АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КРАУДФАНДИНГА В РФ (НА ПРИМЕРЕ КРАУДФАНДИНГОВОЙ ПЛАТФОРМЫ BOOMSTARTER.RU)
|
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы краудфандинга и краудфандинговых проектов 6
1.1 Понятие, виды и механизм осуществления краудфандинга 6
1.2 Сущность, виды и мотивы участия в краудфандинговом проекте 13
1.3 Регулирование и правовая база краудфандинга в РФ и за рубежом 20
2 Методология исследования факторов результативности привлечения финансирования
посредством краудфандинга 31
2.1 Результаты имеющихся исследований по оценке факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга 31
2.2 Оценка эффективности и результативности финансирования краудфандинговых
проектов 36
2.3 Теоретическая модель исследования факторов результативности привлечения
финансирования посредством краудфандинга 39
3 Эмпирический анализ факторов результативности привлечения финансирования
посредством краудфандинга в РФ 44
3.1 Анализ состояния и тенденций развития краудфандинга в России и за рубежом 44
3.2 Анализ характеристик краудфандинговых проектов на платформе Boomstarter и
формирование информационной базы исследования факторов результативности 50
3.3 Построение регрессионных моделей для оценки факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга 56
3.4 Результаты регрессионного анализа факторов результативности привлечения
финансирования посредством краудфандинга: интерпретация и рекомендации 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Приложение А Сбор информации с платформы Boomstarter.ru 83
Приложение Б Средние значения финансовых показателей по категориям проектов на
Boomstarter 88
Приложение В Доля успешных проектов на Boomstarter в зависимости от параметров регрессионной модели 89
Приложение Г Подготовка переменных к регрессионному анализу 93
Приложение Д Качество классификации модели логистической регрессии 95
1 Теоретические и правовые основы краудфандинга и краудфандинговых проектов 6
1.1 Понятие, виды и механизм осуществления краудфандинга 6
1.2 Сущность, виды и мотивы участия в краудфандинговом проекте 13
1.3 Регулирование и правовая база краудфандинга в РФ и за рубежом 20
2 Методология исследования факторов результативности привлечения финансирования
посредством краудфандинга 31
2.1 Результаты имеющихся исследований по оценке факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга 31
2.2 Оценка эффективности и результативности финансирования краудфандинговых
проектов 36
2.3 Теоретическая модель исследования факторов результативности привлечения
финансирования посредством краудфандинга 39
3 Эмпирический анализ факторов результативности привлечения финансирования
посредством краудфандинга в РФ 44
3.1 Анализ состояния и тенденций развития краудфандинга в России и за рубежом 44
3.2 Анализ характеристик краудфандинговых проектов на платформе Boomstarter и
формирование информационной базы исследования факторов результативности 50
3.3 Построение регрессионных моделей для оценки факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга 56
3.4 Результаты регрессионного анализа факторов результативности привлечения
финансирования посредством краудфандинга: интерпретация и рекомендации 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Приложение А Сбор информации с платформы Boomstarter.ru 83
Приложение Б Средние значения финансовых показателей по категориям проектов на
Boomstarter 88
Приложение В Доля успешных проектов на Boomstarter в зависимости от параметров регрессионной модели 89
Приложение Г Подготовка переменных к регрессионному анализу 93
Приложение Д Качество классификации модели логистической регрессии 95
Любая компания проходит через этап своего становления, когда она является наиболее уязвимой, но вместе с тем и наиболее гибкой в выборе более перспективных идей и определении пути своего развития. На данном этапе традиционно вопросы поиска источников для финансирования деятельности являются одними из самых сложных. По данным исследования «Стартап барометр 2018», проводимого при поддержке ФРИИ и консалтинговой компании Ernst&Young, 45% респондентов из числа основателей российских высокотехнологичных стартапов отметили основной проблемой на пути своего развития именно нехватку финансовых средств . Как показывает практика, часто такие формы, как кредитование, государственное финансирование, привлечение венчурного капитала оказываются труднодоступными для компаний, только начинающих свою деятельность. По данным отчета Ernst&Young , несмотря на рост венчурного рынка в 2018 г., что в основном произошло за счет роста сделок на поздних стадиях развития компаний, объем инвестиций в стартапы сократился почти на 18%, а доля этого сегмента составила всего 3% от общего объема рынка. Такая тенденция делает собственный капитал начинающих предпринимателей практически единственным вариантом финансирования, что не позволяет полностью раскрыть их потенциал и создает препятствия для развития инновационной модели экономики.
