Введение 3
Глава 1. Проблема «Христос и человек» в творчестве Ф.М. Достоевского
1.1 Этапы формирования идеала Христа в творчестве Ф.М. Достоевского 6
1.2 Особенности выражения представления о Христе в мировоззрении Ф.М. Достоевского 9
1.3 Форма выражения авторского идеала в «Записках из подполья» 13
1.4 «Бунт» героя как основная форма выражения диалектики Ф.М. Достоевского 16
1.5 Опыты создания «положительно прекрасного человека» в творчестве Ф.М. Достоевского 21
Глава 2. «Деятельная любовь» как гуманистическая сущность художественной концепции Ф.М. Достоевского
2.1 «Деятельная любовь» и христианство 28
2.2 Понятие «деятельная любовь» в романе «Братья Карамазовы» 32
2.3 Становление идеи «деятельной любви» в образе Алеши Карамазова 42
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 59
Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель и мыслитель, творчество которого до сих пор привлекает внимание исследователей разных стран и направлений. Более столетия различные лагеря научной, философской и литературной мысли разгадывают пространство художественного мира автора «Дневника писателя». Особенность поэтики Ф.М. Достоевского заключается в том, что создаваемое им художественное пространство дает возможность существованию противоречивых интерпретаций его художественной концепции: каждый новый лагерь мысли или каждая новая эпоха в России и мире стремится подписать Ф.М. Достоевского под своими заповедями. Сегодняшнее время - не исключение.
Тем не менее, подобный интерес к творчеству (скорее, к идеологии, концепции) Ф.М. Достоевского доказывает следующее: писатель, который всегда стремился для себя и читателей объяснить «текущий момент» [Достоевский: 1976, 6] истории России, писал о человеке вне времени и культуры. Художественное пространство творчества этого писателя находит в себе от-клик для любого нового взгляда. Эта особенность отсылает к книгам Священного Писания: они не умирают до сих пор, поскольку человек в них был объяснен в онтологическом смысле - как общечеловек. В этом отношении времена и культуры лишь сменяли «одежды» этого человека.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что при кажущейся большой изученности поэтики «Братьев Карамазовых» исследователей, как правило, интересует сила отрицания и особенности ее выражения, гениально представленные в романе. На положительный идеал и на принципы его воплощения в итоговом произведении Ф.М. Достоевского практически не было обращено внимания.
Цель исследования: раскрыть художественную концепцию Ф.М. Достоевского, наиболее полно отраженную в итоговом романе «Братья Карамазовы».
Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Предмет исследования: «деятельная любовь» как форма воплощения авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать литературоведческие работы по проблемам поэтики Ф.М. Достоевского;
2) выявить этапы формирования идеала Ф.М. Достоевского;
3) проанализировать формы выражения авторского идеала в зрелом творчестве Ф.М. Достоевского;
4) исследовать роман «Братья Карамазовы» как итог формирования художественной концепции творчества Ф.М. Достоевского.
Степень научной разработанности темы исследования достаточно высока. Попытка системного изучения концепции Ф.М. Достоевского началась сразу после смерти писателя и была представлена рядом статей философов: К.Н. Леонтьев «О всемирной любви, по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике», В.С. Соловьев «Три речи в память Достоевского», В.В. Розанов «О Достоевском», А. Белый «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой», Н.А. Бердяев «Откровение о человеке в творчестве Достоевского», С.И. Гессен «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» и др. В работе М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» были открыты принципиальная незавершенность художественного пространства и диалектика творчества писателя. Изучение концепции Ф.М. Достоевского и форм ее выражения было представлено в работах С.А. Аскольдова, А.С. Долинина, И.Л. Волгина, Л.П. Карсавина, Т.А. Касаткиной, В.Я. Кирпотин, В.Л. Комаровича, И.И. Лапшина, Н.О. Лосского, Э.Л. Радлова, Г.М. Фридлендера, Б.М. Энгельгардта и др.
Основными методами исследования в работе стали аналитический, сравнительно-типологический и концептуальный....
Проблема интерпретации творчества Ф.М. Достоевского до сих пор остается неразрешенной в литературоведении. Она исходит из самой поэтики автора «Братьев Карамазовых». Художественное пространство романов этого писателя настолько же широко, насколько был «широк» [Достоевский: 1976, 100] человек в его произведениях.
Тем не менее, исследовательские трактовки стремились к разгадке под-водных течений, подсознательных мотивов творчества Ф.М. Достоевского. Действительно, тематика и образная система произведений этого писателя предлагали для такого направления трактовок весьма соблазнительный мате-риал.
