ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля 10
1.1. Личностно-профессиональное становление в условиях высшей школы
10
1.2. Профессиональный образ мира как психолого-акмеологическая категория 19
1.3. Личностный потенциал человека в контексте личностно-профессионального становления 27
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля 37
2.1. Методическое обеспечение эмпирического исследования 37
2.2. Исследование содержательных характеристик профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля 45
2.2.1. Специфика ядерного слоя профессионального образа мира студентов
выпускников гуманитарного профиля 50
2.2.2. Специфика семантического слоя образа мира личности на разных
этапах личностно-профессионального становления 61
2.3. Исследование особенностей личностного потенциала студентов - выпускников гуманитарного профиля во взаимосвязи с содержательными характеристиками профессионального образа мира 70
Выводы по второй главе 76
Список использованной литературы 85
Приложение А 94
Методики исследования профессионального образа мира студентов - выпускников гуманитарного профиля 94
Приложение Б 99
Бланки специализированных семантических дифференциалов «Образ
жизни» и «Образ профессии» 99
Приложение В 101
Анкета, направленная на выявление наличия опыта работы у студентов, их
дальнейших планов и степень их участия в общественной жизни 101
Приложение Г 102
Бланк опросника ШБУ 102
Приложение Д 103
Бланк опросника ТН 103
Приложение Е 104
Бланк модифицированного опросника «Якоря карьеры» 104
Приложение Ж 105
Результаты описательных статистик по шкалам карьерных ориентаций
«Якоря карьеры», шкалам базисных убеждений и шкале ТН 105
Приложение З 107
Результаты сравнения средних значений компонентов ядерного слоя образа
мира и толерантности к неопределенности 107
Приложение И 110
Результаты корреляционного анализа между шкалами ядерных
характеристик профессионального образа мира 110
Приложение К 111
Результаты корреляционного анализа между шкалой ТН и шкалами ядерных
характеристик профессионального образа мира 111
Актуальность. Понятие «образ мира» впервые было введено А. Н. Леонтьевым для описания интегральной системы значений человека, представляющей собой интегральный идеальный продукт процесса сознания и порождаемой путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в субъективные значения (опредмечивание, «означенивание») [Серкин, 2016].
Категория «образ мира» достаточно подробно исследована отечественными психологами [А. Н. Леонтьев, 1983; Артемьева, 1983; Петухов, 1984; Петренко, 2005; Серкин, 2005, 2016; Козлова, 2007, 2008, 2012 и др.], но остается актуальной и в настоящее время.
В современных исследованиях «образ мира» рассматривают как динамичное, формирующееся на протяжении всей жизни человека образование, на которое оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы, включая факторы профессиональной деятельности [Артемьева, 1983; Климов, 1995; Ханина, 2009; Козлова, 2007, 2008, 2012; Володина, 2014; Серкин, 2004, 2016; Казакова и др., 2016; Овчинникова, 2015, 2016 и др.].
Профессиональный же образ мира исследователи трактуют, как определенное соединение категорий восприятия объективного мира (на перцептивном уровне) [Серкин, 2003, 2009, 2016] и цели профессиональной деятельности в единую смысловую структуру (на семантическом слое) [Козлова, 2007]. Н. В. Козлова рассматривает профессиональный образ мира как «констатирование соответствия овладевания технологией превращения знаний в средство решения содержательно -технологических и субъектно¬реализационных личностно-профессиональных задач образу мира, который необходим для понимания ценности и смысла действий, составляющих содержание будущей профессиональной деятельности» [Козлова, 2007, с. 57]. Ряд исследователей [например, Казакова и др., 2015], проведя анализ различных подходов к пониманию профессионального образ мира, делают заключение, что профессиональный образ мира представляет собой 4
целостную систему, включающую «предметную, смысловую и ценностную составляющие», и реализуется «в профессиональных установках, мотивационной готовности к решению профессиональных задач, особенностях профессионального мышления».
Профессиональный образ мира будущего специалиста складывается в процессе личностно-профессионального становления в условиях вузовского обучения. Современные требования к качеству подготовки выпускников вузов регламентируются ФГОС поколения 3+, которые определяют виды профессиональной деятельности и условия реализации образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки. Однако исследователи и практики отмечают, что выпускники недостаточно готовы к началу самостоятельной профессиональной деятельности [Глущин, Лапшина, 2007; Колтунова, 2014; Овчинникова, 2016].
