Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНФУЦИАНСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Работа №190626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
Введение 5
1 Отечественная историография конфуцианства 10
1.1 Особенности развития отечественной синологии 10
1.2 Конфуцианство в трудах отечественных исследователей 12
2 Истоки конфуцианства 15
2.1 Социокультурная ситуация в Древнем Китае и китайская традиция до Конфуция 1 5
2.2 Состав и краткая характеристика конфуцианского канона 25
2.3 Конфуций: жизнь и личность, традиционализм и новаторство 27
2.4 Основы и значимость учения Конфуция 35
3 Торжество неоконфуцианства 44
3.1 Социокультурная ситуация в средневековом Китае 44
3.2 Вклад учеников Конфуция 55
3.3 Реформа конфуцианства в период Хань 58
3.4 Конфуцианство как основа социально-политических структур средневекового Китая 61
3.4.1 Конфуцианство и семейное воспитание 64
3.4.2 Система государственных экзаменов 67
3.4.3 Конфуцианство и аппарат чиновников 70
3.4.4 Механизмы врастания учения в жизнь общества и государства и его
способность к самоизменениям 75
4 Практичность конфуцианства: достоинства и недостатки, обнаруживаемые древней и
средневековой китайской историей 81
4.1 «Изъяны» конфуцианства 81
4.2 Основные достоинства раннего и новых конфуцианских учений 86
Заключение 93
Список использованной литературы

Китайская цивилизация - одна из древнейших восточных цивилизаций и она динамично развивается до сих пор. Китайцы, несмотря на готовность к заимствованию для собственного развития разных чужеродных элементов, проявляют поразительную устойчивость в этом взаимодействии, сохраняя традиционный уклад жизни, и свой, ни на что не похожий, духовный мир. Народам пограничных с Китаем стран и всему человечеству интересно знать, чего можно ожидать в будущем от Китая. Во многом это зависит от понимания национальных духовных ценностей этой страны.
Конфуцианское учение воплощает эти ценности. Оно, зародившись еще в древности, пройдя непростой путь идеологического становления, и, удерживая статус официальной идеологии страны со Средневековья до начала XX века, оказалось тем фундаментом, на котором в течение нескольких сотен лет не только оттачивалось сознание китайской нации, но ее социально-политические принципы и способы управления. Сегодня же очевидным результатом особенной, тщательно продуманной и успешно реализуемой программы государственного развития Китая является необычайное возвышение, особенно в последнее десятилетие, этой страны на мировой арене.
Для России же, в сложной современной ситуации - ослабления ее национального самосознания, важно знать духовную культуру Китая, чтобы высвободить в себе черты, которые смогли бы повысить самосознание и нравственную устойчивость россиян. Нельзя забывать и о том, что Китай, наряду с остальными странами Азиатско - тихоокеанского региона, является нашим ближайшим соседом и партнером, и его участие в нашей, так же, как и в общемировой экономической, политической, культурной жизни значительно.
В самом Китае конфуцианство всегда демонстрировало большую жизнестойкость и сегодня интерес к нему там вновь значительно возрос. Взять, например, хотя бы тот факт, что в Поднебесной снова большую силу обрело издавна укоренившееся понятие о возвышающей в обществе роли образования, что при переходе к инновационной экономике в этой стране получил особую важность культ учености; или же то, что одной из главнейших задач китайского государства стала гармонизация внутренних реформ и внешнеполитических отношений с другими странами. И есть еще многое, к чему призывал Конфуций еще двадцать пять веков назад и к чему стремились его позднейшие последователи.
На мой взгляд, в процессе формирования социально-этического идеала
конфуцианства содержится объяснение причин многих государственных успехов современного Китая, и потому, важно обратиться к рассмотрению эволюции этого учения на основных его этапах.
Именно правильное понимание высших ценностей этого учения, его социально - этического идеала, поможет осмыслить прошлое, настоящее и даже спрогнозировать будущее Китая. В связи с этим, тему данной работы вижу актуальной.
Объектом в работе является конфуцианское учение.
Предметом - социально-этический идеал конфуцианства в процессе его формирования в Китае в период Древности и Средневековья.
