Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы управления деятельностью розничных предприятий 9
1.1 Сущность, понятие и значение маркетинговых коммуникаций 9
1.2 Инструменты и технологии влияния на процесс принятия решения покупателем 17
1.3 Показатели оценки эффективности мерчандайзинга в деятельности розничных
предприятий 29
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ и оценка инструментов мерчандайзинга в деятельности предприятия 42
2.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности на предприятии 49
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления деятельностью с
использованием инструментов мерчандайзинга 60
3.1. Разработка плана внедряемых мероприятий 60
3.2. Оценка влияния предлагаемых мероприятий на результаты хозяйственной
деятельности розничного предприятия 63
3.3. Направления совершенствования системы стимулирования мерчандайзеров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 76
Приложение 1 80
Приложение 2 81
В нынешнее время современный рынок товаров и услуг можно охарактеризовать как достаточно наполненный и разнообразный по представляемым товарам и услугам. Для осуществления успешных продаж в условиях конкурентного рынка необходимо соблюдение важного условия: товар должен выделяться среди существующего многообразия схожих объектов коммерческой деятельности.
В связи с этим на заключительном этапе процесса товародвижения особую важность приобретает организация коммерческого показа и выкладки товаров, являющиеся органичной составной частью комплекса мероприятий по увеличению объема продаж, именуемого мерчандайзингом.
Для современного розничного торгового предприятия рассмотрение любой проблемы и подхода к организации работы должно осуществляться с позиции удобства для покупателя.
В сфере розничной торговли, которая становится все более насыщенной, мерчандайзинг выступает средством коммуникации и дифференцирования розничного ассортимента.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что наибольшие сильные конкурентные преимущества получают те предприятия, которые не только выделяются своими стандартными показателями (цена и качество), но и уделяют особое внимание виду упаковки, выкладке товаров, а кроме того, внешнему виду предприятия, атмосфере торгового зала, расположению товаров на торговой площади. Наиболее выгодные позиции на рынке занимают торговые предприятия, использующие эффективные инструменты мерчандайзинга в практике организации и ведения своей деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в качественном анализе эффективности инструментов мерчандайзинга как средств невербальной маркетинговой коммуникации и разработке практических рекомендаций по управлению деятельностью в торговом бизнесе.
Задачи:
1. определить экономическую сущность маркетинговых коммуникаций и оценить их влияние на поведение потребителей;
2. определить основные инструменты маркетинговых коммуникаций в деятельности торговой организации;
3. оценить эффективность применения инструментов мерчандайзинга в розничной торговле;
4. дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Белуга Маркет Восток»;
5. проанализировать эффективность инструментов мерчандайзинга в деятельности предприятия;
6. разработать рекомендации по совершенствованию системы мерчандайзинга на предприятии и оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объект исследования - управление маркетинговыми коммуникациями в торговом бизнесе.
Предмет исследования - использование методов мерчандайзинга на торговом предприятии.
Изучению содержания и особенностей реализации мерчандайзинга на торговых предприятиях посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых, таких как, Дж. Эванс, Б. Берман, С. Эстерлинг, Т. Диброва, К. Канаян, Р. Канаян, М. Котляренко и др.
Несмотря на многочисленные исследования учеными проблематики
мерчанадйзинга, тема требует развития, как в теоретическом, так и в практическом плане.
На основе теоретико-методических подходов Р. Канаяна составлены стандарты мерчандайзинга и работы торгового персонала, направленные на совершенствование планирования работы мерчандайзеров и продвижение продукции в торговых точках.
Информационная основа выпускной квалификационной работы представлена отчетными данными компании ООО «Белуга Маркет Восток».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, аналитической и рекомендательной), заключения, списка использованной литературы.
При написании работы были последовательно решены следующие задачи:
Во-первых, определена экономическая сущность маркетинговых коммуникаций и оценить влияние с позиции психологии покупателя. Определены основные инструменты маркетинговых коммуникаций в деятельности торговой организации и оценена эффективность применения инструментов мерчандайзинга в розничной торговле.
Во-вторых, дана организационно-экономическая характеристика предприятия ООО«Белуга Маркет Восток».
