Введение 2
Глава 1. Германская экономика после объединения(1990 - 2017 гг.) 8
1.1 Процесс трансформации восточных земель Германии и её итоги 8
1.2 Факторы динамичного развития и слабые места современной немецкой
экономики 17
1.3 Действия по повышению конкурентоспособности немецкой экономики 22
Глава 2. Основные направления внешнеэкономической деятельности ФРГ 38
2.1. Внешнеэкономическое сотрудничество ФРГ со странами Европейского союза 39
2.2. Успехи и сложности германо-американского экономического сотрудничества 48
2.3. Восточное направление внешнеэкономической политики Германии 53
Глава 3. Экономическое сотрудничество Германии и России в 1990 -2017 гг. и воздействие на него антироссийских санкций 60
3.1 Германо-российские внешнеэкономические связи в 1990 - 2014 гг 60
3.2. Воздействие антироссийских санкций на германскую экономику 67
3.3. Влияние германских санкций на российскую экономику 71
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Актуальность исследовательской работы обуславливается значительной ролью экономики Германии, как на региональном, так и на мировом рынке. По основным макроэкономическим показателям ФРГ находится в пятерке ведущих стран мира. Германия - это пример успешной, динамичной экономики, которая выдерживает мировые кризисы, постоянно обновляет товары и услуги, развивает НИОКР и науку, гарантирует самообеспечение и является вторым мировым экспортером, продавая более 40% произведенной продукции. Федеративная Республика является сильным социальным государством, которое обеспечивает высокий уровень благосостояния своего населения. Неслучайно в немецкой литературе используется понятие «модель Германии», которая претендует на представительство сбалансированной, динамично развивающейся экономики. Развитая экономика обеспечивает ей первое место в Европе и влиятельные позиции в мире. Одна из главных задач современной Германии - обеспечить более высокий экономический рост путем увеличения финансирования инновационных разработок, НИОКР, повышения образовательного уровня и привлечения высококвалифицированных кадров.
Объект исследования - экономическое развитие Германии в199О-2010-х годах.
Предметом исследования являются особенности экономического развития ФРГ и ее внешнеэкономическая деятельность.
Цель данной бакалаврской работы - анализ экономического развития Германии и основные направления ее внешнеэкономических связей в период 1990-2010-е годов.
Задачами ВКР являются:
- изучение значимости процесса интеграции новых восточных земель в общегерманскую экономику и ее итогов;
- раскрытие факторов, препятствующих экономическому развитию Г ермании;
- выявление факторов, способствующих конкурентоспособности ФРГ;
- анализ основных направлений внешнеэкономической политики;
- характеристика экономического сотрудничества Германии и РФ в период с 19990 г. до 2017 г.
- воздействие на них антироссийских санкций.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период от объединения Германии в 1990 г. до настоящего времени.
В ходе исследования применялись следующие методы: метод сбора и обобщения информации, описательный, институциональный, исторический, аналитический, сравнительный.
Источниками выпускной квалификационной работы (ВКР) являются следующие материалы.
Поскольку данная работа в большей степени представляет собой анализ динамики основных экономических показателей Германии за указанный период, то важными источниками являются статистические материалы. Наибольшее значение при написании данной работы имеют статистические данные Министерства иностранных дел ФРГ и Федерального Статистического Ведомства Германии , в частности ежегодные отчеты, предоставляемые Статическим Ведомством, на основании которых были составлены описания основных внешнеэкономических направлений ФРГ. Публикации статистической службы Европейского Союза Евростат , ежегодные отчеты неправительственной организации Мировой Экономический Форум и Федерального министерства иностранных дел ФРГ «Факты о Германии», а также большая база данных официального портала ОБСЕ позволили произвести сравнительный анализ экономического положения Германии и ее конкурентоспособности в мире и в рамках Европейского союза. При написании раздела о влиянии антироссийских санкций были использованы опросы и ежегодные отчеты Российско-германской Внешнеторговой палаты.
Информация о проектах, программах, текущем состоянии в европейском сообществе и об основополагающих договорах Европейского союза содержится на официальных порталах Европейской Комиссии , Европейского Парламента и Европейского Совета. Материалы, опубликованные Всемирном Банком и Немецким Федеральным банком, позволили проследить экономические показатели Германии в динамике, а также сопоставить их с показателями в других странах. Ежегодный отчет Мирового Валютного Фонда за 2016 г. способствовал определению конкурентоспособности немецкой экономики, выявлению ее сильных сторон.
Официальные тексты международного договора «2+4», заключённого между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия, а также СССР, США, Великобританией 12 сентября 1990 г., в котором страны заявили о приостановлении своих прав и обязанностей в отношении Германии и Берлина с момента объединения Германии в 1990 г., а также договора об объединении ГДР и ФРГ имели наибольшую важность для написания данной исследовательской работы. Постановления Правительства ФРГ об «Энергетическом повороте» были использованы для описания трансформации энергетической системы Германии.