Активное развитие информационных технологий на сегодняшний день открывает новые возможности для использования электронного пространства и, в том числе, обуславливает появление альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, к которым относится краудфандинг, представляющий собой сбор на реализацию проекта небольших сумм от большого количества людей через специальную площадку в сети Интернет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рынок краудфандинга, стремительно набравшего популярность за последние 7-9 лет, демонстрирует темпы роста в среднем не менее 25% в год по всему миру. И если в начале через краудфандинговые платформы сбор средств осуществляли в основном творческие и благотворительные проекты, то на данный момент значительную долю составляют сегменты высокотехнологичных, а также бизнес-проектов. При этом доля проектов, получаемых финансирование посредством краудфандинга, не превышает 40%. В России этот показатель еще ниже - около 30%, а по некоторым категориям не достигает и 20% . Эксперты в данной области отмечают, что одной из причин этого является непонимание со стороны создателей проектов всех особенностей этого инструмента финансирования, и как следствие, неправильный подход к подготовке и проведению краудфандинговой кампании, что, учитывая скептическое отношение к новой форме привлечения финансовых ресурсов со стороны потенциальных спонсоров, безусловно, препятствует успешному привлечению финансирования через краудфандинг и не позволяет раскрыть его потенциал . В этой связи изучение факторов, влияющих на результативность привлечения финансирования с помощью краудфандинга, представляет большой интерес.
Целью работы является выявление и оценка факторов, воздействующих на результативность привлечения финансирования посредством краудфандинга в России.
В соответствии с целью ключевыми задачами являются:
1) рассмотреть понятие, виды, характеристики краудфандинга, особенности его функционирования;
2) проанализировать правовую базу, регламентирующую деятельность всех участников краудфандинга в России и за рубежом;
3) провести анализ рынка краудфандинга в России и за рубежом;
4) изучить методы анализа и оценки результативности привлечения финансирования через краудфандинг;
5) проанализировать имеющиеся исследования, концентрирующиеся на оценке факторов результативности привлечения финансирования через краудфандинг;
6) выявить наиболее значимые факторы, влияющие на результативность финансирования краудфандинговых проектов, размещаемых на российской краудфандинговой платформе Boomstarter;
7) оценить направления и степень воздействия факторов на результативность финансирования посредством краудфандинга;
8) разработать рекомендации для создателей краудфандинговых проектов по совершенствованию привлечения финансирования посредством краудфандинга.
Объектом исследования является российская краудфандинговая платформа Boomstarter.
Предметом исследования являются теоретические, правовые и методологические основы анализа факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга.
Ввиду того, что краудфандинг в России появился несколько позже, чем в других странах, степень разработанности темы в отечественных научных исследованиях отстает от зарубежного уровня. Вклад в исследование феномена краудфандинга внесли такие отечественные исследователи, как О. В. Мотовилов, М.К. Санин, А.К. Кочиева, А.А. Кизим и др. Среди зарубежных исследователей краудфандингу и факторам, влияющим на результативность привлечения финансирования посредством применения данного инструмента, посвящены работы следующих авторов: И. Моллик, А.Аграваль, Х. Каур, Дж. Джера, Е.Гербер, Р. Чан, А. Парханкангас, А. Кордова, Дж. Дольчи и др. Также следует отметить отсутствие российских работ, посвященных проблеме выявления факторов, влияющих на результативность финансирования краудфандинговых проектов.
