РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЦИФРОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты налогообложения цифровых услуг 5
1.1 Цифровые услуги: понятие, признаки и виды 5
1.2 Особенности регулирования налогообложения цифровых услуг 11
1.3 Принцип нейтральности и недискриминации при налогообложении цифровых
услуг 18
2 Зарубежный опыт регулирования налогообложения цифровых услуг 23
2.1 Международные стандарты налогообложения цифровых услуг 23
2.2 Налогообложение цифровых услуг в ЕС и США 27
2.3 Налогообложение цифровых услуг в Азии и Океании 32
3 Совершенствование регулирования налогообложения цифровых услуг в России 38
3.1 Налогообложение цифровых услуг в России на современном этапе 38
3.2 Перспективы совершенствования регулирования налогообложения цифровых услуг в России 44
Заключение 52
Список используемых источников и литературы 54
Приложение А Классификация цифровых услуг 61
Приложение Б Трансграничные потребительские налоги на цифровые товары и услуги в
странах ОЭСР 63
1 Теоретические аспекты налогообложения цифровых услуг 5
1.1 Цифровые услуги: понятие, признаки и виды 5
1.2 Особенности регулирования налогообложения цифровых услуг 11
1.3 Принцип нейтральности и недискриминации при налогообложении цифровых
услуг 18
2 Зарубежный опыт регулирования налогообложения цифровых услуг 23
2.1 Международные стандарты налогообложения цифровых услуг 23
2.2 Налогообложение цифровых услуг в ЕС и США 27
2.3 Налогообложение цифровых услуг в Азии и Океании 32
3 Совершенствование регулирования налогообложения цифровых услуг в России 38
3.1 Налогообложение цифровых услуг в России на современном этапе 38
3.2 Перспективы совершенствования регулирования налогообложения цифровых услуг в России 44
Заключение 52
Список используемых источников и литературы 54
Приложение А Классификация цифровых услуг 61
Приложение Б Трансграничные потребительские налоги на цифровые товары и услуги в
странах ОЭСР 63
С развитием цифровой экономики и быстрым ростом объемов предоставляемых цифровых услуг возникает необходимость в эффективном налоговом регулировании в этой сфере. В России и за рубежом наблюдается нехватка четких правил и стандартов, что приводит к правовым неопределенностям и затруднениям в налогообложении.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных налоговых механизмов, которые могли бы обеспечить справедливое налогообложение цифровых услуг, способствовать развитию инновационных технологий и защищать интересы государства и бизнеса.
Объектом исследования являются цифровые услуги в РФ и за рубежом
Предмет исследования - налоговое регулирование цифровых услуг в России и за рубежом.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию регулирования налогообложения цифровых услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Уточнить понятие цифровых услуг
2. Сравнить классификационные подходы к цифровым услугам
3. Выявить особенности регулирования налогообложения цифровых услуг
4. Оценить значение принципов нейтральности и недискриминации при налогообложении цифровых услуг.
5. Провести сравнительный анализ налогового регулирования цифровых услуг в России и других странах.
6. Выявить проблемы налогообложения цифровых услуг в России
7. Предложить направления совершенствования регулирования налогообложения цифровых услуг в России.
Теоретическая значимость определяется актуальностью постановки проблемы и состоит в обобщении научных знаний в области теоретических и методических аспектов регулирования налогообложения цифровых услуг в России в условиях современных глобальных трендов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «Налогообложение», а также полезны органам власти для корректировки действующей системы налогообложения цифровых услуг.
Информационная база: экономическая литература, публикации научных
исследований в области налогообложения цифровых услуг, материалы официальных сайтов налоговых служб, тематические публикации и статьи, размещенные в сети Интернет.
Методы исследования включают в себя общенаучные методы: индукции и дедукции, анализа и синтеза, наблюдения. Методы и процедуры эмпирического исследования: экономико-статистические и сравнительные.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных налоговых механизмов, которые могли бы обеспечить справедливое налогообложение цифровых услуг, способствовать развитию инновационных технологий и защищать интересы государства и бизнеса.
