СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ДЕТЕЙ. ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ В КОНТЕКСТЕ СРАВНЕНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
|
Введение 3
1 Семейное образование как форма обучения детей в России 7
1.1 Семейное образование: понятие, виды, правовые основы 7
1.2 Зарубежные практики и история семейного образования в Российской Федерации ..11
1.3 Мотивы выбора семейного образования современными родителями и проблемы его реализации 20
2 Сравнительный анализ социального самочувствия детей, обучающихся по семейной форме и в традиционной системе образования 31
2.1 Самовосприятие, автономность и уровень тревожности у детей, обучающихся по
семейной форме в контексте сравнения со школьниками 31
2.2 Социализированность детей, получающих образование в семейной форме, и в традиционном формате: сравнительный анализ 37
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1 Семейное образование как форма обучения детей в России 7
1.1 Семейное образование: понятие, виды, правовые основы 7
1.2 Зарубежные практики и история семейного образования в Российской Федерации ..11
1.3 Мотивы выбора семейного образования современными родителями и проблемы его реализации 20
2 Сравнительный анализ социального самочувствия детей, обучающихся по семейной форме и в традиционной системе образования 31
2.1 Самовосприятие, автономность и уровень тревожности у детей, обучающихся по
семейной форме в контексте сравнения со школьниками 31
2.2 Социализированность детей, получающих образование в семейной форме, и в традиционном формате: сравнительный анализ 37
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательным является начальное, основное и среднее общее образование . Основным способом получения среднего образования является школьное обучение в классно¬урочной форме.
Система школьного образования по различным причинам порой не удовлетворяет запросы как самих детей - участников образовательного процесса, на которых он направлен, так и родителей, которые видят процесс обучения и его результаты.
В современных условиях в социальных и экономических сферах общества произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях, что привело к приоритету образования. На фоне этого происходит переосмысление целей, ценностей и смыслов образования, сформировалась государственная политика, направленная на достижение высокого качества образования, рассматриваемого как качество жизнедеятельности человека. Несмотря на это, семья остается главным социальным инструментом в обществе, являясь фундаментом, который оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка.
В последние годы произошел активный рост школ альтернативного обучения и центров семейного образования. Увеличению количества желающих перейти на альтернативную форму обучения способствует развитие информационных технологий, в частности возможность дистанционного обучения и наличие огромного объема информации и научных знаний в сети Интернет. Тем не менее, несмотря на перспективность развития данной формы образования, наблюдается недостаток в методических рекомендациях, связанных с конкретными действиями родителей в процессе обучения детей.
В 2021 году в России, по данным Министерства просвещения, на семейном обучении находятся 16,5 тысячи детей. Это на четыре тысячи больше, чем годом ранее, и на девять тысяч больше, чем в 2019 году. Поскольку официальные данные за 2022-2023 годы пока не опубликованы, можно предположить, что в среднем ежегодный прирост составляет 4 тысячи детей. Таким образом, в настоящий момент около 25 тыс. школьников находятся на семейном обучении. Очевидно, что детей на семейном обучении с каждым годом становится все больше. При этом, по неофициальной информации, как пишет «Парламентская газета», количество таких учащихся в стране может доходить до 90 тысяч.
Семейное обучение представляет собой альтернативную и более редкую, чем очное школьное обучение, но при этом законную в нашей стране форму получения образования. Несмотря на то, что в нашей стране всё больше семей с каждым годом её практикует, исследований о социальном самочувствии детей, получающих образование в семейной форме, нет. Это, в свою очередь, служит благодатной почвой для распространения мифов и стереотипов о семейном обучении в образовательном и информационном пространстве.
Данная работа является попыткой рассмотреть социальное самочувствие детей, обучающихся в семейной форме в контексте сравнения со школьниками.
Объектом исследования выступает семейная форма обучения детей.
Предметом работы является социальное самочувствие детей, обучающихся семейной форме и в традиционном формате.
Проблема дипломной работы: каковы социальное самочувствие социализированность детей, обучающихся по семейной форме в контексте сравнения школьниками?
