Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №19014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обогащения словаря младших школьников 8
1.1 Словарная работа, ее значение в обучении младших школьников,
особенности усвоения ими значений слов 8
1.2 Принципы отбора слов, приемы их семантизации 15
2 Работа над усвоением лексики спортивной тематики младшими
школьниками на уроках русского языка 24
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа 2100» в аспекте работы над словами на тему «Спорт» 24
2.2 Упражнения для обогащения речи младших школьников лексикой
спортивной тематики на уроках русского языка 28
Заключение 39
Список использованных источников 43


Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, деловой, коммуникативной готовности к взаимодействию с окружающим миром. Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. По мере обогащения сознания развиваются и усложняются формы и виды общения. Это говорит об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в начальной школе. Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся - одна из главных задач обучения языку, условие успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку.
Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Во всех классах большое внимание уделяется наблюдениям над лексическим значением слова, его употреблению в речи. Непонимание смысла одного слова ведет к непониманию всего содержания читаемого материала. Работа над словом является одной из ведущих в развитии речи и мышления младших школьников.Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, включающий в себя слова разных тематических групп, в том числе слова спортивной тематики. В этом и заключается актуальность данной темы. Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.
Цель исследования: выявить упражнения для работы с лексикой спортивной тематики на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования: процесс обогащения словаря младших школьников лексикой спортивной тематики на уроках русского языка.
Предмет исследования:система упражнений для работы со словами на тему «Спорт» на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «словарная работа» и ее значение в обучении младших школьников, особенности усвоения ими значений слов.
2. Раскрыть принципы отбора слов, приемы их семантизации.
3. Провести обзор методической литературы и анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа 2100» в аспекте работы над словами на тему «Спорт».
4. Составить список слов на тему «Спорт», подобрать упражнения для работы с ними на уроках русского языка в начальных классах.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической, учебной литературы.
Методологическую основу работы составили исследования работы Н.М. Шанского, JI.C. Выготского, М.Т. Баранова, М.Р. Львова и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная система упражнений наиболее полно использовать возможности урока для обогащения лексического запаса младших школьников лексикой спортивной тематики. Практический материал исследования по усвоению лексических значений слов спортивной тематики может быть использован учителями начальных классов в практике работы, а также студентами факультета педагогики и психологии в ходе прохождения педагогической практики.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения. Общий объем работы составляет 47 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.
Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.
Объектом словарной работы является само слово как важнейшая структурно-семантическая единица языка.
Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют.
Обогащение словаря, то есть,усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений.
2. Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.:
- усвоение лексической сочетаемости слов;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
3 .Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
Этапы словарной работы можно представить так:
1) Семантизация слова.
2) Актуализация слова.
3) Использование слова в речи.
Обогащение словарного запаса учащихся - это: 1) область методики преподавания русского языка; 2) одно из направлений в работе по развитию речи детей; 3) важнейшая задача школьного курса русского языка.
Цели обогащения словарного запаса учащихся:
1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов:
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся:
- соотнесение слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова (экстралингвистический принцип);
- рассмотрение слова в его родо-видовых, синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами (парадигматический принцип);
- показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления валентных связей (синтагматический принцип);
- показ употребительности слова в определенных стилях (функциональный принцип);
- включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного целого (контекстуальный принцип).
На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени.


1. Бабарыкина, Е.М. Речь и общение / Е.М. Барыкина. - Москва: «Дрофа»,
2013. -448 с.
2. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М.Т. Баранов. - Москва: Эксмо, 2013. - 325 с.
3. Бобровская, Г.Н. Активизация словаря младших школьников / Г.Н. Бобровская // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 35-37.
4. Богородицкий, В.А. Общий курсвусскоЫ грамматики / В.А. Богороцкий. - Москва: Феникс, 2010. -271 с.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 3 класс: Методические рекомендациидля учителя / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2011.
.352 с.
6. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина. - Москва: Просвещение, 2015. - 640 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгосткий. - Москва: Лабиринт,
2014. -352 с.
8. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - Москва: Айрис, 2016.-448 с.
9. Горбунова, Н.Д. Работа с фразеологизмами / Н.Д. Горбунова // Начальная школаплюс до и после. - 2013. - № 3. - С. 57-59.
ІО.Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека:
Психолисгвистическоеиооледовасие / А.А. Залевская. - Воронеж, 2014. - 145 с.
11. Кацнельсон, С.Д. Краткий очевкязыкознания / С.Д. Кацнельсон. - Липецк: Оникс, 2013. - 126 с.
12. Львов, М.Р. Методика пвепмдавасиярусского языкав начальных классах / М.Р. Львов, В.Н. Горецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Академия, 2010. - 320 с.
13. Львова, С.И. Этимология на службе орфографии / С.И. Львова. - Москва: Просвещение, 2012. - 286 с.
М^етодика преподавания русского языка / М.Т. Баранова. - Москва: Просвещение, 2010. - 368 с.
^.Мещанинов, И.И. Общее языкознание / И.И. Мещанинов. - Москва: Просвещение, 2014. - 378 с.
^.Новиков, Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. - Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2011. - 332 с.
17. Рахмутуллаева, Д.Т. Изучение раздела «Лексики» в учебникахнового поколения / Д.Т. Рахмутуллаева // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 25-27.
18. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - Москва: Айрис, 2016. - 398 с.
^.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - Москва: Просвещение,
2013. - 383 с.
20. Сввременный русскийязык / В.А. БОЛОШТПКОВТ. - Москва: Просвещение,
2014. -560 с.
21. Современный русский язык. В 3-х ч. / Н.М. Шанский. - Москва: Просвещение, 2011. - 271с.
22. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 122 с.
23. Текучев, А.В. Методика русскогоязыка в средней школе / А.В. Текучев. - Москва: Просвещение, 2011. - 244 с.
24. Ушинскей, К.Д. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. - Москва, 1974. - 165 с.
25. Филин, Ф.П. О лексико-семантических группах слов / Ф.П. Филин. - Минск, 2014. - 162 с.
26. Фроянова, Т.И. Культура русской речи / Т.И. Фроянова. - Санкт Петербург: Паритет, 2013. - 432с.
27. Шанский, Н.М. Русский язык на «отлично» / Н.М. Шанский. - Ростов- н/Дону: Феникс, 2013. - 236 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