ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ В 40-50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА 14
1.1 Предпосылки для создания новых инструментов политики 14
1.2. Процесс формирования механизмов культурной дипломатии 22
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ США НА МЕТОДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ 36
2.1 Влияние популярной культуры на антикоммунистическую пропаганду
внутри страны 36
2.2 Роль популярной культуры в культурной дипломатии США в 50 -е годы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 72
Культура в современном мире имеет огромное значение. Ею пропитана как повседневная жизнь людей, так и политические и экономические аспекты жизни государства. Культура в широком смысле - это всё, что создано человеком, всё, что нас окружает. В контексте данной выпускной квалификационной работы, культура - это способ самовыражения человека, практическая реализация его ценностей. Это может иметь отражение в музыке, литературе, театре, изобразительном искусстве, архитектуре и многом другом. Культура в современном мире даёт голос людям для выражения своих мыслей, чувств и эмоций, настроений. Она позволяет выразить и распространить идею лучше любых речей. Ценности и идеи, вложенные в объекты культуры, распространяются среди людей, закрепляются в их головах и влияют на их мировоззрение лучше, чем любые пропагандистские речи. Благодаря пониманию большого значения культуры появилась культурная дипломатия.
Культурная дипломатия является относительно новым видом дипломатии. Термин «культурная дипломатия» появился в 193 0-х годах. Американский исследователь Фредерик Баргхорн определил культурную дипломатию следующим образом: «Кратко, «Культурная дипломатия» может быть определена как манипуляция культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» . Однако, несмотря на то, что Ф. Баргхорн занимался исследованиями Советского Союза, его определение культурной дипломатии является верным и по сей день.
В современном мире, где большинство стран стремятся к развитию демократии и соблюдению прав и свобод человека, где множественные неправительственными организации встают на защиту культуры прав человека, развиваются новые политические инструменты для достижения поставленных целей. В мире, где проблемы и разногласия невозможно больше решать с помощью угрозы применения силы, необходимы другие средства урегулирования конфликтов. В мире, где угроза ядерной войны слишком велика, государства учатся добиваться своих целей альтернативными методами. Одним из таких методов и является культурная дипломатия.
Всё более частое использование культурной дипломатии правительствами разных стран также обосновывает Елена Василенко, кандидат политических наук. Основываясь на том, что «культура стала важным ресурсом дипломатии, используемым для продвижения интересов государства, расширения социокультурного сотрудничества и улучшения взаимопонимания между странами и народами», она делает следующий вывод: «Культурная дипломатия более чем когда-либо становится полем борьбы за умы, сердца и кошельки людей по всему миру» 2.
Культурную дипломатию можно также сравнить с бренд- менеджментом. Страны, как и компании, стремятся к достижению положительного имиджа среди целевой аудитории, на которую направлена та или иная внешняя политика. Зачастую для эффективного достижения многих внешнеполитических целей государствам требуется заручиться поддержкой народа, который играет решающую роль в достижении успеха. Для достижения положительного образа лучше всего подходит именно культурная дипломатия. Идеи, заложенные в объект культуры при его создании, активно распространяются по миру, достигают тысячи умов и остаётся в их сознании. Однако, культурная дипломатия - сложная, еще недостаточно изученная сфера политики. Для того, чтобы достигнуть желаемого эффекта, культурную дипломатию необходимо реализовывать с хирургической точностью. Для проведения грамотной культурной внешней политики должны быть
2 Василенко Е. В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства. [Электронный ресурс]: Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы ПЕРСПЕКТИВЫ : Е. В. Василенко. - Электрон. журн. - М., 2015, №1(5). - С. 77 - URL: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/kulturnaja_diplomatija_kak_instrument_magkoj_sily_gos udarstva_2015-11- 23.htm (дата обращения: 07.06.20).
задействованы множество специалистов в различных областях - от политики до психологии.
Одной из лидирующих держав в использовании методов культурной дипломатии на сегодняшний день являются Соединённые Штаты Америки. Страна, которая больше всех стремится к распространению своих идей и ценностей по всему миру. Подобную цель невозможно достичь благодаря силе, угрозам и открытому навязыванию своей позиции.
Существует феномен, связанный с культурной дипломатией Соединённых Штатов Америки. Он заключается в том, что несмотря на то, что американское правительство позже многих других ведущих держав стало использовать культурную дипломатию как средство достижения целей, сегодня Соединённые Штаты являются крупнейшим экспортёром культуры в мире. Американское правительство лишь после Второй мировой войны пришло к организованной культурной дипломатии, которая до этого момента практически не проводилась.
