АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1 Понятие лидерства и научные подходы к феномену лидерства 6
1.2 Личностные особенности молодежи и их роль в формировании лидерских качеств с
использованием современных методов развития и наставничества 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ .16
2.1 Исследование уровня сформированности развития лидерских качеств у
студенческой молодежи 23
2.2 Проведение и анализ выездного интенсива «Академия наставников» как формы
развития лидерских качеств у студенческой молодежи 31
2.3 Роль наставничества в формировании лидерских качеств у студенческой молодежи 40
2.4 Практические рекомендации, направленные на развитие лидерских качеств у
студенческой молодежи для организаторов работы с молодежью 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приложение А 51
Приложение Б 53
Приложение В 55
Приложение Г 57
В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает проблема формирования лидерских качеств у молодежи. Лидерство как социальнопсихологическое явление становится ключевым фактором успешного развития не только отдельных личностей, но и общества в целом. В условиях глобализации и стремительных социальных изменений потребность в подготовке компетентных, инициативных лидеров особенно высока.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления механизмов формирования лидерской позиции у молодежи, что связано с несколькими факторами. Во-первых, современное общество требует активного участия молодых людей в социальных процессах. Во-вторых, развитие лидерских качеств способствует повышению эффективности профессиональной деятельности будущих специалистов. В-третьих, формирование лидерской позиции является важным условием успешной социализации молодежи. Как отмечает Е.С. Кузьмин: «Лидерство - это не только способность вести за собой, но и умение трансформировать социальные вызовы в возможности для коллективного роста» [20, с. 98]
Документ «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года» подтверждает, что государство осознает важность вовлечения молодежи в социальную активность и развитие лидерских навыков [9]. В России действует ряд государственных программ и проектов по развитию молодежного лидерства: «Пространство развития», «Неформальное образование», «Мы вместе» и многие другие.
Текущие достижения в области развития молодежного лидерства включают реализацию федеральных и региональных программ поддержки молодых лидеров, создание системы конкурсов, грантов и проектов для выявления талантливой молодежи, также развитие системы дополнительного образования и профессиональной ориентации, формирование молодежных общественных организаций, внедрение программ наставничества, такие как: Фонд президентских грантов; Молодежные объединения партий; Фонд «Будущие лидеры».
Степень научной разработанности проблемы характеризуется значительным количеством исследований в данной области. Теоретические основы лидерства заложены в работах таких классиков как К. Левин, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор. Значительный вклад в изучение психологических аспектов лидерства внесли отечественные ученые Л.И. Уманский, А.Г. Ковалев, Е.П. Ильин. Современные исследования в этой области представлены работами А.В. Петровского, Ю.Н. Емельянова, Е.С. Кузьмина. При этом недостаточно изученными остаются вопросы влияния новых форм коммуникации (например, социальных сетей) на формирование лидерской идентичности молодежи.
Однако в существующей системе формирования лидерской позиции можно выделить ряд существенных проблем. Прежде всего, это отсутствие единой методики выявления и развития лидерских качеств, недостаточная интеграция образовательных и внеучебных программ, разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Серьезной проблемой является нехватка квалифицированных специалистов в области развития лидерского потенциала, а также слабая система мотивации молодых лидеров. Кроме того, недостаточно внимания уделяется развитию гибких навыков и отсутствует персонализированный подход к развитию лидерских качеств.
Особую важность приобретает разработка комплексной системы формирования лидерской позиции, включающей раннюю диагностику, индивидуальный подход к развитию, практическую направленность обучения, систему менторства и наставничества, а также механизмы поддержки и сопровождения молодых лидеров.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе особенностей формирования лидерской позиции у студенческой молодежи с учетом современных социальных реалий и в разработке практических рекомендаций по развитию лидерских качеств.
Объект исследования - процесс формирования лидерских качеств у студенческой молодежи.
Предмет исследования - особенности и механизмы формирования лидерской позиции у молодых людей.
Цель исследования - выявить и обосновать особенности формирования лидерской позиции у студенческой молодежи, разработать практические рекомендации по ее развитию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Исследовать теоретические основы формирования лидерских качеств с учетом психологических особенностей молодежи как социальной группы в современных условиях;
б) Проанализировать личностные особенности студенческой молодежи и их роль в формировании лидерских качеств с использованием современных методов развития и наставничества;
в) Исследовать уровень сформированности лидерских качеств у студенческой молодежи;
г) Разработать и апробировать программу выездного интенсива «Академия наставников», направленную на развитие лидерских качеств у студенческой молодежи;
д) Разработать практические рекомендации для специалистов по работе с молодежью, направленные на формирование лидерской позиции у студенческой молодежи.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование лидерской позиции у студенческой молодежи будет более успешным, если:
• в образовательной среде будут созданы условия, стимулирующие их инициативу, самостоятельность и ответственность;
• будет предоставлена возможность для практической реализации лидерских инициатив в различных формах социальной и проектной деятельности;
• будет создана система наставничества, делающая процесс развития лидерских качеств более системным и эффективным.