Объектом исследования являются цифровые услуги в РФ и за рубежом
Предмет исследования - налоговое регулирование цифровых услуг в России и за рубежом.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию регулирования налогообложения цифровых услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Уточнить понятие цифровых услуг
2. Сравнить классификационные подходы к цифровым услугам
3. Выявить особенности регулирования налогообложения цифровых услуг
4. Оценить значение принципов нейтральности и недискриминации при налогообложении цифровых услуг.
5. Провести сравнительный анализ налогового регулирования цифровых услуг в России и других странах.
6. Выявить проблемы налогообложения цифровых услуг в России
7. Предложить направления совершенствования регулирования налогообложения цифровых услуг в России.
Теоретическая значимость определяется актуальностью постановки проблемы и состоит в обобщении научных знаний в области теоретических и методических аспектов регулирования налогообложения цифровых услуг в России в условиях современных глобальных трендов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «Налогообложение», а также полезны органам власти для корректировки действующей системы налогообложения цифровых услуг.
Информационная база: экономическая литература, публикации научных
исследований в области налогообложения цифровых услуг, материалы официальных сайтов налоговых служб, тематические публикации и статьи, размещенные в сети Интернет.
Методы исследования включают в себя общенаучные методы: индукции и дедукции, анализа и синтеза, наблюдения. Методы и процедуры эмпирического исследования: экономико-статистические и сравнительные.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В результате работы были полученные следующие теоретические результаты:
Были изучены подходы к понятию информационная услуга, электронная услуга и цифровая услуга разных авторов (таблица 1.1).
Рассмотрели понятие «цифровой услуги» в узком и широком смысле (рисунок 1.1), а также выявили примеры цифровых услуг (страница 8).
Проклассифицировали в зависимости от характера и способа представления цифровые услуги (таблица 1.2)
Дали определение налога на цифровые услуги. Налог на цифровые услуги - это налог на валовой доход многонациональной компании, связанный с определенными цифровыми видами деятельности, предоставляемыми пользователям в пределах юрисдикции, а также выделили основные аспекты. Раскрыли принципы и признаки.
Выяснили ключевые особенности цифровой экономики (страницы 15-16)
Также выяснили ,что налогообложение должно быть нейтральным и справедливым между формами налогообложения электронной коммерции, а также между обычными и электронными формами коммерция.
Практические результаты:
Изучили международные стандарты: OECD(G20), EU Digital Services Tax Proposal, Council Directive (EU) 2022/2523(таблица 2.1)
А также провели сравнительный анализ, в ходе которого выяснили цели,статус, сектор, географический охват и критику данных стандартов (таблица 2.2). Например стандарт OECD подвержен риску двойного налогообложения.
Рассмотрели стандарты в ЕС и США, Азии, а также в разрезе стран (параграф 2.2 и 2.3)
В результате обозначили три модели, а также выявили общий тренд — переход к глобальным стандартам (OECD Pillar 1-2), но их внедрение сталкивается с проблемами: двойное налогообложение, сложность compliance для малого бизнеса, технологическое неравенство
Рассмотрели налогообложения цифровых услуг в России. Отметили, что с 2019 года в России действуют правила налогообложения цифровых услуг
Изучили динамику количества контролировавшихся россиянами иностранных компаний, которые по состоянию на конец 2023 года сократилось на 9% к уровню 2022 года — до 41,4 тыс. — после бурного роста по итогам 2022 года на 21% (до 45,6 тыс.). и выявили основные причины спада (параграф 3.1)
Выявили основные проблемы налогообложения цифровых услуг в РФ, а также пути решения. Дополнительная проблема — риск двойного налогообложения для российских IT-компаний, оказывающих услуги за рубежом. Если иностранные государства взимают с их доходов цифровой налог, это приведёт к фискальным конфликтам и снижению конкурентоспособности российского бизнеса.
Предложения, выносимые на защиту:
В текущих условиях актуальны два направления его развития:
1. Введение односторонних мер в рамках Pillar 1 ОЭСР, предусматривающих:
•S Определение категорий «автоматизированных цифровых услуг» и
«потребитель-ориентированных бизнесов»;
•S Установление пороговых значений для налогообложения, основанных на
масштабах экономической деятельности.