Проблема заключается в выявлении взаимосвязи процесса формирования социально - этического идеала этого учения с общественной и культурной ситуацией в Китае того времени с учетом соотношения взглядов Конфуция и неоконфуцианства.
Цель: выявить обозначенную в проблеме взаимосвязь, показать ее уникальность, определить причины жизнеспособности конфуцианского учения.
Задачи:
1. Выявить причины и факторы, обусловившие формирование высших нравственных и общественных ценностей конфуцианства. Проанализировать, как они укладываются в понятие социально-этического идеала.
2. Сравнить поздние учения с первоначальным вариантом и, определив особенности реализации доктрины в жизни китайского государства, выявить взаимосвязь динамики исторического развития Китая и жизнеспособности учения.
Обоснование структуры: Помимо введения и заключения, работа состоит из четырех глав. Первая отведена историографии изучаемого вопроса. Во многом, опора на статью Л. Васильева «Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране» помогла прийти к выводу, о том, что русской синологической школе конца XX в. свойственно создание новых моделей культуры и новой методологии исследования культуры, словесности Китая в контексте цивилизационных особенностей. Вторая глава посвящена истокам учения, почве его возникновения, рассматривает своеобразие и значимость личности Конфуция и его учения. Труды Л. С. Васильева («История религий Востока»), Лукьянова А. Е. («Лао Цзы и Конфуций. Философия Дао»), Фэна Ю-Ланя («Краткая история китайской философии»), работа «Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая» (Алимов И. А., Ермаков Н. Е., Мартынов А. С.), Переломова Л. С. (Конфуций Лунь Юй», «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая»), и обращение к таким источникам как «Изречения» Конфуция и «Книга песен и гимнов» по основным вопросам главы позволили прийти к следующему выводу.
В течение времени, предшествовавшего появлению Конфуция, происходило возникновение и развитие первых государственных образований Китая. И на протяжении всего этого процесса Поднебесная уже представляла собой в социальном и культурном плане явление самобытное и уникальное. Во многом этому способствовали особенности природной среды, хозяйственной и политической систем, духовных ценностей и общественных отношений.
Проделанный Китаем к середине VI в. до н.э. исторический путь, сформировавший его своеобразие, выражаемое в традициях и культах, мировоззрении, особенностях мышления, общественных отношений и национального характера привел к образованию государства развитого и самобытного в культурном и социальном плане. Его результат, наряду с возникшей сложной ситуацией в стране времен Конфуция взрастили личность человека, взгляды которого закрепили истоки традиционной китайской мудрости в канонических книгах его учения. Истоки этой мудрости и есть истоки самого конфуцианства.
В ней уже тогда имелась определенная направленность: воздействуя на общество духовно и культурно, поддерживать в нем стремление к сохранению и укреплению собственных основ. Что в этом - путь достижения государством внутреннего единства, силы и устойчивости, древние китайцы понимали и до Конфуция, правда, скорее интуитивно, без четкого видения залога успешной его реализации.
Третья глава работы освещает эволюцию конфуцианства в Средние века и его особенности. Кроме уже упоминаемых авторов и работ, здесь я обращалась к следующим: И. И. Семененко «Конфуций. Я верю в древность», В. П. Васильев «Кофуцианство» (статья), Малявин В. В. «Молния в сердце», статьи Кычанова Е. И. «Право и личность в старом Китае», Мартынова А. С. «Проблема личности в императорском Китае» и труд Мартынова А. С. «Конфуцианство» (Т. 1); Древнекитайская философия. Эпоха Хань.
Основываясь на них, пришла к выводу следующему.
Взаимосвязь динамики исторического развития китайской цивилизации и жизнеспособности конфуцианства прослеживается в цикличности кит айской истории.
В Поднебесной до окончания имперского периода происходила последовательная смена династийных циклов.
Каждая династия сменяла предшествующую, начиная с Хань, в обстановке тяжелого кризиса, социальных неурядиц, ослабленной центральной власти, что проявлялось в форме народных движений, вторжений с севера и иностранных завоевателей. Обычно цикл завершался воцарением новой династии, которая стремилась ликвидировать кризис и его последствия, и укрепить внутреннюю администрацию.
