ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПОЛИТИКИ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ 13
1.1. Первый период (1978-1985 гг.) 13
1.2. Второй период (1985-1993 гг.) 17
1.3. Третий период (1993 - 2010 гг.) 20
1.4. Четвертый период (2010-2020 гг.) 25
1.5. Пятый период (2020 - 2035 гг.) 28
ГЛАВА 2. ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛОВ ВЕДУЮЩИХ ЗАРБУЕЖНЫХ
ВУЗОВ В КИТАЕ 31
ГЛАВА 3. ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛОВ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ В
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 41
ГЛАВА 4. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 51
4.1. Обучение китайских студентов за рубежом 51
4.2. Привлечение зарубежных студентов в китайские вузы 56
4.3. Привлечение иностранных ППС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
В современном мире уровень научно-технического развития напрямую определяет максимально возможный потенциал развития национальной экономики. Исходя из этого, становится очевидно - главным ресурсом 21-го века станет человеческий капитал и его когнитивные способности, что в свою очередь будет все в большей степени подталкивать государства к увеличению расходов на сферу образования. Одним из наиболее эффективных методов наработки научного знания является внедрение и расширение политики интернационализации высших учебных заведений, это подразумевает создание филиалов иностранных вузов на территории государства, привлечение зарубежных преподавателей, исследователей и студентов, отправка собственных учащихся и учреждение своих научных кампусов в других странах. Китаю, объявившему о начале проведения «Политики реформ и открытости» в 1978 г. ни в коем случае было нельзя оставаться вне рамок международного образовательного процесса, т.к. это могло привести к еще большему отставанию материкового Китая от Западных и Азиатских проамериканских стран, что недопустимо в условиях идеологической борьбы. Начатые реформы кардинально изменили образ Китая, создав то, что мы видим сейчас. Учитывая, что сформированный «социализм с китайской спецификой» глубоко взаимосвязан с капиталистическими процессами, которые, в свою очередь требуют постоянной подпитки новыми талантами для решения актуальных проблем, Китай находится в перманентном состоянии поиска высококлассных специалистов и научных методик для удовлетворения внутреннего спроса.
Интернационализация образования на данный момент представляет для Китая широчайшую область интереса. Быстрые темпы экономического и демографического роста создают условия, при которых внутреннее предложение рынка образовательных услуг не всегда способно справиться с поступающими запросами. В этой связи Китай уже на протяжении последних сорока лет 3
проводит полномасштабную политику реформирования национальной системы образования, нацеленную на превращение страны в авангард научнотехнического процесса. Сотрудничество с Китаем в сфере образования является непосредственным интересом Российской Федерации, что, например, подтверждается подписанным в 2019 г. соглашением «О расширении сотрудничества в сфере образования».
Актуальность исследования состоит в том, что с учетом сложившихся геополитических условий в современном мире и наличие социальноэкономических предпосылок в обеих странах Китайский рынок образовательных услуг представляет из себя одно из наиболее приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации в сфере высшего образования. Изучение эволюции политик интернационализации высшего образования Китая позволит сформировать наиболее полную и четкую картину того, как необходимо действовать для достижения наибольших результатов. Проведение исследований в данной области позволит выработать оптимальный курс внешней политики в области установления контактов, к примеру, на межуниверситетском уровне.
Цель исследования: определить ключевые цели и направления
современной политики Китая в области интернационализации высшего образования и дать оценку ее потенциального влияния на сотрудничество с Россией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить эволюцию приоритетов политики интернационализации высшего образования Китая;
2) рассмотреть кейсы сотрудничества в области открытия совместных образовательных учреждений;
3) рассмотреть в динамике состояние академической мобильности студентов и преподавателей;
4) оценить перспективы сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования.
Объектом исследования является система образования КНР. Предметом исследования является политика интернационализации высшего образования Китая.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 2010 г. по 2021 г. Выбор нижней границы периода продиктован публикацией официального документа под названием «Национальный план среднесрочного и долгосрочного развития образования с 2010 г. по 2020 г.». В то время как выбор верхней границы обуславливается публикацией другого структурного документа под названием «План модернизации Китайского образования вплоть до 2035 г.». Однако для более глубокого понимания исторического контекста и изменения эволюционных приоритетов в ряде глав временный период был расширен, например, при рассмотрении эволюционного становления политики интернационализации.
Методологической базой работы являются общенаучные и специальнонаучные методы. К общенаучным методам относится сравнение; к специальнонаучным - методы анализа нормативных документов и статистики, политикоописательный метод.
