Введение 3
1 Бессознательные явления в романе Ф.М. Достоевского “Идиот” 9
2 Бессознательное и теория карнавала 29
3 Бессознательное и свобода выбора 47
Заключение 65
Список использованных источников и литературы
Творческий метод Ф.М. Достоевского, как отмечают многие исследователи, основывается на самобытной, оригинальной антропологии писателя. В разговоре о героях Достоевского отмечается его интерес к «тайне человека», «человеку в человеке». Человек, согласно концепции писателя, является тайной для себя самого, что может быть объяснено через концепцию бессознательного. Достоевский выступает с критикой рациональных способов объяснения человека через общественный строй, среду и т.д. Его концепция основывается на скрытом, иррациональном в поведении человека. В первую очередь, скрытом от него самого, ускользающем из сферы сознания.
Отсюда вытекает цель данной работы — исследование бессознательного в романе «Идиот» в аспекте антропологии и поэтики Ф. М. Достоевского.
Этот роман, как отмечает Е.Г. Новикова, остаётся одним из самых загадочных романов Достоевского, к исследованию которого всё чаще обращаются различные исследователи. «Такая герменевтическая «закрытость» романа — оборотная сторона его же крайне высокой интерпретационной вариативности» . А.В. Михайлов пишет: «В науке о литературе самое трудное для исследования — это все внутреннее. Оно же и самое нужное» . В данном случае речь идёт о смысловом ядре романа, но это высказывание может быть перенесено также на более специальную проблему: природа человека в романе Достоевского. Бессознательное — это как раз внутреннее, скрытое, трудное для исследования в силу свой иррациональности.
В связи с выбором цели мы выделяем ряд более конкретных задач исследования:
1. Обзор существующих концепций бессознательного в творчестве Ф.М. Достоевского.
2. Классификация бессознательных явлений в романе «Идиот»; исследование разнообразия этих явлений в связи с конкретными персонами романа.
3. Выяснение соотношения концепций бессознательного и теории карнавала как двух способов описания иррационального в человеческой природе в романе «Идиот».
4. Выяснения статуса бессознательных явлений в романе через постановку вопроса о свободе выбора, о возможности свободы выбора при условии действия бессознательного.
Цели и задачи определяют структуру исследования.
Во Введении мы постарались кратко обрисовать историю вопроса о бессознательном. Первая глава диплома — «Бессознательные явления в романе Ф.М. Достоевского “Идиот”» — посвящена классификации бессознательных явлений в романе и выявлению конкретных случаев проявления бессознательного у тех или иных персонажей романа. В основе концепции — классификация бессознательных явлений Ю.В. Щербатых, позволяющая классифицировать и сопоставить варианты бессознательного у трёх главных героев романа. Вторая глава, «Бессознательное и теория карнавала», посвящена выяснению соотношения между двумя этими концепциями. Обе концепции, так или иначе, касаются иррационального в поведении героев, оказываются на одной стороне в дихотомии «рациональное — иррациональное», в связи с чем сопоставление психоаналитического подхода с теорией карнавала уточняет суть вопроса, позволяет взглянуть на бессознательное в аспекте поэтики романа. В третьей главе, «Бессознательное и свобода выбора», осуществлены попытки реконструировать мысль писателя о возможности свободы выбора, о степени детерминированности человека собственным подсознанием, что является смысловым ядром исследования. Человек в романе «Идиот» представлен писателем в пограничных ситуациях и состояниях, в которых выясняется степень его свободы.
Объект исследования — роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Именно в этом романе появляется образ «положительно прекрасного человека», в котором обрисовывается концепция Достоевского о пути праведника; этот образ сопоставляется с другими — Рогожиным и Настасьей Филипповной, вступает в диалог с ними, и в основе этого диалога — вопрос о возможности нравственного выбора в условиях, когда человек не является полноправным хозяином себе самому (в том смысле, что бессознательное действует помимо воли).
Предмет исследования — бессознательные явления в романе.
Первые психоаналитические исследования творчества Достоевского связаны с именами русских философов Н. А. Бердяева, Л. Шестова, В. В. Розанова, но наиболее значимыми являются работы А. Адлера «Достоевский» и З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство», а также Д. Ранкур-Лафарьера «Русская литература и психоанализ: четыре способа взаимосвязи» и Г. Померанца «Открытость бездне. Встречи с Достоевским». И.П. Смирнов анализировал Достоевского с точки зрения психоанализа в книге "Психодиахронологика"3. Связь проблемы бессознательного с типологическим подходом к изучению романа Достоевского выступает на первый план в работах Р. Г. Назирова, который ставит проблему типологии героев в один ряд с другими проблемами в своей работе4.
