Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТОКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №190356

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1. Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей -
подростков воспитывающихся в условиях детского дома 11
1.1. Понятие адаптации: основные определения и виды 11
1.2. Особенности развития социально-психологической сферы в период
подросткового возраста у детей-сирот 18
1.3. Особенности социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 25
2. Эмпирическое исследование социальной адаптации детей-подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 38
2.1. Описание исследования: этапы, структуры и методы исследования.. 38
2.2. Результаты исследование: описание выборки, сравнительный анализ
полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИЕТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

В современном обществе особое внимание уделяется сохранению и поддержанию не только физического здоровья, но также и психического здоровья людей. Поэтому, изучение механизмов и закономерностей адаптации в различных социальных средах приобретает фундаментальное значение. Человек за всю свою жизнь часто находится в процессе адаптации, особенно в области социально-психологической сферы. Данная сфера включает в себя вступление индивидом в новое социальное окружение, установление позитивного взаимодействия с участниками этого окружения и совместное участие в любом из видов деятельности.
Говоря о подростках, очень важно понимать, что во время достаточно сложного для личности периода возникают новые роли и социальные ожидания, за которыми необходимо следовать. Подростковый период считает одним из самых сложных периодов в становлении человека как личности. Одна из самых важных и тяжелых особенностей данного периода является то, что существует риск разрыва контакта с ребенком. Данное время очень насыщенно различными переживаниями и трудностями, происходит кризис личности, а также появляются различные проблемы, которые до этого не так сильно волновали. [7]
Актуальность исследования подтверждается значительным социальным значением проблемы адаптации детей, которые оказались без приюта и вынуждены воспитываться в детских домах. Уровень адаптации детей в таких условиях важен для понимания и улучшения их жизненной ситуации и будущего благополучия. Если гипотеза данного исследования будет доказана, это может привести к необходимости пересмотра и улучшения системы ухода и воспитания детей в детских домах. Это может способствовать разработке эффективных программ поддержки и помощи детям, находящимся в этих условиях. Таким образом, исследование по данной теме имеет высокую актуальность с точки зрения практической значимости и возможности улучшения качества жизни детей, находящихся в детских домах. Очень важно помнить, что в подростковый период формируются основные образы поведения, особенности характера человека и различные методы реагирования на те или иные ситуации. Из -за недопонимания подростков взрослыми, ребенок вынужден бороться за свою свободу и стремиться быть воспринятым как взрослый. И самым важным и сложным аспектом подросткового возраста является нестабильность личности. Таким образом, данное исследование является актуальной темой, имеющей важное значение для психологии и общества в целом.
Цель исследования: выявить особенности адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и дать практические и методические рекомендации по улучшению социальной адаптации подростков-сирот.
Объект исследования: адаптация подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Предмет исследования: особенности социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Гипотеза исследования: уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома, будет значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Задачи:
1. Изучить основные концепции и подходы к пониманию адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
2. Выявить факторы, влияющие на уровень адаптации детей в детских домах и в семьях.
3. Проанализировать полученные данные и сравнить уровень адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семьях.
4. Дать практические и методические рекомендации по улучшению уровня социальной адаптации подростков сирот.
Методы исследования: анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, которые изучали процесс адаптации и адаптацию детей из детского дома (Гулин К.А., Шинаева О.В., Величко О., Венгер А.Л. Бехтеров В.М., Бандура А., Алмазов Б.Н., Алехина С.В., Айзенк Г., Ульянова Е.А., Лебедев В.Г., Савченко И.В. Морозва Н.И., Филькина О.В.). Для эмпирического исследования были использованы: методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы- К. Роджерс и Р. Даймонд) и метод наблюдения, используя схему наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанная Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот), чтобы оценить уровень адаптации к социальной среде; карта наблюдений за поведением детей в различных ситуациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе представлен «Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома» раскрывается понятие адаптации, ее видов и особенностей развития социально - психологической сферы в период подросткового возраста у детей-сирот, а также более подробно рассмотрена социальная адаптация. Во второй главе проведено эмпирическое исследование социальной адаптации детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. В этой главе дано описание исследования, его этапы, структура, методы, а также сравнительный анализ полученных результатов. Заключение содержит вывод по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день вопрос - как улучшить социальную адаптацию детей-подростков, которые вынуждены воспитываться в условиях детских домов, является одним из самых актуальных. Этот вопрос является проблемой для большого количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества.
Детский дом - это учреждение, предназначенное для временного или постоянного проживания безнадзорных детей, лишенных родительской опеки или находящихся в сложном семейном положении. В наших силах сделать все возможное для предотвращения негативных последствий сложившейся ситуации.
В данной работе были выявлены особенности социальной адаптации детей-подростков, проживающих в детских домах, определены факторы, влияющие на успешность данного процесса и выработаны рекомендаций по повышению эффективности социализации подростков, находящихся в сложных жизненных условиях.
В рамках исследования были рассмотрены следующие вопросы: анализ психологических и социальных особенностей детей-подростков из детских домов; изучение факторов, влияющих на успешность социальной адаптации; выявление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются эти дети и исследование методов и программ поддержки и сопровождения детей - подростков в процессе приспособления к изменяющимся условиям среды. Для того чтобы адаптация детей из детских домов была успешной, нужно создать условия для того, чтобы дети-сироты могли полноценно развиваться в стенах детских домов, как с физической, так и с психологической точки зрения. Также, педагогам, опекунам, социальным работникам и психологам детских домов требуется направлять детей на продолжение получения образования, с последующим получением профессии и к мыслям о создании семьи.
Для подростков из детских домов важно обеспечить психологическую поддержку, эмоциональную защиту и стабильные отношения с заботливыми взрослыми. Создание благоприятной среды, где они могут выражать свои чувства, получать помощь и поддержку, является ключевым для их психологического благополучия и адаптации. Очень важно учить их жизненным принципам и установкам пока они находятся в стенах детских домов, развивать навыки и умения, которых они были лишены.