Анализ использованных источников и литературы. Источниковую базу данного исследования можно разделить на следующие подгруппы:
1. Законы и нормативные документы, изданные государственными органами КНР, которые напрямую определяют правовые и нормативные условия функционирования системы академического обмена и создания совместных образовательных учреждений на территории КНР, а также вносят различные изменения в область взаимодействия между КНР и третьими странами. К этой подгруппе относятся в том числе документы «Положение в области китайско- иностранного сотрудничества по совместному управлению образовательными учреждениями» и «План модернизации Китайского образования вплоть до 2035 г.» содержащие действующие законодательные нормы и правила касательно процесса интернационализации образования.
2. Официальные справочные и информационные материалы Министерства образования КНР и Ведомства по регулированию деятельности совместных образовательных учреждений. Так, статистическая информация, публикуемая Министерством образования КНР, позволяет в динамике рассмотреть процесс становления сферы академической мобильности в Китае, предоставляя точные цифры касательно уехавших/вернувшихся китайских студентов, а справочные материалы Ведомства по регулированию деятельности совместных образовательных учреждений раскрывают цифры касательно стран, экспортировавших наибольшее количество образовательных программ в Китай.
3. Статистические базы данных и отчеты международных организаций и их профильных агентств. Статистическая информация, предоставляемая Институтом международного образования, позволяет в подробностях рассмотреть статистику международной академической мобильности, предоставляя данные касательно изменений произошедших за последние двадцать лет.
4. Новостные публикации международных информационных агентств. Так, британское новостное агентство BBC News в своей публикации рассказывает о причинах противодействия венгерской общественности касательно строительства Фуданьского кампуса в Будапеште.
Рассматриваемую в данной работе тему частично изучали такие отечественные и зарубежные авторы как И.А. Шведова, С.С. Семенова, Т.Л. Гурулева, Чэнь Чжаоминь, Ван Ян, Суви Джокила и другие. Из наиболее крупных центров по изучению академической мобильности Китая можно отметить Институт Дальнего Востока РАН, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Новосибирский государственный технический университет (Кафедра востоковедения НГТУ), вузы Томска (НИ ТГУ и НИ ТПУ).
В полной мере рассматриваемая тема практически не исследуется ни зарубежными, ни отечественными авторами. Подавляющее число исследователей уделяет внимание односторонней исходящей академической мобильности китайских студентов. Однако есть несколько статей, в которых рассматриваются затронутые в работе области интернационализации образования КНР. Так, например, кандидат исторических наук Е.И. Медяник в своей работе «Развитие современных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность» дает классификацию совместных образовательных программ, поделив их на четыре основных категории: «1+3», «2+2», «3+1», «4+0». Кроме этого, на основе статистических данных автор делает вывод о «засилье программ по экономическим и техническим специальностям в ущерб другим направлениям».
Еще одна работа, представляющая научный интерес, посвящена малоисследованной в российском сегменте теме касательно изучения опыта международных студентов о пребывании в Китае, так в своей статье Сяоцзюн Дин пытается дать ответь на вопрос «Почему каждый год все больше и больше студентов едут в Китай?» - подводя итог рассуждению он приходит к следующему выводу: сочетание экономических предпосылок и быстрые темпы распространения «Мягкой силы» формируют благоприятный образ Китая в глаза мировой общественности, чем и обусловлен постоянный рост популярности академического туризма в Китай.
Проанализированная в работе литература состоит из аналитических статей и учебных пособий российских и зарубежных авторов, которые дают общее представление о исторических предпосылках становления политики интернационализации, ее особенностях на разных временных промежутках и последствиях проводимой Китаем политики.
Анализ исторических предпосылок, подтолкнувших Ден Сяопина к началу проведения «Политики реформ и открытости» а также краткая история становления системы академической мобильности с 1978 г. по 2000 г. представлена в статье сотрудника Томского педагогического государственного университета С.С. Семеновой «Образование в Китае: история и современность». Благодаря подробному анализу внутренней политики Мао Цзэдуна автор обосновывает последующие кардинальные структурные изменения, что начнутся в 1978 г. Однако работа направленна на всю систему образования Китая в целом, в связи с чем она носит больше обзорный характер из-за широты исследуемой темы.
Более подробный анализ представляется в иностранной работе старшего преподавателя Исследовательского института Хиросимы Х. Футао “Policy and Practice of the Internationalization of Higher Education in China”. В своей работе автор подробно рассматривает временной промежуток с 1978 г. по 2003 г., на основе анализа исторических данных и темпов экономического роста формирует свое видение основных причин модернизации высшего образования, обосновывая прямую взаимосвязь между интернационализацией высшей школы и удовлетворением внутреннего спроса на узконаправленные кадры. Также этой тематикой занимается другой иностранный исследователь - Р. Янг, профессор Гонконгского университета, однако в его работы временные рамки смещены вверх, основной фокус делается на период с 2000 по 2008 гг. Автором была обозначена взаимосвязь между вступлением Китая в ВТО и акселерацией темпов интернационализации образования КНР. Также им были обозначены основные отличительные черты китайского академического обмена: направленность на англоязычные страны, преобладание обмена на уровне программ бакалавриата и проблемность культурной акклиматизации китайских студентов....
