Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования финансирования инновационной деятельности 6
1.1 Понятие и виды финансирования инновационной деятельности 6
1.2 Система финансирования инновационной деятельности 9
2 Состояние и проблемы финансирования инновационной деятельности в РФ 15
2.1 Динамика уровня финансирования инновационной деятельности и ее источники 15
2.2 Способы распределения финансирования 22
2.3 Направления финансирования инноваций по отраслям и регионам 27
2.4 Основные проблемы финансирования инновационной деятельности в РФ 35
3 Пути совершенствования системы финансирования инновационной деятельности в РФ 42
3.1 Оценка эффективности системы финансирования инновационной деятельности в
РФ 42
3.2 Предложения по совершенствованию системы финансирования инновационной
деятельности в РФ 53
Заключение 57
Литература 59
В XXI веке глобальная экономика претерпевает масштабные структурные изменения, обусловленные быстрым развитием науки и технологий. Инновационная деятельность является одной из главных движущих сил экономического роста и повышения уровня жизни населения. В условиях современного экономического развития необходимым условием является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики. Одним из способов является совершенствование её инновационного потенциала путем структурных изменений в производстве и технологиях, внедрения современных достижений научно-технического прогресса. В последние годы для России актуальной проблемой является перевод экономики страны на инновационной путь развития, поскольку это один из способов выхода России из сырьевой модели экономики.
Для развития экономики, основополагающим звеном которой являются инновации, необходимо использовать эффективную систему их финансирования. Эффективная национальная система финансирования исследований и разработок должна обеспечивать движение инвестиций в наиболее перспективные высокотехнологичные проекты и их высокую доступность для всех субъектов инновационной деятельности. Финансовая поддержка в, свою очередь, должна опираться на множественность источников, способствовать быстрой и эффективной реализации инноваций с их коммерциализацией.
Актуальность данный темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях инновации являются определяющим фактором социально-экономического развития, способствуя переходу к более прогрессивным формам общественных и экономических отношений, повышая эффективность производства товаров и услуг, а также качество создаваемых материальных и нематериальных продуктов, оказывая благотворное влияние на общий уровень жизни населения страны.
По теме финансирования инновационной деятельности в России за последние пять лет проводились схожие исследования, их результаты опубликованы в научных журналах «Вестник Института экономики РАН», «Форсайт», «Финансы и кредит», «Научный журнал НИУ ИТМО», «Финансовый журнал». В работах Александрова А. И., Рикардо Сейдль да Фонсека, Викторовой Н.Г., Звягинцева П.С., Костина А.И., Бозиевой И.А. и других авторов проводится анализ инструментов эффективной государственной поддержки инновационной деятельности, изучается существующая организация программно-целевого финансирования в сфере научных исследований, рассматривается роль и значение государственной собственности в развитии инновационной экономики России, исследуются причины ограниченного финансирования инноваций в России.
В качестве источников при написании выпускной квалификационной работы использовались статистические данные и документы, представленные в российских и зарубежных источниках, таких как Росстат, Евростат, данные института статистики ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других. Использование этих и других источников способствует всестороннему анализу системы финансирования инновационной деятельности в РФ.
Целью исследования является анализ уровня инновационной деятельности в РФ для разработки рекомендаций по улучшению процесса её финансирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия, виды, систему финансирования инновационной деятельности;
- проанализировать источники финансирования инновационной деятельности и способы распределения финансирования;
- исследовать процесс финансирования инноваций по отраслям и регионам РФ;
- выявить основные проблемы в области финансирования инноваций;
- оценить эффективность инновационной деятельности;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы финансирования инновационной деятельности в РФ.
При решении данных задач использовались аналитический, сравнительный, статистический научные методы исследования.
Объектом данного исследования являются экономические отношения, формирующиеся в процессе инновационной деятельности. Предметом исследования выступает финансирование инновационной деятельности в РФ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет работы, указываются методы исследования. В первой главе изучаются основные понятия и виды финансирования инновационной деятельности в РФ. Изучаются теоретические аспекты системы финансирования инновационной деятельности. Во второй главе выявляются источники финансирования инновационной деятельности, способы распределения финансирования. Изучаются направления финансирования инноваций по отраслям и регионам РФ. Устанавливаются причинно-следственные связи возникновения проблем в области финансирования инноваций. В третьей главе производится оценка эффективности инновационной деятельности, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию системы финансирования инновационной деятельности в РФ. В заключении отражаются основные результаты о процессе финансирования инновационной деятельности в РФ.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время условия для развития инновационной деятельности в России сложились недостаточно благоприятные. Осознание важности развития инноваций на уровне государства можно оценить как положительный сдвиг в процессе формирования инновационноориентированного типа экономики в России.
