ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основания моделирования процесса воспитания 6
1.1. «Воспитание» как предмет анализа 6
1.2. Стратегии, стили и виды воспитания 17
2. Характеристика исследуемых групп матерей 27
2.1. Специфика воспитания ребенка (детей) юными матерями и матерями,
родившими после 40 лет 27
2.2. Особенности воспитания детей матерями различных возрастных групп: опыт
практического исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А: СТАТИСТИКА 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В: ГАЙД 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г: РАСШИФРОВКА ИНТЕРВЬЮ
Изменения в современном мире касаются различных сфер жизни, в том числе и семьи, как института. К традиционным функциям семьи относят рождение и воспитание детей, и одним из преобразований является увеличение детородного возраста женщин. Согласно Демографическому ежегоднику России, наибольшее количество родов приходится на женщин от 20 до 35 лет : за 2018 год, среди женщин в возрасте до 20 лет было рождено детей живыми на 1000 женщин - 38,4, в возрасте от 35-49 - 49,1, а в возрасте от 20-35 лет - 251 ребенок на 1000 женщин. Анализ динамики за пять лет (2014¬2018 гг.) показал значительное уменьшение относительной рождаемости в возрастной группе до 20 лет, незначительное снижение относительной рождаемости в средней возрастной группе (20-39 лет) и увеличение рождаемости у женщин в возрастной группе старше 40 лет. Более подробно статистические данные представлены в приложение А.
Тенденция увеличения родов в возрастной группе женщин после 40 лет может быть объяснена социально-экономическими факторами и связанными с ними поколенческими особенностями: часто современные 40-летние роженицы - это представители «self-made woman», то есть женщины, которые получили образование, состоялись в профессии, построили карьеру, добились финансовой независимости и теперь готовы к рождению ребенка. Итогом подобных тенденций является увеличение среднего возраста матери в момент рождения ребенка - на 2018 год средний возраст матери при рождении ребенка увеличился и составляет 28,7 лет.
Данная статистика вызывает рост исследовательского интереса - в центре внимания социологических исследований оказываются вопросы, связанные с изучением особенностей вынашивания, рождения и воспитания детей атипичными группами матерей. К таким группам относят женщин нешаблонного, «непринятого» возраста для рождения и воспитания детей - в них входят роженицы в возрасте до 18 лет (включительно), а также после 40 лет. Отнесение данных групп матерей к нетипичным обусловлено медицинскими, психологическими и социальными рисками, которые несет в себе рождение ребенка в данных возрастах.
Группы женщин, родивших в возрасте до 18 лет и после 40 лет, по медицинским показателям относятся к группам повышенного риска, поскольку данные категории имеют особенности вынашивания и рождения ребенка, связанных с их здоровьем и самочувствием. Ранняя беременность сопровождается сложностью выносить и родить здорового ребенка, в силу незрелости организма. Медицинские риски зрелых рожениц связанны с возрастными изменениями и особенностями организма - многие имеют сложный анамнез, связанный с патологиями. Роженицы, представляющие юную возрастную группу, в большей степени подвержены стрессу, в виду отсутствия образования и стабильного дохода, что в свою очередь негативно сказывается на их психологическом состоянии и самочувствии в целом. Позднородящие» матери, как правило, в большей степени готовы к рождению и воспитанию ребенка, поскольку, ребенок у таких матерей запланирован, либо их психологическая готовность обусловлена наличием родительского опыта. Среди социальных трудностей, чаще всего встречается финансовая нестабильность, неспособность самостоятельно обеспечить своего ребенка у младшей возрастной группы, и потеря уже имеющейся работы, профессиональной карьеры у старшей возрастной группы.
В данной исследовательской работе будут выявлены особенности воспитания детей между матерями нетипичных групп и группой матерей медианного возраста. К актуальной медианной группе относится возрастной интервал 23-30 лет. Нетипичные группы представляют собой: ювенильное материнство и женщин, родивших после 40 лет . В контексте работы в группу «ювенильное материнство» входят подростки и девушки достигшие 18 лет. Нетипичной эта группа является, так как данный возраст для рождения детей не является установленной нормой и имеет статус общественной проблемы. Женщины, родившие после 40, менее подвержены осуждению со стороны общества, однако, имеют ряд проблем с рождением ребенка, в том числе связанных со здоровьем.