Информационную базу для анализа составили данные о проектах, размещенных на российской краудфандинговой платформе Boomstarter, данные зарубежных краудфандинговых платформ, нормативно-правовые документы, регламентирующие краудфандинговую деятельность в России и за рубежом, аналитические материалы отечественных и иностранных компаний, Интернет-ресурсы и пр.
В ходе исследования использовались такие методы, как вертикальный, горизонтальный анализ, методы статистического анализа: корреляционный, регрессионный анализ, метод дедукции и индукции.
Активное развитие информационных технологий на сегодняшний день открывает новые возможности для использования электронного пространства и, в том числе, обуславливает появление альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, к которым относится краудфандинг, представляющий собой сбор на реализацию проекта небольших сумм от большого количества людей через специальную площадку в сети Интернет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рынок краудфандинга, стремительно набравшего популярность за последние 7-9 лет, демонстрирует темпы роста в среднем не менее 25% в год по всему миру. И если в начале через краудфандинговые платформы сбор средств осуществляли в основном творческие и благотворительные проекты, то на данный момент значительную долю составляют сегменты высокотехнологичных, а также бизнес-проектов. При этом доля проектов, получаемых финансирование посредством краудфандинга, не превышает 40%. В России этот показатель еще ниже - около 30%, а по некоторым категориям не достигает и 20% . Эксперты в данной области отмечают, что одной из причин этого является непонимание со стороны создателей проектов всех особенностей этого инструмента финансирования, и как следствие, неправильный подход к подготовке и проведению краудфандинговой кампании, что, учитывая скептическое отношение к новой форме привлечения финансовых ресурсов со стороны потенциальных спонсоров, безусловно, препятствует успешному привлечению финансирования через краудфандинг и не позволяет раскрыть его потенциал . В этой связи изучение факторов, влияющих на результативность привлечения финансирования с помощью краудфандинга, представляет большой интерес.
Целью работы является выявление и оценка факторов, воздействующих на результативность привлечения финансирования посредством краудфандинга в России.
В соответствии с целью ключевыми задачами являются:
1) рассмотреть понятие, виды, характеристики краудфандинга, особенности его функционирования;
2) проанализировать правовую базу, регламентирующую деятельность всех участников краудфандинга в России и за рубежом;
3) провести анализ рынка краудфандинга в России и за рубежом;
4) изучить методы анализа и оценки результативности привлечения финансирования через краудфандинг;
5) проанализировать имеющиеся исследования, концентрирующиеся на оценке факторов результативности привлечения финансирования через краудфандинг;
6) выявить наиболее значимые факторы, влияющие на результативность финансирования краудфандинговых проектов, размещаемых на российской краудфандинговой платформе Boomstarter;
7) оценить направления и степень воздействия факторов на результативность финансирования посредством краудфандинга;
8) разработать рекомендации для создателей краудфандинговых проектов по совершенствованию привлечения финансирования посредством краудфандинга.
Объектом исследования является российская краудфандинговая платформа Boomstarter.
Предметом исследования являются теоретические, правовые и методологические основы анализа факторов результативности привлечения финансирования посредством краудфандинга.
Ввиду того, что краудфандинг в России появился несколько позже, чем в других странах, степень разработанности темы в отечественных научных исследованиях отстает от зарубежного уровня. Вклад в исследование феномена краудфандинга внесли такие отечественные исследователи, как О. В. Мотовилов, М.К. Санин, А.К. Кочиева, А.А. Кизим и др. Среди зарубежных исследователей краудфандингу и факторам, влияющим на результативность привлечения финансирования посредством применения данного инструмента, посвящены работы следующих авторов: И. Моллик, А.Аграваль, Х. Каур, Дж. Джера, Е.Гербер, Р. Чан, А. Парханкангас, А. Кордова, Дж. Дольчи и др. Также следует отметить отсутствие российских работ, посвященных проблеме выявления факторов, влияющих на результативность финансирования краудфандинговых проектов.