В результате анализа системы финансирования инновационной деятельности в России было выявлено, что только своевременное финансирование в сочетании с эффективным управлением и высококвалифицированными техническими консультациями может предоставить некоторые возможности для реализации наиболее перспективных инновационных проектов и наукоёмких разработок.
В результате анализа способов распределения финансирования инноваций, механизма их коммерциализации можно сделать вывод, что ключевым элементом воспроизводственных процессов должна являться финансовая поддержка. Причины длительного сохранения низкого уровня инновационной активности в российской экономике связаны, в том числе, с отсутствием четкого механизма финансирования.
При изучении ситуации с финансированием инновационным проектов в регионах России, был сделан вывод о том, что государственное финансирование инновационной деятельности находится в приоритете, однако при этом оно является неэффективным и мало результативным. Исследуя приоритетные направления финансирования инновационной деятельности, было выявлено, что на текущий момент таковыми являются «добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, предоставление прочих видов услуг». На данные направления в 2019 году был направлен наибольший объем финансирования.
На основе полученной информации был выделен ряд проблем, которые присутствуют в сфере финансирования инновационной деятельности: отечественные компании в большей степени ориентируются на заимствование технологий и приобретение оборудования, чем на формирование собственной технологической базы; патентная активность с каждым годом снижается; государственная поддержка малоэффективна. В связи с этим предлагаются следующие меры: упрощение системы поддержки инноваций, разработка методов государственного содействия инновационным предприятиям в налоговой сфере, диверсификация источников финансирования.
Таким образом, следует заключить, что на современном этапе роль инноваций в социально-экономическом развитии страны существенно увеличилась. Наличие инновационного потенциала и возможности эффективно его реализовывать выступают ключевыми компонентами в обеспечении устойчивого экономического роста государства, значительно воздействующими на конкурентоспособность страны как в сфере наукоемких технологий, так и по основным макроэкономическим показателям.
Для обеспечения инновационного развития страны в целом и формирования эффективной системы финансирования инноваций в частности нужно создавать благоприятные условия, которые бы способствовали коммерциализации инновационной деятельности. В противном случае все расходы, которые в настоящее время носят, главным образом, государственный характер, не будут иметь требуемой экономической результативности.
Эффективная реализация стратегии по формированию системы финансирования инновационной деятельности в России возможна только при условии, когда наука, технологии и инновации функционируют как комплексная структура, интегрированная с социальноэкономической системой страны и обеспечивающая технологическую самодостаточность и конкурентоспособность России, с акцентом на критически значимые на данном этапе направления развития.
1. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2021)
2. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2021)
3. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации [Элекатронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07 июля 2011 г. №899 (в ред. от 16 декабря 2015 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2021)
4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. №2227-р (в ред. от 18 октября 2018 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2021)
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научнотехнологическое развитие Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. №377 (в ред. от 29.03.2021 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2021)
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №301 (в ред. от 29.03.2018 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2021)
7. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №426 (в ред. от 1 декабря 2020 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2021)
8. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).
9. Абдикеев Н. М. Оценка эффективности финансово-экономических механизмов государственного стимулирования инновационной активности в России // Финансы: теория и практика. - 2018. - №5. - С. 40-55.
10. Александрова А. И. Финансовое обеспечение инновационной деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2017. - №2. - С.1-7.
11. Аракелян С. Цифровая экономика: стратегии развития и новые технологии - достижения, риски, угрозы // Экономист. - 2018. - №3. - С. 52-72.
12. Бозиева И. А. Противоречия финансирования инноваций в российском воспроизводстве // Финансы и кредит. - 2019. - Т. 25, №8. - С. 1771-1792.
13. Бозиева И. А. Финансирование инноваций: национальные проекты и необходимость новых инструментов // Финансы и кредит. - 2019. - Т. 25, №5. - С. 1043-1060.
14. Борщевский Г. А. Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 110-134.
15. Булычева Е. В. Инструменты финансовой поддержки инновационной деятельности организаций // Вектор экономики. - 2020. - №1. - С. 54....57