Для этого нужно было решить проблему землевладения и землепользования и сдерживать родовую знать, владетелей уделов и «сильных домов»».
Параметры решения этих проблем, как уже было отмечено, и сумело предоставить конфуцианство.
Благодаря же многочисленным механизмам врастания конфуцианства в жизнь общества и государства, а так же его высокой способности к изменениям и адаптации к различным идеям, это учение занимало прочное положение в социально-политической структуре средневекового Китая.
Четвертая глава раскрывает достоинства и недостатки учения, обнаруживаемые древней и средневековой китайской историей. Здесь, опять же, В. В. Малявин («Молния в сердце»), А. С. Мартынов («Конфуцианская утопия в древности и средних веках») помогали выявлять достоинства и недостатки учения, и заключить, что достоинств все же больше и что они составляют «конфуцианский идеал», который показывает, что конечная цель существования человека - чисто земная, а так же и то, что трагичность жизни может быть преодолена сознанием возможности гармоничного существования общества. Практическое достижение этого состояния зависит от каждого его члена.
В работе применяются, например, такие методы, как:
Идеализация (так как даже сама тема, объект, предмет, проблема работы и др. положения, которые в ней рассматриваются, изначально представляют собой нечто идеальное, требующее раскрытия, описания (конфуцианство, социально-этический идеал, жизнестойкость, государственная модель, эволюция доктрины, жизнеутверждающий пафос учения и т.д.) - то есть все они мысленно предельно сформулированы.
Отождествляющее абстрагирование - так как работа рассматривает предмет изучения в его развитии, включая все основные этапы формирования учения, вплоть до его оформления в качестве официальной китайской идеологии и далее.
Сопоставление с идеалом - например, при сравнении идей изначального учения Конфуция с тем, как они реализовывались на практике после его смерти.
Разворачивание фрагмента, чтобы показать, как изучаемый предмет - социальноэтический идеал конфуцианства входит в разные сферы общественной жизни, и как он был воплощен в конкретных событиях и явлениях (семейном воспитании, в системе государственных экзаменов, в чиновническом аппарате и т. д.)
Хронологические рамки темы охватывают большой период китайской Древности и Средневековья. Стоит учесть, что Средние века в Поднебесной продолжались от III в. н. э. (эпоха Троецарствия) до XVII в. и окончились с крушением династии Мин (1368 -1644г). Так как рубежом для развития конфуцианства считается возникновение империи и утверждение этого учения государственной идеологией, то и рассматриваться оно будет в предимперский период, (в который входила и жизнь Конфуция 551 - 479 гг. до н. э.) и императорский период, в том числе и раннеимперский (династии Цинь (221 -207 гг. до н.э.), Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.)).
В работе использовались источники древнего периода китайской истории «Лунь юй» - изречения Конфуция, «Ши цзин» - песенный канон, «Исторические Записки» Сыма Цяня, тексты «Мэн Цзы» и «Сюнь Цзы» и средневекового периода «Синь. Трактат о сознании» Чжу Си. А так же тексты «Чуньсюфаньлу» Дун Чжуншу, философа и политического деятеля периода Хань, и «Хуайнаньцзы» - компиляция, созданная при дворе короля Хуайнани - Лю Аня.
В данной работе я обращалась к трудам известных китаеведов XX-XXI вв.
Авторы (В. М. Алексеев, В. В. Малявин, А. С. Переломов, И. И. Семененко, М. Л. Титаренко, В. Ф. Феоктистов, Фэн-ю-лань, Л. С. Васильев и др.), тщательно ли исследуя биографию Конфуция, исторические и бытовые условия его жизни, творческий путь и политическую карьеру; давая ли филологический анализ конфуцианских текстов, их перевод с передачей стилистических особенностей и смысловых тонкостей понятий; прослеживая историческую судьбу конфуцианства - обращаются к указанной проблеме. И не важно, заостряет ли внимание автор на исследовании структурно - функционального архетипа Дао конфуцианства, (как это делает, например, Лукьянов А. Е.), или на особом бессмертии языка Конфуция (Семененко); сравнивает ли конфуцианство с легизмом (Переломов) и подчеркивает особенности его реформирования поздними конфуцианцами; выделяет ли (Кобзев А. И.) доминанту учения в идее доброты человеческой природы, или же вовсе (Маслов А. А.), пытается разгадать загадку личности мудреца, представив его носителем некоей уникальной тайны, тщательно оберегаемой всей китайской традицией - все они делают упор именно на жизнестойкость конфуцианства и раскрывают процесс формирования социально этического идеала этого учения.
