ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК УЧАСТНИКОВ ТОМСКИХ ЭКО-СООБЩЕСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Повседневные эко-практики 10
1.1 Подходы к понятию «природа» 10
1.2 Современное понимание природы 12
1.3 Виды повседневных эко-практик 16
2 Эко-бизнес 26
2.1 Особенности эко-бизнеса сквозь призму экономической антропологии 26
2.2 Кейс «Чистого Мира» 30
2.3 Кейс «Двух лимонов» 35
3 Эко-активизм 44
3.1 Исследования активизма 44
3.2 Практики убеждения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Приложение А
1 Повседневные эко-практики 10
1.1 Подходы к понятию «природа» 10
1.2 Современное понимание природы 12
1.3 Виды повседневных эко-практик 16
2 Эко-бизнес 26
2.1 Особенности эко-бизнеса сквозь призму экономической антропологии 26
2.2 Кейс «Чистого Мира» 30
2.3 Кейс «Двух лимонов» 35
3 Эко-активизм 44
3.1 Исследования активизма 44
3.2 Практики убеждения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Приложение А
Различные сообщества, стремящиеся к «защите природы», зарождаются примерно в середине прошлого века и с каждым годом обретают всё большее влияние в обществе. Яркий пример этого - концепция «zero waste», сторонниками которой сейчас является множество людей по всему миру. В 70-х она была лишь бизнес-моделью, позволяющей экономить ресурсы производства, а сейчас стала жизненной философией многих людей и весомым политическим фактором 1. В СССР существовали дружины охраны природы, которые в основном занимались защитой леса и состояли из студентов биологических и геологических факультетов . Современные экологические сообщества в России находятся на этапе своего становления и развития, до сих пор качественных антропологических исследований о них опубликовано не было. Различные экологические организации и сообщества, а также их практики, изучаются в нашей стране в основном с юридической или экономической точки зрения. В подобных работах исследуется правовая основа экологической волонтёрской деятельности и её экономическая эффективность .
Как во всём мире, так и в нашей стране, существует множество проблем, связанных с экологией, которые могли бы быть решены с помощью внедрения экологичных практик в повседневность граждан. Ярким примером этого является проблема обращения с бытовыми и производственными отходами. По данным счётной палаты РФ за 2019 год в нашей стране образовалось свыше 65 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), 90% этих отходов отправляются на полигоны и свалки . Согласно национальному проекту «экология», к 2024 году эта ситуация должна быть исправлена, и 60% твёрдых коммунальных отходов будут отправляться на переработку . Однако, как в вопросе внедрения переработки отходов, так и в случаях других экологичных практик, важна не только их доступность, но и отношение самих граждан к данным практикам. В связи с этим, актуальными являются исследования сообществ людей, которые уже вовлечены в различные экологичные практики и причин, побуждающих их к этому.
Объектом исследования являются представители томских эко-сообществ.
Предмет исследования - практики членов томских эко-сообществ.
Целью исследования стало выяснение того, как отношение к природе влияет на практики членов томских эко-сообществ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить существующие подходы к понятию «природа» и проследить как они менялись исторически;
2) Описать и проанализировать практики членов томского эко-сообщества;
3) Проанализировать влияние отношения к «природе» на практики членов томских эко-сообществ.
Степень разработанности данной проблематики
Чтобы говорить об исследовании практик какой-либо социальной группы сначала необходимо разобраться в проблематике самих повседневных практик, т.к. их изучение имеет достаточно обширную традицию в социальных науках. Это течение в социологической мысли начинается ещё с М. Вебера. Он определяет социологию как науку, цель которой - понять и объяснить социальное действие. Такая социология говорит о смысле действия, связывающего индивидов. Для понимания смысла социального действия М.
