ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ВЕЧЕРНЕМ ТОК-ШОУ
|
Аннотация 2
Введение 3
1 Языковая личность: определение, свойства, специфика изучения 6
1.1 Лингвоперсонология как наука, изучающая языковую личность 6
1.2 Коммуникативное поведение: подходы к анализу 8
1.3 Стратегии и тактики коммуникации: определение, классификации 10
Выводы по главе 1 17
2 Late-night talk show (вечернее ток-шоу): история и особенности жанра 19
2.1 Медиадискурс: определение и особенности 19
2.2 Жанр «ток-шоу»: определение, классификация, особенности 20
2.3 История американского вечернего ток-шоу 24
2.4 История российского вечернего ток-шоу 26
2.5 Композиция вечернего ток-шоу 28
Выводы по главе 2 30
3 Анализ способов реализации языковой личности телеведущего в вечернем ток-шоу.. 32
2.1 Реализация языковой личности телеведущего во вступительном (приветственном) блоке 32
2.2 Реализация языковой личности телеведущего в новостном блоке 35
2.3 Реализация языковой личности телеведущего в блоке интервью 42
Выводы по главе 3 51
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А Примеры монологов и диалогов Ивана Урганта и Джимми Фэллона ... 63
Введение 3
1 Языковая личность: определение, свойства, специфика изучения 6
1.1 Лингвоперсонология как наука, изучающая языковую личность 6
1.2 Коммуникативное поведение: подходы к анализу 8
1.3 Стратегии и тактики коммуникации: определение, классификации 10
Выводы по главе 1 17
2 Late-night talk show (вечернее ток-шоу): история и особенности жанра 19
2.1 Медиадискурс: определение и особенности 19
2.2 Жанр «ток-шоу»: определение, классификация, особенности 20
2.3 История американского вечернего ток-шоу 24
2.4 История российского вечернего ток-шоу 26
2.5 Композиция вечернего ток-шоу 28
Выводы по главе 2 30
3 Анализ способов реализации языковой личности телеведущего в вечернем ток-шоу.. 32
2.1 Реализация языковой личности телеведущего во вступительном (приветственном) блоке 32
2.2 Реализация языковой личности телеведущего в новостном блоке 35
2.3 Реализация языковой личности телеведущего в блоке интервью 42
Выводы по главе 3 51
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А Примеры монологов и диалогов Ивана Урганта и Джимми Фэллона ... 63
Хотя тема языковой личности так или иначе затрагивалась в других исследованиях, активное изучение данного феномена началось только в начале XXI века. Ранее она рассматривалась с разных сторон, однако на рубеже веков исследователи обратились к более антропоцентрическому подходу и сосредоточились на языковой личности как на индивиде, который находится под влиянием социолингвистических факторов.
В мире современных медийных реалий, где конкуренция за внимание аудитории беспрерывно возрастает, языковая личность телеведущего становится определяющим фактором в привлечении телезрителей. Рейтинги программы в значительной степени зависят от личных качеств ведущего, в том числе и от его способностей к правильному речевому воздействию.
Актуальность настоящего исследования связана с растущей заинтересованностью к использованию стратегий и тактик коммуникации, а также популярностью изучаемого жанра вечернего ток-шоу.
Новизна заключается в изучении реализации языковой личности телеведущего через коммуникативное поведение и стратегии и тактики коммуникации, классификация которых была выбрана с учетом особенностей изучаемого телевизионного дискурса.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации языковой личности телеведущего в российском и американском вечернем ток-шоу (late-night talk show).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определения и охарактеризовать теоретический аппарат исследования: языковая личность, коммуникативное поведение, стратегии и тактики коммуникации, медиадискурс, ток-шоу, вечернее ток-шоу;
2) охарактеризовать материал исследования (речь телеведущих) на композиционном и содержательном уровне;
3) выделить универсальные и специфические элементы коммуникативного поведения российских и американских телеведущих;
4) исследовать реализацию стратегий и тактик коммуникации в коммуникативном поведении телеведущих как языковых личностей из двух разных культурных контекстов.