Интернационализация высшего образования, проходящая в условиях непрекращающейся глобализации, напрямую отражает степень экономического и технического развития государства. За последние сорок лет Китаем была проделана колоссальная работа по направлению создания конкурентной и престижной высшей школы. Разнообразные правовые и экономические методы позволили Китаю вырваться на лидирующие позиции в области интернационализации высшего образования. В этой связи российско-китайское сотрудничество представляет отдельный интерес для нашей страны. Поставленные в данном исследовании задачи позволили прийти к следующим выводам касательно проводимой Китаем политики интернационализации высшего образования.
Эволюционный путь становления политики интернационализации высшего образования КНР проходил в пять основных этапов, выделенных с помощью нормативно-правовых документов. Выделить их можно следующим образом:
1. 1978 - 1985 гг. Время первичного реформирования и восстановления разрушенной системы образования. В этот период КПК совместно с Министерством образования закладывает основной фундамент для будущих реформ и преобразований.
2. 1985 - 1993 гг. Отличительной чертой периода является
непосредственное начало процесса реформирования системы образования. В это время КНР официально признает существование прямой взаимосвязи между интернационализацией высшего образования и темпами экономического роста. Также в этот период обозначаются основные проблемы, на решение которых будут направлены последующие периоды.
3. 1993 - 2010 гг. Серьезный отпечаток на период отложило вступление Китая в ВТО и соответствующее изменение внутренних экономических и социальных запросов. В самом промежутке нормативно выделяются два субэтапа: А) с 1993 по 2003 гг. - небольшой период окончательного проведения начатых ранее реформ; Б) с 2003 по 2010 гг. - период, несущий более консервативный характер чем предыдущее, основной целью которого является закрепление уже достигнутых успехов и начало формирования будущей сети Институтов Конфуция.
4. 2010 - 2020 гг. Период характеризуется продолжением политики на закрепление и углубление внутригосударственных реформ, однако появляется новое приоритетное направление в лице сотрудничества со странами «Одного пояса одного пути».
5. 2020 - 2035 гг. Основной целью периода провозглашается создание «Новой модели образования, открытой внешнему миру». Приоритетные направление кардинально не изменились: налаживание взаимодействия со странами «Одного пути», расширение сети институтов Конфуция и т.д.
Другим критически важным направлением интернационализации высшего образования КНР необходимо обозначить государственные меры, направленные на привлечение иностранных вузов в Китай с целью открытия университетских филиалов. Важность этого вектора политики обусловлена тем, что национальные вузы в силу ряда причин не всегда способны удовлетворить внутренний спрос на качественное и престижное образование. Помимо этого, совместно с филиалом в Китай приезжают западные образовательные методики и профессорский состав, разбавляя и дополняя уже существующие китайские схемы обучения. Ровно, как и академический обмен, область межуниверситетского взаимодействия может быть обозначена как входящая и исходящая. Несмотря на то, что на данный момент Китай все еще не успел зарекомендовать себя в качестве проверенного экспортера образовательных услуг, им уже был достигнут ряд серьезных успехов: открытие совместного образовательного учреждения на территории США, Великобритании и наличие потенциального проекта на территории Венгрии, который в будущем откроет доступ ко всему европейскому образовательному пространству. Учитывая, что удельный вес Китая в международных политических и экономических вопросах растет каждый год, можно сделать прогноз, что в будущем количество китайских образовательных учреждений на территории других государств будет только расти.
Также в работе была рассмотрена непосредственная область академического обмена Китая с другими странами. Ежегодно растущее количество выехавших и въехавших в Китай студентов говорит о результативности проводимых реформ. Согласно представленной в работе статистике за 20 лет КНР сумела обогнать по количеству приехавших студентов Францию и Германию, заняв тем самым четвертое место в мире.
Таким образом сочетание всех вышеперечисленных данных и нормативно-правовых документов позволяет сформировать свое собственное мнение касательно потенциального сотрудничества России и КНР в области высшего образования. Мы наблюдаем постоянно растущий спрос с китайской стороны на образовательные программы, методики и, как бы это не звучало, студентов и Ш1С. Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, в которой оказалась Россия, диверсификация традиционных образовательных направлений из Европы в сторону Китая безусловно позволит России решить ряд новообразовавшихся проблем. Исходя из всего вышесказанного, оценить потенциал сотрудничества двух стран, с определённой долей осторожности, можно как оптимистичный и предполагающий к дальнейшему углублению партнерства.