Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В РОМАНЕ «ИДИОТ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Работа №190357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Бессознательные явления в романе Ф.М. Достоевского “Идиот” 9
2 Бессознательное и теория карнавала 29
3 Бессознательное и свобода выбора 47
Заключение 65
Список использованных источников и литературы

Творческий метод Ф.М. Достоевского, как отмечают многие исследователи, основывается на самобытной, оригинальной антропологии писателя. В разговоре о героях Достоевского отмечается его интерес к «тайне человека», «человеку в человеке». Человек, согласно концепции писателя, является тайной для себя самого, что может быть объяснено через концепцию бессознательного. Достоевский выступает с критикой рациональных способов объяснения человека через общественный строй, среду и т.д. Его концепция основывается на скрытом, иррациональном в поведении человека. В первую очередь, скрытом от него самого, ускользающем из сферы сознания.
Отсюда вытекает цель данной работы — исследование бессознательного в романе «Идиот» в аспекте антропологии и поэтики Ф. М. Достоевского.
Этот роман, как отмечает Е.Г. Новикова, остаётся одним из самых загадочных романов Достоевского, к исследованию которого всё чаще обращаются различные исследователи. «Такая герменевтическая «закрытость» романа — оборотная сторона его же крайне высокой интерпретационной вариативности» . А.В. Михайлов пишет: «В науке о литературе самое трудное для исследования — это все внутреннее. Оно же и самое нужное» . В данном случае речь идёт о смысловом ядре романа, но это высказывание может быть перенесено также на более специальную проблему: природа человека в романе Достоевского. Бессознательное — это как раз внутреннее, скрытое, трудное для исследования в силу свой иррациональности.
В связи с выбором цели мы выделяем ряд более конкретных задач исследования:
1. Обзор существующих концепций бессознательного в творчестве Ф.М. Достоевского.
2. Классификация бессознательных явлений в романе «Идиот»; исследование разнообразия этих явлений в связи с конкретными персонами романа.
3. Выяснение соотношения концепций бессознательного и теории карнавала как двух способов описания иррационального в человеческой природе в романе «Идиот».
4. Выяснения статуса бессознательных явлений в романе через постановку вопроса о свободе выбора, о возможности свободы выбора при условии действия бессознательного.
Цели и задачи определяют структуру исследования.
Во Введении мы постарались кратко обрисовать историю вопроса о бессознательном. Первая глава диплома — «Бессознательные явления в романе Ф.М. Достоевского “Идиот”» — посвящена классификации бессознательных явлений в романе и выявлению конкретных случаев проявления бессознательного у тех или иных персонажей романа. В основе концепции — классификация бессознательных явлений Ю.В. Щербатых, позволяющая классифицировать и сопоставить варианты бессознательного у трёх главных героев романа. Вторая глава, «Бессознательное и теория карнавала», посвящена выяснению соотношения между двумя этими концепциями. Обе концепции, так или иначе, касаются иррационального в поведении героев, оказываются на одной стороне в дихотомии «рациональное — иррациональное», в связи с чем сопоставление психоаналитического подхода с теорией карнавала уточняет суть вопроса, позволяет взглянуть на бессознательное в аспекте поэтики романа. В третьей главе, «Бессознательное и свобода выбора», осуществлены попытки реконструировать мысль писателя о возможности свободы выбора, о степени детерминированности человека собственным подсознанием, что является смысловым ядром исследования. Человек в романе «Идиот» представлен писателем в пограничных ситуациях и состояниях, в которых выясняется степень его свободы.
Объект исследования — роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Именно в этом романе появляется образ «положительно прекрасного человека», в котором обрисовывается концепция Достоевского о пути праведника; этот образ сопоставляется с другими — Рогожиным и Настасьей Филипповной, вступает в диалог с ними, и в основе этого диалога — вопрос о возможности нравственного выбора в условиях, когда человек не является полноправным хозяином себе самому (в том смысле, что бессознательное действует помимо воли).
Предмет исследования — бессознательные явления в романе.
Первые психоаналитические исследования творчества Достоевского связаны с именами русских философов Н. А. Бердяева, Л. Шестова, В. В. Розанова, но наиболее значимыми являются работы А. Адлера «Достоевский» и З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство», а также Д. Ранкур-Лафарьера «Русская литература и психоанализ: четыре способа взаимосвязи» и Г. Померанца «Открытость бездне. Встречи с Достоевским». И.П. Смирнов анализировал Достоевского с точки зрения психоанализа в книге "Психодиахронологика"3. Связь проблемы бессознательного с типологическим подходом к изучению романа Достоевского выступает на первый план в работах Р. Г. Назирова, который ставит проблему типологии героев в один ряд с другими проблемами в своей работе4.