Объектом исследования является языковая личность телеведущих российского вечернего ток-шоу «Вечерний Ургант» и американского вечернего ток-шоу «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon».
Предметом исследования является речь телеведущих российского и американского вечерних ток-шоу как реализация особенностей их языковой личности.
Материалом исследования являются видеозаписи ток-шоу «Вечерний Ургант» (2021-2022 гг.) и видеозаписи ток-шоу «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» (2021¬2024 гг.), а также транскрипты передач.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению языковой личности (Ю.Н. Караулов, Г.И. Богин, В.И. Карасик, Е.В. Иванцова), телевизионного жанра и вечернего ток-шоу в частности (Е.Г. Ларина, Б.М. Тимберг, Б. Эрлер), а также труды по исследованию коммуникативного поведения (И.А. Стернин) и стратегий и тактик телеведущих ток-шоу (Л.А. Нугуманова).
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
1) метод сплошной выборки - для сбора теоретического и практического материала для исследования;
2) метод анализа и синтеза теоретических положений научных работ по изучаемой проблеме;
3) метод лингвопрагматического анализа для выявления особенностей коммуникативного поведения ведущих и используемых стратегий и тактик коммуникации;
4) метод сопоставления для описания языковой личности телеведущих вечернего ток-шоу.
Работа прошла апробацию на двух конференциях: IX (XXIII) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (14-16 апреля 2022 года, г. Томск); X (XXIV) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (13-15 апреля 2023 года, г. Томск).
Структурно работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе изложена теоретическая база исследования, описаны различные точки зрения на концепцию языковой личности, проанализированы специфические факторы и параметры коммуникативного поведения и классификации стратегий и тактик коммуникации. Во второй главе исследуется происхождение жанра вечернего ток-шоу и его специфические черты. В третьей главе проводится анализ коммуникативного поведения телеведущих российского и американского вечернего ток-шоу через реализацию факторов и параметров в стратегиях и тактиках коммуникации. Приложение содержит примеры монологов и диалогов телеведущих. Общий объем работы составляет 66 страниц, включая 4 страницы приложения. Список использованных источников и литературы насчитывает 75 единиц, в том числе 27 источников на иностранных языках.
В мире современных медийных реалий, где конкуренция за внимание аудитории беспрерывно возрастает, языковая личность телеведущего становится определяющим фактором в привлечении телезрителей. Рейтинги программы в значительной степени зависят от личных качеств ведущего, в том числе и от его способностей к правильному речевому воздействию.
Актуальность настоящего исследования связана с растущей заинтересованностью к использованию стратегий и тактик коммуникации, а также популярностью изучаемого жанра вечернего ток-шоу.
Новизна заключается в изучении реализации языковой личности телеведущего через коммуникативное поведение и стратегии и тактики коммуникации, классификация которых была выбрана с учетом особенностей изучаемого телевизионного дискурса.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации языковой личности телеведущего в российском и американском вечернем ток-шоу (late-night talk show).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определения и охарактеризовать теоретический аппарат исследования: языковая личность, коммуникативное поведение, стратегии и тактики коммуникации, медиадискурс, ток-шоу, вечернее ток-шоу;
2) охарактеризовать материал исследования (речь телеведущих) на композиционном и содержательном уровне;
3) выделить универсальные и специфические элементы коммуникативного поведения российских и американских телеведущих;
4) исследовать реализацию стратегий и тактик коммуникации в коммуникативном поведении телеведущих как языковых личностей из двух разных культурных контекстов.
Объектом исследования является языковая личность телеведущих российского вечернего ток-шоу «Вечерний Ургант» и американского вечернего ток-шоу «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon».
Предметом исследования является речь телеведущих российского и американского вечерних ток-шоу как реализация особенностей их языковой личности.