Увеличение возраста материнства потенциально влечет за собой изменения в системе отношений между родителями и ребенком, в процессе воспитания. Воспитание - это процесс взросления и становления человека личностью, включающий в себя физические, эстетические, трудовые, интеллектуальные (умственные) и духовно-нравственные аспекты.
Возникает вопрос, составляющий проблему данного исследования: каковы особенности воспитания детей матерями, представляющими нетипичные возрастные группы? Объектом исследования - является процесс воспитания детей матерями. Предмет: особенности воспитания нетипичными группами матерей.
Цель: выявить особенности воспитания детей матерями из различных возрастных групп.
Задачи:
1) Рассмотреть феномен «воспитание» как предмет анализа;
2) Изучить стратегии, стили и виды воспитания;
3) Провести сравнительный анализ воспитания детей матерями, представляющими медианную (типичную) и нетипичные возрастные групп на основании практического исследования.
Данные вопросы ранее изучали: Н. Д. Шимин , А. А. Клецин , Т. В. Свадьбина и Т. А. Гурко, Соснина И.Г., Ушкова У.Э., А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.И. Брутман, Ж.В. Завьялов, Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Н.И. Ганошенко, В.В. Бойко, А.И. Брусиловский, С. Гроф, Д.Пайнз, М.Д. Маркони, Д. Грэхем, Д. Клинз, Р. Скиннер, Э. Эриксон, Дж. Боулби, Ж. Пиаже, Т. Бауэра и многие другие.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрен феномен воспитания, стили, стратегии и виды воспитания. Вторая глава включает в себя изучение характеристики исследуемых групп матерей и результаты практического исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической и эмпирической частей. Эмпирическое исследование проводилось методом глубинного интервью.
Анализируя теоретическую часть данной работы, можно сделать заключение о том, что воспитание - это деятельность, направленная на гармоничное и всестороннее развитие личности, а также на создание среды и условий, благодаря которым индивид социализируется и становится достойным гражданином своей страны. Воспитание и всестороннее развитие содержит в себе несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое. Нормативным документом, в котором содержится информация, касаемая направлений воспитания, закреплена в ФЗ № 273 «Об образовании». Задачей физического воспитания является формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни, укрепление здоровья ребенка (детей), обучение его навыкам личной гигиены и тд. Умственное воспитание представляет собой развитие ребенка с разных сторон и развитие его познавательной деятельности и умственной работы, включая умение логически формулировать свои мысли и доносить их. Духовно¬нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственного сознания, развития духовных чувств и образцового поведения. Эстетическое воспитание - развитие творческого потенциала ребенка, посредством изучения искусства. Трудовое воспитание также является обязательным и представляет собой приучение ребенка к труду путем формирования у него положительного отношения, а также важности и значимости труда в жизни каждого человека. Воспитание индивида осуществляются при помощи агентов воспитания, среди которых выделяют: первичные и вторичные. Ключевым первичным агентом воспитания является семья, на основании того, что именно в семье происходит формирование базовых устойчивых установок и жизненных ориентиров. Роль родителей и семьи в целом на начальном этапе развития ребенка огромна и от нее зависит дальнейшее развитие личности и успешность социализации в обществе. К вторичным агентам воспитания относят различные государственные и общественные организации, осуществляющие учебную и педагогическую деятельность. Результативность воспитания индивида определяется совокупностью принятых методов и квалификации, уровня знаний специалиста. Анализ применяемых воспитательных методов показал, что самым распространенным и эффективным методом является беседа, имеющая различную тематическую направленность. Помимо этого, основным эффективным способом формирования необходимых умений и навыков, согласно аспектам воспитания, является личный пример родителей. Целью государственных учреждений, относящихся к вторичным агентам воспитания, является коррекция неверно сформированных в семье установок, умении и навыков, а также развитие указанных выше аспектов воспитания.
Ключевой задачей данной работы является изучение особенностей воспитания детей нетипичными возрастными группами матерей. В общей сложности в работе мною были выделены три группы: группа юных матерей, медианная группа и группа «позднородящих» матерей.
Первую группу представляют матери, родившие до 18 лет включительно. На основании изучения теории о данной материнской группе и анализа практического исследования, можно утверждать, что специфика материнства обусловлена психологической незрелостью и заключается в более низкой эмоциональной вовлеченности и степени опеки по сравнению с остальными группами. Стиль воспитания, чаще всего, в таких семьях эгалитарный, что говорит об абсолютном равенстве родителя и ребенка. Еще одной особенностью являются проблемы с организацией времени, поскольку, как правило, им приходится совмещать получение образования и воспитание ребенка (детей). Среди направлений воспитания особое внимание уделяют нравственным качествам ребенка и его физическому развитию.
