ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТОКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1. Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей -
подростков воспитывающихся в условиях детского дома 11
1.1. Понятие адаптации: основные определения и виды 11
1.2. Особенности развития социально-психологической сферы в период
подросткового возраста у детей-сирот 18
1.3. Особенности социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 25
2. Эмпирическое исследование социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 38
2.1. Описание исследования: этапы, структуры и методы исследования.. 38
2.2. Результаты исследование: описание выборки, сравнительный анализ
полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИЕТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1. Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей -
подростков воспитывающихся в условиях детского дома 11
1.1. Понятие адаптации: основные определения и виды 11
1.2. Особенности развития социально-психологической сферы в период
подросткового возраста у детей-сирот 18
1.3. Особенности социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 25
2. Эмпирическое исследование социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 38
2.1. Описание исследования: этапы, структуры и методы исследования.. 38
2.2. Результаты исследование: описание выборки, сравнительный анализ
полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИЕТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современном обществе особое внимание уделяется сохранению и поддержанию не только физического здоровья, но также и психического здоровья людей. Поэтому, изучение механизмов и закономерностей адаптации в различных социальных средах приобретает фундаментальное значение. Человек за всю свою жизнь часто находится в процессе адаптации, особенно в области социально-психологической сферы. Данная сфера включает в себя вступление индивидом в новое социальное окружение, установление позитивного взаимодействия с участниками этого окружения и совместное участие в любом из видов деятельности.
Говоря о подростках, очень важно понимать, что во время достаточно сложного для личности периода возникают новые роли и социальные ожидания, за которыми необходимо следовать. Подростковый период считает одним из самых сложных периодов в становлении человека как личности. Одна из самых важных и тяжелых особенностей данного периода является то, что существует риск разрыва контакта с ребенком. Данное время очень насыщенно различными переживаниями и трудностями, происходит кризис личности, а также появляются различные проблемы, которые до этого не так сильно волновали. [7]
Актуальность исследования подтверждается значительным социальным значением проблемы адаптации детей, которые оказались без приюта и вынуждены воспитываться в детских домах. Уровень адаптации детей в таких условиях важен для понимания и улучшения их жизненной ситуации и будущего благополучия. Если гипотеза данного исследования будет доказана, это может привести к необходимости пересмотра и улучшения системы ухода и воспитания детей в детских домах. Это может способствовать разработке эффективных программ поддержки и помощи детям, находящимся в этих условиях. Таким образом, исследование по данной теме имеет высокую актуальность с точки зрения практической значимости и возможности улучшения качества жизни детей, находящихся в детских домах. Очень важно помнить, что в подростковый период формируются основные образы поведения, особенности характера человека и различные методы реагирования на те или иные ситуации. Из -за недопонимания подростков взрослыми, ребенок вынужден бороться за свою свободу и стремиться быть воспринятым как взрослый. И самым важным и сложным аспектом подросткового возраста является нестабильность личности. Таким образом, данное исследование является актуальной темой, имеющей важное значение для психологии и общества в целом.
Цель исследования: выявить особенности адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и дать практические и методические рекомендации по улучшению социальной адаптации подростков-сирот.
Объект исследования: адаптация подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Предмет исследования: особенности социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза исследования: уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома, будет значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Задачи:
1. Изучить основные концепции и подходы к пониманию адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
2. Выявить факторы, влияющие на уровень адаптации детей в детских домах и в семьях.
3. Проанализировать полученные данные и сравнить уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семьях.
4. Дать практические и методические рекомендации по улучшению уровня социальной адаптации подростков сирот.
Методы исследования: анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, которые изучали процесс адаптации и адаптацию детей из детского дома (Гулин К.А., Шинаева О.В., Величко О., Венгер А.Л. Бехтеров В.М., Бандура А., Алмазов Б.Н., Алехина С.В., Айзенк Г., Ульянова Е.А., Лебедев В.Г., Савченко И.В. Морозва Н.И., Филькина О.В.). Для эмпирического исследования были использованы: методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы- К. Роджерс и Р. Даймонд) и метод наблюдения, используя схему наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанная Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот), чтобы оценить уровень адаптации к социальной среде; карта наблюдений за поведением детей в различных ситуациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе представлен «Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома» раскрывается понятие адаптации, ее видов и особенностей развития социально - психологической сферы в период подросткового возраста у детей-сирот, а также более подробно рассмотрена социальная адаптация. Во второй главе проведено эмпирическое исследование социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. В этой главе дано описание исследования, его этапы, структура, методы, а также сравнительный анализ полученных результатов. Заключение содержит вывод по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования.
Говоря о подростках, очень важно понимать, что во время достаточно сложного для личности периода возникают новые роли и социальные ожидания, за которыми необходимо следовать. Подростковый период считает одним из самых сложных периодов в становлении человека как личности. Одна из самых важных и тяжелых особенностей данного периода является то, что существует риск разрыва контакта с ребенком. Данное время очень насыщенно различными переживаниями и трудностями, происходит кризис личности, а также появляются различные проблемы, которые до этого не так сильно волновали. [7]
Актуальность исследования подтверждается значительным социальным значением проблемы адаптации детей, которые оказались без приюта и вынуждены воспитываться в детских домах. Уровень адаптации детей в таких условиях важен для понимания и улучшения их жизненной ситуации и будущего благополучия. Если гипотеза данного исследования будет доказана, это может привести к необходимости пересмотра и улучшения системы ухода и воспитания детей в детских домах. Это может способствовать разработке эффективных программ поддержки и помощи детям, находящимся в этих условиях. Таким образом, исследование по данной теме имеет высокую актуальность с точки зрения практической значимости и возможности улучшения качества жизни детей, находящихся в детских домах. Очень важно помнить, что в подростковый период формируются основные образы поведения, особенности характера человека и различные методы реагирования на те или иные ситуации. Из -за недопонимания подростков взрослыми, ребенок вынужден бороться за свою свободу и стремиться быть воспринятым как взрослый. И самым важным и сложным аспектом подросткового возраста является нестабильность личности. Таким образом, данное исследование является актуальной темой, имеющей важное значение для психологии и общества в целом.