Материалом исследования являются видеозаписи ток-шоу «Вечерний Ургант» (2021-2022 гг.) и видеозаписи ток-шоу «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» (2021¬2024 гг.), а также транскрипты передач.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению языковой личности (Ю.Н. Караулов, Г.И. Богин, В.И. Карасик, Е.В. Иванцова), телевизионного жанра и вечернего ток-шоу в частности (Е.Г. Ларина, Б.М. Тимберг, Б. Эрлер), а также труды по исследованию коммуникативного поведения (И.А. Стернин) и стратегий и тактик телеведущих ток-шоу (Л.А. Нугуманова).
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
1) метод сплошной выборки - для сбора теоретического и практического материала для исследования;
2) метод анализа и синтеза теоретических положений научных работ по изучаемой проблеме;
3) метод лингвопрагматического анализа для выявления особенностей коммуникативного поведения ведущих и используемых стратегий и тактик коммуникации;
4) метод сопоставления для описания языковой личности телеведущих вечернего ток-шоу.
Работа прошла апробацию на двух конференциях: IX (XXIII) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (14-16 апреля 2022 года, г. Томск); X (XXIV) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (13-15 апреля 2023 года, г. Томск).
Структурно работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе изложена теоретическая база исследования, описаны различные точки зрения на концепцию языковой личности, проанализированы специфические факторы и параметры коммуникативного поведения и классификации стратегий и тактик коммуникации. Во второй главе исследуется происхождение жанра вечернего ток-шоу и его специфические черты. В третьей главе проводится анализ коммуникативного поведения телеведущих российского и американского вечернего ток-шоу через реализацию факторов и параметров в стратегиях и тактиках коммуникации. Приложение содержит примеры монологов и диалогов телеведущих. Общий объем работы составляет 66 страниц, включая 4 страницы приложения. Список использованных источников и литературы насчитывает 75 единиц, в том числе 27 источников на иностранных языках.
В отечественной лингвистике большое количество работ посвящено языковой личности телеведущего, и все же недостаточно из них рассматривают ее полноценную реализацию во вступительном (приветственном) блоке, новостном блоке и блоке интервью с точки зрения коммуникативного поведения, стратегий и тактик коммуникации, обусловленных дискурсом и жанровой спецификой вечернего ток-шоу.
Прежде всего, мы охарактеризовали терминологический аппарат исследования и рассмотрели несколько подходов к изучению языковой личности, рассмотрев несколько этапов трансформации данной концепции. Мы выявили взаимосвязь между реализацией языковой личности телеведущего, коммуникативным поведением, стратегиями и тактиками коммуникации. Для более углубленного изучения, мы рассмотрели особенности медиадискурса, телевизионного дискурса, жанра ток-шоу и поджанра вечернего ток-шоу в частности. Кроме того, была рассмотрена история формирования жанра вечернего ток-шоу на российском и американском телевидении. Российский жанр был заимствован без значительных изменений.
Для более тщательного исследования нами был охарактеризован материал исследования (речь телеведущих) на композиционном и содержательном уровне. Мы выделили три основных блока вечернего ток-шоу, в котором реализуется языковая личность телеведущего: вступительный (приветственный) блок, новостной блок, блок интервью. Данный выбор обоснован широтой используемых телеведущими языковых средств и структурированностью.
Мы выделили универсальные и специфические элементы в коммуникативном поведении российского и американкого телеведущих, Ивана Урганта и Джимми Фэллона. на основе сопоставления факторов и параметров их коммуникативного поведения, а также стратегий и тактик коммуникации, через которые они осуществлялись. Систематизируя результаты исследования, приводим описание параметров и факторов, с помощью которых реализуются особенности коммуникативного поведения ведущих российского и американского ток-шоу.
Коммуникативное поведение Ивана Урганта и Джимми Фэллона соответствует описанию особенностей русского и американского коммуникативного поведения, приведенного И.А. Стерниным.