Исследования в области американской культурной дипломатии являются актуальными на сегодняшний день из-за продолжающегося роста влияния американской культуры. Проведя анализ даже на бытовом уровне, можно прийти к выводу, что на сегодняшний момент Соединённые Штаты Америки являются самым большим экспортёром культуры в мире. Образ, созданный во второй половине прошлого столетия, прочно закрепился в сознании международного сообщества.
С момента начала организованной культурной дипломатии элементы американской культуры просачивались в мир, закреплялись в сознании людей и работали на создание положительного образа Соединённых Штатов Америки. Успех, которого добились США - победа в холодной войне, распространение американских ценностей по всему миру, создание образа непобедимой державы - это результат большой работы. Большой интерес представляет начало этого процесса - с чего начиналось использование элементов культуры во внешней политике американского государства. Как проходило становление культурной дипломатии на институциональном уровне? Какие механизмы реализации были задействованы? С какими трудностями столкнулись первопроходцы культурной дипломатии? Об этом пойдёт речь в первой главе данной работы.
Не менее интересен и другой вопрос - к каким результатам привело использование правительством США элементов культуры в проводимой ими политике внутри и за пределами страны? Когда правительство той или иной страны начинает активно использовать культуру, чтобы достичь поставленных целей, это всенепременно отражается на обществе и на том, какую культуру оно создаёт. Рост популярности тех или иных жанров культуры в США (например, фильмы и книги о шпионах) является прямым следствием взаимосвязи культуры и проводимой правительством политики. Образ, которого добивались США на международной арене, также во многом зависел от применения именно мягкой силы, в понятие которой входит культурная дипломатия. Подробнее об этом во второй главе данной работы.
Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является определение причин возникновения и степени эффективности культурной дипломатии как инструмента ведения холодной войны Соединёнными Штатами Америки.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу и источники по предложенной теме;
- Изучить процесс возникновения новых инструментов в политике США в 40-50-е годы ХХ века;
- Определить понятие культурной дипломатии в рамках исследования;
- Оценить результаты использования культурных инструментов в политике США в 40-50-е годы ХХ века.
Объектом исследования является внешняя политика Соединённых Штатов Америки в 40-50-е годы ХХ века. Предметом исследования выступает культурная дипломатия Соединённых Штатов Америки в 40-50-е годы ХХ века.
Хронологическими рамками исследования служат 1940 -1950-е годы. Такой выбор временного промежутка обусловлен тем, что именно в эти годы происходило становление правительственного аппарата, ответственного за проведение организованной культурной дипломатии. События, происходившие как на международной арене, так и внутри Соединённых Штатов Америки в 1940-1950-е годы, в полной мере отражают причины становления нового вида дипломатии в ряды инструментария внешней политики США. Окончание Второй мировой войны, становление биполярного мира и технологический прорыв в сфере оружия заставляют американскую администрацию сделать пересмотр своей внешней политики. Первый период, сразу после становления механизма применяя культуры в политике, является наиболее интересным, так как именно тогда происходили наиболее заметные и крупные изменения как в культуре, так и в обществе. Этот период проб и ошибок и установления рабочей стратегии богат на события, которых достаточно для изучения вопросов, заданных по теме работы.
В ходе написания этой работы мною был использован такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция.
Источники, использованные в ходе написания работы, можно разделить на несколько групп. В первую группу входят официальные документы, например: тексты Федеральных и Штатных законов и законодательных актов США (например, указ №10477 об учреждении единого органа, ответственного за всю внешнюю информационную политику - Информационного агентства Соединённых Штатов Америки, которое имеет большое значение в становлении механизма культурной дипломатии ; «Акт Смита Мундта», регулирующий механизмы пропагандисткой деятельности как внутри, так и за истообразовательных и культурных обменов (например, знаменитая программа Дж. Фулбрайта, которая была основана в 1946 году для укрепления связей с гражданами других стран посредством культурных и образовательных обменов ). Данные документы представлены на официальных сайтах, а также на исторически-архивных сайтах.
Во вторую группу входят речи официальных лиц (например, речь Д. Эйзенхауэра 8 октября 1952 года в Сан-Франциско, в ходе которой он чётко обозначил свою позицию касаемо использования инструментов информационно-психологической борьбы ; речь сенатора Маккарти о проникновении коммунистов в правительство США ); отчёты органов о проделанной деятельности.
