Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ У НАРОДОВ СЕВЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Работа №190428

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АБОРИГЕНЫ СЕВЕРА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 10
1.1 О ПОНЯТИИ «КОРЕННОЙ НАРОД» 10
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 13
1.3. СОВРЕМЕННАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ 17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ «ТОГДА» 20
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 20
2.1.1. «Пустое» философствование 21
2.1.2. Культура и опыт 24
2.1.3. Возрастные инициации 27
2.2. ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ 32
2.2.1. Семья 33
2.2.2. Возрастные категории 34
2.2.3. Рождение и младенчество 37
2.2.4. Детство и подростковый период 39
2.2.5. Гендерный аспект 45
ГЛАВА 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ «СЕЙЧАС»: НЕФТЬ И ГОРОДА 48
3.1. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 48
3.2. ГОРОДА 51
3.3. О СТЕРЕОТИПАХ 58
3.4. НЕФТЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Актуальность. Без надёжных способов трансляции знаний и механизмов воспитания подрастающего поколения ни одно общество не сможет существовать и будет ассимилировано другой более сильной группой. Отлаженный процесс социализации лишь один из критериев жизнеспособности группы. Если мы хотим здоровой интеграции и взаимодействия всех коллективов человечества, то одним из условий этого станет изучение и понимание процессов воспитания, обучения и поддержания целостности группы, их прошлого и современного состояния. Коренные народы Центральной и Западной Сибири, безусловно, обладают спецификой в процессах научения детей и подростков. Уже первыми советскими исследователи зафиксированы аутентичные формы взаимодействия и социализации у ненцев и нганасан, хантов и манси.
Важно рассмотреть эти формы и их компоненты, исчезнувшие или трансформирующиеся до неузнаваемости, чтобы разобраться в нынешних проблемах, связанных со столкновением локальных (традиционных) и глобальных (современных) обществ. Никто не станет оспаривать тот факт, что личность складывается во время всей жизни, в общении и содействии с различными людьми и в различных коллективах. Период же взросления - это основа личности, а значит, и группа, в которой взросление происходит, является основной для индивида.
Но также важно и необходимо, если мы хотим успешного процветания всего человечества, исследовать и учитывать опыт коллективов это человечество составляющие. Цивилизация сломала и нарушала привычную социальную и природную среду индигенных групп Сибири. Жизненный путь для членов этих групп стал неоднозначным и вариативным. Мало того, резкие перемены принесли с собой острые проблемы, связанные с возрастанием девиантного поведения у самодийцев и обских угров. В этом, бесспорно, во многом виновата и цивилизация с её городами и сверхнасущной газо- и нефтедобычей, которая ведётся, в основном, в районах традиционного проживания коренных народов Сибири.
Не считаю, что достижения современного мира принесли традиционным обществам, вроде обществ самодийцев и обских угров, одни лишь несчастья и горе и что слом привычного для них процесса социализации и существования вообще есть катастрофическая и непоправимая ошибка. Но то что, неуважение к их опыту, в том числе к опыту обучения и построения личности, а так же неучитывание их мнений и интересов в ходе коммуникации - это ложный, коварный и аморальный путь, который способен завести в тупик обе стороны - знаю точно.
Цель исследования - Выявить специфические и важные компоненты традиционных форм социализации у самодийцев и обских угров и обозначить проблемные вопросы, связанные с современными трансформациями механизмов выстраивания «Я» представителей традиционных обществ.
Задачи исследования:
1. Сопоставить традиционные формы социализации у самодийцев и обских угров;
2. Изучить современные трансформации процесса становления личности в изучаемых индигенных группах;
3. Раскрыть факторы, повлиявшие и влияющие на выстраивание социальных отношений и способов их организации.
Объект исследования - социальные отношения у коренных народов Севера Центральной и Западной Сибири.
Предмет исследования - традиционные формы социализации и их современные трансформации у коренных народов Севера Центральной и Западной Сибири.
В качестве методологических основ используются теоретическая концепция Дж. Г. Мида о генезисе и структуре «Я» и исследования М. В. Тендряковой о возрастных инициация, соблюдается принцип историзма.
Методы:
1. Сравнительно-исторический метод позволяет путём сравнения выявить общее и особенное в развитии, изучаемых явлений.
В представленном исследовании сравнение проводится в рамках одной культурно - исторической общности, так как народы, которым посвящено данное исследование, на протяжении всего своего существования жили на соседних территориях и имели тесные социальные контакты. Более того, в происхождении этих народов имеются пересечения, а их языки принадлежат к Уральской языковой семье;
2. Структурно-диахронный метод заключается в изучении сущностно-временных изменений исторической реальности, позволяет выявить структуру исторического времени, но не объяснить её.