Цель дипломной работы: провести сравнительный анализ социального самочувствия детей, обучающихся в семейной форме и традиционном формате
Для достижения цели дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи:
■ Определить понятие, виды, правовые основы и мотивы выбора семейной формы обучения детей в современной России и рассмотреть практику его реализации.
■ Рассмотреть зарубежные модели семейного образования и историю его развития в Российской Федерации.
■ Выявить уровни удовлетворенности и тревожности детей, обучающихся по семейной форме и в традиционной системе образования.
■ Провести сравнение социализированности детей, получающих образование в семейной форме, и в традиционном формате.
Мы сделали предположение: дети, обучающиеся в семейной форме, демонстрируют более высокий уровень социального самочувствия по сравнению с детьми-школьниками. Это отражается в следующем:
1) Уровень удовлетворенности детей, обучающихся по семейной форме, выше, чем средний уровень удовлетворенности у детей, обучающихся в традиционном формате.
2) Уровень тревожности детей, обучающихся по семейной форме, ниже, чем средний уровень тревожности у детей, обучающихся в традиционном формате.
3) При этом дети, обучающиеся по семейной форме, также проходят социализацию, как и дети, обучающиеся в традиционном формате.
Следует особо остановиться на анализе источников и литературы, используемых в ходе исследования. Прежде всего, стоит выделить литературу, дающую общее преставление о семейном образовании в современной России. Такими источниками являются Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и письмо Минобрнауки «Об организации получения образования в семейной форме» . В этих источниках прописываются правовые основы семейного образования, включая права и обязанности родителей, основные принципы семейного воспитания, а также способы взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Среди российских исследователей семейного образования необходимо выделить Белоусова К.Ю., Яшину М.Н. и их труд «Развитие семейного образования в России» . В данной работе рассматриваются ключевые аспекты семейного образования, его изменения и развитие в современном обществе. Авторы анализируют текущее состояние семейного образования, выявляют проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются семьи, чьи дети обучаются в семейной форме. Ляликова С.В. «Проблемы семейного образования: социологический аспект» , в своей работе исследует психологические аспекты семейного образования. В статье Колосовой Е.М. «Домашнее образование в середине XIX века» охарактеризованы особенности семейного образования в разные исторические периоды, а также практики семейного образования у разных сословий российского общества.
Еще одним источником являются статистические данные, которые позволяют проследить динамику ценностных ориентаций современной молодежи . Они представлены в ежегодном статистическом отчете по Федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Также были использованы интернет-источники (официальные сайты новостных порталов), которые помогли выявить современные тенденции и нововведения в системе образования.
На основе представленных источников был собран и систематизирован материал для выпускной квалификационной работы.
В данной работе использованы следующие методы исследования: документальный (изучение научной литературы; изучение нормативно -правовой базы; анализ чата в мессенджере, обобщение) и опросный (психодиагностическое обследование; интервьюирование).
Новизна исследования заключается в том, что в нем были применены психодиагностические методики для выявления социального самочувствия детей, обучающихся в семейной форме, в сравнении с детьми, обучающимися в традиционном формате.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов данного исследования при подготовке методических рекомендаций по социально-педагогической работе с подростками, обучающимися как в образовательном учреждении, так и на семейном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются его цели и задачи, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам семейного образования. Рассматриваются такие вопросы, как понятие семейного образование, история его возникновения и развития, виды, а также мотивы выбора семейного образования современными родителями и проблемы его реализации. Во второй главе анализируется социальное самочувствие детей, обучающихся в семейной форме и традиционной системе образования. В заключении представлены выводы и обобщения по проделанной работе.
Приложение содержит программу исследования, бланки психодиагностического инструментария.
Система школьного образования по различным причинам порой не удовлетворяет запросы как самих детей - участников образовательного процесса, на которых он направлен, так и родителей, которые видят процесс обучения и его результаты.
