Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Работа №190610

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДИСКУРСИВНЫХ ФОРМАЦИЙ И ПРОБЛЕМА МЕЖДИСКУРСИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 7
1.1. Понятие и термин политическая картина мира в контексте гуманитарных исследований 7
1.2. Политическая картина мира на пересечении дискурсивных формаций .. 13
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСОВ 19
2.1. Прагматика обозначения красного цвета в детской поэзии советского времени 19
2.2. Концепт «Родина» в поэтических текстах песен советского времени... 28
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ С ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В УЧЕБНИКАХ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Исходные позиции исследования обусловлены спецификой анализируемого материала: рассматриваются механизмы пересечения дискурсов, при которых дискурс власти использует элементы дискурса поэтического. Методологическим основанием является интерпретация: дискурс - текст в событийном аспекте, рассматриваемый как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах), то есть текст в совокупности с экстра- лингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами [Арутюнова 1990: 136]. Это понимание дискурса даёт уникальную возможность анализировать взаимодействие разнородных по стилистике и по прагматике текстов, погружённых в единую культурную среду.
Этим и определяется актуальность работы.
Объектом является язык поэтических текстов советского времени.
Предметом - языковое представление идеологической картины мира в поэтических текстах советского времени.
Цель работы - выявить лингвистические особенности отражения политической картины мира в поэтических текстах советского периода.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие политическая картина мира и смежного с ним политический дискурс, выявить основные характеристики поэтического и политического дискурсов и особенности их взаимодействия;
2) выявить поэтические тексты советского времени, в которых явно прослеживается влияние политической картины мира;
3) определить прагматические факторы, которые предопределили изменение поэтического текста под влиянием политической картины мира;
4) описать экстралингвистические факторы, которые воздействуют на трансформацию коцептосферы поэтических текстов советского времени;
5) раскрыть роль идеологически маркированных поэтических текстов в формировании мировоззренческих установок.
Научная новизна исследования определяется рядом факторов. В работах, посвященных функционированию отдельных лексем в художественных текстах, анализу подвергаются, в основном, лексемы, имеющие идеологический компонент в значении. В магистерской диссертации исследуются возможности политического дискурса, который оказывает воздействие на коммуникативное сознание посредством поэтического текста. Подобные инструменты воздействия оказываются очень важными не только в реализации художественных идей автора, но в формировании образа своего-чужого в политической картине мира. Новизна исследования определяется также детальным анализом текстов учебников советского времени, которые демонстрирует стратегии дискурса власти относительно формирования политической картины мира «будущих строителей коммунизма».
Материалом исследования послужили поэтические тексты из периодических изданий советского времени - из детских и юношеских газет и журналов, сборники песен советского времени, учебники для чтения в до-школьных учреждениях «Родничок» (Киев: «Радянська школа» 1980) и учеб-ник для второго класса четырехлетней начальной школы «Родное слово» (Москва: «Просвещение», 1989).
Для реализации поставленных задач использовалось несколько исследовательских методов - наблюдения, описательный, сравнительно-сопоставительный, контекстуальный, метод компонентного анализа, а также количественная обработка языковых данных, функционально-семантический анализ, приёмы классификации и систематизации....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Когда речь заходит о манипуляции общественным сознанием и, как следствие, о языковых манипулятивных стратегиях, то основным носителем этих стратегий по умолчанию и вполне справедливо считается публицистический дискурс. Во множестве лингвистических - филологических - работ публицистический дискурс анализируется как инструмент формирования и закрепления в массовом коммуникативном сознании идеологического компонента политической картины мира и как инструмент создания идеологически маркированного стереотипа свои/чужие.
Этот аспект является популярным в современных исследованиях не в малой степени вследствие того, что подразумевает очень прозрачный с лингвистической точки зрения и выразительный публицистический материал - будь то статья на политическую тему или речи политических деятелей.