Изучение многообразных связей между личностью и творчеством Ф. М. Достоевского и психоаналитическими теориями возможно в двух различных аспектах:
1. Взгляд на личность писателя через призму психоанализа.
2. Художественное воплощение проблематики бессознательного в творчестве автора романа «Идиот».
Нас будет интересовать в первую очередь второй пункт, хотя в первой главе работе присутствует краткий экскурс в историю первого вопроса.
В 1928 г. известный пушкинист П.С. Попов выступил с докладом «"Я" и
"Оно" в творчестве Достоевского», с чего начинается история психоаналитических исследований творчества писателя в русском литературоведении. Автор статьи ищет ключ к творчеству Достоевского, отвергая «физиологический» аспект в схемах психоанализа; он берёт на вооружение концепцию разделения на сознание и подсознание и утверждает, что каждый герой Достоевского выражает либо «Я», либо «Оно»5.
Психолог Л.С. Выготский, признавая безусловную связь бессознательного с творчеством, выступал с критикой работ, сводящих антропологию Достоевского к сексуальности. Он писал: «Вся жизнь оказывается нулем по сравнению с ранним детством, а из комплекса Эдипа исследователь берется вывести все решительно романы Достоевского. Но беда в том, что один писатель окажется роковым образом похожим на другого, потому что тот же Фрейд учит, что Эдипов комплекс есть всеобщее достояние»6. Мы придерживаемся позиции Выготского в этом вопросе: в нашем исследовании концепция бессознательного выступает как средство разговора о многообразных тайных силах в душе и психике человека, скрытых от него самого, и никоем образом не сводится к вопросу об Эдиповом комплексе.
А. Адлер ставит в центр своего исследования о Достоевском поиск писателем Истины о совместном проживании, и, соответственно, взаимодействии людей7. Ранкур-Лаферрьер Д. в своей книге даёт широкий обзор психоаналитического направления в западном литературоведении, изучающем русскую литературу. В центре его концепции — эротизм и сексуальность8. Г. Померанц в качестве центра, организующего жизнь бессознательного героев Достоевского, берёт идею бесконечности, неподвластную рациональному уму. Именно в романе «Идиот» исследователь видит прямое обращение к этой теме: «Об этом идет разговор Мышкина с Рогожиным у «Снятия с креста», об этом - и исповедь Ипполита».
Также к вопросу исследования творчества Достоевского в контексте психоанализа посвящены такие работы как: «Достоевский.
Психоаналитические этюды» А.Л. Бема, «Достоевский. Он и его произведения» И.Д. Ермакова, «Фрейд и Достоевский» В.М. Лейбина, и многие другие.
Методологическое значение имеют работы томских исследователей Д. Л. Соркиной, одной из первых, указавших на ключевую роль романа «Идиот» в наследии писателя, а также заложившей основу современных исследований «фантастического реализма» писателя, и Э. М. Жиляковой, рассматривающей влияние кризиса рационализма в сентиментализме на мир Ф. М. Достоевского: «Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844-1849)».
Как видим, вопрос о связи антропологии Достоевского с психоаналитической теорией ставился неоднократно и по-прежнему является дискуссионным, чем объясняется актуальность исследования.
Новизна работы заключается в рассмотрении и уточнении вопроса о свободе выбора через её соотношение с вопросом о бессознательном. Традиционно свобода выбора связывается исследователями со сферой сознания. Также, рассмотрение этой темы через призму теории карнавала позволяет уточнить многие аспекты, ускользающие от взгляда при психоаналитическом подходе.
В представленном исследовании была проделана работа по описанию и классификации бессознательных явлений, а также по включению этой сферы в общую антропологическую систему Ф.М. Достоевского.
Опираясь на анализ сцен из романа, мы выяснили, каким именно образом бессознательные явления проявляются у трёх центральных персонажей романа — князя Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны. Эти явления по- разному проявляются у троих этих персонажей, и, что ещё важнее, различно отношение героев к явлениям собственного бессознательного.
Наибольшее количество примеров было найдено на категорию «надсознательных явлений», затем следует категория «предпороговых ощущений». Такие категории как «бессознательные явления», «особые психические состояния» (сон) проявляются в меньшей степени, но в то же время являются наиболее презентативными.
Соотношение концепции бессознательного с теорией карнавала, как двух способов подойти к рассмотрению иррациональных черт человеческой природы в художественном мире Достоевского, позволило выявить как ряд общих для двух этих концепций черт, так и ряд существенных отличий, в которых уточнилась зона, описываемая через концепцию бессознательного.
Наконец, решение вопроса о соотношении бессознательного с вопросом о свободе выбора позволило выявить некоторые нюансы в понимании Достоевским природы человека. Вопрос о свободе воли в творчестве писателя, а, значит, и о границах действия бессознательного, связан с оригинальной авторской концепцией пути праведника.