В третью группу входят все неофициальные источники. Сюда можно отнести фотоматериалы (например, постеры голливудских фильмов того времени); видеоматериалы (например, образовательный видеоролик «Укрывайся и прячься»); отчёты неправительственных организаций (например, списки обвинённых в пособничестве коммунизму «Красные
каналы» ); исторические справочники (например, серия книг «Foreign
Relations of the United States Series» ).
Все источники, использованные в данной работе, имеют большое значение в раскрытии заданной темы. Они помогают проанализировать становление официальных механизмов регулирования культурной дипломатии, а также помогают охарактеризовать культуру того периода.
Для написания данной работы также необходимо было изучить научную и учебно-методическую литературу.
Изучением американской культурной дипломатии в 40-50-е годы холодной войны занимались многие отечественные и зарубежные авторы.
В большинстве своём, исследователи сходятся во мнении, касаемо значимости культурной дипломатии для Соединённых Штатов Америки. Многие исследователи считают, что культурное противостояние двух идеологий является важным аспектом холодной войны. Авторы отмечают, что правительство Соединённых Штатов уделяло большое внимание организованной культурной дипломатии. Особенно ярко это было выражено в 1940-1950-е годы. По мнению исследователей, организованная культурная дипломатия и использование инструментов информационно-психологической борьбы во внешней политике Соединённых Штатов Америки привели страну к созданию того образа, который американское правительство стремилось создать. Однако, всё же есть ряд исследователей, которые считают, что культурная дипломатия достаточно поверхностна и не представляет такой большой значимости.
Интересными для нас представляются статьи С. Н. Мирошникова, исследовавшего процесс становления механизма культурной дипломатии США. Сергей Николаевич отмечает, что была проделана огромная работа по реорганизации правительства, что несомненно положительно сказалось на дальнейшем развитии культурной дипломатии страны . В своих работах автор также подчёркивает, что несмотря на большую значимость культурной дипломатии как части внешней политики США, этот вид дипломатии проходил сложный путь становления и закрепления в государственном аппарате .
Значительный вклад в изучение культурной дипломатии Соединённых Штатов внёс Филимонов Г. Ю. в своих работах «К вопросу об истории внешней культурной политики США», «Роль «мягкой силы» во внешней политике США», ««Мягкая сила» культурной дипломатии США». Автор анализирует всю историю применения культурной дипломатии правительством США, включая зачатки организованной культурной дипломатии до Второй мировой войны. В своих работах автор делает заключение, что идеологический аспект является неотъемлемой частью внешней культурной политики США, а также утверждает, что потребность американского правительства в «культурном оружии» в годы холодной войны дала мощный толчок развитию организованной культурной дипломатии .
Большой вклад в изучение вопроса внесла Крашенникова Вероника своей работой «Россия - Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России». В книге автор рассматривает механизмы внешней политики Соединённых Штатов Америки и Советского Союза, сравнивает их и анализирует. Автор рассматривает, как с помощью инструментов культуры великие две главные державы прошлого столетия вели холодную войну, и как это противостояние продолжается в настоящее время, уже между Соединёнными Штатами Америки и Российской Федерацией .
Стоит также отметить труды Э. А. Иваняна «Энциклопедия российско- американских отношений. XVIII-ХХ века» и «Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей». Обе книги позволяют подробнее рассмотреть американо-российские отношения, а также изучить культурный аспект отношений двух стран.
Большой вклад в изучение непосредственно вопроса определения культурной дипломатии внёс Джон Ленчовски. Автор проанализировал понятие культурной дипломатии, её виды, содержание и контекст различных ситуаций, в которых она может быть применена. Ленчовски провёл подробный анализ вопроса о том, почему культурная дипломатия не пользуется популярностью среди политиков. Автор раз за разом подчёркивает в своей работе, какую большую роль играет культура, если правительство правильно её использует .
Важной работой для нас также является книга Кеннета Осгуда «Total Cold War: Eisenhower's Secret Propaganda Battle at Home and Abroad». Автор многократно подчёркивает глубину проводимой президентом Д.
Эйзенхауэром информационно-психологической борьбы. Автор подробно рассказывает не только о том, что лежит на поверхности проводимой внешней культурной политики, но и о секретных программах психологической войны, которые были направлены как за пределы страны, так и внутрь неё .
