Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЖАНР ПРОСЬБЫ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ РАДИО ДИСКУРСЕ

Работа №190677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы45
Год сдачи2020
Стоимость4450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 6
1 Теоретические основы исследования 10
1.1 Медиалингвистика и медиатекст 10
1.2 Русский речевой этикет и характеристика русского личного имени 11
1.3 Речевой этикет в современной медиакоммуникации: история вопроса 15
1.4 Особенности воплощения речевого жанра просьбы 20
2. Речевой этикет и способы выражения речевого жанра просьбы в просветительском радиодискурсе 27
2.1 Средства речевого этикета в просветительском радиодискурсе на примере
анализа радиопрограммы «Книжное казино» («Эхо Москвы») 27
2.2 Русское личное имя в речевом этикете 29
2.3 Языковые средства выражения речевого жанра просьбы 31
Заключение 41
Список использованной литературы 42


Внимание исследователей к средствам массовой коммуникации и к процессам, происходящим в медиакоммуникации в разных языках, доказывает, что СМИ до сих пор являются одним из важнейших общественных институтов, который формирует языковые вкусы общества и оказывает влияние на нормы речевого поведения и, безусловно, на культуру мира.
Речевой этикет понимается нами более широко, чем просто специализированные приёмы установления, поддержания и размыкания контактов коммуникантов, речевой этикет - это выработанные правила и нормы речевого поведения в обществе, помогающие предупреждать конфликты в разговоре, развивающие гармонизацию речевого взаимодействия коммуникантов для достижения эффективности в коммуникации [Кормилицына, Сиротинина, с. 5]. В процессе развития истории человечества, разные народы сформировали свои собственные уникальные языки и культуры, и в то же время они также сформировали необходимые нормы человеческого поведения - этикет. Всем известно, что Россия - это одна из самых вежливых стран. Русское слово «этикет» происходит от французского языка etiguette, что означает сумму правил внешнего поведения с участием людей. В целом, этикет можно разделить на этикет поведения и словесный этикет в общении, а наиболее удобным и прямым средством выражения этикета в повседневной жизни является словесный этикет. Особенно в радиодискурсе [Ли Цзы, Ян Чунь 2010, с. 155].
Речевой этикет - это набор клише, устойчивых формул, согласованных в социальном общении, которые соответствуют определенной ситуации и личности коммуникатора. Он имеет различные формы, в том числе исследователи относят к речевому этикету знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьбу, согласие, отказ, комплимент, соболезнование, поздравление, светскую беседу и др. В коммуникативной деятельности люди передают различные сообщения друг другу. В дополнение к участию в содержательных коммуникационных мероприятиях спикеры должны также создать вежливую и гармоничную атмосферу, чтобы добиться благоприятного общения. Таким образом, речевой этикет играет очень важную роль в 6
общении, а также отражает культурные достижения и вежливость человека [Ли Цзы, Ян Чунь 2010, с. 155].
Речевой этикет является инструментом и продуктом человеческой цивилизации, важной особенностью которого является то, что он обладает сильными национальными особенностями, напрямую отражает культурные традиции и жизненные привычки нации и является важной частью национальной культуры. Особенно в эпоху информационной глобализации, информация распространяется быстрее и распространяется более широко, поэтому необходимо изучить речевой этикет в контексте средств массовой информации.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время растет внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи. Возрастает диалогичность общения, происходит своеобразная диалогизация информационной социальной жизни общества. В этой ситуации происходит изменение языка, в том числе и в такой регламентированной сфере, как речевой этикет. Изучение активных процессов в современном русском речевом этикете позволит увидеть, как меняется русский язык.
Решение этих проблем имеет теоретическое и прикладное значение для преподавания как современного русского языка, так и русского как иностранного, а также для работников в сфере массовой информации, коммуникации.
Целью работы является исследование речевого жанра просьбы в просветительском радиодискурсе. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;
2. Охарактеризовать особенности этикетных речевых жанров радиодискурсе;
3. Сравнить языковые средства официального этикета и неофициального этикета;
4. Собрать материал и охарактеризовать языковые средства выражения речевого жанра просьбы в просветительском радиодискурсе.
Объектом исследования является просветительский радиодискурс.
Предмет исследования - языковые средства выражения речевого жанра просьбы в просветительском радиодискурсе.
Для изучения этой темы был сделан аналитический обзор более 30 источников научной литературы. В качестве эмпирического материала было использовано 15 7
выпусков радиопрограмм: «Книжное казино», «Культурный шок», «Телехранитель», «Суть событий», «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы».
Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются активные процессы в области речевого этикета в сфере современной медиакоммуникации, что позволяет наиболее полно отобразить новые явления в речи и общении.
Единицей анализа является высказывание, включающее формулу речевого этикета.
Методы исследования. Основными методами исследования стали коммуникативно-парадигматический анализ и лингвистический анализ. Коммуникативно-прагматический анализ позволяет изучать речевую деятельность в процессе реальной коммуникации с учетом всех экстралингвистических факторов. Лингвистический метод используется при анализе языковых средств.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при обучении речевому этикету на курсах по русскому языку как иностранному, курсах по культуре речи и стилистике.
Теоретическая основа исследования. Изучены работы по медиалингвистике и медиадискурсу: Т. Г. Добросклонская, О. И. Таюпова, Н. Г. Нестерова, А. В. Матвеева, В. Е. Гольдин, А. П. Пахомова, Н.И. Формановская и др.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение речевого этикета в просветительском радиодискурсе позволит понять тенденции развития современного русского языка, выявить активные процессы, происходящие в нём. По результатам анализа эмпирического материала, собранного в рамках данного исследования, можно выделить следующие особенности современного русского речевого этикета: смешение официального и неофициального стилей общения, активное обращение к адресату, отсутствие коммуникативного барьера. Мы можем говорить о трансформации традиционных этикетных средств и появлении нового этикета, который характеризуется свободой самовыражения, стремлением к речетворчеству, уменьшением количества коммуникативных барьеров.
Перспективой данного исследования видится дальнейшее исследование средств русского речевого этикета, различных речевых жанров в разных типах публичного дискурса, что позволит объективно оценить и осмыслить процессы, происходящие в современном русском языке.



