Введение
1 Теоретические основы разработки WEB-сайта по вопросу адаптации к
средней школе 8
1.1 Проблема адаптации учащихся к школе 8
1.1.1 Особенности психического, личностного развития школьников 10¬11 лет 14
1.1.2 Социальная ситуация пятиклассников 16
1.1.3 Психолого-педагогическое сопровождение этапа адаптации к
средней школе 20
1.1.4 Влияние деятельности педагогов на формирование образа-Я у
учащихся в средней школе 23
1.1.5 Самооценка и уровень притязаний младшего школьника 25
1.1.6 Содержание деятельности психолога, педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы 30
1.2 Создание и публикация Web-документов 36
1.2.1 HTML как основа создания Web-страниц 36
1.2.2 Создание Web-документа 39
1.2.3 Основные элементы HTML 41
2 Методика проведения исследования и создания Web- сайта 52
2.1 Психодиагностические методы изучения состояния учащихся 52
2.2 Гипертекстовый редактор Microsoft FrontPage 2000 58
3 Результаты работы 62
3.1 Исследование уровня адаптации у младших школьников 62
3.2 Структура и интерфейс Web-сайта «Адаптация младших школьников
при переходе в среднюю школу» 65
3.3 Инструкция системному администратору по установке
информационно-справочной системы 69
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А Анкета незаконченных предложений 76
Приложение Б Примерные рекомендации "Круглого стола" 78
Приложение В Программа адаптационного периода для учащихся 81
Приложение Г Анкета наблюдения за учебной деятельностью 83
Адаптация учащихся к школе является одной из основных задач школьной психологической службы. Смена социальной ситуации развития, смена коллектива сверстников и учителей, изменение ведущей деятельности - все это является для ребенка психотравмирующими факторами. Поэтому особую важность приобретает профилактическая и коррекционная работа психолога по адаптации учащихся.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация обычно понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Адаптированный ребенок вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Однако необходимо, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Таким образом, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. То есть, для нас, ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации, у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Главная задача психолого-педагогического сообщества - смягчить трудности адаптации детей к средней школе и устранить опасную синхронизацию двух кризисов — возрастного и образовательного.
Психолого-педагогическое сообщество в настоящее время нуждается в создании качественных электронно-справочных средств, систем открытого типа, которые могли бы исправляться и дополнятся под актуальные профессиональные потребности. По-нашему мнению это могут быть Web- сайты, которые построены на многоуровневом представлении информации, в которых существует практически мгновенная обратная связь, возможность быстрого поиска необходимой информации, легко выполняется правка материала, можно применять автоматическую процедуру корректуры текста и поиска нужного места по заданному шаблону.
Web-сайт - это HTML документ, предназначенный для работы специалистов с информацией в определенной области, в нашем случае в области коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. Одним из современных способов в подаче информации является гипертекст. Гипертекст - это многомерный текст, т.е. такая организация документов, при которой один документ или текст может включать в себя разнонаправленные ссылки на другие. С помощью гипертекста на компьютере можно быстро перемещаться по тексту, находить главное, возвращаться к непонятному, а понятное, наоборот, пропускать.
Цель дипломной работы - разработка и наполнение Web-сайта по теме «Адаптация младших школьников при переходе в среднюю школу» материалами теоретическими и прикладного характера.
Объектом исследования являются учащиеся младших классов.
Предметом исследования - адаптация младших школьников к среднему звену.
Задачи
а) Теоретический анализ подходов к исследованию школьной адаптации и современных технологий создания Web - сайтов
б) Подбор инструментария для исследования уровня адаптации школьников к среднему звену
в) Проведение исследования адаптированности детей к обучению в пятом классе средней школы
г) Разработка и наполнение Web - сайта по данному материалу
Гипотеза исследования - процессы адаптации к среднему звену характеризуются повышенным уровнем тревожности у пятиклассников.
Итак, мы рассмотрели проблему адаптации учащихся к среднему звену, выделили основные виды адаптации, причины и проявления ее нарушений. Особое внимание было уделено рассмотрению возможностей практического диагностического исследования процесса адаптации учащихся при переходе на следующую ступень обучения. В заключении следует отметить, что от качества адаптационной работы в школе, во многом зависит социальное и интеллектуальное развитие ребенка.
Данное исследование позволяет не только наглядно отобразить общую картину протекания процесса адаптации, но и получить индивидуальные данные на каждого учащегося. Это дает возможность построения эффективной профилактической и коррекционной работы как с классом в целом, так и с отдельными учащимися.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.
Было проведено исследование - «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса». Наша гипотеза подтвердилась и по результатам исследования видно, что процессы адаптации к среднему звену характеризуются повышенным уровнем тревожности у пятиклассников. Из этого следует, что некоторые дети все же оказываются в неблагоприятных психологических условиях для развития потребностей в достижении успехов. Психологам и педагогам желательно чаще создавать такие условия, ситуации, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата.