В современных условиях в социальных и экономических сферах общества произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях, что привело к приоритету образования. На фоне этого происходит переосмысление целей, ценностей и смыслов образования, сформировалась государственная политика, направленная на достижение высокого качества образования, рассматриваемого как качество жизнедеятельности человека. Несмотря на это, семья остается главным социальным инструментом в обществе, являясь фундаментом, который оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка.
В последние годы произошел активный рост школ альтернативного обучения и центров семейного образования. Увеличению количества желающих перейти на альтернативную форму обучения способствует развитие информационных технологий, в частности возможность дистанционного обучения и наличие огромного объема информации и научных знаний в сети Интернет. Тем не менее, несмотря на перспективность развития данной формы образования, наблюдается недостаток в методических рекомендациях, связанных с конкретными действиями родителей в процессе обучения детей.
В 2021 году в России, по данным Министерства просвещения, на семейном обучении находятся 16,5 тысячи детей. Это на четыре тысячи больше, чем годом ранее, и на девять тысяч больше, чем в 2019 году. Поскольку официальные данные за 2022-2023 годы пока не опубликованы, можно предположить, что в среднем ежегодный прирост составляет 4 тысячи детей. Таким образом, в настоящий момент около 25 тыс. школьников находятся на семейном обучении. Очевидно, что детей на семейном обучении с каждым годом становится все больше. При этом, по неофициальной информации, как пишет «Парламентская газета», количество таких учащихся в стране может доходить до 90 тысяч.
Семейное обучение представляет собой альтернативную и более редкую, чем очное школьное обучение, но при этом законную в нашей стране форму получения образования. Несмотря на то, что в нашей стране всё больше семей с каждым годом её практикует, исследований о социальном самочувствии детей, получающих образование в семейной форме, нет. Это, в свою очередь, служит благодатной почвой для распространения мифов и стереотипов о семейном обучении в образовательном и информационном пространстве.
Данная работа является попыткой рассмотреть социальное самочувствие детей, обучающихся в семейной форме в контексте сравнения со школьниками.
Объектом исследования выступает семейная форма обучения детей.
Предметом работы является социальное самочувствие детей, обучающихся семейной форме и в традиционном формате.
Проблема дипломной работы: каковы социальное самочувствие социализированность детей, обучающихся по семейной форме в контексте сравнения школьниками?
Цель дипломной работы: провести сравнительный анализ социального самочувствия детей, обучающихся в семейной форме и традиционном формате
Для достижения цели дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи:
■ Определить понятие, виды, правовые основы и мотивы выбора семейной формы обучения детей в современной России и рассмотреть практику его реализации.
■ Рассмотреть зарубежные модели семейного образования и историю его развития в Российской Федерации.
■ Выявить уровни удовлетворенности и тревожности детей, обучающихся по семейной форме и в традиционной системе образования.
■ Провести сравнение социализированности детей, получающих образование в семейной форме, и в традиционном формате.
Мы сделали предположение: дети, обучающиеся в семейной форме, демонстрируют более высокий уровень социального самочувствия по сравнению с детьми-школьниками. Это отражается в следующем:
1) Уровень удовлетворенности детей, обучающихся по семейной форме, выше, чем средний уровень удовлетворенности у детей, обучающихся в традиционном формате.
2) Уровень тревожности детей, обучающихся по семейной форме, ниже, чем средний уровень тревожности у детей, обучающихся в традиционном формате.
3) При этом дети, обучающиеся по семейной форме, также проходят социализацию, как и дети, обучающиеся в традиционном формате.
Следует особо остановиться на анализе источников и литературы, используемых в ходе исследования. Прежде всего, стоит выделить литературу, дающую общее преставление о семейном образовании в современной России. Такими источниками являются Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и письмо Минобрнауки «Об организации получения образования в семейной форме» . В этих источниках прописываются правовые основы семейного образования, включая права и обязанности родителей, основные принципы семейного воспитания, а также способы взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Среди российских исследователей семейного образования необходимо выделить Белоусова К.Ю., Яшину М.Н. и их труд «Развитие семейного образования в России» . В данной работе рассматриваются ключевые аспекты семейного образования, его изменения и развитие в современном обществе. Авторы анализируют текущее состояние семейного образования, выявляют проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются семьи, чьи дети обучаются в семейной форме. Ляликова С.В. «Проблемы семейного образования: социологический аспект» , в своей работе исследует психологические аспекты семейного образования. В статье Колосовой Е.М. «Домашнее образование в середине XIX века» охарактеризованы особенности семейного образования в разные исторические периоды, а также практики семейного образования у разных сословий российского общества.
