АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ административной нормативно правовой базы и нормативно
правовой базы гражданской правовой ответственности используемых при решении экологических проблем 8
1.1 Нормативно правовая база в области взаимодействия
контролирующих органов и природопользователей в сфере экологии 8
1.1.1 Выдержки из судебных дел между Комитетом государственного
экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и природопользователями Томской области 27
1.1.2 Выдержки из судебных дел между между Управлением
Росприроднадзора по Томской области и «Томскнефть» Восточная Нефтяная Компания 33
2 Оценка эффективности административной нормативно правовой базы
в сфере охраны окружающей среды 50
2.1 Статистика по судебным решениям и добровольным выплатам
административных штрафов по данным Комитета государственного экологического надзора Томской области 50
3 Оценка эффективности нормативно правовой базы гражданской
правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды 53
3.1 Статистика судебных решений на 2017 год по данным Управления
Росприроднадзора по Томской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Главной целью существования нормативно правовой базы в области экологии является регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений человечества. Чтобы понять на сколько эффективно применяется природоохранное законодательство, необходимо провести оценку его эффективности.
Актуальность темы работы обусловлена слабой эффективностью применения нормативно правовой базы в сфере охраны окружающей среды
Объект исследования - нормативно правовая база, используемая для регулирования правоотношений, при нарушении экологического законодательства.
Предмет исследования - эффективность применения нормативно правовой базы используемой для регулирования правоотношений, при нарушении экологического законодательства.
Цель работы: Оценить эффективность применения нормативно правовой базы при решении экологических проблем.
Задачи:
1. Проанализировать административную нормативно правовую базу в сфере охраны окружающей среды.
2. Проанализировать нормативно правовую базу гражданской правовой ответственности.
3. Оценить эффективность применения административной нормативно правовой базы и нормативно правовой базы гражданской правовой ответственности используемых при решении экологических проблем.
Защищаемое положение:
1) Оценка эффективности применения нормативно правовой базы в сфере охраны окружающей среды в части возбуждения административных дел по охране природных компонентов позволяет определить механизмы её оптимизации.
Выражаю благодарность своему научному руководителю - А.М. Адаму, за руководство над работой, начальнику отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области, в лице З.Н. Веркеева и главному специалисту комитета государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, С.И. Руслякову за предоставление информации используемой при написании дипломной работы.
1) Анализ 18-ти судебных дел за период 2016-2017 годов по направлению природоохранного законодательства показывает, что основными причинами отмены результатов надзорной деятельности являются: истечение срока давности привлечения к административной ответственности (13); утрата силы законодательных требований в связи в связи с поправками в законодательстве (6); отсутствие состава нарушения.
2) Ежегодно в сфере охраны окружающей среды, за нарушение природоохранного законодательства, возбуждается от 30 до 60 судебных дел. Из них доля положительных решений составляет более 42%, проигранные дела 39%, добровольная оплата штрафов 6-8%, решений о переносе дела на следующий год более 11%.
3) Анализ постановлений вынесенных за нарушение КоАП РФ в части охраны природных компонентов (гл. 8), показывает что доля оплат штрафов в досудебном порядке составляет: по обращению с отходами производства и потребления - 50 %; по пользованию недрами с нарушением условий предусмотренных лицензией - 4 %; по охране водных объектов - 32 %; за загрязнение атмосферного воздуха - 5 %; за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - 9 %.
4) Экологический ущерб за нарушение природоохранного законодательства возмещается ежегодно в пользу государства на сумму от 6 до 8 млн. рублей.
1 Положение о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области [Электронный ресурс ]littp:/Avvv.greeii.tsu.ni/dep/aboiit/pologeiiiyaodepartaineiite/ (дата
обращения 30. 05. 18)
2 Общие положения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области [Электронный ресурс]http://70.rpn.gov.ru/node/7936 (дата обращения - 30. 05. 18)
3 [Электронный ресурс] http://ekolog.org/books/51/7.htm. (дата обращения - 4-5. 05. 18)
4 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7- ФЗ (последняя редакция)
5 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
6 Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)
7 Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ (последняя редакция)8 Закон РФ "О радиационной безопасности населения" (1995 г.)
9 Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ (последняя редакция)
10 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011)
11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах"
12 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
13 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
14 Закон СССР от 17.06.1977 N 5906-IX (ред. от 08.06.1984) "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик"
15 "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
..24