Введение 6
1 Теоретический обзор по проблеме создания Web-сайта «Диагностика
психологической готовности к школьному обучению» 9
1.1 Теоретическое обоснование проблемы психологической готовности детей
к школьному обучению 9
1.1.1 Основные психолого-педагогические подходы изучения общей
готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 9
1.1.2 Особенности возрастного развития детей в старшем дошкольном
возрасте 19
1.1.3 Условия готовности детей к школьному обучению 20
1.1.4 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к
школьному обучению 26
1.2 Анализ программных средств и информационных ресурсов 27
1.2.1 Internet 27
1.2.2 Технологии создания Web-ресурсов 32
1.2.3 Программные пакеты проектирования Web-страниц 34
2 Характеристика исследовательских методик и разработка Web-сайта 40
2.1 Описание исследовательских методик для выявления уровня
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 40
2.2 Программный пакет Dreamweaver МХ для проектирования Web-сайтов.... 53
2.2.1 Программные средства и модули Dreamweaver МХ 53
2.2.2 Интерфейс профессионального редактора Dreamweaver МХ 55
2.2.3 Алгоритм создания Web-документа 58
3 Описание структуры Web-сайта и результаты исследования 62
3.1 Характеристика Web-сайта «Диагностика психологической готовности к
школьному обучению» 62
3.2 Результаты исследования психологической готовности детей к школьному
обучению 67
Заключение 90
Список использованных источников
Приложение А Стимульный материал к методике А.Р. Лурия 95
Приложение Б Стимульный материал к методике «Исследование зрительной
памяти» 96
Приложение В Стимульный материал к методике Пеьерона-Рузера 97
Приложение Г Стимульный материал к методике «Фигуры Поппельрейтора» ..98 Приложение Д Стимульный материал к методике Векслера 99
Приложение Е Стимульный материал к методике Венгера 100
Приложение Ж Стимульный материал к методике Когана 101
На современном этапе развития общества использование интернет- пространства и компьютерных технологий для оказания различных типов услуг, в том числе и психологических, стало технически возможным и экономически рентабельным только в последние годы текущего столетия. Это связано с возникновением новых форм передачи и обработки данных, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого оборудования, а также с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов интернет-содержания и пр.
При этом основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг является задача проектирования и последующей реализации специализированных информационных систем, способных решать разнообразные задачи. Одной из самых распространенных систем донесения информации до широкого круга пользователей в последние годы являются Web- сайты, содержащие данные из самых разнообразных отраслей. Простота и удобство сайта в использовании, его многофункциональность, делают Web- сайты популярными во всех сферах человеческой деятельности [1].
Сегодня все государственные организации, занимающиеся социальными проблемами, предполагают использование информационных технологий и, в частности, Web-сайтов, т.к. они формируют и удовлетворяют информационные потребности людей, информационное обеспечение социальных процессов, улучшение быта всех членов общества и повышение качества предоставляемых информационных услуг, а в целом - обеспечивают коренное улучшение общественной деятельности и жизни человека.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Теоретической основой концепции готовности дошкольников к школьному обучению стали исследования известных отечественных и зарубежных ученых А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, П.П. Блонского, А. Пьерона и др. В нашей работе мы придерживались теоретических взглядов на проблему психологической готовности детей старшего дошкольного возраста таких ученых как Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.И. Дубровина и т.д.
Изучая представления о содержании понятия «психологическая готовность к школьному обучению» мы выявили, что многие ученые понимают ее как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и выделяют психологическую готовность как один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [2, 3].
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из пунктов этой задачи, в связи с чем, Д.Б. Эльконин выделил следующие аспекты:
- исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
- исследование новообразований и изменений в психике ребенка;
- исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;
- изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия указаниям взрослого [4].
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Возрастающие объемы информации, необходимые для успешной деятельности различных образовательных учреждений, требуют использования современных информационных технологий. Эти технологии формируют и удовлетворяют информационные потребности людей. Поэтому был создан Web- сайт, который поможет психологам, педагогам, а также родителям в решении проблем психологической готовности к школьному обучению, связанных со спецификой развития ребенка старшего дошкольного возраста. Все вышесказанное актуализирует проблему исследования и обуславливает выбор темы. Таким образом, целью дипломной работы является создание Web-сайта «Психологическая готовность к школьному обучению».