Однако публицистический дискурс - это лишь один из щупальцев громадного политического монстра, который выбрасывает в коммуникативную среду тщательно приготовленную языковую смесь, оформленную в разных текстовых разновидностях и в разных жанровых вариантах. Если перевести с языка метафорики, то монстр этот - очень показательный в аспекте полно-ценного диахронического исследования продуцирования подобных манипулятивных стратегий советский политический дискурс, ограниченный пространственно и во времени - 70 лет.
Можно назвать еще как минимум два «щупальца» - институциональные дискурсивные формации, которые в советское время планомерно реализуют манипулятивные стратегии дискурса власти - художественный и педагогический. Если политический дискурс - это лингвопрагматический исток манипулятивных стратегий, названные дискурсивные формации - путь для соответствующих идеологически заряженных текстов, то конкретный инструмент воздействия - текст, созданный по особым правилам. Сегодня мы обратимся к поэтическому - агитационному - тексту.
Выбор не случаен - для него есть несколько причин:
1) поэтические тексты обладают воздействующей энергией вследствие особой ритмико-графической и фонетической организации - ритмико-мелодической форме;
2) поэтические тексты включаются как текстовый элемент в любую из названных дискурсивных формаций - не только органично функционируют как часть художественного дискурса, но активно используются в педагогическом и публицистическом дискурсах;
3) за поэтическим текстом, как правило, стоит яркая языковая личность, непосредственно участвовавшая в формировании социалистического имиджа, что определяет доверие адресата к информации, в этом тексте заложенной.
Стоит ограничить описание манипулятивного воздействия на сознание человека периодом когнитивной настройки (по Кравченко), суть которой заключается в том, что «организм постепенно встраивается в среду, вступая во все более расширяющийся круг разнообразных взаимодействий с компонентами среды, характеризующихся каузальной взаимообусловленностью» то есть именно в тот период, когда в сознании личности формируется базовый компонент идеологической картины мира. [Кравченко 2001: 209]. Именно когнитивная настройка знаменует начало накопления опыта, по мере которого формируется прототипическая сложная репрезентация, или концепт.
Используя такие мощные социокультурные инструменты влияния, как система образования и масс-медиа, официальная идеология поощряет от-дельных представителей художественной литературы участвовать в когнитивной настройке формирующейся личности и постулировании официальных практик властного субъекта эффективными средствами языка поэзии.
Поэтический дискурс является социальным феноменом, который, реализуясь в коммуникативной среде, испытывает влияние самых разнообразных экстралингвистических факторов, в частности, воздействие дискурса политического...


1. Аверинцев, С. С. Архетипы / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира: энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1980. - Т.1. - С. 110-111.
2. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. - М., 2005.
3. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. - М.: Просвещение, 1995. - С.66.
4. Аристотель Политика / Аристотель // Сочинения: В 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 376-644.
5. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка / И. В. Арнольд. - Л.: Просвещение, 1973. - 295 с.
6. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // ЛЭС. - М., 1990. - С.136-137.
7. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990.
8. Балашова, Л. В. Прецедентные феномены политического дискурса в современных русских социолектах / Л. В. Балашова // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2011. - № 4 (38). - С. 34-42.
9. Баранов, А. Н., Добровольский, Д. О., Михайлов, М. Н. Интерпрепретации национальной идеи в политическом дискурсе / А.Н. Баранов [и др.] // Россия в поисках идеи. Анализ прессы. - М., 1997.
10. Бирвиш, М. Семантика / М. Бирвиш // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 10. Лингвистическая семантика. - М.: Прогресс, 1981. - С. 177-199.
11. Брутян, Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании / Г.А. Брутян // Методологические проблемы анализа языка. - Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1976. - С. 57-64.
12. Брутян, Г. А. Язык и картина мира / Г.А. Брутян // НДВШ «Философские науки». - 1973. - № 1. - С. 108-109.
13. Буров, А. А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира / А.А. Буров. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. - 361 с.
14. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсбергер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.
15. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая - М.: Русские словари, 1996. - 412 с....(59)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