2. Корректировка двусторонних налоговых соглашений России с партнёрами, например, через включение положений ст. 12В Типовой конвенции ООН, расширяющей налоговые права стран-потребителей цифровых услуг.
Говоря о выборе между односторонним введением Россией цифрового налога и ожиданием выработки на уровне ОЭСР консенсус-решения по налогообложению прибыли цифровых компаний, целесообразно провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков каждого из вариантов. А так же предложена авторская методика введения налогообложения на цифровые услуги в РФ . (таблица 3.3)
Были изучены подходы к понятию информационная услуга, электронная услуга и цифровая услуга разных авторов (таблица 1.1).
Рассмотрели понятие «цифровой услуги» в узком и широком смысле (рисунок 1.1), а также выявили примеры цифровых услуг (страница 8).
Проклассифицировали в зависимости от характера и способа представления цифровые услуги (таблица 1.2)
Дали определение налога на цифровые услуги. Налог на цифровые услуги - это налог на валовой доход многонациональной компании, связанный с определенными цифровыми видами деятельности, предоставляемыми пользователям в пределах юрисдикции, а также выделили основные аспекты. Раскрыли принципы и признаки.
Выяснили ключевые особенности цифровой экономики (страницы 15-16)
Также выяснили ,что налогообложение должно быть нейтральным и справедливым между формами налогообложения электронной коммерции, а также между обычными и электронными формами коммерция.
Практические результаты:
Изучили международные стандарты: OECD(G20), EU Digital Services Tax Proposal, Council Directive (EU) 2022/2523(таблица 2.1)
А также провели сравнительный анализ, в ходе которого выяснили цели,статус, сектор, географический охват и критику данных стандартов (таблица 2.2). Например стандарт OECD подвержен риску двойного налогообложения.
Рассмотрели стандарты в ЕС и США, Азии, а также в разрезе стран (параграф 2.2 и 2.3)
В результате обозначили три модели, а также выявили общий тренд — переход к глобальным стандартам (OECD Pillar 1-2), но их внедрение сталкивается с проблемами: двойное налогообложение, сложность compliance для малого бизнеса, технологическое неравенство
Рассмотрели налогообложения цифровых услуг в России. Отметили, что с 2019 года в России действуют правила налогообложения цифровых услуг
Изучили динамику количества контролировавшихся россиянами иностранных компаний, которые по состоянию на конец 2023 года сократилось на 9% к уровню 2022 года — до 41,4 тыс. — после бурного роста по итогам 2022 года на 21% (до 45,6 тыс.). и выявили основные причины спада (параграф 3.1)
Выявили основные проблемы налогообложения цифровых услуг в РФ, а также пути решения. Дополнительная проблема — риск двойного налогообложения для российских IT-компаний, оказывающих услуги за рубежом. Если иностранные государства взимают с их доходов цифровой налог, это приведёт к фискальным конфликтам и снижению конкурентоспособности российского бизнеса.
Предложения, выносимые на защиту:
В текущих условиях актуальны два направления его развития:
1. Введение односторонних мер в рамках Pillar 1 ОЭСР, предусматривающих:
•S Определение категорий «автоматизированных цифровых услуг» и
«потребитель-ориентированных бизнесов»;
•S Установление пороговых значений для налогообложения, основанных на
масштабах экономической деятельности.
2. Корректировка двусторонних налоговых соглашений России с партнёрами, например, через включение положений ст. 12В Типовой конвенции ООН, расширяющей налоговые права стран-потребителей цифровых услуг.
Говоря о выборе между односторонним введением Россией цифрового налога и ожиданием выработки на уровне ОЭСР консенсус-решения по налогообложению прибыли цифровых компаний, целесообразно провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков каждого из вариантов. А так же предложена авторская методика введения налогообложения на цифровые услуги в РФ . (таблица 3.3)
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Налогообложение в сфере электронной торговой деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое регулирование электронного документооборота по
законодательству РФ и зарубежных стран
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Правовой режим цифровых финансовых активов в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Современные тенденции развития международной Интернет-торговли
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Налогообложение электронной коммерции: российский и зарубежный опыт
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 13900 р. Год сдачи: 2015