Для достижения цели нами были реализованы следующие задачи:
1 анализ теоретических источников по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и средств проектирования Web-технологий;
2 обзор особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста в контексте общей готовности к школьному обучению и условий психологической готовности к обучению;
3 обзор программных средств для создания Web-сайтов;
4 подбор пакета методик для определения психологической готовности к школьному обучению;
5 диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению;
6 коррекционная работа с детьми, направленная на повышение общего уровня готовности к школьному обучению;
7 вторичная диагностика, анализ полученных результатов исследования с учетом уровня психологической готовности к школьному обучению;
8 разработка информационно-логической структуры и создание Web- сайта «Психологическая готовность к школьному обучению»;
Целью исследования является выявление уровня психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп МДОУ СШ № 27 г. Красноярска.
Объектом исследования являются дети 6-7 лет подготовительной группы МДОУ СШ № 27 г. Красноярска.
Предметом исследования - является готовность детей к школьному обучению.
В связи с задачами нашего исследования, в качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что на психологическую готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению влияют факторы общей готовности ребенка к обучению.
Исследование проводилось на базе МДОУ СШ № 27 г. Красноярска. В исследовании приняло участие 38 детей подготовительной группы. Для реализации целей исследования использовались диагностические методики:
1 Методика А.Р. Лурия, направленная на выявление объема кратковременной памяти.
2 Тест «Зрительная память», направленный на определение уровня развития объема зрительной памяти у детей.
3 Методика Пьерона-Рузера, исследующая особенности развития и уровень сформированности внимания у детей.
4 Методика «Фигуры Поппельрейтора», направленная на исследование особенностей развития зрительного восприятия.
5 Тест исследования сформированности перцептивно-действенного и вербально-логического мышления, исследующий особенности развития мышления у детей.
6 Методика исследования речевого развития, направленная на выявление проблем развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
7 Тест Кейна-Йерасека «Диагностика общей школьной зрелости», направленный на определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Целью дипломной работы являлось создание Web-сайта «Диагностика психологической готовности к школьному обучению» для достижения которой нами был реализован ряд задач. Проведенный, в рамках данной дипломной работы, теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению показал, что данный вопрос неоднократно рассматривался в контексте психолого-педагогических исследований, но все же остается актуальным. В работе придерживались взглядов А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Пьерона, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.И. Дубровиной, которые раскрывают сущность психологической готовности как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и выделяют психологическую готовность как один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, а также отмечают системный характер структуры психологической готовности.
Следующим шагом работы выступал обзор литературных источников по разработке и внедрению информационных технологий, в частности по программным средствам для создания Web-сайтов. Для реализации поставленной нами цели мы выбрали визуальную среду Dreamweaver МХ, с помощью которой был разработан Web-сайт «Диагностика психологической готовности к школьному обучению». Сайт содержит информацию об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста, условиях готовности детей к школьному обучению, аспектах психологической помощи детям, не готовым к школьному обучению. Также сайт содержит комплекс методик, направленных на диагностику психологической готовности к школьному обучению, а также представлены результаты экспериментального исследования.
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей экспериментальной группы после проведения коррекционно-развивающей программы процент высокого уровня психологической готовности к обучению в школе на 40% превышает процент высокого уровня контрольной группы. Также в экспериментальной группе на 14% меньше детей с низким уровнем школьной зрелости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе развития и коррекции уровня общей готовности к школьному обучению у детей в рамках образовательно-воспитательного процесса, повышается уровень психологической готовности к школьному обучению, что подтверждает нашу гипотезу.
Проведенное, в рамках настоящей дипломной работы исследование, отраженное на нашем сайте, расширяет уже существующие представления о способах психологической помощи и коррекции школьной зрелости на ступени получения дошкольного образования.
Таким образом, были выполнены поставленные задачи: проанализированы теоретические источники, проведено исследование, в ходе которого подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что на психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе влияют факторы общей готовности ребенка к обучению, создан Web-сайт, облегчающий работу пользователя по поиску, отбору и анализу информации по проблеме психологической готовности к школьному обучению.
1 Заболотский, В.Л. Проблемы информатизации общества /
B. Л. Заболотский, Р.М. Юсупов // Проблемы информатизации. - 1994 - №12 - C. 23-33.
2 Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. - М. [б.и.], 1972. - 248 с.
3 Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова // «Начальная школа». - 1999. - № 1. - С. 61-63.
4 Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский,
B. В. Шпалинский. - М.: [б.и.], 1978. - 291 с.
5 Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1983 - 180с.
6 Бугрименко, Е.А. «Школьные трудности благополучных детей» / Е.А. Бугименко, Г.А. Цукерман. - М.: Педагогика, 1994 - 189 с.
7 Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1994 - 189 с.
8 Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению: «Психологическое образование» / Н.Н. Гуткина. - М.: Просвещение, 1997. - 235 с.
9 Дубровина, М. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / М. Дубровина. - М.: [б.и.], 1987. - 195 с.
10 Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М.: «Игра», 1994. - 183 с.