Ивану Урганту характерно использование допустимой грубости и неформального общения, а также перебивание соведущего и гостей. Это соответствует особенностям русского национального менталитета, которые могут быть связаны с остроумием, непосредственностью и экспрессивностью в общении. Умеренный уровень доброжелательности, присутствующий в приветствии российского телеведущего, также соответствует русским коммуникативным нормам. Широта освещаемой информации и невмешательство в личную жизнь человека, который является центральной фигурой новости, варьируются в зависимости от события, а также человека. Для Ивана Урганта характерно проявлять настойчивость в получении информации. Параметр комплиментарность носит центрированный характер и направлен на самого телеведущего, проявляется на умеренном уровне. Фактор регулятивности проявляется в коммуникативном поведении ведущего как в новостном блоке, так и в блоке интервью. В качестве более выделяющегося параметра фигурирует доля юмора в общении, что обусловлено развлекательной направленностью передачи.
Джимми Фэллон, с другой стороны, проявляет неформальное общение и умеренную долю юмора, но не использует грубость и не перебивает гостей. Это частично соответствует особенностям американского национального менталитета, которые часто характеризуются вежливостью, уважением к собеседнику и более формальным стилем общения. Доля юмора в новостном монологе ведущего и интервью незначительна. Джимми Фэллону характерно невмешательство в личную жизнь своих гостей. Он не задает слишком личных или неприятных вопросов, и старается уважать границы и частную жизнь своих собеседников. Это создает комфортную атмосферу для гостей и помогает им чувствовать себя более свободно и открыто во время интервью, вследствие чего ему не характерны параметры настойчивости в получении информации и модификации поведения собеседника. Параметр комплиментарности проявляется в значительной степени, однако реализуется в виде стандартных форм.
Таким образом, коммуникативное поведение Ивана Урганта и Джимми Фэллона отражает отличия в культурных нормах и стилях коммуникации между Россией и США.
Была исследована реализация стратегий и тактик коммуникации в факторах и параметрах коммуникативного поведения ведущих как языковых личностей из двух разных культурных контекстов. Во вступительном (приветственном) блоке параметр «доброжелательность» реализуется через стратегию принципа пояснения и тактику учитывания настроения собеседника. В новостном блоке коммуникативные факторы и параметры («регулятивность», «стремление к неформальному общению», «допустимость грубости», «невмешательство», «широта подачи информации» и «доля юмора») реализуются через такие стратегии как перманентное следование теме ток-шоу, принцип пояснения (тактика формулирования собственной позиции). В блоке интервью факторы и параметры отражаются в реализации стратегии пояснения, в таких тактиках как учитывание ситуации, учитывание настроения собеседника, разъяснение слов собеседника, заключение точки зрения собеседника, определение вывода за собеседника и формулирование собственной позиции, а также в стратегиях побуждения на откровенность и перманентного следования теме ток-шоу.
Результаты настоящего исследования могут применяться при дальнейшем изучении языковой личности телеведущих вечернего ток-шоу. Нам кажется перспективным продолжать исследования, расширив количество изучаемых субъектов, ведущих других ток-шоу в аналогичном жанре.
Прежде всего, мы охарактеризовали терминологический аппарат исследования и рассмотрели несколько подходов к изучению языковой личности, рассмотрев несколько этапов трансформации данной концепции. Мы выявили взаимосвязь между реализацией языковой личности телеведущего, коммуникативным поведением, стратегиями и тактиками коммуникации. Для более углубленного изучения, мы рассмотрели особенности медиадискурса, телевизионного дискурса, жанра ток-шоу и поджанра вечернего ток-шоу в частности. Кроме того, была рассмотрена история формирования жанра вечернего ток-шоу на российском и американском телевидении. Российский жанр был заимствован без значительных изменений.
Для более тщательного исследования нами был охарактеризован материал исследования (речь телеведущих) на композиционном и содержательном уровне. Мы выделили три основных блока вечернего ток-шоу, в котором реализуется языковая личность телеведущего: вступительный (приветственный) блок, новостной блок, блок интервью. Данный выбор обоснован широтой используемых телеведущими языковых средств и структурированностью.