Информационную базу для анализа составили данные о проектах, размещенных на российской краудфандинговой платформе Boomstarter, данные зарубежных краудфандинговых платформ, нормативно-правовые документы, регламентирующие краудфандинговую деятельность в России и за рубежом, аналитические материалы отечественных и иностранных компаний, Интернет-ресурсы и пр.
В ходе исследования использовались такие методы, как вертикальный, горизонтальный анализ, методы статистического анализа: корреляционный, регрессионный анализ, метод дедукции и индукции.
В современном мире c активным развитием технологий появляются новые инструменты финансирования, среди которых большую популярность имеет краудфандинг.
В настоящее время среди авторов отсутствует единый подход к определению данного понятие. Поэтому в результате анализа различных трактовок в данной работе было предложено уточненное определение краудфандинга и краудфандингового проекта:
Краудфандинг - это способ привлечения финансирования на реализацию проектов частных лиц или организаций в форме небольших вкладов относительно большого количества людей, осуществляемое через краудфандинговую платформу, в обмен на некоторое нефинансовое вознаграждение.
Краудфандинговый проект - это деятельность, осуществляемая в рамках инновационного проекта, направленная на привлечение финансирования в установленный срок посредством краудфандинговой платформы для последующей реализации этого проекта.
Краудфандинг позволяет начинающим предпринимателями привлекать финансирование на самых ранних этапах развития проекта, когда у автора фактически имеется только проработанная идея и, возможно, прототип продукта, а традиционные способы финансирования не доступны. Краудфандинг же является общедоступным финансовым инструментом: любое физическое или юридическое лицо может стать как автором, так и спонсором проекта. Кроме того, снимаются любые географические барьеры благодаря тому, что взаимодействие всех участников - создателей, спонсоров и краудфандинговой платформы полностью осуществляется через Интернет. Применяя краудфандинг, авторы проектов могут не только привлечь финансовые ресурсы для своих идей, но и оценить спрос на свой продукт до его выхода на рынок, чтобы избежать ошибок, а также благодаря взаимодействию со спонсорами и другими авторами выявить направления для совершенствования концепции проекта. Спонсоры же получают доступ к самым свежим новинкам рынка, возможность стать первыми потребителями, приобрести продукт по более выгодной цене и в некоторым смысле поучаствовать в реализации проекта за счет обратной связи.
Такие характеристики новой формы привлечения финансирования обуславливают его высокую популярность во всем мире. По некоторым источникам объем рынка альтернативного финансирования в 2017 г. достиг 59 млрд. долл., при этом в некоторых странах рост превышает 200%, в среднем по всему миру рынок альтернативного финансирования растет не менее, чем на 30% ежегодно. В России данный рынок также демонстрирует активное развитие: за 2015-2017 гг. его объемы выросли в 7,5 раз. Сегмент краудфандинга не занимает лидирующих позиций на мировом рынке крауд-финансов (по некоторым данным его доля составляет около 15%), что связано с появлением таких новых инструментов, как краудлендинг и краудинвестинг, ориентированных на более крупные компании с более высокими финансовыми целями. Тем не менее краудфандинг занимает отдельную нишу рынка, позволяя начинающим предпринимателям получить финансовые ресурсы на самом раннем этапе, чтобы в дальнейшем претендовать на более крупные суммы. Уже сейчас в разных странах, в том числе и в России, функционируют схемы финансирования в рамках партнерства, например, краудфандинговых платформ с краудинвестинговыми, и даже банками.
Все это вызывает большой интерес к данному явлению в том числе и в научной сфере, направленный на поиск способов более эффективного применения нового инструмента. Особенно это актуально для России, учитывая менталитет населения и скептическое отношение к подобного рода процессам.
В данной работе были выявлены факторы, влияющие на результативность российских краудфандинговых проектов, оценены направления и степень их воздействия.