В данной работе рассматривается трансформация социальных отношений и традиционных форм социализации коренных народов Севера Центральной и Западной Сибири. Эти трансформации рассматриваются на фоне более широкого социального общества, то есть Советского и Российского государств, как непосредственно влияющих и воздействующих на исследованные коренные народы;
3. Типологизация - метод научного познания имеющий своей целью упорядочение совокупности объектов или явлений на типы, основываясь на присущим этим объектам или явлениям общих существенных признаков.
В конкретное исследование метод типологизации был привнесён из работ учёных при рассмотрении: возрастных категорий, связанных с периодом взросления, городских и тундровых (таёжных) представителей коренных народов, при теоретическом осмыслении возрастных инициаций и процесса становления личности;
4. Структурно-функциональный метод (анализ) заключается в рассмотрении общества или группы в качестве структурной целостности с взаимосвязанными подсист емами и элементами, выполняющими определённые функции.
Процесс социализации является структурным компонентом, выполняющим функции сохранения социальной системы, её дальнейшего развития и успешной адаптации к меняющимся экологическим и социальным условиям.
Хронологические рамки исследования определяются первой половиной XX века - началом XXI века, что обусловлено наличие достаточным количеством этнографических исследований, посвящённых данной проблематике или хотя бы затрагивающих в необходимом объёме.
Территориальные рамки. В работе традиционные формы социализации и современное состояние социальных отношений рассматриваются, в той или иной степени, у четырёх коренных народов Сибири: двух самодийских и двух обско-угорских. Нганасаны - самодийский народ, проживающий на п-ове Таймыр, то есть на Севере Центральной Сибири, которая в границах совпадает с Красноярским краем. Ханты и манси (обские-угры) и ненцы (самодийцы) обитают на Севере Западной Сибири в пределах Ямало -Ненецкого и Ханты- Мансийского автономных округов, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации, но территориально входят в Тюменскую область.
Краткая историография. Сведения о детях и подростках в обществах ненцев и нганасан, хантов и манси мы находим уже в трудах исследователей XVIII-XIX веков, но интересующаяся нас информация в них носит преимущественно фрагментарный характер. Среди учёных, как-либо затронувших вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, можно назвать Г. И. Георги (1729-1802), В. Ф. Зуева (1754-1794), в его работе имеется специальная глава «О рождении», но и в других главах содержатся важные
сведения, В. А. Иславина (1818-1895), М. А. Кастрена (1813-1852) и А. Ф. Миддендорфа (1815-1894). XX век, особенно период Советов, принёс много новых профессиональных этнографических исследований, в которых так же затрагивалась тема социализации детей и подростков, например, работы Л. В. Хомич (1921-2011), А. А. Попова (1902-1960), Б. О. Долгих (1904-1971), В. Н. Чернецова (1935-1970), Ю. Б. Симченко (1935-1995) и многих других этнологов.
Нас же в большей степени будут интересовать работы выше упомянутой Л. В. Хомич, Г. Н. Грачёвой (1934-1993) и Е. Г. Фёдоровой (род. 1951), а также статьи и монография С. А. Поповой. Последние авторы посвятили специальные работы, где отразили обычаи и обряды, связанные с детьми и их воспитанием у ненцев и нганасан, хантов и манси, поэтому для описания традиционного процесса социализации у рассматриваемых народов Сибири, их труды представляют огромную ценность.
Используемые журнальные статьи, современных социальных антропологов, пересекающихся с темой становления личности и социализацией у коренных малочисленных народов Севера Западной и Центральной Сибири, дополняют общую картину и позволяют взглянуть на процесс с различных сторон и в разной временной перспективе. Так, Е. В. Лярская пишет о положении женщин коренных народов, уделяя большее внимание ненкам Ямало-ненецкого автономного округа, о ненцах ЯНАО, живущих в тундре и в городах, о стереотипах и их функционировании во взаимоотношениях между преподавателями
интернатов и детьми коренных народов. Современные проблемы манси и хантов рассматриваются в работах Е. В. Переваловой, О. Балалаевой и Э. Винета и Е. А. Пивневой. В основном, это темы, связанные с маргинализацией некоторых обско-угорских групп из-за деградации окружающей среды вследствие ведения добычи нефти с некоторыми нарушениями. Акцентируется внимание и на разногласиях, возникающих между нефтяниками и хантами и манси, во многом, по причине простого неуважения со стороны представителей нефтяной отрасли. Однако исследователи замечают, что нередко коренные народы остаются в проигрыше при заключении договоров и ведении дел с нефтяниками из - за разногласий внутри группы. У Е. А. Пивневой имеется статья, посвящённая адаптации обских угров к городской среде и связанным с этим процессом проблемам встраивания в новые схемы социальных отношений, изменения трудового и бытового распорядков, сохранения традиций и социальных связей, определяющих хантов и манси, как представителей коренных народов. Наконец, следует отметить статью А. Н. Терёхиной о практики организации кочевых детских садов, где исследовательница делиться и опытом своей работы в качестве воспитателя такого сада.