11 Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача /
C. П. Ефимова. - М.: [б.и.], 1992 - 116 с.
12 Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Г.А. Маркова. - М.: Педагогика, 1991. - 354 с.
13 Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.А. Козлов. - Екатеринбург: СТР и Ко, 1998. - 336 с.
14 Кравцов, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцов. - М.: Наука, 1991. - 145 с.
15 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Школа, 1991. - 335 с.
16 Люблинская, А.А. Учителю о психологии дошкольника / А.А. Люблинская. - М. [б.и.], 1987. - 278 с.
17 Марлова, Г.А. Подготовка детей к школе в семье / Г.А. Марлова. - М. [б.и.], 1976. - 190 с.
18 Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998. - 488 с.
19 Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 315 с.
20 Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: АО «РТИ», 1994. - 282 с.
21 Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1999. - 261 с.
22 Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л.А. Венгер // «Дошкольное воспитание». - 1970. - № 4. - С. 28-37.
23 Дубровина, М. Готовность к школе / М. Дубровина. - М.: Наука, 1995. - 289 с.
24 Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко. - М.: 1978. - 234 с.
25 Буря, Р.С. «Готовим детей к школе» / Р.С. Буря. - М.: Педагогика,1997. - 293с.
26 Венгер, Л.А. «Домашняя школа» / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1994. - 189 с.
27 Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. - М.: Наука, 1998. - 278 с.
28 Карелин, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелин. - М.: Ростикс- М, 1999. - 205 с. - 1 ч.
29 Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога / Н.И. Рогов. - М.: Наука, 1999. - 414 с.
30 Самоухина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. - М.: Педагогика, 1993. - 312 с.
31 Рукосуев, Д.А. Основы педагогики / Д.А. Рукосуев. - М.: Золотой век.,2003. - 390 с.
32 Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: ПЕР СЭ., 1995. - 324 с.
33 Иванов, А.А. Современная педагогика / А.А. Иванов. - М.: Вече., 2001. - 400 с.
34 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО «МОДЭК»., 1995. - 416 с.
35 Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Просвещение., 1967. - 196 с.
36 Санько, А.К. Введение в школьную жизнь / А.К. Санько // Школьный психолог. - 1999. - № 23. - С. 51-63.
37 Рукосуев, Д. А. Готовность к школе / Д. А. Рукосуев. - М.: ИНФРА- М., 2002. - 532 с.
38 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер., 1998. - 688 с.
39 Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс., 2000. - 1008 с.
40 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение., 1983. - 364 с.
41 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4 / Л.С. Выготский.
- М.: Педагогика., 1984. - 432 с.
42 Выготский, Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение., 1982. - 520 с.
43 Шафран, Э. Создание Web- страниц: самоучитель / Э. Шафран. - СПб.: Питер, 1999. - 320с.
44 Спэйнауэр, С. Справочник Web-мастера / С. Спэйнауэр, Р. Экштейн. - СПб.: Символ, 2000. - 547с.
45 Негус Кристофер Internet Explorer 6 библия пользователя / Негус Кристофер. - СПб.: Диалектика, 1998. - 560с.
46 Паттерсон Л. Использование HTML 4 / Л. Паттерсон, Д. Корнелиус. - М.: «Вильямс», 2000. - 400с.: ил.
47 Петров, О.Г. Диагностика дошкольников / О.Г. Петров. - СПб.: АМСУ., 1985. - 255 с.
48 Емельянов, С.М. Практикум по психологии / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2004. - 400с.: ил.
49 Карелин, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелин. - М.: ТЕРРА,1998. - 360с.
50 Осолоткина, Е. Ю. Формализация структуры Web-страницы / Е.Н. Осолоткина // Дистанц. образование. - 2003. - № 6. - С. 37 - 39.
51 Максимов, Г.Н. О создании учебно-образовательного специализированного Web-сайта / Г.Н. Максимов // Открытое образование. -
2003. - № 6. - С. 33 - 49.
52 Комякин, В.Н. Создание Web-страниц и Web-сайтов: Самоучитель / В.Н. Комякин, В.Н. Печников. - М.: Триумф, 2002. - 490 с.
53 Титов, В.И. Экономика предприятия / В.И. Титов. - М.: Эконоистъ,2004. - 251с.
54 Холостова, З.Г. Глобальная экология. Радиоэкология / З.Г. Холостова, В.А. Кратасюк. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. - 198с.
55 Белов, С.В. Охрана окружающей среды / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков. - М.: Высшая школа, 1991. - 319с.
56 Шилов, И.А. Экология: учебник для биолог. и мед. спец. вузов / И.А. Шилов. - М.: Высшая школа, 1998. - 512с.
57 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2002. - 356с.