Проанализировав данные полученные в ходе составления таблицы, можно сделать вывод, что в целом предприятием ООО «БЕЛУГА МАРКЕТ ВОСТОК» имеет высокую конкурентоспособность в сравнении с основными конкурентами.
Финансово-хозяйственное положение компании можно оценить как достаточно устойчивое. Так, в рамках финансовой деятельности компания имеет прибыль от своей деятельности, но вместе с тем, недостаточно ресурсов для развития. На фоне сильной конкуренции компания должна разрабатывать программы развития и продвижения иначе рискует «потеряться» среди компаний аналогичного профиля.
Кроме того, проанализирована эффективность инструментов мерчандайзинга в деятельности предприятия. К ним можно отнести:
проблемы размещения рекламных материалов;
проблемы планировки торгового зала;
проблемы сбытовой деятельности и продвижения продукции;
проблемы работы с ассортиментом;
проблемы размещения и выкладки товаров в торговом зале.
По результатам анализа указанных проблем разработаны рекомендации по совершенствованию системы мерчандайзинга на предприятии и оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Так, предлагается улучшить атмосферу торгового зала за счет использования более крупных ценнико-держателей для товаров- новинок, для товаров со скидками в рамках проводимых акций. Предлагается использование в качестве держателей ценников пластиковых рамок различных форматов и расцветок.
Кроме того, необходимо разработать ассортиментную политику и обеспечить ее реализацию.
Рекомендация, направленная на совершенствование планировки торгового зала, позволяет повысить товарооборот на 0,50 %, валовый доход - на 0,50 %, прибыль - на 0,88 %. Условно - годовая экономия составляет 18,92 тыс. руб., годовой экономический эффект - 61,23 тыс. руб.
Рекомендация, направленная на использование ценнико-держателей и перекидных информационных систем, повышает товарооборот на 0,50 %, валовый доход - на 0,50 %, прибыль - на 0,22 %. Условно - годовая экономия составляет 18,92 тыс. руб., годовой экономический эффект - 29,23 тыс. руб.
Внедрение ассортиментной политики позволит увеличить прибыль ООО «БЕЛУГА МАРКЕТ ВОСТОК» на 163 113 рублей или 46%.
Кроме того, предлагается премировать мерчандайзера по результатам улучшения работы компании и в зависимости от его инициативы.
Рекомендация, направленная на стимулирование работы мерчандайзера позволяет повысить товарооборот на 1,01 %, валовый доход - на 1,01 %, прибыль - на 0,99 %. Условно - годовая экономия составляет 37,02 тыс. руб., годовой экономический эффект - 84,82 тыс. руб.
1. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) / Собрание законодательства РФ, 31.12.2018, № 53 (часть I), ст. 8440.
2. Алиева З.М. Роль маркетинговых коммуникаций в формировании потребительского поведения / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013 № 2. С. 213-223.
3. Бусс Д.В. Мерчандайзинг как инструмент маркетинга / Сибирский торговоэкономический журнал. 2016. С. 50-54.
4. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.
5. Березка С.М. Программы лояльности: зарубежный и российский опыт / Вестник Московского университета. 2016. С. 113-115.
6. Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации / О.С. Габинская. - М : Academia, 2018. - 368 с.
7. Габинская, О.С. Маркетинговые коммуникации / О.С. Габинская, Н.В. Дмитриева. - М.: Academia, 2016. - 240 c.
8. Гончарова А.В. Роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в формировании лояльности потребительского рынка / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. С. 1-7.
9. Герия И.А. Программы лояльности и оценка их эффективности / Управление и экономика в XXI веке.2015. С. 47-52.
10. Диброва Т.Г. Маркетинговая политика коммуникаций: стратегии, внутренняя практика / Киев: Профессионал. 2017. С. 7-14.
11. Демцура С.С. Теоретико-методологические аспекты проблемы оценки удовлетворенности клиентов / Вестник Челябинского государственного университета. 2017. С. 7-14.
12. Жегульская Е.П. Выбор покупателя под влиянием маркетинговых факторов / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. С. 12-19.
13. Канаян Р. Технология розничной торговли «алгоритм для розницы» Золотой рог. №48. 2005
14. Канаян Р., Канаян К., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров - М: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2008
15. Котляренко М. Мерчандайзинг в системе торгового маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003....43