Высочайшая свобода воли по Достоевскому — добровольный отказ от свободы. Это — тот единственный выбор, который может быть сделан человеком свободно, поскольку любое действие ради собственного «Я» или им продиктованное — это действие несвободное, обусловленное. Выбирая свободу, в рамках которой человек ставит своё «Я» выше мира, он обрекает себя на ложный путь. Истинная свобода — в отказе от собственного я, в абсолютной презумпции «Другого».
Достоевский показывает, что обретение свободы выбора — это долгий и трудный путь, который не может быть осуществлён без внимания человека к собственной внутренней, скрытой от его сознания жизни, которая проявляется в тех бессознательных процессах, которые мы попытались классифицировать в первой главе работы.
Исследования в этом направлении многочисленны, мнения исследователей разнятся.
Часто тот или иной подход ограничивает исследователя, некоторые стороны творчества писателя не могут быть учтены без всесторонней разработки ближайших к теме зон. Так, представляется продуктивным более детальное изучение пересечений между возможностями психоаналитического подхода и концепции М.М. Бахтина о карнавальном начале, организующем диалогическую ткань романов Достоевского.
Более глубокое понимание концепции Достоевского о человеческой свободе возможно через сопоставление различных философских работ (М.М. Бахтин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев) о творчестве писателя, так или иначе разрабатывающих эту тематику, с психоаналитическими концепциями (например, концепцией З.Фрейда).
Возможно, выявление описанных писателем бессознательных процессов у персонажей других романов, а также соотношение этих процессов у персонажей-идеологов, персонажей-мечтателей, и т.д., позволит получить более детальное представление об антропологической концепции Достоевского, о его понимании человека.
Перспектива исследования представляется в расширении методики классификации бессознательных явлений, предложенной в данной работе, на другие произведения писателя.
1. Адлер А. Достоевский [Электронный ресурс] // Избранное / И. Анненский. - М., 1987. Электронная версия печат. публ. - URL: https:// bookap.info/lichnost/adler_dostoevskiy_2002/ (дата обращения: 05.03.2019).
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер; пер. с англ. А. Боровикова. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 240 с.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр. соч. : в 7 т. / М. М. Бахтин. - М., 2002. - Т. 6. - С. 7-300, 466-505.
4. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Собр. соч. : в 7 т. / М. Бахтин. - М., 2010. - Т. 4 (2). - С. 7-516.
5. Белопольский В. Н. Достоевский и другие. Статьи о литературе / В. Н. Белопольский. - Ростов н/Д. : Foundation, 2010. - 250 с.
6. Бем А. Л. Достоевский. Психоаналитические этюды // Исследования. Письма о литературе / А. Л. Бем. - М., 2001. - С. 245-332..
7. Бердяев Н. А. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo / Н. А. Бердяев. - Praha :YMCA-PRESS Ltd, 1923. - 238 с.
8. Волошинов В. Н. Фрейдизм / В. Н. Волошинов; ком. В. Махлина. - М. : Лабиринт, 1993. - 164 с.
9. Выготский Л. С. Искусство и психоанализ // Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1987. - Гл. 4. - С. 68-83.
10. Гессе Г. Магия книги: Эссе о литературе / Г. Гессе. - СПб. : Лимбус Пресс, 2012. - 335 с.
11. Долинин А. С. Достоевский и другие : статьи и исследования о русской классической литературе / А. С. Долинин. - Л. : Худож. лит., 1989. - 478 с.
12. Дорфман Н. В. Теория Карнавала М. Бахтина в контексте коллективного бессознательного [Электронный ресурс] // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2012. - Ч. 2. - Электронная версия печат. публ. - URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01- 10-21-16/5478 (дата обращения: 05.03.2019).
13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский; текст подгот. И. А. Битюгова, Н. Н. Соломина. - Л. : Наука, Ленинг. отд-ние, 1973. - Т. 8. Идиот. - 511 с.
14. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Собр. соч. : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. - Л., 1989. - Т. 4. - С. 452-551.
15. Ермаков И. Д. Достоевский. Он и его произведения // Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский / И. Д. Ермаков. - М., 1999. - С. 347-440.
16. Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844-1849) / Э. М. Жилякова; под ред. Ф. З. Кануновой. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1989. - 272 с.
17. Казаков А. А. Русская литература третьей трети XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А.П. Чехов) : учеб. пособие для студентов факультета журналистики / А. А. Казаков. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2010. - 199 с.
18. Касаткина Т. А. Без Бога. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Ст. 1 // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. - М.; Иркутск, 2006. - С. 13-33.