Мы выделили универсальные и специфические элементы в коммуникативном поведении российского и американкого телеведущих, Ивана Урганта и Джимми Фэллона. на основе сопоставления факторов и параметров их коммуникативного поведения, а также стратегий и тактик коммуникации, через которые они осуществлялись. Систематизируя результаты исследования, приводим описание параметров и факторов, с помощью которых реализуются особенности коммуникативного поведения ведущих российского и американского ток-шоу.
Коммуникативное поведение Ивана Урганта и Джимми Фэллона соответствует описанию особенностей русского и американского коммуникативного поведения, приведенного И.А. Стерниным.
Ивану Урганту характерно использование допустимой грубости и неформального общения, а также перебивание соведущего и гостей. Это соответствует особенностям русского национального менталитета, которые могут быть связаны с остроумием, непосредственностью и экспрессивностью в общении. Умеренный уровень доброжелательности, присутствующий в приветствии российского телеведущего, также соответствует русским коммуникативным нормам. Широта освещаемой информации и невмешательство в личную жизнь человека, который является центральной фигурой новости, варьируются в зависимости от события, а также человека. Для Ивана Урганта характерно проявлять настойчивость в получении информации. Параметр комплиментарность носит центрированный характер и направлен на самого телеведущего, проявляется на умеренном уровне. Фактор регулятивности проявляется в коммуникативном поведении ведущего как в новостном блоке, так и в блоке интервью. В качестве более выделяющегося параметра фигурирует доля юмора в общении, что обусловлено развлекательной направленностью передачи.
Джимми Фэллон, с другой стороны, проявляет неформальное общение и умеренную долю юмора, но не использует грубость и не перебивает гостей. Это частично соответствует особенностям американского национального менталитета, которые часто характеризуются вежливостью, уважением к собеседнику и более формальным стилем общения. Доля юмора в новостном монологе ведущего и интервью незначительна. Джимми Фэллону характерно невмешательство в личную жизнь своих гостей. Он не задает слишком личных или неприятных вопросов, и старается уважать границы и частную жизнь своих собеседников. Это создает комфортную атмосферу для гостей и помогает им чувствовать себя более свободно и открыто во время интервью, вследствие чего ему не характерны параметры настойчивости в получении информации и модификации поведения собеседника. Параметр комплиментарности проявляется в значительной степени, однако реализуется в виде стандартных форм.
Таким образом, коммуникативное поведение Ивана Урганта и Джимми Фэллона отражает отличия в культурных нормах и стилях коммуникации между Россией и США.
Была исследована реализация стратегий и тактик коммуникации в факторах и параметрах коммуникативного поведения ведущих как языковых личностей из двух разных культурных контекстов. Во вступительном (приветственном) блоке параметр «доброжелательность» реализуется через стратегию принципа пояснения и тактику учитывания настроения собеседника. В новостном блоке коммуникативные факторы и параметры («регулятивность», «стремление к неформальному общению», «допустимость грубости», «невмешательство», «широта подачи информации» и «доля юмора») реализуются через такие стратегии как перманентное следование теме ток-шоу, принцип пояснения (тактика формулирования собственной позиции). В блоке интервью факторы и параметры отражаются в реализации стратегии пояснения, в таких тактиках как учитывание ситуации, учитывание настроения собеседника, разъяснение слов собеседника, заключение точки зрения собеседника, определение вывода за собеседника и формулирование собственной позиции, а также в стратегиях побуждения на откровенность и перманентного следования теме ток-шоу.
Результаты настоящего исследования могут применяться при дальнейшем изучении языковой личности телеведущих вечернего ток-шоу. Нам кажется перспективным продолжать исследования, расширив количество изучаемых субъектов, ведущих других ток-шоу в аналогичном жанре.
Подобные работы
- ИМИДЖ ВЕДУЩЕГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ТОК-ШОУ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Сопоставительный анализ речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Эллен Дедженерес
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018





