Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №190931

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты налогообложения транспортных средств 5
1.1 Экономическая сущность и виды налогообложения транспортных средств 5
1.2 Зарубежный опыт налогообложения транспортных средств 10
1.3 Развитие налогообложения транспортных средств в России 18
2 Транспортный налог как один из видов имущественных налогов в Российской
Федерации 27
2.1 Характеристика основных элементов транспортного налога 27
2.2 Роль транспортного налога в доходах регионального бюджета (на примере Томской
области) 33
3 Реформирование транспортного налога в Российской Федерации на современном этапе 38
3.1 Проблемы действующей системы налогообложения транспортных средств 3 8
3.2 Направления совершенствования системы налогообложения транспортных средств 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58

Актуальность темы исследования. Сегодня налоговая система представляет один из главных средств регулирования социально -экономических взаимоотношений в призме организация - гражданин - государство. Экономическая суть сбора налогов как с организаций, так и с населения, выражается в снабжении правительства необходимыми ресурсами финансового характера, регулирующие и разрешающие многие проблемы, возникающие в ходе управления страной.
Правительство, представляя интересы государства, может оказывать необходимое воздействие как на граждан, так и на различные организации, посредством сбора налогов, которые представляют собой обязательную составляющую налоговой системы абсолютно любого государства. В первую очередь правительство реализует фискальную функцию налоговой системы, заключающуюся во внедрении новых типов налогов и санкций на абсолютно все лица: юридические и физические. Посредством исполнения фискальной функции и перераспределения прибыли от национального дохода правительство формирует нужные обстоятельства для весьма результативного контроля и управления.
Налоги способны реализовать в полной мере свои функциональные обязанности только тогда, когда они аргументированы: социуму вполне ясна финансовая потребность функционирующей системы сбора налогов и определения правительством принципов их взыскания.
По этой причине корректировка ряда нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность налоговой системы РФ, делается регулярно. Регулярные правки коснулись также и налога, взимаемого с транспорта, заменившего собой прежде имевшиеся налоги на использование автодорог и пошлины с собственников за владение определенным транспортом.
Сегодня в глобальном мире транспорт давно стал обязательной составляющей экономического сектора. Транспорт стал необходим как юридическим лицам, чтобы успешно вести свою социально-хозяйственную деятельность, так и физическим лицам. Вследствие этого налог на транспорт стал главным источником, формирующим бюджет не только региональный, но и федеральный. Поэтому тема дипломной работы «Совершенствование налогообложения транспортных средств в Российской Федерации на современном этапе» весьма актуальна и требует комплексного анализа для урегулирования заявленной проблемы.
Цель исследования: рассмотреть экономическую сущность налогообложения транспортных средств и разработать направления реформирования транспортного налога в Томской области.
Задачи исследования:
- охарактеризовать экономическую сущность и виды налогообложения транспортных средств;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения транспортных средств;
- изучить развитие налогообложения транспортных средств в РФ;
- дать характеристику основным элементам транспортного налога;
- выявить значение и охарактеризовать роль транспортного налога в доходах регионального бюджета (на примере Томской области);
- обозначить имеющиеся проблемы налоговой системы в сфере транспорта;
- представить положения, регулирующие проблемы реформирования транспортного налога в Томской области.
Объект исследования: система налогообложения транспортных средств.
Предмет исследования: социально-экономические отношения в системе
налогообложения транспортных средств.
Методология исследования. Главными теоретико-методологическими аспектами, регулирующие конструктивный анализ во время написания дипломной работы, стали теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ.
Нормативной основой исследования стали положения Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, законы субъектов РФ о транспортном налогообложении.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по финансовому и налоговому праву, по налогам и налогообложению, по вопросам реформирования налоговой системы Российской Федерации, таких авторов как: Апресян В.Д., Белоусова С.Н., Верещагин Е.М., Зуйков А.В., Магомедова Х.М., Майбуров И.А., Саарян В.В., Севрюкова Л.В., Слепнева Л.Р., Толстых Н.А., Турлин Ж.А. и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики и социологического исследования.
1. Теоретические аспекты налогообложения транспортных средств
1.1 Экономическая сущность и виды налогообложения транспортных средств
Сущность экономического характера, возникающая в сфере налогообложения на транспорт, аргументирована самим объектом, официально зарегистрированным согласно всем правовым нормам российского законодательства.
Общепризнано, что до 2003 г. взимаемый налог с транспорта регулировался двумя типами пошлин:
- имущественный налог с собственника транспорта;
- имущественный налог, взимаемых с физических лиц в непосредственном отношении водных и воздушных судов.
Однако с 01.01.2003 г. Государственная Дума ратифицировала 28 главу Налогового кодекса РФ, которая объединяла выше обозначенные типы налогов. В настоящее время, к примеру, функционирующий налог на транспорт регулируется НК РФ. Он вводится в исполнение региональным законодательством безоговорочно. И после его ратификации этот __ _ _ 2 налог на транспорт делается неотъемлемым в соответствующем регионе.