Еще одним источником являются статистические данные, которые позволяют проследить динамику ценностных ориентаций современной молодежи . Они представлены в ежегодном статистическом отчете по Федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Также были использованы интернет-источники (официальные сайты новостных порталов), которые помогли выявить современные тенденции и нововведения в системе образования.
На основе представленных источников был собран и систематизирован материал для выпускной квалификационной работы.
В данной работе использованы следующие методы исследования: документальный (изучение научной литературы; изучение нормативно -правовой базы; анализ чата в мессенджере, обобщение) и опросный (психодиагностическое обследование; интервьюирование).
Новизна исследования заключается в том, что в нем были применены психодиагностические методики для выявления социального самочувствия детей, обучающихся в семейной форме, в сравнении с детьми, обучающимися в традиционном формате.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов данного исследования при подготовке методических рекомендаций по социально-педагогической работе с подростками, обучающимися как в образовательном учреждении, так и на семейном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются его цели и задачи, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам семейного образования. Рассматриваются такие вопросы, как понятие семейного образование, история его возникновения и развития, виды, а также мотивы выбора семейного образования современными родителями и проблемы его реализации. Во второй главе анализируется социальное самочувствие детей, обучающихся в семейной форме и традиционной системе образования. В заключении представлены выводы и обобщения по проделанной работе.
Приложение содержит программу исследования, бланки психодиагностического инструментария.
Родители вправе дать своему ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Таким образом, семейное образование в Российской Федерации стоит наравне с другими формами обучения.
Семейное образование в истории России берет свое начало с эпохи Древней Руси. И в современном мире семейная форма обучения начинает развиваться и распространяться среди населения. Все больше людей узнают об этом праве и все больше создаются комьюнити с родителями, чьи дети получают образование в семье. В зарубежных странах, конечно, данное явление развивается уже большими темпами.
Несмотря на некоторые преимущества образования в семье, оно имеет и ряд ограничений и сложностей, с которыми сталкиваются родители. В основном, это проблема организации учебного процесса, которая требует усилий и ресурсов родителей, а также их знаний и компетенций. Однако если ребенок уже достаточно взрослый и самостоятельный, то это облегчает «работу» родителей.
Семейное образование не осложняет процесс социализации детей, так как школа является не единственным институтом социализации личности. Это и сама семья, ее окружение, а также другие места, где ребенок занимается внешкольной деятельностью. Нередки случаи, когда ребенок переходит на семейное обучение по причине их увлечения творческой или спортивной деятельностью (где есть определенные сообщества и социальные связи) или же из-за конфликтных ситуаций и несовпадения интересов со сверстниками в школе. Дети, обучающиеся в семейной форме, демонстрируют чуть более низкие показатели социализированности, чем школьники, но при этом их уровень укладывается в норму и «отставание» от школьников незначительное.
Разные условия проживания и получения образования создают различия в социализации детей, обучающихся по семейной форме, и детей, обучающихся в традиционном формате. При этом обе целевые группы проходят социализацию успешно.
Результаты исследования, проведенного с помощью психодиагностических методик, показали, что уровень удовлетворенности жизнью детей, обучающихся дома, в целом совпадает со средним уровнем удовлетворенности детей-школьников. Разница в удовлетворенности сферами жизни у детей разных форм обучения состоит в том, что дети, обучающиеся по семейной форме, в сравнении со школьниками больше удовлетворены взаимоотношениями со своей семьей и теми, кто организует для них учебную деятельность, но несколько меньше удовлетворены общением с друзьями.