Данная работа имеет практическую пользу, так как позволяет получ ить более широкие знания в области китайской истории и философии учащимся лицам и всем интересующимся данной темой людям и эффективно повышает индивидуальную нравственную устойчивость любого человека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обозначенную в проблеме взаимосвязь процесса становления социально - этического идеала с общественной и культурной ситуацией в Китае вижу в следующем.
На протяжении времени до появления Конфуция, происходило накопление высших нравственных ценностей и традиций, что проявлялось в культах и мировоззрении населения, все это отражалось в общественной и культурной жизни страны, способствуя ее стабилизации, устойчивости и процветанию. Затем, ситуация раздробленности, презрения прежних моральных устоев и отход от них, вызванная, ослаблением централизованной власти и усилением правителей крупных царств, выпавшая на годы жизни Конфуция, послужили причинами обусловившими необходимость поиска пути возвращения в государство единства и гармонии, призвания людей к порядку и повиновению, поднятия авторитета центральной власти. Именно Конфуций, объединив высшие нравственные, общественные ценности прошлого, перенес их в свое учение, соотнеся с определенными категориями людей, идеал которых - «цзюнь цзы», и сумел указать направление возвращения к стабильности прошлых веков, поиска идеального правителя, подобного мудрецам давних лет, которые «жили в соответствии с Небом».
Однако, удивительно то, как сильно могут отличаться первоначальные замыслы от реальных результатов. Процесс эволюции конфуцианской доктрины наглядно это подтверждает. Сколь бы ни были благородны и возвышены замыслы Конфуция, на практике их воплощение проходило далеко не так, как он планировал, да и сама реализация учения значительно растянулась во времени. Возможно, это связано с тем, что Конфуций был человеком на много превосходившим сознанием свою эпоху и мыслил, значительно ее опережая. Возможно, что те люди, на которых в первую очередь было рассчитано его учение, (правители, чиновники, интеллигенция), просто не располагали достаточным внутренним потенциалом, чтобы соответствовать идеалам, о которых говорил мудрец, да и не стремились к этому.
Первая по-настоящему значительная попытка внедрить учение в жизнь государства была предпринята в ханьскую эпоху, однако оно, реформированное в сторону мистики, и оправдания феодальных правителей уже не являлось правдивым заветом Конфуция. Оно не только не восполняло людских духовных пробелов, но и сбивало с толку народ ные массы. Будучи выгодным лишь властям династии Хань, оно после ее падения просто изжило себя.
Средневековые конфуцианцы, стоит отдать им должное, сумели, учтя итоги прошлой реформы, наделить доктрину большей жизнестойкостью, сделав ее востребованной не только в общественных верхах, но и для средних слоев населения. На этот раз суеверия и мистику потеснили принципы даосского и буддийского учений, а само конфуцианство стало синтезом различного рода знаний, что опять же существенно отдаляло его от классического варианта учения. Культурное значение обновленной доктрины было положительным. С политической же точки зрения она вновь способствовала усилению абсолютной власти феодалов, под прикрытием возвышенных идей усугубляя притеснения и даже потворствуя жестокости.
Реформированные учения ханьской эпохи и времен Сун - Мин роднила преемственность этических понятий, основных принципов, ритуалов и стремление к гармоничности, которые они переняли от первоначального образца; нововведения же умело вплетались в традиционную суть.
Поздних последователей Конфуция объединяло стремление непременно угодить правящему классу, независимо от того, в какой степени на самом деле его представители соответствуют образу «благородного мужа».