Необходимо подчеркнуть, что региональные органы законодательной власти во время ратификации налогового законодательства принимают во внимание ряд юридических аспектов. Это:
Первый аспект заключается в том, что, беря за основу базовый процент налоговой ставки, региональное законодательство юридически закрепляет свою определенную ставку.
Второй аспект состоит в установлении определенных правил, регулирующих процедуру и сроки выплаты взимаемого налога на транспорт.
Во время определения процедуры, устанавливающей порядок и сроки взимаемого налога, региональные власти обязаны предусмотреть льготы и закрепить законодательно основания, позволяющие их использовать добросовестными налогоплательщиками....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования в данной бакалаврской работе, можно сделать следующие выводы:
- выявлена сущность имущественных налогов. В ходе исследования, было выявлено, что в российском законодательстве по сей день не сформировалось четкое определение имущества. Его рассматривают как совокупность находящихся в чьем-нибудь владении вещей и различных ценностей, которые имеют значение в хозяйственном обороте. Так же как вещи, составляющие чью-либо ценность. Так или иначе, каждое определение имущества тесно связано с понятием вещи и объектом гражданского права.
Имущественные налоги подразумевают собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, которые взимаются с физических и юридических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств с принадлежащего им имущества.
- выявлено, что применяемое в налоговом законодательстве понятие "имущественные налоги" по сути своей является собирательным. К имущественным налогам следует относить: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог.
- изучен опыт транспортного налогообложения в зарубежных странах. В ходе изучения выявлено, что в европейских странах большое внимание уделяется не только состоянию автодорог, но и экологии. Поэтому, транспортный налог взимается не только в зависимости от объема двигателя, но и зависит от уровня выбросов автомобилем вредных веществ (углекислого газа) в атмосферу. Самые высокие ставки по транспортному налогу в Дании и Израиле. К тому же в этих странах самые высокие цены на автомобили. Помимо этого, существуют сборы при регистрации автомобиля, а также высокий размер акцизов на бензин. Данные меры направлены на поддержание экологичных видов транспорта вроде велосипедов и мопедов.
В США как такового транспортного налога нет- он включен в стоимость топлива. И эта система выглядит вполне разумно: кто ездит, тот и платит. Подобная система действует в Китае.
Отличительно особенность транспортного налога в Японии является то, что он уплачивается по факту три раза: при приобретении автомобиля, при его регистрации и непосредственно сам транспортный налог. Он рассчитывается на основании мощности двигателя и массы автомобиля. Как видим, в каждой стране существуют свои особенности в части транспортного налога.
- изучена история становления транспортного налога в России. В результате, выявлено, что история транспортного налогообложения берет начало с 1992 года. Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" был введен налог с владельцев транспортных средств. Вместе с этим в 1994 году был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2277 транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций. Однако, данный налог можно было связать с налогообложением транспортных средств только по названию. По факту объектом налогообложения данным налогом выступал фонд оплаты труда.
И по сути, транспортный налог выступал как дополнительный налоговый платеж, который взимался с того же объекта, что и страховые взносы. Он получил свое название потому, что средства от его поступлений в бюджеты субъектов РФ направлялись на финансирование и развитие пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Данный налог был отменен с 1997 года, как утративший силу. С 1999 года был введен налог на отдельные виды транспортных средств. Но возникла такая ситуация, когда один и тот же объект облагался одновременно, согласно законодательству, налогом на отдельные виды транспортных средств и налогом с владельцев транспортных средств (транспортные средства, обладающие объемом двигателя свыше 2500 куб.м.).
Это не могло не вызвать недовольства, к тому же закон не предусматривал как разрешить данную проблему двойного налогообложения. Под давлением критики со стороны налогоплательщиков налог на отдельные виды транспортных средств был отменен с 1 января 2001 года.
Стоит также учитывать, что в одно время с этим применялся и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, поступления от которого направлялись в дорожный фонд. Помимо этого, также взимались акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование, которые также поступали в дорожный фонд.
То есть, с 1992 года по 2003 год был предусмотрен некий перечень "транспортных" налогов, которые различались порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, величиной ставок налогом, порядком их исчисления. Такого рода разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.
С 1 января 2003 года в России был введен ныне действующий транспортный налог.
- выявлены основные элементы налога. Налог является установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налога. К таковым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Это обязательные элементы налога. Но также могут быть определены дополнительные элементы, такие как налоговые льготы, вычета и прочее.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает следующие элементы транспортного налога:
- объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и иные водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
- налоговая база определяется согласно определенным видам транспорта: как статистическая паспортная тяга реактивного двигателя, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, как валовая вместимость в регистровых тоннах. В некоторых случаях как единица транспортного средства.
- налоговый период - календарный год. А также для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды: первый квартал, второй квартал, третий квартал.
- налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой ставки и налоговой базы.
- налогоплательщики- юридические лица должны исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу.
- налогоплательщики- физические лица должны уплатить налог до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании полученного уведомления;
- налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму авансовых платежей, сумму налога и подают декларацию до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
- изучена роль транспортного налога в доходах региональных бюджетов на примере консолидированного бюджета Томской области.