Вторая гипотеза о том, что дети, обучающиеся по семейной форме, испытывают межличностную и самооценочную тревожность меньше, в сравнении с детьми, обучающимися в традиционном формате, подтвердилась, так как они обучаются и реализуются в условиях, где практически нет оценочных суждений со стороны взрослых и сверстников, которые влияют на самочувствие детей внутри коллектива.
Для детей, обучающихся в семейной форме, адаптация к новому коллективу проходит быстрее и легче, они готовы сменить прежний круг лиц. При этом дети, получающие семейное образование, в отличие от школьников, избирательны в своем окружении, для них существует выбор с кем им общаться, а с кем нет, чего значительно меньше у школьников, так как они попадают в разнородный школьный коллектив вынужденно. Поэтому для детей, обучающихся по семейной форме, нет цели самоутвердиться в новом коллективе и доказать свою значимость, они не ищут признания, к чему больше расположены школьники в силу системы постоянного оценивания и сравнения в школе не только со стороны учителей, но и со стороны сверстников.
Семейное образование в истории России берет свое начало с эпохи Древней Руси. И в современном мире семейная форма обучения начинает развиваться и распространяться среди населения. Все больше людей узнают об этом праве и все больше создаются комьюнити с родителями, чьи дети получают образование в семье. В зарубежных странах, конечно, данное явление развивается уже большими темпами.
Несмотря на некоторые преимущества образования в семье, оно имеет и ряд ограничений и сложностей, с которыми сталкиваются родители. В основном, это проблема организации учебного процесса, которая требует усилий и ресурсов родителей, а также их знаний и компетенций. Однако если ребенок уже достаточно взрослый и самостоятельный, то это облегчает «работу» родителей.
Семейное образование не осложняет процесс социализации детей, так как школа является не единственным институтом социализации личности. Это и сама семья, ее окружение, а также другие места, где ребенок занимается внешкольной деятельностью. Нередки случаи, когда ребенок переходит на семейное обучение по причине их увлечения творческой или спортивной деятельностью (где есть определенные сообщества и социальные связи) или же из-за конфликтных ситуаций и несовпадения интересов со сверстниками в школе. Дети, обучающиеся в семейной форме, демонстрируют чуть более низкие показатели социализированности, чем школьники, но при этом их уровень укладывается в норму и «отставание» от школьников незначительное.
Разные условия проживания и получения образования создают различия в социализации детей, обучающихся по семейной форме, и детей, обучающихся в традиционном формате. При этом обе целевые группы проходят социализацию успешно.
Результаты исследования, проведенного с помощью психодиагностических методик, показали, что уровень удовлетворенности жизнью детей, обучающихся дома, в целом совпадает со средним уровнем удовлетворенности детей-школьников. Разница в удовлетворенности сферами жизни у детей разных форм обучения состоит в том, что дети, обучающиеся по семейной форме, в сравнении со школьниками больше удовлетворены взаимоотношениями со своей семьей и теми, кто организует для них учебную деятельность, но несколько меньше удовлетворены общением с друзьями.
Вторая гипотеза о том, что дети, обучающиеся по семейной форме, испытывают межличностную и самооценочную тревожность меньше, в сравнении с детьми, обучающимися в традиционном формате, подтвердилась, так как они обучаются и реализуются в условиях, где практически нет оценочных суждений со стороны взрослых и сверстников, которые влияют на самочувствие детей внутри коллектива.
Для детей, обучающихся в семейной форме, адаптация к новому коллективу проходит быстрее и легче, они готовы сменить прежний круг лиц. При этом дети, получающие семейное образование, в отличие от школьников, избирательны в своем окружении, для них существует выбор с кем им общаться, а с кем нет, чего значительно меньше у школьников, так как они попадают в разнородный школьный коллектив вынужденно. Поэтому для детей, обучающихся по семейной форме, нет цели самоутвердиться в новом коллективе и доказать свою значимость, они не ищут признания, к чему больше расположены школьники в силу системы постоянного оценивания и сравнения в школе не только со стороны учителей, но и со стороны сверстников.
Подобные работы
- СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОМ И
ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2021 - ДОМИНИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