Помимо статистических данных в работе использовались материалы информационных агентств, включая отечественные журналы и газеты: «Коммерсантъ», журнал «Россия в глобальной политике» , журнал «Мировая экономика и международные отношения», независимое информационное агентство «Интерфакс», а также зарубежные: финансово-экономический журнал «Форбс», американская газета «Нью Йорк Таймс», всемирно известная британская газета «Гардиан» , газета «Экономист» , новостное и финансовое агентство «Рейтер» , немецкий журнал «Международная политика» , известнейший еженедельный журнал Германии «Шпигель». Эти источники освещают современные международные отношения, дают оценку текущим событиям, а также предоставляют данные об экономической обстановке в мире.
При написании данной исследовательской работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов.
Коллективная работа сотрудников Института Европы РАН и филиала Фонда им. Фридриха Эберта кандидата экономических наук В.Б. Белова, кандидата экономических наук С.В. Абрамовой, кандидата экономических наук К.К. Барановой и др. «Германия. Вызовы 21 века» под редакцией В. Б. Белова представляет особую важность благодаря тому, что там содержится раздел с анализом экономического развития Германии от процесса объединения до 2008 г. Более развернутая работа, подготовленная при участии тех же самых авторов и под ред. упомянутого профессора В. Б. Белова «Современная Германия. Экономика и политика» помогла исследованию проблемы современных внешнеэкономических связей ФРГ. Коллективная работа «История Германии» под редакцией Б. Бонвеча и Ю. В. Галактионова, учебное пособие «Менеджмент и рынок: германская модель» У. Рора и С. Долгова, работа профессора Московского университета А. Патрушева «Германская история: через тернии двух тысячелетий» также представляют интерес в плане понимания процесса и итогов экономической и социальной трансформации восточных земель ФРГ. В историко-публицистическом труде доктора исторических наук А. Ю. Ватлина «Германия в 20 веке» содержится обзор экономических проблем и перспектив Германии в новом XXI тысячелетии, помогая составить представление о характере и специфике преобразований в новых восточных землях Германии, конечных успехах и просчетах. Учебное пособие А. И. Погорельского «Экономика зарубежных стран» и статья В. П. Гутника «Положение в основных странах. Германия» представляют собой систематизированное изложение макроэкономических особенностей Германии. Работы позволили сформировать представление об основных направлениях экономического развития ФРГ и выявлению слабых мест экономики ФРГ. Учебное пособие историка Н. В. Павлова «Современная Германия» способствовало подведению итогов интеграции новых земель Германии и описанию состояния экономики объединенной страны на пороге XXI тысячелетия. Труды немецкого политолога Ш.
Майстера «Германия и Россия: размежевавшиеся партнеры» и «Как Россия потеряла Германию», статья Э. Эшфорд «Не очень умные санкции», работа «Западные санкции и Российская экономика» В. Загашвили, совместный труд посла ФРГ в России Рюдигера Фрича и российского политолога А. Яшлавского «Альтернативы добрым отношениям между Россией и Германией нет» были использованы для описания развития внешнеэкономических связей Германии и России в период с 1990 г. по 2010-е гг., а также их изменения под влиянием антироссийских санкций. Опубликованная в журнале «Россия в глобальной политике» статья Шпангера Ханс-Йоахима «Поворот России на Восток, поворот Китая на Запад: взаимодействие и конфликты на Шёлковом пути» помогла проследить тенденции во внешней политике России и постепенный ее поворот на Восток.
Среди трудов зарубежных авторов можно выделить работу немецкого экономиста Ханса-Вернера Зинна «Можно ли еще спасти Германию?», которая была полезна для выявления внутренних социально-экономических проблем Федеральной Республики; статью профессора экономики Хорста Бжезинского «Влияние кризиса на Украине на Германо-российские экономические отношения», которая помогла оценить изменение внешнеэкономических отношений Германии и России под влиянием украинского кризиса. Уникальная автобиографическая работа бывшего канцлера ФРГ Г. Шредера «Решения. Моя жизнь в политике» полезна характеристикой содержания программы реформ «Повестка дня 2010 », позволила более точно понять принятые Правительством Германии меры по модернизации социально-экономической системы. Из ряда использованных статей следует особо выделить статью немецкого профессора Гюнтера Хайдемана «ГДР: Процесс экономической трансформации и консолидации», которая позволила оценить сложность и масштаб процесса экономической трансформации восточных земель ГДР и ее роль в консолидации Восточной и Западной частей Германии.
Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и также списка источников и литературы.
Выявленные материалы позволили в целом решить поставленные в ВКР цели и задачи.