Кроме этого ребята испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих, оценка другими их поступков, мыслей очень значима для них. Зачастую, ожидания взрослых оказываются для детей невыполнимыми. Что касается страхов в отношениях с учителями, которые снижают успешность обучения ребенка, то следует сказать, что необходимо на всех уроках создавать эмоционально привлекательный фон обучения, благоприятные условия для успеха школьников, повышать их веру в себя и позитивного самовосприятия; поддерживать инициативу в учебной работе, строить правильное общение с детьми, использовать только положительные эмоции.
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют правильного поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Но с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся. Именно поэтому в нашей совместной психолого-педагогической деятельности уделяется внимание формированию навыков осознания требований учителя. Т.е. учителями согласовываются и вырабатываются единые требования или правила как дисциплинарного, так и учебного характера. Особое внимание уделяется формированию навыков уверенного поведения, оценивания собственных возможностей и способностей т.к. рассмотренные нами виды тревожности напрямую связаны с самооценкой ребят и от того, в какие условия мы их ставим во время проверки знаний, что им говорим и с какими эмоциями.
Для преодоления школьной тревожности необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное - нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Нас часто пугают ошибки наших детей. Напрасно: страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности, вялое смирение - источник мещанского прозябания и самодовольного упоения собственной посредственностью.
Таким образом, цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
1 Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол.
- М.: Образоват. центр "Педагогический поиск", 1997.-298с.
2 Социально-психологическая адаптация детей и подростков: Методические рекомендации/ Авт.-сост. Соловьева Н.Г. - Екатеринбург, 1998.-142с.
3 Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.
4 Дичев, Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья. - М.: Медицина, 1979.¬69с.
5 Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психол., 1984, №4.-С.12-15.
6 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - 14СПб.: Питер Ком, 1999.-302с.
7 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: 1988.-240с.
8 Морозова Н.В. Адаптационный потенциал как показатель адаптационных возможностей организма / Морозова Н.В., Газеева И.М., Соколова Л.В. // Экология человека. - 2002. - N1.-C.20-22.
9 Бурлачук Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999.-272с.
10 Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников.
- М.: Роспедагенство, 1996.-109с.
11 Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Просвещение, 1993.-203с.
12 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
- М.: Просвещение, 1993.-171с.
13 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.-304с.
14 Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова.
- М.: Педагогика, 1990. - 507с.
15 Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - Ч.Ш.- М.: Педагогика, 1991.-С.302с.
16 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Педагогика,1999-350с.
17 Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. -
497с.
18 Выготский Л. С. Вопросы детской психологии//Собр. соч. в 6 т. - М.,1984 г. - т. 4, с. 614с.
19 Захаров, И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка - М., “Просвещение”, 1993 г. - 229с.
20 Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.-144с.
21 Дубровина И.В. Школьная служба: вопросы, теории и практика/НИИ общ. и пед. психология АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991.-230с.
22 Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.-134с.
23 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М., 1981. - 299с.
24 Психология и педагогика / Сост. и отв. Ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - 357с.
25 Селиванова Н.Л.. Школьный класс. / ”Педагогика и психология” подписная научно-популярная серия. - М., 1988.-№5.-С.13-17.
26 Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988 г. - 214с.
27 Лейтес Н.С. Возрастная психология и индивидуальные различия - М. - Воронеж, 1997. - С.290.
28 Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994 г. - 143с.
29 Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.- 382с.
30 Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 112с.
31 Маркова А.К., Орлов, А.Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 137с.
32 Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.-129с.
33 Липкина А.И. Самооценка школьника.- М.:Знание, 1976.-186с.
34 Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома, М. 1995-254с.
35 Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.-Воронеж, 1995.-398с.
36 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.-162с.
37 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
38 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
39 Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной / Москва. 1995.-389с
40 Диагностическая и координационная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1987.-284с.
41 Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991.301с.
42 Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.-342с.
43 Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.-387с.
44 Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -290с.
45 Г.А. Цукерман «Вопросы психологии», 2001, N 5.- С.19-34.
46 Джинотт, Х.Дж. Между родителем и подростком. М., 2000.-318с.
47 Сосова Н.Л. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. СПб., 2001.-134с.
48 Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.-С.28-42.
49 Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.-151с.
50 Берези Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.-293с.
51 «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984.-517с.
52 Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.-427с.
53 Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной.-М-Тула, 1993.-341с..
54 Овчарова Р.В Справочная книга школьного психолога. М., 1996.-312с.
55 Альманах психологических тестов. М., "КПС", 1996.-165с.
56 Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома // Семья и школа, 1988.-№ 7.-С.8-17.
57 Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: Что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988.- № 8.-С.27-35.
58 Кочубей Б., Новикова Е., Снимем маску с тревоги // Семья и школа, 1988.-№9.-С.19-23.
59 Как помочь ребенку войти в свой мир / Под ред. Т.В. Антоновой.- М, 1995.- 168с.
60 Электронные обучающиеся системы / И.Л. Букатова, М.И. Елинсон, А.М. Шаров. - М.: Знание, 1979. - 64с.
61 Использование HTML. 4. Луиза Патерсон и др. - М.; Издательский дом "Вильямс", 2000. - 375с.
62 Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др.-СПб: Питер, 2001.-640с.
63 Перри Грег. Освой самостоятельно Microsoft Office 2000: Учебное пособие-М.: Издательский дом «Вильямс»,2000.-363с.