Однако, конфуцианские основы повлияли на формирование черт китайской цивилизации. Более двух тысяч лет конфуцианство, оформившееся в этико-политическое учение уже после смерти Конфуция, оттачивало характерные китайские черты. Дисциплинированность, довольствование малым, безропотность, любовь к знаниям и труду, к постижению нового и умелому использованию его во благо старого, постоянное стремление к самосовершенствованию и соревновательности; крепость социальносемейных связей и деловых, прагматизм - все это и по сей день составляет ядро китайской цивилизации, то, что отличает Китай от многих других стран. И пусть до конца не ясно, что в большей степени укрепило традиционный консерватизм китайцев: конфуцианство или же сама натура китайцев, но несомненно, что характер населения Китая, равно как и его культура, - ценная национальная кладовая с до сих пор еще неисчерпанными возможностями, формировались под влиянием учения, идущего от идей Конфуция - Великого Учителя Китая.
Социально этический идеал конфуцианства воплощен в образе «благородного мужа». Вобрав в себя такие высшие нравственные ценности как добродетель, человечность, справедливость, великодушие, сдержанность, уважение к традициям и предкам, бесстрашие, духовная культура и т. д., он был призван продемонстрировать эталон, к которому должен стремиться приблизиться каждый житель Поднебесной, и, в первую очередь - управляющие.
Высокая степень жизнестойкости конфуцианской доктрины проверена временем.
Практичность доктрины подтверждается сегодняшним днем. Недаром же сегодня в Китае конфуцианство, как отмечал Маслов А. А., - это «культура интеллектуалов и чиновников и, вместе с тем - это состояние сознания всякого китайского крестьянина, суетливого бизнесмена, расчетливого политика, крикливого торговца на рынке» .
Аристократизм конфуцианского духа всякий раз содействовал возрождению конфуцианской китайской империи, во время наиболее сложных внутриполитических процессов.
Проистекали эти процессы из китайской общины, из ее разрушения.
Существовавшая система с земельными категориями (минь-тянь/гуан-тянь), приводила всякий раз к тому, что у одной части населения земли было больше, а у другой - меньше. Богатые теснили малоимущих, казна недополучала налоги, аппарат власти «утягивал пояса» и усиливался произвол на местах, что и вело к восстаниям. Все это циклично повторялось в китайской истории. При этом, каждый цикл завершался обычно воцарением новой династии, которая стремилась ликвидировать кризис, частично за счет уничтожения в огне мятежей частных собственников и за счет уменьшения населения и возникшей возможности вновь всех наделить землей, чтобы казна пополнялась исправно от средств рабочих (для чего налоги вначале заметно снижались).
Иногда, благодаря более-менее удачным реформам, кризис снимался усилиями «сверху», а иногда прерывался, но затем возобновлялся, и завершался, как обычно. Удачны при этом были конфуцианские реформы, которые гасили кризисные явления.
В данной работе попытка проанализировать конфуцианское учение, начиная со времен его возникновения, позволила прийти к выводам, объясняющим причины необыкновенной жизнеспособности учения, его уникальности . К ним относятся следующие.
1. Конфуцианство обладает поистине вечными, над временными ценностями, исходящими из естественных жизненных потенций: любовь к родителям, к земле, человеколюбие и др.
2. Духовным ядром учения во все эпохи китайской истории оставались вечные человеческие ценности, которые, по сути, говорили о пути коллективного существовани я человека. Именно в этом одна из главных причин долголетия учения, которое, по мнению современных исследователей, в частности А. С. Мартынова, является «актуальным, доступным и весьма практичным средством выживания».
3. Учение отражает любовь к самой жизни и призывает к реальному ее созиданию, преобразованию до самого высшего, «небесного» уровня, с помощью достижения вполне «земных» состояний. В нравственном плане: «:цзюнь-цзы» (благородный человек), в государственном: «соответствие имен», принцип хэ, и т.д., и в целом - следование золотой жизненной середине.