Как показывает состояние экономики Востока ФРГ, уникальный исторический процесс объединения двух государств протекал более болезненно и оказался более дорогостоящим, чем это предполагалось в 1990 г. Также, важно подчеркнуть, что экономическое выравнивание не является завершенным до сих пор. Несмотря на просчеты, процесс трансформации НВЗ Германии оценивается успешным, как жителями ФРГ, так и экспертным сообществом. На территории НВЗ заложены основы для развития: на территории восточных земель была создана многоукладная экономика; были перенесены принципы социально-рыночной экономики, такие как свобода частного предпринимательства, конкуренция, принцип свободного ценообразования, частная собственность, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы; проведена успешная модернизация инфраструктуры; сблизились промышленные структуры старых и новых земель. Кроме того, нормы трудового и социального права были также полностью перенесены на территорию НВЗ, включая принципы формирования политики в области оплаты труда и системы тарифных соглашений; был повышен уровень заработной платы жителей восточных земель.
Благодаря постоянно осуществляемой модернизации, введение инновационных проектов в экономику, в новое XXI тысячелетие Германия вошла на региональные и мировые рынки мощной и влиятельной страной. Однако будучи занятой в процессе реконструкции и интеграции НВЗ, Германия не сумела вовремя отреагировать на усилившуюся конкуренцию и сращивание экономических процессов и информационных потоков в конце 1990-х. Усилив свои экономические показатели к 2008 г. Германия столкнулась с мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг., который выявил слабые стороны немецкой экономики.
Более динамичному развитию экономики ФРГ препятствует ряд внутренних проблем, таких как высокая налоговая система, долгое время вынуждающая германских предпринимателей выводить свой бизнес за границу. Принятые правительством меры по сокращению налогового бремени не привели к желаемому снижению расходов на оплату труда и отчисления в социальные фонды. Кроме того, немецким бизнесменам частью приходится проводить свои научные разработки за границей, поскольку заниматься наукой в Германии накладно. Неравномерное развитие регионов Германии тормозит ее экономическое развитие. Дотационные регионы получают огромные финансовые вливания, что не может не стимулировать иждивенческие настроения в них, с другой стороны, регионы-доноры не хотят больше делиться.
Требует модернизациии «социально-рыночная» модель Германии, поскольку она чрезмерно обременяет государственный бюджет. Высокие социальные расходы не дают возможности Германии в необходимой мере финансировать научные исследования. Несмотря на рост государственных расходов на образование, науку и исследования этот показатель в стране все еще ниже среднего среди стран ОЭСР. Однако, это не означает, что в ФРГ во всех сферах образования затраты на образование меньше, чем средний показатель по странам ОЭСР.
Привлекательность Германии для ученых и предпринимателей как научноисследовательского и инновационного центра в сравнении с другими постиндустриальными странами достаточно низкая. Несмотря на низкий уровень безработицы, среди стран ЕС, Германия испытывает недостаток
высококвалифицированных кадров, который препятствует налаживанию тесных взаимоотношений между наукой и бизнесом, что особенно важно для развития инновационной деятельности малых предприятий.
Поскольку Германия - активный участник процесса глобализации, а ее внешнеэкономическая стратегия направлена на расширение участия в международном разделении труда, важное место в экономической стратегии уделяется развитию внешнеэкономических связей.
С 1990 г. значительно перестроилась региональная структура внешней торговли ФРГ. Доля промышленно развитых стран уменьшилась в пользу стран Центральной и Восточной Европы и государств группы БРИКС. Все более важным внешнеторговым партнером ФРГ становится Китай, который в настоящее время занимает третье место (после США и Франции). После объединения Германии и распада Советского союза изменилась геополитическая ситуация в Европе. ФРГ стала активно заполнять возникший в Восточной Европе «вакуум».
Самым важным направлением внешнеэкономической деятельности является Европейский Союз, ввиду общей внешнеполитической стратегии, низкими таможенными пошлинами и высокой заинтересованностью стран, в частности Германия является традиционным сторонником большей интеграции ЕС, в дальнейшем развитии экономических отношений и дальнейшей интеграции.
Развитие трансатлантического взаимодействия между ЕС и Соединенными Штатами Америки - еще одно важное направление во внешнеэкономической политике Германии. На долю США приходится основная часть экспорта Германии. На протяжении 20 лет обе страны являются важными торговыми партнерами. Однако, в связи со сменой президента в США, перспективное соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США, вероятно, так и не будет подписано, и экономические отношения будут развиваться в двустороннем порядке.