Цель исследования: выявить особенности адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и дать практические и методические рекомендации по улучшению социальной адаптации подростков-сирот.
Объект исследования: адаптация подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Предмет исследования: особенности социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза исследования: уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома, будет значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Задачи:
1. Изучить основные концепции и подходы к пониманию адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
2. Выявить факторы, влияющие на уровень адаптации детей в детских домах и в семьях.
3. Проанализировать полученные данные и сравнить уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семьях.
4. Дать практические и методические рекомендации по улучшению уровня социальной адаптации подростков сирот.
Методы исследования: анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, которые изучали процесс адаптации и адаптацию детей из детского дома (Гулин К.А., Шинаева О.В., Величко О., Венгер А.Л. Бехтеров В.М., Бандура А., Алмазов Б.Н., Алехина С.В., Айзенк Г., Ульянова Е.А., Лебедев В.Г., Савченко И.В. Морозва Н.И., Филькина О.В.). Для эмпирического исследования были использованы: методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы- К. Роджерс и Р. Даймонд) и метод наблюдения, используя схему наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанная Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот), чтобы оценить уровень адаптации к социальной среде; карта наблюдений за поведением детей в различных ситуациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе представлен «Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома» раскрывается понятие адаптации, ее видов и особенностей развития социально - психологической сферы в период подросткового возраста у детей-сирот, а также более подробно рассмотрена социальная адаптация. Во второй главе проведено эмпирическое исследование социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. В этой главе дано описание исследования, его этапы, структура, методы, а также сравнительный анализ полученных результатов. Заключение содержит вывод по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования.
На сегодняшний день вопрос - как улучшить социальную адаптацию детей-подростков, которые вынуждены воспитываться в условиях детских домов, является одним из самых актуальных. Этот вопрос является проблемой для большого количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества.
Детский дом - это учреждение, предназначенное для временного или постоянного проживания безнадзорных детей, лишенных родительской опеки или находящихся в сложном семейном положении. В наших силах сделать все возможное для предотвращения негативных последствий сложившейся ситуации.
В данной работе были выявлены особенности социальной адаптации детей-подростков, проживающих в детских домах, определены факторы, влияющие на успешность данного процесса и выработаны рекомендаций по повышению эффективности социализации подростков, находящихся в сложных жизненных условиях.
В рамках исследования были рассмотрены следующие вопросы: анализ психологических и социальных особенностей детей-подростков из детских домов; изучение факторов, влияющих на успешность социальной адаптации; выявление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются эти дети и исследование методов и программ поддержки и сопровождения детей - подростков в процессе приспособления к изменяющимся условиям среды. Для того чтобы адаптация детей из детских домов была успешной, нужно создать условия для того, чтобы дети-сироты могли полноценно развиваться в стенах детских домов, как с физической, так и с психологической точки зрения. Также, педагогам, опекунам, социальным работникам и психологам детских домов требуется направлять детей на продолжение получения образования, с последующим получением профессии и к мыслям о создании семьи.
Для подростков из детских домов важно обеспечить психологическую поддержку, эмоциональную защиту и стабильные отношения с заботливыми взрослыми. Создание благоприятной среды, где они могут выражать свои чувства, получать помощь и поддержку, является ключевым для их психологического благополучия и адаптации. Очень важно учить их жизненным принципам и установкам пока они находятся в стенах детских домов, развивать навыки и умения, которых они были лишены.
Детский дом - это учреждение, предназначенное для временного или постоянного проживания безнадзорных детей, лишенных родительской опеки или находящихся в сложном семейном положении. В наших силах сделать все возможное для предотвращения негативных последствий сложившейся ситуации.
В данной работе были выявлены особенности социальной адаптации детей-подростков, проживающих в детских домах, определены факторы, влияющие на успешность данного процесса и выработаны рекомендаций по повышению эффективности социализации подростков, находящихся в сложных жизненных условиях.
В рамках исследования были рассмотрены следующие вопросы: анализ психологических и социальных особенностей детей-подростков из детских домов; изучение факторов, влияющих на успешность социальной адаптации; выявление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются эти дети и исследование методов и программ поддержки и сопровождения детей - подростков в процессе приспособления к изменяющимся условиям среды. Для того чтобы адаптация детей из детских домов была успешной, нужно создать условия для того, чтобы дети-сироты могли полноценно развиваться в стенах детских домов, как с физической, так и с психологической точки зрения. Также, педагогам, опекунам, социальным работникам и психологам детских домов требуется направлять детей на продолжение получения образования, с последующим получением профессии и к мыслям о создании семьи.
Для подростков из детских домов важно обеспечить психологическую поддержку, эмоциональную защиту и стабильные отношения с заботливыми взрослыми. Создание благоприятной среды, где они могут выражать свои чувства, получать помощь и поддержку, является ключевым для их психологического благополучия и адаптации. Очень важно учить их жизненным принципам и установкам пока они находятся в стенах детских домов, развивать навыки и умения, которых они были лишены.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2013 - АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ОЩЕОГ»РАЗОВАТЕЛ1»ПОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Технология социальной реабилитации на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» ЗАТО Северск
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков, воспитывающихся в ситуации материнской депривации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Я - МЕДИА ГОР»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