В ходе анализа имеющейся литературы по данной теме были отобраны факторы, которые по результатам зарубежных эмпирических исследований оказывают значимое влияние на исход иностранных краудфандинговых кампаний, и построены 2 регрессионные модели, оценивающие их влияние на два показателя результативности краудфандинговых проектов в России - качественный показатель достижения проектом финансовой цели и относительный объем сборов (в долях от финансовой цели). Для оценки воздействия параметров на первый показатель использовалась модель логистической регрессии, на второй - множественная нелинейная (полулогарифмическая) регрессия.
В качестве информационной базы для исследования послужили 3266 завершенных проектов на российской краудфандинговой платформе Boomstarter.ru.
В результате анализа были выявлены следующие значимые факторы: негативный - размер финансовой цели проектов; позитивные - количество вознаграждений, минимальная цена вознаграждения, количество ранее запущенных автором краудфандинговых проектов, количество его друзей в социальных сетях, наличие фото, видео, длина текстового описания проекта. Данный перечень факторов еще раз подчеркивает специфичность нового инструмента финансирования, а также необходимость междисциплинарного подхода к проведению краудфандинговой кампании - большое влияние имеют не только финансовые факторы, но и медиа-аспекты, социальные факторы, а также предыдущий опыт автора.
По результатам анализа для авторов, планирующих размещение своих проектов на российской краудфандинговой платформе Boomstarter, разработаны следующие рекомендации:
1. Не следует устанавливать слишком высокую финансовую цель проекта - данный фактор имеет наибольшее влияние, причем негативное. В случае, если проект требует достаточно высоких затрат на реализацию, для начала можно ограничиться минимальным объемом финансовых ресурсов, достаточных, например, для запуска производства и изготовления первых экземпляров продукции. Это позволит заработать некоторую репутацию на рынке и в дальнейшем претендовать на более крупные объемы финансирования, возможно, даже через другие каналы (например, краудинвестинг, краудлендинг, венчурные фонды и пр.), поскольку, как показал анализ, опыт автора в создании краудфандинговых проектов является одним из факторов, оказывающих наибольшее влияние на шанс получить финансирование посредством краудфандинга.
2. Одними из самых существенных являются факторы, связанные с описанием проекта. Особое внимание при подготовке проекта стоит уделить фотографиям и видео, причем последнее не обязательно должно быть длинным, что особенно актуально в условиях ограниченности финансовых ресурсов для подготовки краудфандинговой кампании для стартапа. Увеличение размера текстового описания также положительно повлияет на возможность собрать необходимую сумму финансирования в срок.
3. Важно уделить внимание проработке ассортимента вознаграждений, предлагаемых спонсорам взамен их финансовой поддержки. Более широкий ассортимент повышает результативность краудфандинговой кампании, величина минимального взноса должна быть не слишком низкой, но не слишком высокой. По статистике более успешными являются проекты с вознаграждениями в ценовой категории до 500 руб.
4. Поскольку взаимодействие между спонсорами и автором полностью происходит в сети Интернет, большое влияние имеет активность автора в процессе краудфандинговой кампании - необходимо регулярно публиковать обновления о проекте, отвечать на вопросы, а также освещать информацию о проекте в социальных сетях.
Также были сформулированы рекомендации для дальнейших исследований ввиду наличия ограничений построенных моделей в рамках данной работы:
1. Ввиду того, что анализ рынка краудфандинга показал его неравномерное развитие по регионам, в дальнейшем в анализ следует включить факторы, учитывающие эти различия, например уровень жизни населения соответствующего региона, инвестиционной активности, наличие специального законодательства, регламентирующего краудфандинговую деятельность и пр.
2. Так как такое исследование для российских краудфандинговых проектов проводилось впервые, в модели включались укрупненные переменные, которые в дальнейшем могут быть уточнены. Например, как показал анализ основных характеристик проектов, фотографии имеют 92,9% всех завершенных проектов, поэтому в последующих исследованиях в модель можно включить такой фактор как «количество фотографий», а не просто их наличие.