Другим не менее важным исследователем в вопросе американской культурной дипломатии выступает Уолтер Хиксон со своей книгой «Parting the curtain». Несмотря на некоторую критику действий администрации президента Д. Эйзенхауэра, автор приводит весомые аргументы в пользу того, что именно организованная информационно-психологическая борьба помогла США выиграть холодную войну, а также содействовать разрушению режима противника .
Ещё одной значимой книгой является «The Cultural Cold War: the CIA and the World of Arts and Letters» Ф. С. Сондерса. Автор рассматривает деятельность правительства в сфере информационной пропаганды, частью которой стало проникновение ЦРУ во многие культурные организации и оказание влияния них. Сондерс ставит под сомнение методы, использовавшиеся администрацией президента США .
Помимо уже вышеупомянутых авторов следует отметить также таких авторов, как П. А. Цыганкова , Г. Шиллера , В. О. Печатнова, А.С. Маныкина , Г. Н. Севостьянова , И. Л. Шейдиной , Т. Доэрти , Б. А. Ширяева , О. Э. Тугановой , В. И. Попова , Н. Калла , Н. Н. Журавлёвой , Н. А. Цветковой .
Несомненно, использование правительством США организованной культурной дипломатии в своей внешней политике играло большую роль во многих вопросах. Культурная дипломатия, ставшая одним из основных направлений внешней политики США в годы начала холодной войны, помогло достигнуть многих поставленных целей.
Для достижения поставленной цели были выполнены все поставленные задачи.
Была изучена и проанализирована литература и источники по предложенной теме.
Информация, представленная в источниках и литературе, в полной мере даёт ответ на вопрос о том, какие были предпосылки для возникновения организованной культурной дипломатии в рамках внешней политики США. Во-первых, последовавшее за окончанием Второй Мировой войны начало холодной войны обязали США вступить в новое противостояние. Во-вторых, понимание последствий применения нового, смертоносного вида оружия, привёл правительство США к выводам, что необходимо отойти от силовых методов внешней политики и перейти к более безопасным методам. В - третьих, идеологический характер противостояния с противником определял цели США в новой войне: победить коммунизм как идеологию, освободить народы Восточной Европы, создать положительный образ своей страны на международной арене. Для достижения поставленных целей не подходили инструменты «жёсткой силы», однако идеально подходила «мягкая сила», инструментом которой и стала культурная дипломатия.
Был изучен процесс возникновения новых инструментов в политике США в 1940-1950-е годы.
Несмотря на небольшой опыт организованного использования элементов культуры, правительство США предприняло качественные меры по становлению нового вида дипломатии. Информационно -психологическая борьба во много была институализирована. Был создан специальный орган - Информационное агентство Соединённых Штатов Америки (ЮСИА), на который перешла ответственность за проведение всей внешней культурной политики США. Помимо этого, были приняты законодательные акты, обеспечивающие грамотную и слаженную работу правительства в этой сфере. Например, Акт Смита-Мундта. Построение грамотной структуры работы агентства и его подразделений, а также повышение значимости этого органа в правительственном аппарате страны позволили добиться больших успехов. Стоит также отметить работу комитетов Джексона и Рокфеллера, результаты работы которых позволили достаточно быстро мобилизовать силы и провести перестройку правительства.
Было определено понятия культурной дипломатии в рамках исследования.
Культурная дипломатия - это тип публичной дипломатии и мягкой силы, который включает «обмен идеями, информацией, искусством, языком и другими аспектами культуры между нациями и их народами в целях содействия взаимопониманию» .В условиях холодной войны культурная дипломатия определяется как использование различных элементов культуры для воздействия на иностранную общественность, лиц, формирующих общественное мнение, и даже иностранных лидеров. Эти элементы охватывают весь спектр характеристик в культуре: искусство, образование, идеи, историю, науку, медицину, технологии, религию, обычаи, нравы, торговлю, благотворительность, спорт, язык, профессиональные занятия, хобби и т. д., а также различные средства, с помощью которых эти элементы могут быть переданы.
Были изучены результаты использования культурных инструментов в политике Соединённых Штатов Америки в 1940-1950-е годы.