19. Касаткина Т. А. Деталь-вещь // Достоевский: эстетика и поэтика: словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова. - Челябинск, 1997. - С. 152¬153.
20. Краминская Н. М. Диалектика сознательного и бессознательного в философских воззрениях Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс] // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-soznatelnogo-i-bessoznatelnogo-v- filosofskih-vozzreniyah-f-m-dostoevskogo(дата обращения: 17.12.2018).
21. Мачкарина О. Д. Персонализм Ф. М. Достоевского и его роль в формировании концепции личности в русской философии // Вестн Моск. гос. техн. ун-та. - 2012. - Вып. 15/3. - С. 662-665.
22. Михайлов А. В. Обратный перевод: Русская и западноевропейская культура: проблемы взаимосвязей / А. В. Михайлов. - М. : Яз. рус. культуры, 2000. - 848 с.
23. Набоков В. Лекции по русской литературе / В. Набоков. - СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. - 384 с.
24. Назарова О. Философы не молчат. Предисловие к публикации статьи С. Франка «Достоевский - самый русский изо всех русских» // Соловьевские исследования. - М., 2013. - Вып. 3 (39). - С. 139-148.
25. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского / Р. Г. Назиров. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1982. - 160 с.
26. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. З. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. - М., 1994. - С. 52-91.
27. Новикова Е. Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е. Г. Новикова. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2016. - 243 с.
28. Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским / Г. С. Померанц. - М. : Советский писатель, 1990. - 384 с.
29. Померанц Г. С. Мышление характерами мыслителей [Электронный ресурс] // Открытость бездне: встречи с Достоевским / Г. С. Померанц. - М., 1990. - Электронная версия печат. публ. - URL: http://liv.piramidin.com/publ /Pomerants_G/otkrytost_bezdne.htm#15 (дата обращения: 05.03.2019).
30. Попов П. С. «Я» и «ОНО» в творчестве Достоевского // Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / общ. ред. В. М. Лейбина. - М., 2014. - С. 252-310.
31. Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / сост., пред., биограф. спр. и общ. ред. В. М. Лейбина. - М. : Моск. ин-т психоанализа : Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 364 с.
32. Ранкур-Лаферрьер Д. Русская литература и психоанализ / Д. Ранкур-Лаферрьер. - М. : Ладомир , 2004. - 1017 с.
33. Розенталь Т. К. Страдания и творчество Достоевского. Психогенетическое исследование // Психоанализ жизни и творчества Достоевского: хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. - М., 2014. - С. 23-45.
34. Романова Г. И. Мотив денег в русской литературе Х1Х века : учеб. пособие / Г.И. Романова. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 216 с.
35. Сердюкова Е. В. Ф. М. Достоевский и русская философия // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом : сб. науч. ст. / ред. В. А. Кувакин, М. А. Маслин; сост. М. А. Маслин. - М., 2013. - С. 273-282.
36. Сканлан Дж. Достоевский как мыслитель / Дж. Сканлан; пер. с англ. Д. Васильева, Н. Киреевой. - СПб. : Академический проект, 2006. - 256 с.
37. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Творческий путь Достоевского : сб. ст. / под ред. Н. Л. Бродского. - Л., 1924. - С. 131-186.
38. Смирнов И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней / И. П.Смирнов. - М. : Нов. лит. обозрение, 1994. - 352 с.
39. Соркина Д. Л. Об одном из источников образа Льва Николаевича Мышкина // Учен. зап. Томск. гос. ун-та. Вопросы художественного метода и стиля. - 1994. - № 48. - С. 145-151.
40. Турышева О. Н. образ превращения в творчестве Ф. М. Достоевкого и Ф. Кафки. / О. Н. Турышева // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2003. - Вып. 6, № 28. - С. 116.
41. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.]. - М. : Инфра-М., 1999. - 575 с.
42. Франк С. Л. Духовные основы общества. Республика / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 511 с.
43. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Художник и фантазирование : (сб. работ). - М., 1995. - C. 285-294.
44. Шлапакова Е. В. Мотив денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv- deneg-v-romane-f-m-dostoevskogo-igrok(дата обращения: 18.03.2019).
45. Щербатых Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
46. Эткинд А. Ермаков И. Д. и начало русского психоанализа // Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский / И. Д. Ермаков. - М., 1999. - С. 5-14.
47. Якубова Р. X. Идейно-композиционное единство романов Ф.М. Достоевского конца 1860-х - начала 1870-х годов ("Идиот", "Бесы") : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Р. X. Якубова. - Л., 1981. - 20 с.
48. Taylor B. Bakhtin, carnival and comic theory : PhD thesis / B. Taylor. - Nottingham, 1995. - 352 p.