3. В качестве информационной базы использовались данные о проектах только одной краудфандинговой платформы - Boomstarter, т.к. все краудфандинговые платформы различаются и по модели сбора средств, и по размещаемым проектам. В дальнейшим с учетом корректировок, можно не ограничиваться только одной платформой, и провести анализ результативности, например, всех краудфандинговых проектов в России, включив в модель в качестве факторов характеристики самих платформ.
В настоящее время среди авторов отсутствует единый подход к определению данного понятие. Поэтому в результате анализа различных трактовок в данной работе было предложено уточненное определение краудфандинга и краудфандингового проекта:
Краудфандинг - это способ привлечения финансирования на реализацию проектов частных лиц или организаций в форме небольших вкладов относительно большого количества людей, осуществляемое через краудфандинговую платформу, в обмен на некоторое нефинансовое вознаграждение.
Краудфандинговый проект - это деятельность, осуществляемая в рамках инновационного проекта, направленная на привлечение финансирования в установленный срок посредством краудфандинговой платформы для последующей реализации этого проекта.
Краудфандинг позволяет начинающим предпринимателями привлекать финансирование на самых ранних этапах развития проекта, когда у автора фактически имеется только проработанная идея и, возможно, прототип продукта, а традиционные способы финансирования не доступны. Краудфандинг же является общедоступным финансовым инструментом: любое физическое или юридическое лицо может стать как автором, так и спонсором проекта. Кроме того, снимаются любые географические барьеры благодаря тому, что взаимодействие всех участников - создателей, спонсоров и краудфандинговой платформы полностью осуществляется через Интернет. Применяя краудфандинг, авторы проектов могут не только привлечь финансовые ресурсы для своих идей, но и оценить спрос на свой продукт до его выхода на рынок, чтобы избежать ошибок, а также благодаря взаимодействию со спонсорами и другими авторами выявить направления для совершенствования концепции проекта. Спонсоры же получают доступ к самым свежим новинкам рынка, возможность стать первыми потребителями, приобрести продукт по более выгодной цене и в некоторым смысле поучаствовать в реализации проекта за счет обратной связи.
Такие характеристики новой формы привлечения финансирования обуславливают его высокую популярность во всем мире. По некоторым источникам объем рынка альтернативного финансирования в 2017 г. достиг 59 млрд. долл., при этом в некоторых странах рост превышает 200%, в среднем по всему миру рынок альтернативного финансирования растет не менее, чем на 30% ежегодно. В России данный рынок также демонстрирует активное развитие: за 2015-2017 гг. его объемы выросли в 7,5 раз. Сегмент краудфандинга не занимает лидирующих позиций на мировом рынке крауд-финансов (по некоторым данным его доля составляет около 15%), что связано с появлением таких новых инструментов, как краудлендинг и краудинвестинг, ориентированных на более крупные компании с более высокими финансовыми целями. Тем не менее краудфандинг занимает отдельную нишу рынка, позволяя начинающим предпринимателям получить финансовые ресурсы на самом раннем этапе, чтобы в дальнейшем претендовать на более крупные суммы. Уже сейчас в разных странах, в том числе и в России, функционируют схемы финансирования в рамках партнерства, например, краудфандинговых платформ с краудинвестинговыми, и даже банками.
Все это вызывает большой интерес к данному явлению в том числе и в научной сфере, направленный на поиск способов более эффективного применения нового инструмента. Особенно это актуально для России, учитывая менталитет населения и скептическое отношение к подобного рода процессам.
В данной работе были выявлены факторы, влияющие на результативность российских краудфандинговых проектов, оценены направления и степень их воздействия.
В ходе анализа имеющейся литературы по данной теме были отобраны факторы, которые по результатам зарубежных эмпирических исследований оказывают значимое влияние на исход иностранных краудфандинговых кампаний, и построены 2 регрессионные модели, оценивающие их влияние на два показателя результативности краудфандинговых проектов в России - качественный показатель достижения проектом финансовой цели и относительный объем сборов (в долях от финансовой цели). Для оценки воздействия параметров на первый показатель использовалась модель логистической регрессии, на второй - множественная нелинейная (полулогарифмическая) регрессия.