Вторую группу представляют женщины, родившие в период 23-30 лет. Данная группа называется медианной, серединной и указывает на период, в который женщины стараются родить по медицинским и социальным причинам. Особенность этой группы заключается в том, что она представляет установленную «норму», не имеет каких -либо отклонений и иной специфики. Среди всех направлений воспитания к приоритетным относят духовное развитие и образование, поэтому к основному требованию сводится высокая успеваемость ребенка в школе.
Третья группа - женщины, родившие после 40 лет. Специфика данной группы представляет собой более осознанное и зрелое материнство, психологическую готовность и демократичный стиль воспитания, ориентированный на индивидуальные особенности ребенка. В процессе воспитания, матери в большей степени ориентированы на сильную эмоциональную связь с ребенком, средний уровень опеки, акцент на духовно¬нравственное и эстетическое воспитание ребенка, которые выражаются в формировании личных духовных качеств и культурного досуга.
Таким образом, на основании изученной темы, необходимо сделать вывод о том, что особенности в воспитании исследуемых групп все же есть, и помимо влияния воспитании семьи родителя, сформированных установок и принципов, наличие взаимосвязи различия в воспитании детей и возраста матери существуют и каждая возрастная группа имеет свою специфику и особенности.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993 в ред. 05.02.2014 № 2-ФКЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Семейный кодекс от 29.12.1995г. N 223-ФЗ ред. ( ред. от 06.02.2020) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон. от 29.12. 2012 N 273 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Демографический ежегодник России. 2019: Статистический сборник / Росстат, 2019. С. 254
5. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург. 2000. С. 992.
6. Кучерова Е. В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / Е. В. Кучерова // Запорожец и современная наука о детях. М., 1996. С. 45.
7. Антонов А. И. Социология семьи. - М., 1999. С. 304.
8. Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Наука и образование. 2016. № 1. С. 1.
9. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка / О. Н. Богомяткова // Вестник Пермскогогосударственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 1. С.14.
10. Гартман, Н. Н. Эстетика: учебное пособие. Киев. 2004. С. 268.
11. Гудкова Т. В. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск. 2014. С. 56.
12. Гурко Т. А. Феномен современного отцовства / Т. А. Гурко // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М. 2007. С. 216.
13. Дьячкова М. А.: учебное пособие: концепт «Гуманистическая
направленность личности». Екатеринбург, 2014. С. 101.
14. Захарова Е. И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства / Е. И. Захарова // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. С. 96.
15. Змиевская А. А. Нормативные характеристики репродуктивного поведения и их влияние на психологическое благополучие личности / А.А. Змиевская// Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №4. С. 15.
16. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности / Ф. А. Игебаева // Инновационная наука: социологические науки. 2016. № 1. С. 2.
17. Карабанова О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 73.
18. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие // Педагогика. М., 1991. С. 176.
19. Клецин А. А. Очерк истории социологии семьи в России (конец ХХХ- ХХ в.). М. 2010. С. 114.
20. Ковалев Л. Н. Спорт в семейном воспитании детей. М. 1999. С. 328.
21. Коломийченко Л. В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М., 2019. С. 210. - (Профессиональное образование).
22. Краткий словарь по эстетике: учебное пособие. М., 1983. С. 94.
23. Ли Е. Е. К вопросу о проблеме определения понятия «воспитание» / Е. Е. Ли // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. С. 5.
24. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Соч. В 7-ми томах. Т. 4. М, 1979. С. 163.
25. Мальцева С. М. Взгляды И. Канта и Г. Гегеля на субъективизацию когнитивного процесса / С. М. Мальцева // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 289.
26. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности /Л. В. Мархадаев // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 1. С. 102.
27. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 19. Михайлин Е. С. Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения / Е. С. Михайлин // Репродуктивное поведение детей и подростков. 2016. №3. С. 80.
28. Мосвина А. С. Влияние трудового воспитания в развитии личности ребенка /А.С. Мосвина // Гуманитарное пространство. 2016. № 1. С. 84.
29. Назарова М. Г. Эстетическое образование как освоение эстетической культуры: дис. канд. филос. наук. М., 2001. С. 225.