Использование правительством США элементов культуры привело к созданию образов, чётко закрепившихся в сознании общественности. Во- первых, во внутренней политике страны преобладала антикоммунистическая пропаганда, которая создала образ коммуниста - врага американского народа. Создание такого образа и манипулирование культурными инструментами привели к массовой истерии среди населения, увеличению популярности жанров антикоммунистической направленности и установлению в американском обществе определённых стереотипов о гражданах социалистических стран. Культура, в особенности кинематограф и литература, оказались под большим воздействием антикоммунистических настроений, следствием чего стало массовое производство фильмов, телесериалов и книг о борьбе демократии в лице США с коммунизмом. Во- вторых, образ, созданный правительством Америки за рубежом, является достаточно успешным и жив до сих пор. Представления об американском обществе как о лучшем обществе мира достаточно прочно закрепилось в сознании мировой общественности. Уровень жизни (не только с технологической точки зрения, но и с точки зрения демократии) американских граждан представлялся идеальной мечтой для жителей многих стран. Культура, с помощью которой правительство США продвигало свои ценности, обрела мировую популярность. На сегодняшний день чётко видны последствия действий, предпринятых Вашингтоном в середине прошлого столетия - США по-прежнему крупней экспортёр культуры в мир. В -третьих, многие исследователи отмечают, что грамотная культурная внешняя политика США помогла ей победить в холодной войне и разрушить сложившийся социалистический строй в стране противника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение американской культурной дипломатии было оправданным, несмотря на сопротивление со стороны многих американских политиков. Результатом, к которому привела американская культурная дипломатия в 1940 -1950-х годах, стало не только достижение поставленных целей, что уже является доказательством её эффективности, но и пошла на пользу стране в более долгосрочной перспективе.
1. "C.I.A. Operations: A Plot Scuttled, or, How Kennedy in '62 Undid Sugar Sabotage". - New York Times, April 28, 1966. - P. 28.
2. "Daisy" Ad (1964): Preserved from 35mm in the Tony Schwartz
Collection : [Электронный ресурс] : Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=riDypP1KfOU (дата обращения: 4.04.2020).
3. "Question of Loyalty: The President Acts. The New York Times. - 1 December 1946. - P.2.
4. “Enemies from Within” Speech Delivered in Wheeling, West Virginia (1950) : [Электронный ресурс] : URL:
https://liberalarts.utexas.edu/coretexts/_files/resources/texts/1950%20McCa rthy%20Enemies.pdf (дата обращения: 14.05.20).
5. Anthony, Edwin D. Records of the Office of Inter-American Affairs.
National Archives and Record Services- General Services Administration. - Washington, D.C., 1973 - P. 1-8. Library of Congress Catalog. - No. 73¬600146 Records of the Office of Inter-American Affairs at The National Archive Online / URL: www. archives. gov
6. Anti-Communism in the 1950s : [Электронный ресурс] : The Gilder Lehrman Institute of American History. URL: https://ap.gilderlehrman.org/history-by-era/fifties/essays/anti-communism- 1950s (дата обращения: 20.05.2020).
7. Cold war propaganda : [Электронный ресурс] : Alpha History. URL: https://alphahistory.com/coldwar/cold-war-propaganda/ (дата обращения: 20.05.2020).
8. Effects of Pentagon Influence on War Movies. - Journalism Quarterly, 49, Winter 1972. - P. 641-647
9. Executive Order 10477: [Электронный ресурс] : National Archives. URL: https://www.archives.gov/federal-register/codification/executive- order/10477.html (дата обращения: 22.05.20).
10. Executive Order 13148—Greening the Government Through Leadership in Environmental Management : [Электронный ресурс] : The American Presidency Project. URL:
https://www. presidency. ucsb. edu/documents/executive-order-13148- greening-the-government-through-leadership-environmental-management (дата обращения: 12.04.2020).
11. Foreign Relation of the United States. 1950. Vol. I, National Security Affairs; Foreign Economic Policy. - Wash. : Government Print office, 1977. - 947 p.
12. Foreign Relation of the United States. 1950. Vol. I, National Security Affairs; Foreign Economic Policy. - Wash. : Government Print office, 1977. - 947 p.
13. Foreign Relation of the United States. 1952 - 1954. Vol. I: General and Political Matters. - Wash.: Government Printoffice, 1984. - 844 p.
14. Foreign Relation of the United States. 1952 - 1954. Vol. II. National Security Affairs. Pt. 2. - Wash.: Government Printoffice, 1984. - 1928 p.
15. Foreign Relation of the United States. 1955 - 1957. Vol. IX: Foreign Economic Policy; Foreign Information Program. - Wash.: Government Print office, 1987. - 628 p...77