• Для реализации задач исследования применяется комплекс методов, включая:
• теоретические методы: анализ, изучение литературы и обобщения;
• эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, что позволяет получить практические данные о состоянии лидерского потенциала молодежи;
• математические методы: анализ и обработка данных, что обеспечивает достоверность полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в образовательных учреждениях, центрах развития личности, при организации тренинговых программ по развитию лидерских качеств.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования лидерской позиции, во второй - практические аспекты развития лидерских качеств у молодежи.
Выпускная квалификационная работа включает в себя описание разработки и апробации выездного интенисва как технологии повышения формирования лидерских навыков у студенческой молодежи и составление методических рекомендаций для специалистов по работе с молодежью.
В ходе первой главы теоретический анализ показал, что лидерство представляет собой сложное социально-психологическое явление, требующее комплексного подхода к формированию у студенческой молодежи. Современные условия развития общества диктуют необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию лидерства и разработки новых концепций, учитывающих специфику цифровой эпохи. Выявлено, что феномен избегания лидерства среди молодежи является серьезным препятствием для формирования лидерских качеств. Основными причинами такого явления выступают страх ответственности, неуверенность в своих способностях и негативные стереотипы о лидерстве.
В ходе практической работы были определены ключевые личностные особенности молодежи, влияющие на формирование лидерских качеств:
• высокий уровень коммуникативной компетентности
• активное использование современных каналов коммуникации
• способность к саморефлексии
• стремление к самовыражению и реализации идей
• потребность в возможности влиять на общественные процессы.
Была разработанная и апробированная программа выездного интенсива «Академия наставников» показала свою эффективность в развитии лидерских качеств у студенческой молодежи. Особенно значимым фактором оказалось создание условий для практической реализации лидерских инициатив в различных формах социальной и проектной деятельности. Было доказано, что система наставничества является ключевым элементом успешного формирования лидерской позиции у студенческой молодежи, обеспечивая системность и эффективность процесса развития лидерских качеств.
По итогам работы разработанны практические рекомендации для специалистов по работе с молодежью позволяют оптимизировать процесс формирования лидерской позиции у данной социальной группы.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась: формирование лидерской позиции у студенческой молодежи действительно оказывается более успешным при создании соответствующих условий в образовательной среде, предоставлении возможностей для практической реализации лидерских инициатив и создании системы наставничества.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой новых форматов развития лидерских качеств с учетом цифровизации общества, изучением влияния социальных сетей на формирование лидерской идентичности молодежи, исследованием эффективности различных моделей наставничества, разработкой индивидуальных программ развития лидерского потенциала.
Таким образом, проведенное исследование внесло существенный вклад в понимание механизмов формирования лидерской позиции у студенческой молодежи и предложило конкретные пути решения существующих проблем в данной области.
1. Басс, Б.М. Психология лидерства / Б.М. Басс. - М.: Инфра-М, 2023. - 320 с.
2. Блейк, Р.Р. Научные методы управления / Р.Р. Блейк, Дж.С. Моутон. - М.: Экономика, 2022. - 256 с.
3. Богардус, Е.С. Социальная дистанция и лидерство / Е.С. Богардус. - СПб.: Питер, 2021. - 198 с.
4. Вебер, М. Хозяйство и общество / М. Вебер. - М.: Изд-во ВШЭ, 2023. - 448 с.
5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 2022. - 336 с.
6. Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. - М.: Юрайт, 2023. - 280 с.
7. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - М.: Наука, 2022. - 208 с.
8. Ильин, Е.П. Психология лидерства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2023. - 288 с.
9. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - М.: Наука, 2023. - 352 с.
10. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. - М.: Инфра-М,
2022. - 352 с.
11. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. - СПб.: Питер, 2021. - 256 с.
12. Макгрегор, Д. Человеческая сторона предприятия / Д. Макгрегор. - М.: Альпина Паблишер, 2023. - 272 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2023. - 352 с.
14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 2022. - 255 с.
15. Стогдилл, Р.М. Руководство и лидерство / Р.М. Стогдилл. - М.: Экономика,
2023. - 304 с.
..36