Несмотря на определенную сдержанность представителей Германии, германокитайские отношения играют значительную роль в экономике страны. С 2016 г. Китай вышел на первое место по торговому обороту с ФРГ, опередив традиционно лидирующую Францию. Кроме того, большую часть товаров Германия закупает из Китая. Страны являются основными экономическими представителями регионов, и их взаимодействие, несмотря на ряд проблем, ежегодно расширяется.
В период антироссийских санкций, нельзя было оставить без внимания германороссийские экономические отношения и влияние санкций на них. Оба государства в их современной форме государственного стоя образовались в один период: 1990 г. - год объединения Германии, всего через год, в 1991 г. распался Советский союз, и образовалась Российская Федерация. До прихода на пост канцлера А. Меркель в 2005 г. отношения развивались в позитивном направлении, благодаря пребывающем на посту министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайеру, хотя политика в отношении России уже носила двойственный характер. Со сменой министра иностранных дел ФРГ в 2009 г. в Восточной Политике Германии Россия стала играть все меньшую роль. Однако, не только Германия изменила свои приоритеты - во внешнеэкономической политике России Китай стал первостепенным торговым партнером. Кризис на Украине и антироссийские санкции, вызванные вхождением Крыма в состав РФ, только усилили отчуждение стран.
В связи с санкциями наблюдается снижение торгового оборота между Германией и Россией, а также представители бизнес структур обеих стран терпят убытки, однако, не смотря на ущерб экономике, Правительство ФРГ и РФ не собираются отменять ограничения. Санкции должны были заставить Россию сотрудничать в рамках международного дипломатического процесса и покинуть Крым; пока что этого не произошло, Россия больше сконцентрировалась на развитии торговых связей с партерами в других регионах и импортозамещении.
Все вышеперечисленное дает характеристику внешнеэкономической деятельности Германии в 1990-2010-х гг., а также понять место ФРГ и проследить тенденции развития экономики страны.
1. ОБСЕ. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений // URL:
http://www.osce.org/ru/cio/1402217downloadMrue
2. ОБСЕ. Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина // URL: http://www.osce.org/ru/home/123258?download=true
3. Постановление правительства Российской Федерации. Москва. от 30 июня 2016 г. № 608.
4. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт // Хельсинки. 1975 // URL: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
5. Auslandshandelskammer. Russland in Zahlen. Marz 2017 // URL:
http://russland.ahk.de/fileadmin/ahk russland/2017/Publikationen/RiZ/RiZ 1 2017.pdf
6. Auswartiges Amt. Antrittsbesuche als AuBenminister: Sigmar Gabriel in Warschau und Moskau. Stand: 10.03.2017 // URL: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/AAmt/BM- Reisen/2017/170308 Warschau Moskau/170308 WarschauMoskau.html?nn=336012
7. Auswartiges Amt. Beziehungen zu Deutschland. Stand: Marz 2017// URL: http://www.auswaerti ges-
amt.de/sid 3954FE9D596421E96FEA2C35BD7805BB/DE/Aussenpolitik/Laender/Laen derinfos/Frankreich/Bilateral node.html#doc356760bodyText4
8. Auswartiges Amt. GroBbritannien/Vereinigtes Konigreich. Beziehungen zu Deutschland
// URL: http://www.auswaertiges-
amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/Grossbritannien/Bilateral node.html
9. _Auswartiges Amt. Internationale Tourismuspolitik// URL: http://www.auswaertiges- amt.de/DE/Aussenpolitik/Aussenwirtschaft/Verkehr/InternationaleTourismuspolitik nod e.html
10. Auswartiges Amt. Russische Federation. Wirtschaft. Stand: Marz 2017// URL: http://www.auswaertiges- amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/RussischeFoederation/Wirtschaft node. html
11. Auswartiges Amt. Vertrag vom 12. September 1990 uber die abschlieBende Regelung in Bezug auf Deutschland (Zwei-plus-Vier-Vertrag) // URL: http://www.auswaertiges- amt.de/cae/servlet/contentblob/577714/publicationFile/153338/VertragstextOriginal.pdf
12. BBC. Русская служба. США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и
Украины // URL:
http://www.bbc.com/russian/russia/2014/03/140317 eu sanctions russia
13. Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz. Vertrag zwischen der
Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik uber die Herstellung der Einheit Deutschlands // URL: https://www.gesetze-im-
internet.de/einigvtr/BJNR208890990.html
14. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. Deutschland und Frankreich: Forschung fur die Zukunft Europas // URL: https://www.bmbf.de/de/deutschland-und-frankreich- forschun g-fuer-die-zukunft-europas-289.html
15. -Bundesministerium fur Verkehr und digitale Infrastruktur. Bundesverkehrswegeplan
2030 // URL: http://www.bmvi.de/DE/Themen/Mobilitaet/Infrastrukturplanung-
Investitionen/Bundesverkehrswegeplan-2030/bundesverkehrswegeplan-2030.html...87