Можно заключить, что вопросы социализации и воспитания в традиционных обществах обских угров и самодийцев, если и изучали, то лишь косвенно, в основном, между разговорами о мировоззрении или быте. К концу XX века появились специальные публикации, посвящённые традиционному воспитанию у народов Сибири, в некоторых из них имеются подробные историографии и, что самое важное, собственный полевой материал авторов. Тенденция такова, что с началом XXI века стали появляться монографии, посвящённые обрядам перехода, среди которых рассматривались родильные обряды и возрастные инициации; здесь в первую очередь подразумеваю работу С. А. Поповой, здесь упоминаемую. Также имеются публикации о современном процессе социализации и воспитания у самодийцев и обских угров. В подобных исследованиях говорится не только о месте дошкольного, школьного и высшего образования в жизни коренных народов, но и о том, например, с какими трудностями и дилеммами приходится сталкиваться конкретным хантам или ненцам, живущим в городах и посёлках. То есть авторы таких работ, пытаются понять, в чём состоят положительные и отрицательные моменты воздействия относительно современных методов образования на социальные структуры коренных народов, каковы необходимые для сегодняшних представителей коренного населения компоненты традиционных форм социализации. Обсуждение и решение данных вопросов имеет ценность для педагогики и социальной антропологии, внутри которой круг тем связан с воспитанием и социализацией, например сохранение и исправное функционирование социальных отношений и целостная идентичность человека.
В представленной работе использовались также другие источники. Интернет- публикации путешественников, описывающих жизнь представителей коренных народов в посёлках Таймырского полуострова и уделивших в своих заметках не мало внимания тамошнем школам и детским садам, вопросам детского и подросткового воспитания. На некоторых официальных сайтах представителей власти и государственных СМИ также можно было подчерпнуть информацию о бытовых условиях и организации досуга коренных народов и их детей. Правда, необходимо помнить, что государственная и официальная точка зрения довольно часто не совпадает с реальностью жизненного мира. Представлен анализ документального фильма, посвящённого проблемам функционирования социальных отношений и культурных паттернов у нганасан, живущих в селе Усть-Авам.
Также в исследовании представлены немногочисленные полевые наблюдения автора, сделанные во время пребывания в Ханты-Мансийском автономном округе в 2017 году. Объектом изучения стала хантыйская семья, живущая в таёжном стойбище. В ходе полуструктурированного интервью была получены интересные данные о сложностях и процессе воспитания подрастающего поколения, правда, с самим подрастающем поколением поговорить не удалось, только с их отцом и тёткой. Не менее важным темами, затронутыми в интервью, стали: окружающая среда и ее ценность для хантов, общение и контактирование с родственниками, проживающими в городе, коммуникация с нефтяниками и представителями власти, традиционная культура хантов, её прошлое, настоящее и будущее.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети в традиционных обществах самодийцев и обских угров проходили несколько возрастных этапов на основном пути становления личности и завершения процесса взросления. Мы можем выделить три этапа или, по-другому, возрастных категории, условно их можно обозначить, как младенчество, детство и подростковый период.
Младенчество длилось от рождения и до приобретения зубов, отрастания волос, умения ходить. Подобные требования были связаны с представлении о связи младенцев до 34 лет с потусторонним миром, в это время они ещё не считались полностью людьми и сочетали в себе человеческую и сверхъестественную сущности. В обско -угорских обществах имел немалое значение обряд имянаречения, проходивший на этом этапе.
Период детства приблизительно продолжался с 3-4 лет до 5-7 лет и характеризовался пребыванием подрастающего поколения большее время с матерью в жилище или возле него. На данном этапе дети являлись помощниками в домашних делах: носили воду и дрова, помогали взрослым в их делах. На это время приходится расцвет совместной игровой деятельности мальчиков и девочек.