Изучение многообразных связей между личностью и творчеством Ф. М. Достоевского и психоаналитическими теориями возможно в двух различных аспектах:
1. Взгляд на личность писателя через призму психоанализа.
2. Художественное воплощение проблематики бессознательного в творчестве автора романа «Идиот».
Нас будет интересовать в первую очередь второй пункт, хотя в первой главе работе присутствует краткий экскурс в историю первого вопроса.
В 1928 г. известный пушкинист П.С. Попов выступил с докладом «"Я" и
"Оно" в творчестве Достоевского», с чего начинается история психоаналитических исследований творчества писателя в русском литературоведении. Автор статьи ищет ключ к творчеству Достоевского, отвергая «физиологический» аспект в схемах психоанализа; он берёт на вооружение концепцию разделения на сознание и подсознание и утверждает, что каждый герой Достоевского выражает либо «Я», либо «Оно»5.
Психолог Л.С. Выготский, признавая безусловную связь бессознательного с творчеством, выступал с критикой работ, сводящих антропологию Достоевского к сексуальности. Он писал: «Вся жизнь оказывается нулем по сравнению с ранним детством, а из комплекса Эдипа исследователь берется вывести все решительно романы Достоевского. Но беда в том, что один писатель окажется роковым образом похожим на другого, потому что тот же Фрейд учит, что Эдипов комплекс есть всеобщее достояние»6. Мы придерживаемся позиции Выготского в этом вопросе: в нашем исследовании концепция бессознательного выступает как средство разговора о многообразных тайных силах в душе и психике человека, скрытых от него самого, и никоем образом не сводится к вопросу об Эдиповом комплексе.
А. Адлер ставит в центр своего исследования о Достоевском поиск писателем Истины о совместном проживании, и, соответственно, взаимодействии людей7. Ранкур-Лаферрьер Д. в своей книге даёт широкий обзор психоаналитического направления в западном литературоведении, изучающем русскую литературу. В центре его концепции — эротизм и сексуальность8. Г. Померанц в качестве центра, организующего жизнь бессознательного героев Достоевского, берёт идею бесконечности, неподвластную рациональному уму. Именно в романе «Идиот» исследователь видит прямое обращение к этой теме: «Об этом идет разговор Мышкина с Рогожиным у «Снятия с креста», об этом - и исповедь Ипполита».
Также к вопросу исследования творчества Достоевского в контексте психоанализа посвящены такие работы как: «Достоевский.
Психоаналитические этюды» А.Л. Бема, «Достоевский. Он и его произведения» И.Д. Ермакова, «Фрейд и Достоевский» В.М. Лейбина, и многие другие.
Методологическое значение имеют работы томских исследователей Д. Л. Соркиной, одной из первых, указавших на ключевую роль романа «Идиот» в наследии писателя, а также заложившей основу современных исследований «фантастического реализма» писателя, и Э. М. Жиляковой, рассматривающей влияние кризиса рационализма в сентиментализме на мир Ф. М. Достоевского: «Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844-1849)».
Как видим, вопрос о связи антропологии Достоевского с психоаналитической теорией ставился неоднократно и по-прежнему является дискуссионным, чем объясняется актуальность исследования.
Новизна работы заключается в рассмотрении и уточнении вопроса о свободе выбора через её соотношение с вопросом о бессознательном. Традиционно свобода выбора связывается исследователями со сферой сознания. Также, рассмотрение этой темы через призму теории карнавала позволяет уточнить многие аспекты, ускользающие от взгляда при психоаналитическом подходе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследовании была проделана работа по описанию и классификации бессознательных явлений, а также по включению этой сферы в общую антропологическую систему Ф.М. Достоевского.
Опираясь на анализ сцен из романа, мы выяснили, каким именно образом бессознательные явления проявляются у трёх центральных персонажей романа — князя Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны. Эти явления по- разному проявляются у троих этих персонажей, и, что ещё важнее, различно отношение героев к явлениям собственного бессознательного.
Наибольшее количество примеров было найдено на категорию «надсознательных явлений», затем следует категория «предпороговых ощущений». Такие категории как «бессознательные явления», «особые психические состояния» (сон) проявляются в меньшей степени, но в то же время являются наиболее презентативными.
Соотношение концепции бессознательного с теорией карнавала, как двух способов подойти к рассмотрению иррациональных черт человеческой природы в художественном мире Достоевского, позволило выявить как ряд общих для двух этих концепций черт, так и ряд существенных отличий, в которых уточнилась зона, описываемая через концепцию бессознательного.