1. Арсеньева Т.Е. Отождествление себя с аудиторией как условие диалогичности просветительского радиодискурса о русском языке // Язык и коммуникативные механизмы СМИ. Раздел IX. - 2013. - №2-2. - С. 52-54.
2. Дехган Х.М. Речевой жанр просьбы в кругу императивных жанров // Преподаватель XXI век. - 2013. - №4-2. - С.357-368.
3. Захарьянц Я.А. Речевой акт комплимента и речевой этикет // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2016. - №2(6). - С. 32-35.
4. Карасик В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое действие // Учёные записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 1(77). - С. 123-126.
5. Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи // Учёные записки ЗабГУ. Медиалингвистика, филология, история, востоковедение. - 2015. - №2(61). - С. 89-95.
6. Кормилицина М. А., Сиротинина О. Б. Речевой этикет в СМИ как фактор влияния на речевую культуру российского общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 1. - С. 5-9.
7. Клименко О.К. Категория вежливости и речевой этикет в русском языке // Русский язык в современном обществе: функциональные и статусные характеристики - 2005. - № 6-С. 85 - 101
8. Ларина Т. В. Категория "вежливость" как отражение социально-культурных отношений (на материале английской и русской коммуникативных культур) // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация - 2003. - № 4 - С.139-149.
9. Ли Цзы, Ян Чунь Речевой этикет в русском общении // Журнал социальных наук в университете Цзямусского университета. - 2010. - № 2 (28). - С.155-156.
10. Мосесова М.Э. Речевой этикет - неотъемлемый элемент речевой коммуникации // Язык, культура, общество. - 2016. - С. 38-46.
11. Минюшева И.Ф. Стандарт и экспрессия в речевом этикете на радио(на материале передач «Радио России») //Фундаментальная наука вузам. - 2012. - №2. - С. 334-341.
12. Минюшева И.Ф. Лингвистическая характеристика радиоречи (орфоэпический аспект) // Вестник ВГУ. Серия: филология, журналистика. - 2004. - №1. - С.111-117.
13. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматические особенности этикетных речевых жанров в радиодискурсе // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №320.-С. 15-19.
14. Нестерова Н.Г. и Артамонова Л.В. Речевой этикет в современном радиодискурсе // Язык и культкра. - 2013. - №1(21). - С. 42-53.
15. Нестерова Т.В. Непрямые (косвенные) реализации интенции отказа в речевом общении русских с позиций речевого этикета // Русский язык за рубежом. - 2009. - №3. - С. 45-56.
..28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