В качестве информационной базы для исследования послужили 3266 завершенных проектов на российской краудфандинговой платформе Boomstarter.ru.
В результате анализа были выявлены следующие значимые факторы: негативный - размер финансовой цели проектов; позитивные - количество вознаграждений, минимальная цена вознаграждения, количество ранее запущенных автором краудфандинговых проектов, количество его друзей в социальных сетях, наличие фото, видео, длина текстового описания проекта. Данный перечень факторов еще раз подчеркивает специфичность нового инструмента финансирования, а также необходимость междисциплинарного подхода к проведению краудфандинговой кампании - большое влияние имеют не только финансовые факторы, но и медиа-аспекты, социальные факторы, а также предыдущий опыт автора.
По результатам анализа для авторов, планирующих размещение своих проектов на российской краудфандинговой платформе Boomstarter, разработаны следующие рекомендации:
1. Не следует устанавливать слишком высокую финансовую цель проекта - данный фактор имеет наибольшее влияние, причем негативное. В случае, если проект требует достаточно высоких затрат на реализацию, для начала можно ограничиться минимальным объемом финансовых ресурсов, достаточных, например, для запуска производства и изготовления первых экземпляров продукции. Это позволит заработать некоторую репутацию на рынке и в дальнейшем претендовать на более крупные объемы финансирования, возможно, даже через другие каналы (например, краудинвестинг, краудлендинг, венчурные фонды и пр.), поскольку, как показал анализ, опыт автора в создании краудфандинговых проектов является одним из факторов, оказывающих наибольшее влияние на шанс получить финансирование посредством краудфандинга.
2. Одними из самых существенных являются факторы, связанные с описанием проекта. Особое внимание при подготовке проекта стоит уделить фотографиям и видео, причем последнее не обязательно должно быть длинным, что особенно актуально в условиях ограниченности финансовых ресурсов для подготовки краудфандинговой кампании для стартапа. Увеличение размера текстового описания также положительно повлияет на возможность собрать необходимую сумму финансирования в срок.
3. Важно уделить внимание проработке ассортимента вознаграждений, предлагаемых спонсорам взамен их финансовой поддержки. Более широкий ассортимент повышает результативность краудфандинговой кампании, величина минимального взноса должна быть не слишком низкой, но не слишком высокой. По статистике более успешными являются проекты с вознаграждениями в ценовой категории до 500 руб.
4. Поскольку взаимодействие между спонсорами и автором полностью происходит в сети Интернет, большое влияние имеет активность автора в процессе краудфандинговой кампании - необходимо регулярно публиковать обновления о проекте, отвечать на вопросы, а также освещать информацию о проекте в социальных сетях.
Также были сформулированы рекомендации для дальнейших исследований ввиду наличия ограничений построенных моделей в рамках данной работы:
1. Ввиду того, что анализ рынка краудфандинга показал его неравномерное развитие по регионам, в дальнейшем в анализ следует включить факторы, учитывающие эти различия, например уровень жизни населения соответствующего региона, инвестиционной активности, наличие специального законодательства, регламентирующего краудфандинговую деятельность и пр.
2. Так как такое исследование для российских краудфандинговых проектов проводилось впервые, в модели включались укрупненные переменные, которые в дальнейшем могут быть уточнены. Например, как показал анализ основных характеристик проектов, фотографии имеют 92,9% всех завершенных проектов, поэтому в последующих исследованиях в модель можно включить такой фактор как «количество фотографий», а не просто их наличие.
3. В качестве информационной базы использовались данные о проектах только одной краудфандинговой платформы - Boomstarter, т.к. все краудфандинговые платформы различаются и по модели сбора средств, и по размещаемым проектам. В дальнейшим с учетом корректировок, можно не ограничиваться только одной платформой, и провести анализ результативности, например, всех краудфандинговых проектов в России, включив в модель в качестве факторов характеристики самих платформ.