Однако центром нашего исследования стала концепция автора «Братьев Карамазовых». «Деятельная любовь» являлась формой выражения этой концепции в художественном творчестве писателя. Как мировоззренческая идея, она была воплощена в авторских опытах создания «положительно пре-красного человека» - образах главных героев романов «Идиот» и «Братья Карамазовы».
Художественная концепция Ф.М. Достоевского рождалась из отрицания, диалектики «pro» и «contra» [Достоевский: 1976, 194]. Мировоззрение писателя сложилось из решения следующих нравственно-философских вопросов: «человек и Христос», «истина и Христос», «Бог и бес в человеке», «красота содома и Мадонны», «Россия и Европа», «кровь и «русское решение вопроса»». Ответы на эти вопросы наиболее закончено оформились в итоговом романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Проблема понимания Христа для Ф.М. Достоевского никогда не находилась в отвлеченном, внеземном пространстве, как она иногда трактовалась традиционной религиозной мыслью. Для Ф.М. Достоевского это всегда был вопрос о бытии человека, о земном его существовании. Идеал этого существования был найден писателем в образе Христа.
Для Ф.М. Достоевского Христос - это высший образец человеческого существования, лучшее, идеальное воплощение человека. По мнению писателя, Христос был послан на землю именно для того, чтобы показать людям то, какими они могут быть. В этом смысле творчество Ф.М. Достоевского - это поиск пути приближения человека к идеалу Христа.
Таким был замысел образа Алеши Карамазова. В юноше так же, как и во всех людях на земле, неразрывно сплелись дьявольские и божественные черты. Различные испытания и сомнения ждали его в жизни, однако путь борьбы с собой и с трудностями судьбы уже сознательно был им выбран.
«Деятельная любовь» является выражением гуманистической сущности художественной концепции Ф.М. Достоевского. Как мировоззренческая идея писателя, она прошла этапы своего становления в двух произведениях о «положительно прекрасном человеке» - романах «Идиот» и «Братья Карама-зовы». Однако наиболее жизнеутверждающе «деятельная любовь» раскрылась в образе Алеши Карамазова. Эпиграф и предисловие к заключительному роману Ф.М. Достоевского указывали на замысел писателя продолжить раскрытие идеи «деятельной любви» в следующей части дилогии, поэтому художественное воплощение этой идеи в первом романе осталось незавершенным.
1. Абрамович Н.Я. Христос Достоевского [Электронный ресурс] / Н.Я. Абрамович. - М.: Изд-во И.А. Маевского, 1914. - 164 с. - URL: https://www.litmir.me/bd/?b=644636&p=1
2. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах До¬ стоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) [Электронный ресурс] / И.Л. Альми // Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. Н.Ф. Будановой, А.В. Архиповой. - СПб.: НАУКА, 2000. - С. 264-273. - URL: https://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/mr15.pdf
3. Б.П. Вышеславцев Достоевский о любви и бессмертии / Б.П. Вышеславцев // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 398-407.
4. Барсотти Д. Достоевский. Христос - страсть жизни / Пер. с итал. Л. Харитонова. - М.: «Паолине», 1999. - 249 с.
5. Бахтин М.М. К философии поступка / Бахтин М.М. // Собр. соч.: в 7 т. - М., 2000. - Т. 1. - С. 7-68.
6. Бахтин М.М. О полифоничности романов Достоевского / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М., 2002. - Т. 6. - С. 458-465.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М., 2002. - Т. 6. - С. 7-300.
8. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М., 2000. - Т. 2. - С. 7-175.
9. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой / А. Белый // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931 гг. / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 143-164.
10. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Прага.: The YMCA PRESS Ltd., 1923. - 238 с. - URL: https://www.fedordostoevsky.ru/pdf/berdyaev.pdf
11. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского / Н.А. Бердяев // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 215-234.
12. Булгаков С.Н. Русская трагедия / С.Н. Булгаков // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. / Сост. B. М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 193-215.
13. Бэлнеп Р. Генезис романа «Братья Карамазов». Эстетические, идеологические и психологические аспекты создания текста / Пер. с англ. Л. Высоцкого. - СПб.: Академический проект, 2003. - 264 с.
14. Ветловская В.Е. «Идеал Мадонны» в «Братьях Карамазовых» [Электронный ресурс] / В.Е. Ветловская // Достоевский. Материалы и исследования / Под ред. Н.Ф. Будановой, А.В. Архиповой. - СПб.: НАУКА, 2000. - C. 305-327. - URL:https://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/mr15.pdf
15. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / В.Е. Ветловская. - СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2007. - 640 с....(60)