🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ

Работа №190276

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения Интернет- аддикции и особенности её проявления в подростковом возрасте 6
1.1. Интернет- аддикция как новая форма зависимости 6
1.2. Психологические особенности межличностного взаимодействия у подростков как фактор развития компьютерной зависимости 9
1.3. Механизм развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте 15
Глава 2. Исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков с признаками компьютерной зависимости 32
2.1. Ход, организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 40
2.3. Рекомендации по профилактике к работе для педагога, детей,
родителей с подростками, страдающими компьютерной зависимостью 51
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 1 62
Приложение 2 65
Приложение 3 67
Приложение 4

Одним из видов аддикций, получившим широкое распространение во всем мире в связи с компьютеризацией общества, стала компьютерная зависимость, которая, по мнению ряда исследователей, обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения и к правонарушениям. В классификацию нехимических аддикций вошла также Интернет-зависимость.
Родоначальниками психологического изучения феноменов
компьютерной зависимости и, в частности, зависимости от Интернета могут считаться двое американских исследователей: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Г олдберг.
Компьютерная зависимость рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, как средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любой другой вид поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности подростка и его социальной адаптации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростков, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Специалистами отмечается, что на процесс образования поведенческих нарушений, в том числе аддиктивных расстройств, может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, педагогических факторов.
Несмотря на повышающуюся активность в изучении компьютерной зависимости у исследователей до сих пор нет единого мнения относительно правомерности постановки самой проблемы. И если изучением вопроса компьютерной зависимости за рубежом стали заниматься еще в середине 1990-х гг., то в России данная отрасль исследований относительно молодая и мало изученная.
Актуальность исследования психологических причин и последствий компьютерной зависимости в подростковом возрасте определяется, во- первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 60% в настоящее время), во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику пдростка, в-третьих, немногочисленностью научных исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной аддикции, который в настоящее время в русскоязычной литературе представлен недостаточно.
Объектом исследования является аддиктивное поведение подростков.
Предметом исследования выступают социально психологические особенности межличностного взаимодействия у подростков с признаками интернет- аддикции.
Цель: изучение особенностей межличностного взаимодействия у подростков с признаками Интернет-аддикции.
Практическая значимость: исследования относящиеся к влиянию Интернет- аддикции на социально психологические особенности у подростков, в основном касаются личнотных характеристик , а межличностная сфера затронута не так широко. Важно проводить исследования затрагивающие область межличностного взаимодействия, тем более в подростковый период, когда психика подвержена формированию зависимостей и развитию заболеваний.
Гипотеза: подростки с признаками Интернет - аддикции имеют трудности в установлении межличностного взаимодействия из за замкнутости, малообщительности, высокго риска подверженности депрессивным состояниям и высокого уровня тревожности.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения Интернет- аддикции и межличностного взаимодействия у подростков в отечественной и зарубежной литературе.
2. Организовать и провести исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет- аддкиции.
3. На основе данных исследования сформулировать рекомендации к работе для педагога, детей, родителей с подростками имеющими признаки Интернет- аддикции.
Методологическая основа исследования: психологическая теория общения (Л.С., Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), теория межличностных отношений (В.Н. Мясищев).
Методы исследования: сочетание теоретического анализа литературы по проблеме исследования и эмпирических методов (методика измерения уровня Интернет- аддикции К. Янг; тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку); многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). Достоверность полученных результатов обеспечена методами математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Компьютерная зависимость рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, как средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любой другой вид поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности подростка и его социальной адаптации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростков, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Специалистами отмечается, что на процесс образования поведенческих нарушений, в том числе аддиктивных расстройств, может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, педагогических факторов.
Несмотря на повышающуюся активность в изучении компьютерной зависимости у исследователей до сих пор нет единого мнения относительно правомерности постановки самой проблемы. И если изучением вопроса компьютерной зависимости за рубежом стали заниматься еще в середине 1990-х гг., то в России данная отрасль исследований относительно молодая и мало изученная.
Актуальность исследования психологических причин и последствий компьютерной зависимости в подростковом возрасте определяется, во- первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 60% в настоящее время), во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику ребенка, в-третьих, немногочисленностью научных исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной аддикции, который в настоящее время в русскоязычной литературе представлен недостаточно.
В нашем исследовании мы предприняли попытку исследовать сферу межличностных взаимоотношений подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости. Проведенный нами теоретический анализ показал, что сегодня в достаточной мере изучены предпосылки, механизмы, факторы развития наркозависимого и алкогользависимого поведения и их связь с девиантным поведением подростков, и в то же время практически отсутствуют исследования, посвященные проблеме взаимосвязи компьютерной зависимости и особенностей межличностной сферы подростков. Между тем некоторые возрастные и личностные особенности подростков могут становиться факторами риска развития компьютерной зависимости.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Дуденкова Т.В. Профилактика гемблинга в Интернет-зависимости в образовательной среде. М., 2010.
2. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. - Ваш беспокойный подросток. - М., 2015.
4. Барцалкина В.В. Актуальность научного направления
«Аддиктология» // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»/ Под ред. В.В. Барцалкиной, Н.Б. Флоровой, В.В. Аршиновой. М., 2011.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
- СПб., 2013.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2011.
7. Бодалев А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с. - ISBN 978-5-222-10981
8. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М., 1978. - С. 32-116.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.
10. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия "Мир
психологии", 2012.
11. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. - М., 2014.
12. Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) //
— http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35334 full.shtml
13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007.
14. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Трудный подросток. - М., 2013.
15.Знаков В.В. Оценка общения / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. - №3. - С. 125.
..114


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