Профессиональный образ мира, по мнению исследователей [Козлова, Овчинникова, 2016], отражает ценности и смысл действий, составляющих содержание будущей профессиональной деятельности. С этой точки зрения, важно понимать, что представляет собой профессиональный образ мира студентов-выпускников в зависимости от осваиваемых ими специальностей.
Кроме того, отсутствие системы обязательного распределения выпускников [Глущин, Лапшина, 2007] и высокая конкуренция на рынке труда, особенно для выпускников гуманитарного профиля, усиливает значимость внутренних ресурсов человека (его личностный потенциал) для активного включения в самостоятельную профессиональную деятельность. В исследованиях отмечается наличие специфики параметров личностного потенциала во взаимосвязи с успешностью личностно-профессионального становления на разных его этапах [Овчинникова, 2016].
Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению категории образа мира, относительно мало исследованными остаются содержательные характеристики профессионального образа мира студентов-выпускников во взаимосвязи со спецификой выбранного направления подготовки.
Цель исследования: выявить особенности профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля в зависимости от осваиваемых ими специальностей.
Объект исследования: профессиональный образ мира вузовской молодежи.
Предмет исследования: содержательные характеристики
профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению личностно-профессионального становления в условиях вуза и личностного потенциала студенческой молодежи.
2. Проанализировать существующие подходы к изучению профессионального образа мира.
3. Исследовать содержательные характеристики профессионального образа мира (ядерный и семантический слои) студентов-выпускников гуманитарного профиля.
4. Выявить особенности содержательных характеристик
профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля в зависимости от осваиваемой профессии.
5. Выявить степень выраженности такого параметра личностного потенциала как толерантность к неопределенности у студентов - выпускников гуманитарного профиля во взаимосвязи с содержательными характеристиками профессионального образа мира.
Гипотезы исследования:
1. Содержательные характеристики профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля отражают специфику осваиваемой профессии, наличие у них опыта работы и их активную жизненную позицию.
2. Толерантность к неопределенности как параметр личностного потенциала обуславливает особенности содержательных характеристик профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля.
Теоретико-методологическую основу работы составили: концепция образа мира как многоуровневой системы (А. Н. Леонтьев; В. В. Петухов; Е. Ю. Артемьева; В. П. Серкин); концепция образа профессии (С. В. Зиборова; В. П. Серкин); концепция личностного потенциала (Д. А. Леонтьев; С. А. Богомаз); теория психологических систем (В. Е. Клочко; Э. В. Галажинский); психосемантический подход к исследованию образа мира личности (Е. Ю. Артемьева; В. П. Серкин; А. Г. Шмелев; В. Ф. Петренко); концепции и подходы к изучению профессионального становления личности (Т. В. Кудрявцев; Е. А. Климов; Н. В. Козлова; Л. Н. Митина; Э. Ф. Зеер; Ю. П. Поваренков; Л. И. Анциферова).
Методическая основа исследования:
1. Ядерный слой образа мира:
a) опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, в переводе и адаптации В.
Э. Винокуровой, В. А. Чикер, модификация С. А. Богомаза);
b) опросник «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман, в переводе и адаптации О. Кравцовой);
2. Семантический слой образа мира:
a) «Образ жизни» (В. П. Серкин)
b) «Образ профессии» (В. П. Серкин);
3. Параметры личностного потенциала:
а) Шкала толерантности к неопределенности (Д. МакЛейна) в адаптации Е. Г. Луковицкой.
4. Анкетирование, направленное на выявление наличия опыта работы у студентов, их дальнейших планов и степень их участия в общественной жизни.
Методы обработки данных: использовались методы, входящие в пакет программ SPSS Statistica 23.0, в частности:
1) методы описательной статистики;
2) t-критерий Стьюдента для независимых выборок;
3) однофакторный дисперсионный анализ ANOVA;
4) корреляционный анализ Пирсона.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты - выпускники факультета психологии (n=48) и факультета иностранных языков (n=24), обучающиеся по следующим направлениям подготовки: психология, управление персоналом, организация и работа с молодежью, реклама и связи с общественностью, перевод и переводоведение (китайский язык), лингвистика (английский язык). Общую выборку составили 72 человека.
Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными методологическими принципами и теоретической обоснованностью, репрезентативностью выборки, надежностью и валидностью использованных методик и применением математических методов статистической обработки данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что был осуществлен анализ существующих подходов к пониманию личностно-профессионального становления в условиях высшей школы, а также подходы к пониманию профессионального образа мира и роли личностного потенциала в процессе становления профессионального образа мира. В ходе исследования подтверждается адекватность и логичность использования теории психологических систем и системного подхода как основных подходов к пониманию личностно-профессионального становления, образа мира и профессионального образа мира.
