишь то, что программа приносит свои плоды (к концу 2010 года университеты набрали около 26 000 иностранных студентов) и ее нужно развивать. На данный момент существуют и проблемы привлечения ведущих исследователей из-за рубежа, даже с привлекательными предложениями по зарплате, а также проблема предоставления жилья иностранным студентам (большинство иностранных студентов вынуждены жить в частных квартирах за свой счет). К тому же, широко известно, что японское общество «недружелюбно» по отношению к иностранцам. План 300 000 учеников намерен изменить это.
В настоящее время лишь менее 9000 выпускников иностранных студентов нашли работу в японских компаниях. Японское правительство надеется привлечь 50% иностранных выпускников для работы в японских компаниях. Предполагается, что японские компании должны нанять от 35 000 до 40 000 иностранных студентов. Еще одним серьезным недостатком в этой области является то, что, хотя иностранные студенты проходят обучение на английском языке, правительство Японии надеется, что они будут работать на японские компании. Это привело к тому, что Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий совместно с Министерством экономики, торговли и промышленности приступили к осуществлению программы «Адзиа Дзиндзай». Цель этой программы - обучить иностранных студентов, которые выполняют определенные условия, посредством дополнительных учебных планов, посвященных японскому языку и японской деловой практике.
Япония приступила к реализации амбициозного плана по привлечению 300 000 иностранных студентов к 2020 году. В 1980-х годах Японии пришлось бороться только с развитыми странами, прежде всего западными. В настоящее же время, Япония вынуждена конкурировать с соперниками, которые находятся рядом. Такие страны, как Китай, Корея, Сингапур и Малайзия. Помимо ощутимых экономических выгод, связанных с международными расходами студентов, на карту поставлена также и национальная гордость.
С помощью интернационализации высшего образования, Япония сможет предвидеть и прогнозировать изменения в системе высшего образования, а также корректировать и управлять ими. Благодаря процессу интернационализации высшего образования, в который активно включилась и Япония, усилилось сотрудничество правительственных, международных и негосударственных организаций, а также японские университеты получили возможность участвовать в многонациональных программах.
Все большее число университетов начали предлагать курсы, частично или полностью преподаваемые на английском языке. Инициативы в рамках проекта «Global 30» оказались относительно эффективными, так как число иностранных студентов в выбранных основных университетах проекта ежегодно увеличивается. В совокупности все эти меры дали результаты, поскольку общее количество иностранных студентов в высших учебных заведениях сразу увеличилось с 123 829 в 2008 году до 141 774 в 2010 году, что является рекордным уровнем (JASSO 2014). План японского правительства по привлечению иностранных студентов привел к увеличению числа выпускников, претендующих на получение рабочих виз и получающих их. За 20-летний период с начала 1994 года по конец 2013 года совокупная численность иностранных студентов, подавших заявления на получение рабочих виз составляла 128,947, а 118,306 (91,7%) получили их.
К тому же, Япония намерена использовать Интернет для запуска так называемой «имиджевой стратегии» и для создания «японского национального бренда». Беглый просмотр веб-страниц многих японских университетов показывает, что большая часть контента на японском языке. Страницы на английском языке чаще всего являются размытой версией оригинала.
Правительство планирует увеличить количество университетов, входящих в рейтинг «Times Higher Education Global Rankings», в который пока входит только Токийский и Киотский университеты. Удалось создать такую программу, которая начала привлекать к инвестированию в сферу образования и таких гигантов, как Тойота, Мицубиси и другие. Всё это даёт нам понять, что процесс интернационализации высшего образования в Японии идёт более, чем успешно и продолжает развиваться и набирать обороты в ответ на задачи глобализации и интернационализации общества.
1. Конституции Японии: [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=517862. (Дата обращения: 06.04.17).
Список источников на английском языке:
2. Academic Ranking of World Universities 2016. [Electronic resource] // Academic ranking of world universities (ARWU). - URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2016.html (дата обращения: 06.05.2017).
3. Basic Act on Education (Act No. 120 of December 22, 2006) [Электронный ресурс] // Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. - URL: http://www.mext.go.jp/english/ (дата обращения: 19.04.2017)
4. Direction and Strategy for the Japanese Economy // Cabinet Office Official Web Site. - URL: http://www5.cao.go.jp/keizai- shimon/english/publication/pdf/0801_ japanese_economy.pdf (Дата обращения: 28.04.17).
5. Dongseo University Official Web Site. - URL: http://uni.dongseo.ac.kr/eng/ (дата обращения: 06.03.2017).
6. Guangdong University of Foreign Studies Official Web Site. - URL: http://english.gdufs.edu.cn/ (дата обращения: 04.05.2017).
7. Outline of the student exchange system: study in Japan and abroad [Электронный ресурс] // Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology. - 2008. - URL:
http: //www.mext.go .j p/a menu/koutou/ryugaku/081210/001.pdf (дата обращения: 06.05.2017).
8. Policy Speech by Prime Minister Shinzo Abe to the 189th Session of the Diet. - URL:
12.02.2015.http: //j apan.kantei.go .j p/97_abe/statement/201502/policy.html
9. QS top universities world university rankings 2016. [Electronic resource] // QS top universities. - URL: https://www.topuniversities.com/university- rankings/world-university-rankings/2016 (дата обращения: 02.05.2017).
10. Shinzo Abe at Stanford: Innovation will spur Japan's future. 01.05.2015. - URL: http://news.stanford.edu/news/2015/may/shinzo-abe-visit-050115.html (дата обращения: 06.03.2017).
11. World University Rankings 2016-2017 [Electronic resource] // T imes Higher Education World University Rankings. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения: 02.05.2017).
Список источников на японском языке:
12. Keio University Official Web Site - URL:
http: //www.keio .ac.j p/j a/contents/mamehyakka/41 .html (дата обращения: 06.05.2017).
13. Kyoto University Official Web Site - URL: http://www.opir.kyotou.ac.jp/kuprofile/ (дата обращения: 06.05.2017).
14. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT) // «Statistical Abstract 2011 edition», Tokyo. - 2011. - 200 с.
15. Ritsumeikan University Official Web Site. - URL: http://en.ritsumei.ac.jp/ (дата обращения: 06.05.2017)...65