30. Нестерова С. Б. Эмоциональные особенности женщин в период подростковой беременности / С. Б. Нестерова // Современная реальность в социально¬психологическом контексте. 2018. № 3. С. 235.
31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова // Институт психотерапии. 2003. С. 319.
32. Овчарова, Р. В. Психология родительства. М. 2005. С. 368.
33. Орбан-Лембрик Л. Б. Социальна психология: учебное пособие. Киев. 2003. - С. 446.
34. Орлова В. С. Внебрачная рождаемость как медико-социальная проблема современности/ В. С. Орлова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2008. № 6. С. 15.
35. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности: монография. М., 2008. С. 364.
36. Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания / О. М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2011. №1. С. 110.
37. Пронин П. А. Художественные практики в системе современного эстетического образования / П. А. Пронин // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016 г. № 2. С. 65.
38. Пташко М. Н. Духовно-нравственное воспитание молодежи / М. Н. Пташко, А. В. Бородина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология,философия, история. 2014. № 1. С. 5.
39. Свадьбина Т. В. Семья и российское общество в поиске обновления / Т.В. Свадьбина // Изд-во Нижний Новгород. 2009. С. 339.
40. Селигман М. П. «Как научиться оптимизму? Измените взгляд на мир и свою жизнь». М., 2014г. С. 430.
41. Соснина И. Г. Эмоционально-личностные особенности несовершеннолетних матерей / И. Г. Соснина, У. Э. Ушкова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10¬2. - С. 446-449.
42. Тихомиров Д.А. Добрачное сожительство в Москве как новая составляющая матримониального поведения молодежи/ Д.А. Тихомиров // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 110.
43. TUT.BY. Родили после 40. Неудобные вопросы // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0h1YOWN4zNI&feature=youtu.be(дата обращения: 04.04.2020).
44. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002. С.
240.
45. Форум // Сайт «Neolove». URL:https://club.neolove.ru/stala-mamoj-posle-35/pozdno-li-stanovitsya-mamoy-v-36.html#cut(дата обращения: 04.04.2020).
46. Форум // Сайт «и.мама.ш». URL:https://www.u-mama.ru/forum/waiting-baby/pregnancy-and-childbirth/200504/2.html(дата обращения: 04.04.2020).
47. Форум // Сайт «Карапуз. KZ». URL:
http://forum.karapuz.kz/index.php?showtopic=2860&page=2(дата обращения: 04.04.2020).
48. Форум // Сайт «Пузяка». URL:
https://puzyaka.ru/forum/showthread.php?t=45963&page=7(дата обращения: 04.04.2020).
49. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: учебное пособие. М. 1983. С. 30.
50. Чернова Ж. В. Дискурсивные модели современного российского родительства / Ж. В. Чернова, Л. Л. Шпаковская // СОЦИС. 2002. № 2. С. 15.
51. Чечулина О. В. Особенности течения беременности и родов у юных женщин / О. В. Чечулина// Лекции для врачей общей практики, практическая медицина // Спецвыпуск КГМА. 2010. № 9. С. 2.
52. Шимин Н. Д. Социально-философские проблемы семьи: учеб. пособие.
Воронеж. 2006. С. 135.
53. Шимин Н. Д. Социально-философские проблемы семьи: учеб. пособие.
Воронеж. 2006. С. 135.
54. Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании
гармоничной личности подростка / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. 2011. № 3. C. 19.
55. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальная школа плюс до и после. М. 2007, № 11. С. 5.
56. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. М. 2000. С. 301.
57. Ярлыкова О. В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности /О. В. Ярлыкова, В. В Чубукова // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3. С. 99.
58. Ярлыкова О. В. Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры / О. В Ярлыкова., Е.А. Корягина // Таврический научный обозреватель. 2016. № 3. С. 83.
59. Ярлыкова О. В. Роль семьи в физическом воспитании школьников /О. В. Ярлыкова, С. Р. Измаилова // Таврический научный обозреватель - 2016. - №8 (13) - С. 47.
60. Ярлыкова О. В. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / О. В. Ярлыкова, Е. А. Корягина // Таврический научный обозреватель. 2016. №1. С. 89.
61. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. № 1, P. 103.
62. Maccoby, E.E.. The role of parent in the socialization of children: An historical overview. Developmental Psychology. 1992. Р. 1017.
63. Naglieri J.A., Goldstein S. Baumrind's Parenting Styles [Electronic resource] // Encyclopedia of Child Behavior and Development. New York: Springer, 2011.