Подростковый период - это основной этап традиционной формы социализации, продолжавшийся с 5-7 лет до 13-15 лет. Время, когда игровая деятельность постепенно вытеснялась деятельностью трудовой, когда дети должны были научиться выполнению своих обязанностей, согласно гендеру и общественному положению. В рамках подросткового периода происходило целенаправленное обучение подрастающего поколения необходимым навыкам, знаниям и умениям. В конце последнего указанного нами этапа проводились формальные обряды инициации, главной функцией которых являлась констатация факта включения индивидов в мир взрослых членов общества и прохождение основной ступени становления личности в их жизни.
Описанные выше возрастные категории довольно чётко соответствуют этапам социализации по Дж. Г. Миду. Период детства можно охарактеризовать, как стадию спонтанных игр (play), когда индивид учиться принимать роль другого, чтобы оценивать своё собственное поведение и успешно взаимодействовать с этим другим. Подростковый период можно представить, как стадию организованных игр (game), когда индивид принимает роль группы или групп, выстраивает и интер претируют свои действия, исходя из значений, то есть норм и правил, которые необходимо соблюдать для осуществления успешных взаимодействий. Неким апофеозом такого социального развития станет способность принимать роль абстрактного сообщества (обобщенный другой) и дальнейшее нарастание независимости мыслительного процесса от конкретных социальных действий.
Если рассматривать механизм возрастных инициаций, как неотъемлемую составляющую системы традиционных обществ, то можно согласиться с тезисом М. В. Тендряковой, что посредством возрастных инициаций осуществлялась стратификация общества на посвящённых и непосвящённых, и в первую категорию входили, в основном, мужчины. Именно мальчики помимо трудового воспитания и приобретения необходимых в быту навыках, допускались ещё и к сакральным знаниям своей группы, становились хранителями священных тайн, культовых мест и предметов. Более того, для обских угров такая социальная дифференциация была более характерна, а понятие возрастных инициаций в их случае уместно использовать к обрядом посвящения мальчиков, тогда как девочки, скорее всего, проходили простые обряды жизненного цикла, а специальные женские сакральные праздники носили подражательный характер по отношению к подобным мужским празднествам. Предположу, что в силу суровых условий жизни просто не было нужды в жёстких обрядах инициации и эффективного воспитания и обучения детей на протяжении 10 лет вполне хватало, даже при отсутствии физических наказаний.
Но всё же и для самодийских и для обско -угорских сообществ наличие некоторой гендерной несправедливости можно увидеть в довольно большом количестве табу, налагаемых на женщину после полового созревания. Эти запреты связаны с частым контактированием слабого пола с потусторонним миром: регулы, беременность. Мужчины тоже должны были соблюдать некоторые запреты, но всё же они были свободнее и в сакральном, и в социальном плане. Сыграла ли эти факторы какое-то значение в современности? Наверное, но вряд ли они являются главными причинами сегодняшних проблем коренных народов. Так и интернатское образование, распространившееся на Севере в конце 1950-х. годов и ставшее обязательным, нанесло вред по большей части, как мне кажется, из-за предрассудков, наполнявших, да и наполняющих головы преподавателей интернатов и обычных людей.
Очень болезненно индигенные общества переживают постоянно усиливающуюся добычу нефти и газа на их землях. Разрушается привычная экосистема, исчезают леса, загрязняются реки и озёра, а значит, и привычная среда обитания деградирует до неузнаваемости. К тому же, многие исчезнувшие природные объекты являлись ещё и сакральными для отдельных родов и семей коренных народов и, зачастую для всего народа. Дело даже не в том, на мой взгляд, что это неуважение к вере, скорее это неуважение к истории народа, следовательно, и к его самосознанию. Нельзя полностью разрушать привычный мир группы, исходя из утверждения, что твой мир лучше и новее. Важно помнить, как мне кажется, что в столкновении традиционного и современного, глобального и локального, идущего по пути прогресса и шедшего по пути гармонии с природой, реконструкции подвергается и должно подвергаться не только старое Я традиционного общества, но и общества современного, по большей части технологического. Тем более, когда речь ещё идёт и об экологическом состоянии Земли. И так, очевидны негативные социальные, особенно для коренных народов, и экологические последствия от добычи природных ресурсов, в связи с чем, молодое поколение индигенных обществ предпочитает перебираться в города, чей рост связан опять же с развитием нефтяной и газовой добычи. Такая ситуация больше характерна для районов основного проживания обских угров. Это происходит, потому что именно в этих районах разработка ресурсов, а соответственно, деструкция привычной среды, следовательно, ухудшение экологии, имеет наиболее бурные темпы.