4. Конфуцианство - практически идеальная «религия государственности». В нем заключается очень гармоничное сочетание устойчивости и изменчивости в сфере политической стратегии. «Ритуал» позволяет объединять людей в пространстве (участие массы людей) и времени (связь поколений). Благодаря этому, Китаю, даже во времена революционных потрясений, удавалось сохранить объединяющий культурный стержень, не разрушая все до основания. В то же время, классический китайский символ ученого - бамбук, который гнется под ветром, но и при малейшей возможности растет ввысь; так и модель Конфуция, при всей ее консервативности, оказалась весьма адаптивной.
5. Еще одна замечательная особенность конфуцианства - это "религия без религии" (т.е. без собственного пантеона и прочих атрибутов), и это делает ее как бы над -религией, идеальной государственной идеологией, в которой, с одной стороны есть "освещенность" (а отсюда их абсолютность) Небом морально-этических норм, а с другой - внеконфессиональность, позволяющая приверженцу любой религии чувствовать себя в рамках конфуцианства вполне равноправно.
6. Конфуцианское учение выступало в истории Китая орудием объединения. Его целью всегда было сплочение Китая и сохранение его единым, не меняющимся. История показала, что цель конфуцианства была достигнута практически: начиная с периода Хань, (правления У-ди), конфуцианский императорский Китай, несмотря на взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофических кризисов, мощных крестьянских восстаний и завоеваний кочевников, не смотря на все испытания, всегда существовал, в мало изменившемся по сравнению с Хань, виде, и более того, возрождался из пепла в случае особо острых кризисных ситуаций, все в том ж е виде, лишь со второстепенными изменениями.
Хочется подчеркнуть, что учение Конфуция способно быть востребованным на протяжении еще многих веков. Оно открывает очевидную правду: когда идеология страны и людей, руководящих ею, определяется в первую очередь духовными ценностями - общество способно к выживанию. И социально-этический идеал учения подтверждает, что огромное значение в этом обществе имеют люди, для которых главное - сохранение
уважения к прошлому, нравственности и высших духовных принципов. Именно они могут обеспечит развитие общества и его будущее.
В целом, несмотря на то, что конфуцианство на каждом этапе своего развития содержало как достоинства, так и недостатки, постижение этого учения без сомнения можно считать одним из лучших способов совершенствования человеческой личности.


1. Алимов И. А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая / И. А. Алимов, М. Е. Ермаков, А. С. Мартынов. - М.: Муравей, 1998.
2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев; Новосиб.: Наука, 1989. - 272 с.
3. Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX - XX вв. Лян Цичао: теория обновления народа. - М.: Восточ. лит-ра, 2001. - 287 с.
4. Васильев Л. С. История Востока, Т. 1 / Л. С. Васильев, «Высшая школа»
5. Васильев Л. С. История Востока, Т. 2 / Л. С. Васильев, «Высшая школа»
6. Васильев Л. С. История религий Востока: [учебное пособие для вузов] - 8-е изд. - М.: КДУ, 2006. - 704 с.
7. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства / Л. С. Васильев; под ред. А. В. Меликсетова. - М.: Наука, 1983.
8. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета / Л. С. Васильев. - М. : Наука, 1989. - 309 с.
9. Го Мо-Жо. Философы Древнего Китая: десять критических статей / Го Мо-Жо; под ред.
Н. Т. Федоренко. - М., Изд-во иностр. литр-ры, 1961.
10. Гране Марсель. Китайская мысль / Общ.ред. И. И. Семененко - М.: Республика, 2004. - 526 с.
11. Делюсин Л. П. Личность в традиционном Китае / Л. П. Делюсин, Л. Н. Борох, Е. Б. Поршнева; под ред. В. Б. Меньшикова. - М. : Наука, Восточ. лит-ра, 1992. - 326 с.
12. Древнекитайская философия : в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун. - М. Принт, 1994. - Т. 1. - 363 с.
13. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. / сост. Ян Хин-Шун. - М. : Наука. 1990. - 523 с.
14. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. ЧуньЦю Фань Лу. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. -523 с.
15. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. - М. Восточ. лит-ра, 2006. -Т.1.- 727 с.
...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