Проведя структурный анализ налоговых поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Томской области по основным видам экономической деятельности, мы выявили, что по указанным отраслям такие поступления незначительны. Основная доля поступлений транспортного налога приходится на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то есть они являются основным источником поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Томской области.
Принимая во внимание полученные результаты, можно сделать вывод, что в регионе все же существуют проблемы с администрированием транспортного налога, поскольку темпы роста налогоплательщиков и единиц транспортных средств превышают темпы снижения задолженности. Повышение собираемости налога имеет важное значение, так как транспортный налога обеспечивает формирование доходной части бюджета субъекта Российской Федерации. А данных денежные средства расходуются на осуществление и решение значимых социально-экономических задач.
- изучены проблемы действующей системы транспортного налога. Среди основных можно выделить следующие:
- спорный вопрос с налоговой базой: данный показатель никак не связан ни с габаритами автомобиля, ни с его массой, ни с его токсичностью. То есть данный показатель - лошадиные силы- не определяет экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию автомобилем;
- собираемость транспортного налога по причине отсутствия эффективных рычагов воздействия налоговой службы на физических лиц;
- прогрессивная шкала ставок транспортного налога;
- проблема экологии;
- проблема пробок в крупных городах.
- предложены возможные варианты преобразования транспортного налога.
Был проанализирован существующий порядок взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц, который не представляется эффективным, так как затраты на урегулирование задолженности в судебном порядке зачастую превышают сумму недоимки по налогу. В данном случае было бы целесообразно внести изменения в законодательство в части транспортного налога о том, что при регистрации, перерегистрации транспортного средства, в том числе при прохождении технического осмотра, необходимо предоставлять справку от налоговых органов об уплате транспортного налога.
Также, как вариант решения данной проблемы: разрешить субъектам РФ устанавливать для налогоплательщиков- физических лиц сроки уплаты налога в течение налогового периода. Это бы распределило налоговую нагрузку и понизило бы задолженность по данному налогу перед бюджетом.
Что касается шкалы ставок, она, как показал анализ проблем, нуждается в доработке. Возможно, как вариант, разбить интервалы на более мелкие: от 100 л. с. до 120 л. с., от 120 л. с. до 150 л. с. и так далее.
В отношении налоговой базы кажется более справедливой система, действующая в США, где налог включен в стоимость топлива: налогоплательщик платит налог пропорционально количеству сжигаемого топлива и пробегу своего автомобиля. Но, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это бы установило в данной области налогообложения справедливые начала и упростило бы налогообложение по данному налогу с точки зрения физических лиц (не нужно было бы производить расчет и рассылку уведомлений. Но, это бы возложило дополнительные обязанности на налоговых агентов, исчисляющих параллельно еще и другие налоги. К тому же, переход к такой налоговой базе послужил бы толчком для повышения цен на топливо. Как еще одни вариант, это уплата налога от пройденного автомобилем километража. Но это требует определенной технической оснащенности для осуществления контроля за количеством пройденных километров.
Проблема экологии не зависит от объемов двигателей, как отмечают специалисты. Основные загрязнения атмосферы происходит из-за старых автомобилей, вне зависимости от их литража. Только убрав такие автомобили с улицы и заменив их на новые с системой очистки выбросов, возможно решить проблему. Государство со своей стороны может предложить господдержку в виде пониженных ставок на кредиты на покупку новых автомобилей или специальные условия на приобретение автомобилей.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок и изменений) // Российская газета от 21 января 2009 г. № 7.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от
20.07.2020). Российская газета от 12 августа 1998 г. № 153-154.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020). Российская газета от 6 августа 1998 г. № 148-149.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.07.2020). Российская газета от 10 августа 2000 г. № 153-154.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206.
6. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). Российская газета от 26 декабря 1995 г.
7. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (ред. от 06.02.2016) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 22 августа 1994 г., № 17.
8. Закон Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями). Владимирские ведомости от 30 ноября 2002 г. № 233 (1458).
9. Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. № 95-ОЗ «О транспортном налоге» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27 ноября 2002 г. № 1730) (с изменениями и дополнениями). Кузбасс № 218 от 29 ноября 2002 г.
Учебная и научная литература
10. Аронов, А.В., Кашин, В. А. Налоги и налогообложение [Текст] / А.В. Аронов,
В.А. Кашин. - М.: Изд-во «Магистр», 2019. - 576 с.
11. Алиев, Б.Х., Мусаева, Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева // Учебное пособие. - М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2014. - 439 с.
12. Алиев, Б.Х., Мусаева, Х.М. Налоговые системы зарубежных стран [Текст] / Б.Х. алиев, Х.М. Мусаева // Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». - М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2013. - 215 с.
13. Андреева, Н.В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости [Текст] / Н.В. Андреева // Молодой ученый. - СПб.: Изд-во «Реноме», 2013. - 144 с.
14. Ашмарина, Е.М. Налоговое право: учебное пособие [Текст] / коллектив авторов; под ред. Е.М. Ашмариной. - М.: Изд-во «Кнорус», 2011. - 240 с.
15. Балаев, С.А. Функция налогообложения в системе Российского государства [Текст] / С.А. Балаев. -Рязань: Изд-во «Концепция», 2014. - 160 с....71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