Урбанизация и даже разработка нефтяных и газовых месторождений - неотъемлемые спутники современности и от них никуда не деться, точнее не зачем противиться росту городов, но вот о поиске и развитии альтернативных источников энергии задуматься стоит, но это уже другой вопрос. Нам же важно то, что коренным народам Сибири необходимо помогать адаптироваться и в городах и отстаивать их права на территории. Если же они захотят жить, так как жили раньше, то и это должно быть доступно, так же, как и образование для их детей, в этом плане развитие детских кочевых садов вполне здравая идея. Хорошо бы, если изучение родного языка индигенных сообществ носило в школе не показной характер, а люди по отношению к коренным народам научились относиться так же, как к большинству.
Нет ничего ужасного в том, что некоторые молодые люди из числа тех же самодийцев и обских угров перебираются в города, идут учиться в колледжи и университеты. В конце концов, также происходит и в русских сёлах, более того, в этих сёлах существуют и похожие проблемы в виде наркомании, алкоголизма и безработицы, только в этом случае урбанизация наряду с экономической ситуацией приводит к подобным последствиям. Ужасно то, что в новых условиях многие люди не могут найти себя места, не могут понять, как теперь они должны жить и с чем соотносить свои действия. Для сохранения идентичности представителя индигенного общества важны: родной язык, возможность вернуться к привычному для них образу жизни во взаимодействии с природой, важно наличие своей истории, а значит, самосознания. Ощущение себя на своём месте, ощущение коллективной принадлежности и осознание своей личности, как равной личности другим, вселяют желание жить и трудиться, поддерживая и развивая социальный мир своими делами и детьми.



1. Аксянова Г. А. Угорские популяции XX-го столетия в свете данных физической антропологии // Этнография народов Западной Сибири: К юбилею доктора исторических наук, профессора Зои Петровны Соколовой. - М., 2000. - С. 130-140. (Сибирский этнографический сборник; вып. 10).
2. Артемова О. Ю. Колено Исава: охотники, собиратели, рыболовы : опыт изучения альтернативных социальных систем / О. Ю. Артемова; [отв. ред. В. А. Попов]; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо -Маклая. - М.: Смысл, 2009. - 559 с.
3. Бичеоол В. К. Современное состояние культуры нганасан [Электронный ресурс] //
Вестник ЧГАКИ. 2009. - №4 (20). - С. 49-53. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-sostoyanie-kultury-nganasan (дата
обращения: 19.05.2019).
4. Бичеоол В. К. Современная культура нганасан в дискурсе межкультурного
взаимодействия [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2009. - №33. - С. 62-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kultura-nganasan-v-diskurse-
mezhkulturnogo vzaimodeystviya (дата обращения: 19.05.2019).
5. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]: Нганасаны - электронный
ресурс, текстовые данные - bigenc. - Режим доступа:
https://bigenc.ru/ethnology/text/2800819, (дата обращения: 29. 05. 2019).
6. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]: Самодийские народы - электронный ресурс, текстовые данные - bigenc. - Режим доступа: https://bigenc.ru/ethnology/text/3530744, (дата обращения: 29. 05. 2019).
7. Вигет Э., Балалаева О. Нефть, маргинализация и Восточные ханты // Сибирские исторические исследования. - Томск, 2014. - №4. - С. 38-72.
8. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц.
- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.
(Этнографическая библиотека).
9. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра: (На материалах нганасан XIX - нач. XX в.) / Г. Н. Грачева; Отв. ред. Ч. М. Таксами. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1983. - 172 с.
10. Грачёва Г. Н. Социализация детей у подростков в традиционном обществе нганасан // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сборник статей. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. - С. 38-63.
11. Долгих Б. О. Происхождение нганасанов. //Сибирский этнографический сборник. Т. 1.
- М., 1952. - С. 5-87.
12. Долгих Б. О. Мифологические сказки и исторические предания нганасан
[Электронный ресурс] / Б. О. Долгих; запись и подготовка текстов, введение и комментарии Б. О. Долгих.- М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976. - 341 с. URL: http://docplayer.ru/32366429-Skazki-sh-predanie-
nganasan.html, (дата обращения: 29. 05. 2019).
13. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771-1772). - М. Л: Издательство Академии наук СССР, 1947. - 94 с.
14. Культура. РФ [Электронный ресурс]: Личные песни нганасан - текстовые данные -
culture. - Режим доступа: https://www.culture.ru/objects/1915/lichnye-pesni-nganasan,
(дата обращения: 19. 05. 2019).
15. Лярская Е. В. Женские запреты и комплекс представлений о нечистоте у ненцев // Антропологический форум. - Спб., 2005. - № 2. - С. 317-326.
..56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