Научная и практическая новизна: Сравнительный анализ
содержательных характеристик профессионального образа мира студентов- выпускников гуманитарного профиля позволил выявить существующие дефициты, что может быть использовано для разработки соответствующих мер психологического сопровождения процесса личностно¬
профессионального становления в условиях вуза для обеспечения большей степени готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
В ходе теоретического анализа существующих подходов выявлено, что личностно-профессиональное становление в условиях высшего профессионального образования рассматривается как форма проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы, как постепенное преобразование мышления человека в профессиональное мышление, как осуществление целенаправленной активности, связанной с реальной жизнедеятельностью человека. В процессе личностно - профессионального становления в условиях вуза происходит преобразование своего внутреннего мира, модернизация образа мира студента. Поэтому профессиональный образ мира будущего специалиста складывается в процессе личностно-профессионального становления в условиях вузовского обучения. Профессиональный образ мира определяется как новообразование, складывающееся в процессе оформления многомерного мира и представленное смыслами и ценностями.
Профессиональный образ мира студентов -выпускников гуманитарного профиля, в данном исследовании представлен двумя слоями (ядерным и семантическим) трехслойной модели образа мира и характеризуется своей спецификой. Исследование ядерного и семантического слоя образа мира позволяют определить содержательные характеристики профессионального образа мира. Лежащая в основе личностно-профессионального становления система свойств и возможностей может определяться понятием личностный потенциал. Поэтому необходимо было рассмотреть толерантность к неопределенности как один из параметров личностного потенциала во взаимосвязи с содержательными характеристиками профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля.
В процессе эмпирического исследования были изучены содержательные характеристики профессионального образа мира студентов -выпускников гуманитарного профиля и влияние на них специфики осваиваемых профессий, наличие опыта работы по специальности, активной жизненной позицией в период обучения в вузе. Были получены следующие результаты:
Семантический слой образа мира, находящий свое отражение в образе жизни, характеризуется уникальными дескрипторами схожими и различающимися у двух факультетов, а также схожими и различающимися между теми, кто имеет опыт работы по специальности, и теми, кто не имеет такового. Среди большого количества схожих дескрипторов образа жизни, стоит отметить различные: «добрый», «активный», «осмысленный»,
«комфортный», «подвижный», «открытый», «обеспеченный», «безопасный» образ жизни у выпускников ФП; «творческий», «новый» у выпускников ФИЯ; «интересный», «творческий», «привлекательный», «активный»,
«насыщенный», «открытый», «подвижный», «динамичный»,
«рациональный», «демократичный» у студентов -выпускников, имеющих опыт работы по специальности; «веселый», «новый», «оправданный», «обеспеченный» у выпускников, не имеющих опыта работы по специальности.
Образ профессии, являющийся частью семантического слоя и отражающий профессиональную деятельность в образе мира личности, характеризуется также уникальными дескрипторами между теми же группами. Большое количество дескрипторов образа профессии между группами по факультетам, и по наличию опыта работы по специальности, схожи. У ФП и ФИЯ совпали 27 дескрипторов, а выпускников, имеющих опыт работы по специальности и без такового - 28. Различающимися
дескрипторами образа профессии выступили: «эмоциональная»,
«человечная», «одобряемая», «выгодная» у студентов -выпускников ФП; «тяжелая» и «высокооплачиваемая» у студентов -выпускников ФИЯ; «престижная,», «выгодная», «благоприятная для здоровья», «безопасная», «высокооплачиваемая» у выпускников без опыта работы по специальности; «востребованная» у выпускников, имеющих опыт работы по специальности. Данные показатели у студентов-выпускников, не имеющих опыт работы по специальности могут свидетельствовать о завышенной и, возможно, даже неадекватной оценке своей будущей профессии, в отличии от тех, кто имеет опыт работы по специальности.
Ядерный слой образа мира, представленный ценностными ориентациями и базисными убеждениями личности, обладает следующими особенностями: студенты-выпускники, имеющие какой-либо опыт работы по специальности или имеющие работу на данный момент (по специальности, не по специальности, частичная или полная занятость) имеют более высокую выраженность базисных убеждений в доброте окружающего мира, доброте людей, по сравнению с теми, кто не имеют опыта работы по специальности или не работающими в настоящий момент времени. У выпускников, которые имеют постоянную занятость не по специальности более выражено базисное убеждение справедливость мира, по сравнению с остальными. А ценность собственного «Я» ниже у выпускников, имеющих частичную занятость по специальности.