Наконец, решение вопроса о соотношении бессознательного с вопросом о свободе выбора позволило выявить некоторые нюансы в понимании Достоевским природы человека. Вопрос о свободе воли в творчестве писателя, а, значит, и о границах действия бессознательного, связан с оригинальной авторской концепцией пути праведника.
Высочайшая свобода воли по Достоевскому — добровольный отказ от свободы. Это — тот единственный выбор, который может быть сделан человеком свободно, поскольку любое действие ради собственного «Я» или им продиктованное — это действие несвободное, обусловленное. Выбирая свободу, в рамках которой человек ставит своё «Я» выше мира, он обрекает себя на ложный путь. Истинная свобода — в отказе от собственного я, в абсолютной презумпции «Другого».
Достоевский показывает, что обретение свободы выбора — это долгий и трудный путь, который не может быть осуществлён без внимания человека к собственной внутренней, скрытой от его сознания жизни, которая проявляется в тех бессознательных процессах, которые мы попытались классифицировать в первой главе работы.
Исследования в этом направлении многочисленны, мнения исследователей разнятся.
Часто тот или иной подход ограничивает исследователя, некоторые стороны творчества писателя не могут быть учтены без всесторонней разработки ближайших к теме зон. Так, представляется продуктивным более детальное изучение пересечений между возможностями психоаналитического подхода и концепции М.М. Бахтина о карнавальном начале, организующем диалогическую ткань романов Достоевского.
Более глубокое понимание концепции Достоевского о человеческой свободе возможно через сопоставление различных философских работ (М.М. Бахтин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев) о творчестве писателя, так или иначе разрабатывающих эту тематику, с психоаналитическими концепциями (например, концепцией З.Фрейда).
Возможно, выявление описанных писателем бессознательных процессов у персонажей других романов, а также соотношение этих процессов у персонажей-идеологов, персонажей-мечтателей, и т.д., позволит получить более детальное представление об антропологической концепции Достоевского, о его понимании человека.
Перспектива исследования представляется в расширении методики классификации бессознательных явлений, предложенной в данной работе, на другие произведения писателя.



1. Адлер А. Достоевский [Электронный ресурс] // Избранное / И. Анненский. - М., 1987. Электронная версия печат. публ. - URL: https:// bookap.info/lichnost/adler_dostoevskiy_2002/ (дата обращения: 05.03.2019).
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер; пер. с англ. А. Боровикова. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 240 с.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр. соч. : в 7 т. / М. М. Бахтин. - М., 2002. - Т. 6. - С. 7-300, 466-505.
4. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Собр. соч. : в 7 т. / М. Бахтин. - М., 2010. - Т. 4 (2). - С. 7-516.
5. Белопольский В. Н. Достоевский и другие. Статьи о литературе / В. Н. Белопольский. - Ростов н/Д. : Foundation, 2010. - 250 с.
6. Бем А. Л. Достоевский. Психоаналитические этюды // Исследования. Письма о литературе / А. Л. Бем. - М., 2001. - С. 245-332..
7. Бердяев Н. А. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo / Н. А. Бердяев. - Praha :YMCA-PRESS Ltd, 1923. - 238 с.
8. Волошинов В. Н. Фрейдизм / В. Н. Волошинов; ком. В. Махлина. - М. : Лабиринт, 1993. - 164 с.
9. Выготский Л. С. Искусство и психоанализ // Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1987. - Гл. 4. - С. 68-83.
10. Гессе Г. Магия книги: Эссе о литературе / Г. Гессе. - СПб. : Лимбус Пресс, 2012. - 335 с.
11. Долинин А. С. Достоевский и другие : статьи и исследования о русской классической литературе / А. С. Долинин. - Л. : Худож. лит., 1989. - 478 с.
12. Дорфман Н. В. Теория Карнавала М. Бахтина в контексте коллективного бессознательного [Электронный ресурс] // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2012. - Ч. 2. - Электронная версия печат. публ. - URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01- 10-21-16/5478 (дата обращения: 05.03.2019).
13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский; текст подгот. И. А. Битюгова, Н. Н. Соломина. - Л. : Наука, Ленинг. отд-ние, 1973. - Т. 8. Идиот. - 511 с.
14. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Собр. соч. : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. - Л., 1989. - Т. 4. - С. 452-551.
15. Ермаков И. Д. Достоевский. Он и его произведения // Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский / И. Д. Ермаков. - М., 1999. - С. 347-440.
16. Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844-1849) / Э. М. Жилякова; под ред. Ф. З. Кануновой. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1989. - 272 с.
17. Казаков А. А. Русская литература третьей трети XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А.П. Чехов) : учеб. пособие для студентов факультета журналистики / А. А. Казаков. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2010. - 199 с.
18. Касаткина Т. А. Без Бога. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Ст. 1 // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. - М.; Иркутск, 2006. - С. 13-33.