1. Аизенк Г. Парадоксы психологии / Г. Аизенк. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 352 с.
2. Аизенк Г. Структура личности / Г. Аизенк. - М.: Ювента; 1999. - 464 с.
3. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России. / С. В. Алехина // Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ edu_economy_wellbeing/contents/36287 (дата обращения: 15.03.2024)
4. Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов. - Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 2000. - 310 с.
5. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
6. Бахвалова Е. В. Социально-психологическое сопровождение воспитанников детского дома в условиях их интеграции в общеобразовательные школы / Е. В. Бахвалова // Материалы IX заочной Международной научно-практической конференции с участием студентов и аспирантов, Омск, 30 мая 2017 года. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. - С. 128-133.
7. Беккер И. Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И. Л. Беккер // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. -
2008. - №10. - URL https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-mladshih-shkolnikov/ (дата обращения 22.03.2024).
8. Бехтерев В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. - М.: Наука, 1991. - 480 с.
9. Буршит Л. М. Методы эмпирического социально¬психологического исследования уровней социально-психологической адаптации воспитанников детского дома в условиях разновозрастного детско-подросткового коллектива / Л. М. Буршит // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 2 (113). - С. 150-155.
10. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство. Ч. 1. - 3-е изд. / А. Л. Венгер. - М. Генезис, 2005.
- 160 с.
11. Гулин К. А. Безнадзорность несовершеннолетних в Вологодской области / К.А. Гулин, В.И. Попова // Регион: экономика и социология. - 2006.
- № 3. - С.111-120.
12. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследовании” / Л. Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. - 2007. - С.17.
13. Жукова Ю. С. Стратегии социальной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в приемных семьях /Ю.С. Жукова // Вестник ТГПУ. -
2009. - № 7(1). - С. 127-133.
14. Колоколова К. А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5(1). — С. 57-58.
15. Косенкова Ю. В. Адаптационный период ребенка-первокласника / Ю В Костенкова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 13 (5). - С. 57-65.
16. Крайг Г. Психология развития. / Крайг Г. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - С. 137.
17. Крухмалев А. Е. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / А. Е. Крухмалев, Е. В. Воеводина //Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 72-78.
18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — М.: Питер, 2016. — 156 с.
19. Миночкина А. С. Повышение уровня социальной адаптации детеи-сирот и детей, оставшихся без родителей / А. С. Миночкина // Гуманитарные и социальные науки. - № 4 - 2012. - С.163-167.
20. Модоренко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е. В. Модоренко // Психология и право - 2017. - № 8. - С. 108-111.
21. Морозова Н. И. Факторы, влияющие на адаптацию детей-сирот в детских домах/ Н. И. Морозова // Психологическая наука: актуальные проблемы. - 2018. - №2(18). - С. 112-118.
22. Никитина Д. Е. Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома / Д.Е. Никитина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. С. 200-208
23. Польшина М. А. Особенности формирования эффективных форм
социально-психологической адаптации у подростков -сирот в процессе социализации / М. А. Польшина // Проблемы современного психологического образования. - 2022. - № 66 (2). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-effektivnyh-form- sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-u-podrostkov-sirot-v-protsesse-sotsializatsii(дата обращения: 21.02.2024).
24. Проблемы семьи и детства в современной России. / Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты населения РФ. Научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семеиной и демографической политики. -М.: «Прометеи“»,1992. -Ч. 1. -136 с.
25. Рубанова Л. Г. Фоминых, Т.В. Социальная адаптация детей- сирот: проблемы и их решение. Вестник Омского университета. Серия "Психология". - 2018. - №2(22). - С. 94-100.
26. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. / Сластенин В. А., Каширин В. П. - Москва :Юрайт, 2010. - С. 70-73..
27. Ульянова Е. А. Социальная адаптация подростков-сирот в условиях интерната./ Ульянова Е. А. // Современная психология и образование. - 2015. -№ 3(12). - С. 54-59.
28. Филькина О. М. Отношение населения к проблеме социального сиротства и устройства детеи, оставшихся без попечения родителей, в семьи / О. М. Филькина, Н. В. Долотова, Е. А. Воробьева, Т. Г. Шанина, О. Ю. Кочерова, Л. А. Пыхтина // Детская медицина Северо-Запада, 2012. - Т.3. - № 3. - С.24-27.
29. Чекалова С. А. Современный взгляд на проблему школьной адаптации / С.А. Чекалова, В.А. Воробьева, Е.С. Богомолова, Е.А. Азова, О.Б. Овсянникова, А.И. Миронова // Ремедиум Приволжье. - 2014. №5 (125). URL https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-problemu-shkolnoy-adaptatsii/ (дата обращения 22.03.2024).
30. Шабунина Е. В. Особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. /Е.В. Шабунина// Психологическая наука и образование. . - 2016. - №21(4). - С. 80-85.
31. Шиняева О. В. Социальная адаптация гуманитарной
интеллигенции: теоретико- методологические основы исследования / О. В. Шиняева, Т. В. Клюева // Известия высших учебных заведении/ Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 3. - С.76-82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