Также выявлено, что у студентов двух факультетов (ФП и ФИЯ) в большей степени выражены ориентации на «Служение», «Свободу от» и на «Свободу для», что может свидетельствовать об отражении специфики гуманитарных профессий. Студенты -выпускники, имеющие опыт работы по специальности или работающие в настоящий момент (по специальности, не по специальности, частичная или полная занятость), в большей степени по сравнению с остальными ориентированы на «Служение». Наблюдается корреляционная связь между занимаемой в период обучения активной жизненной позицией и карьерной ориентацией «Служение», а также с базисным убеждением «Доброта людей», средние показатели которых выше в группе студентов-выпускников со средними и высокими баллами по шкале «жизненная активность».
Исследование толерантности к неопределенности как показателя личностного потенциала выявило, что показатели ниже среднего имеют 15 испытуемых, показатели средние - 39, и выше среднего - 18 испытуемых. Была выявлена положительная корреляционная связь шкалы толерантность к неопределенности с показателями ядерных характеристик (базисные убеждения и карьерные ориентации) профессионального образа мира, а именно с «добротой окружающего мира», «добротой людей», «ценностью собственного Я» и «степенью самоконтроля», а также карьерной ориентацией на «вызов».
Среди всей проведенной математической обработки, выделяется тот факт, что чувствительными к изменениям в ядерных характеристиках профессионального образа мира являются базисные убеждения «доброта окружающего мира», «доброта людей», «ценность собственного Я» и «степень самоконтроля», и карьерная ориентация на «служение».
В результате, мы видим, что специфика личностно-профессионального становления в период вузовского образования, а именно специфика осваиваемой профессий, опыт работы по специальности и активная жизненная позиция в университете, отражается на содержательных характеристиках профессионально образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля. Полученные результаты подтверждают выдвинутые нами гипотезы.
1. Артемьева Е. Ю. Описание структур субъективного опыта / Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин // Мышление. Общение. Опыт. - 1983. - С. 99- ЮЗ.
2. Атаманова И. В. Психологические особенности магистрантов и аспирантов, обучающихся в вузах с ориентацией на классическое и инженерное образование / И. В. Атаманова, О. Н. Стариченко, С. А. Богомаз // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 367. - С. 128-135.
3. Богомаз С. А. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно - и предпринимательски-ориентированных субъектов / С. А. Богомаз, О. В. Каракулова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 37. - С. 48-51.
4. Богомаз С. А. Модификация опросника «Якоря карьеры» : ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность / С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 44. - С. 101-109.
5. Богомаз С. А. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи / С. А. Богомаз, В. В. Мацута // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 77-88.
6. Бодалёв А. А. Вершина развитии человека : характеристики и условия достижения / А. А. Бодалёв; сост. А. А. Бодалёв - М. : Флинта-Наука, 1998. - 168 с.
7. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / В. А. Бодров; сост. В.А. Бодров. - М. : Логос, 2007. - 855 с.
8. Бородина В. Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности психолога / В.Н. Бородина // Наука и образование в жизни современного общества : материалы международной научно-практической конференции. Тамбов, 30 апреля 2015 г. - Тамбов, 2015. - Т. 1. - С. 39-40.
9. Буравцова Н. В. Образ мира личности в контексте проблем профессионального образования / Н.В. Буравцова // Социосфера. - 2010. - №1
- с. 47-50.
10. Величко С. В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации / С. В. Величко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2004. - № 1 (17). - С. 126-130.
11. Володина К. А. Профессиональная составляющая образа мира и образ профессии / К. А. Володина // Психологические механизмы формирования личности : коллектив. монография / Ю. М. Едиханова, [и др.] ; под общ. ред. Ю. М. Едихановой. - Шадринск. : Шадринский Дом Печати, 2014. - С. 52-72.
12. Глущин Г.К Психологические проблемы трудоустройства выпускников вуза / Г. Глущин, И. Лапшина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус - 2007. - Т. 2, вып. 12 - с. 61-64.
13. Гусев А. Н. Связь различных слоев образа мира с профессиональным опытом личности / А.Н. Гусев, А.С. Дубчук // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". - 2013. - Вып. 1. - С. 11-26
14. Деркач А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003.
- 256 с.
15. Завьялова Е. Х. К вопросу о личностном потенциале как ресурсе успешности
профессиональной деятельности педагога / Е. Х. Завьялова // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: материалы ежегодной XV межрегиональной научно-практической конференции.
Петропавловск-Камчатский, 03-06 февраля 2015 г. - Петропавловск- Камчатский, 2015. - с. 67-71... 76