19. Касаткина Т. А. Деталь-вещь // Достоевский: эстетика и поэтика: словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова. - Челябинск, 1997. - С. 152¬153.
20. Краминская Н. М. Диалектика сознательного и бессознательного в философских воззрениях Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс] // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-soznatelnogo-i-bessoznatelnogo-v- filosofskih-vozzreniyah-f-m-dostoevskogo(дата обращения: 17.12.2018).
21. Мачкарина О. Д. Персонализм Ф. М. Достоевского и его роль в формировании концепции личности в русской философии // Вестн Моск. гос. техн. ун-та. - 2012. - Вып. 15/3. - С. 662-665.
22. Михайлов А. В. Обратный перевод: Русская и западноевропейская культура: проблемы взаимосвязей / А. В. Михайлов. - М. : Яз. рус. культуры, 2000. - 848 с.
23. Набоков В. Лекции по русской литературе / В. Набоков. - СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. - 384 с.
24. Назарова О. Философы не молчат. Предисловие к публикации статьи С. Франка «Достоевский - самый русский изо всех русских» // Соловьевские исследования. - М., 2013. - Вып. 3 (39). - С. 139-148.
25. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского / Р. Г. Назиров. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1982. - 160 с.
26. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. З. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. - М., 1994. - С. 52-91.
27. Новикова Е. Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е. Г. Новикова. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2016. - 243 с.
28. Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским / Г. С. Померанц. - М. : Советский писатель, 1990. - 384 с.
29. Померанц Г. С. Мышление характерами мыслителей [Электронный ресурс] // Открытость бездне: встречи с Достоевским / Г. С. Померанц. - М., 1990. - Электронная версия печат. публ. - URL: http://liv.piramidin.com/publ /Pomerants_G/otkrytost_bezdne.htm#15 (дата обращения: 05.03.2019).
30. Попов П. С. «Я» и «ОНО» в творчестве Достоевского // Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / общ. ред. В. М. Лейбина. - М., 2014. - С. 252-310.
31. Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / сост., пред., биограф. спр. и общ. ред. В. М. Лейбина. - М. : Моск. ин-т психоанализа : Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 364 с.
32. Ранкур-Лаферрьер Д. Русская литература и психоанализ / Д. Ранкур-Лаферрьер. - М. : Ладомир , 2004. - 1017 с.
33. Розенталь Т. К. Страдания и творчество Достоевского. Психогенетическое исследование // Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. - М., 2014. - С. 23-45.
34. Романова Г. И. Мотив денег в русской литературе Х1Х века : учеб. пособие / Г.И. Романова. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 216 с.
35. Сердюкова Е. В. Ф. М. Достоевский и русская философия // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом : сб. науч. ст. / ред. В. А. Кувакин, М. А. Маслин; сост. М. А. Маслин. - М., 2013. - С. 273-282.
36. Сканлан Дж. Достоевский как мыслитель / Дж. Сканлан; пер. с англ. Д. Васильева, Н. Киреевой. - СПб. : Академический проект, 2006. - 256 с.
37. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Творческий путь Достоевского : сб. ст. / под ред. Н. Л. Бродского. - Л., 1924. - С. 131-186.
38. Смирнов И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней / И. П.Смирнов. - М. : Нов. лит. обозрение, 1994. - 352 с.
39. Соркина Д. Л. Об одном из источников образа Льва Николаевича Мышкина // Учен. зап. Томск. гос. ун-та. Вопросы художественного метода и стиля. - 1994. - № 48. - С. 145-151.
40. Турышева О. Н. образ превращения в творчестве Ф. М. Достоевкого и Ф. Кафки. / О. Н. Турышева // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2003. - Вып. 6, № 28. - С. 116.
41. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.]. - М. : Инфра-М., 1999. - 575 с.
42. Франк С. Л. Духовные основы общества. Республика / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 511 с.
43. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Художник и фантазирование : (сб. работ). - М., 1995. - C. 285-294.
44. Шлапакова Е. В. Мотив денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv- deneg-v-romane-f-m-dostoevskogo-igrok(дата обращения: 18.03.2019).
45. Щербатых Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
46. Эткинд А. Ермаков И. Д. и начало русского психоанализа // Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский / И. Д. Ермаков. - М., 1999. - С. 5-14.
47. Якубова Р. X. Идейно-композиционное единство романов Ф.М. Достоевского конца 1860-х - начала 1870-х годов ("Идиот", "Бесы") : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Р. X. Якубова. - Л., 1981. - 20 с.
48. Taylor B. Bakhtin, carnival and comic theory : PhD thesis / B. Taylor. - Nottingham, 1995. - 352 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