Вебер предлагал использовать «идеальные типы», т.е. теоретические смысловые конструкции, основанные на наблюдении и исследовательском воображении и имеющие характер утопии. Эти «идеальные типы» и становятся критериями «правильности» понимания в социологии М. Вебера. Г. Зиммель также считал, что социология должна быть понимающей наукой, однако он отвергал идею о существовании такой абсолютной величины в исследовании смыслов и считал, что ценности и нормы формируются именно в процессе социального взаимодействия . Идеи Г. Зиммеля подхватывают и развивают представители Чикагской школы в рамках символического интеракционизма. Одним из основоположников данной теории был Д. Г. Мид. В его концепции социальное действие происходит благодаря символам, которые формируются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции). При социальном взаимодействии человек способен понимать символы и учитывать их смыслы, подразумеваемые его партнером по интеракции, рассматривая ситуацию с его точки зрения. Эту способность Д.Г. Мид называет «принятием другого». Роль «принятия другого» состоит не только в обеспечении успешного социального взаимодействия, но и в формировании идентичности человека. В процессе интеракции, смотря на себя глазами «обобщённого другого», человек образует образ самого себя на основе своих реакций. Следовательно, социальное действие не может пониматься исходя лишь из социальной нормы, потому что оно всегда содержит их интерпретацию . Символический интеракционизм становится своеобразным мостом между понимающей социологией М. Вебера и феноменологией А. Шюца. По мнению А. Шюца, М. Вебер слишком рано останавливается в своём исследовании социального мира и ставит вопрос только о смысле социальных действий, а не о том, как этот смысл конструируется. В теории феноменологии существует множество миров, например, мир психического расстройства или мир сновидений, но объектом её исследования становится именно мир повседневности. Причиной этого выбора является то, что именно в мире повседневности конструируются и интерпретируются смыслы. Пребывая в мире повседневности человек накапливает переживания, которые повторяясь становятся опытом, а затем опыт сопоставляется с другим опытом, формирует определенную систему знаний и конструирует смыслы . Подобная система знаний в феноменологии называется «наличным знанием». Таким образом, наличное знание - это совокупность предшествующего опыта, который используется в качестве схемы референции для различных ситуаций. Наличное знание служит и для проектирования действия. Именно с наличным знанием связаны два типа мотивов действия человека. Мотив «потому-что» отсылает нас к прошлому человека, т.е. биографической причине, побудившей человека к действию. Этот мотив отражает предрасположенность человека к конструированию проекта деятельности определённым образом, которая обусловлена определенным запасом наличного знания. Мотив «для-того-чтобы» отсылает нас к желаемому результату действия, ради которого оно и совершается. Этот мотив объясняет действие исходя из его проекта, который также конструируется исходя из имеющегося наличного знания . Г. Гарфинкель - один из учеников А. Шюца развил его идеи в собственном направлении теоретической мысли, которое получило название «этнометодология». Этнометодология концентрируется на исследовании методов, благодаря которым повседневные практики индивидов становятся рациональными и разумными не только для них самих, но и для окружающих. Их Г. Гарфинкель назвал «этнометодами». Этнометоды существуют в ситуации повседневной жизни, они не используются для того, чтобы интерпретировать ситуацию и сделать её понятной для окружающих, напротив, сама ситуация существует только потому, что её смысл был понят с помощью этнометодов. Этнометоды могут быть выявлены при помощи, например, проведения кризисных экспериментов, когда исследователь специально разрушает привычный ход ситуации, чтобы сделать этнометоды более явными.
Теоретическая рамка исследования
В качестве исследовательской оптики в данной работе использован феноменологический подход. Суть этого подхода заключается в особой направленности именно на сферу повседневной жизни. Его целью является изучение значений и смыслов поведения людей, проявляющихся в повседневных практиках и конструирующих жизненный мир индивидов. В социальных науках основоположником этого направления считается А. Шюц. В своей работе «Структура повседневного мышления» он утверждает, что в любой момент своей жизни человек находится в биографически детерминированной ситуации. Каждый момент жизни обусловлен «наличной целью», которая задаёт нашу систему релевантностей и типизаций. Типизации - это конструкты, позволяющие нам считать поведение других «типичным» и на основе этого строить проекты своей дальнейшей деятельности. Типизируя поведение человека, мы приписываем его поведению типичные мотивы. Существуют два вида мотивов: «для -того-чтобы», направленные на воображаемый результат действия, и «потому-что», которые соотносят действия человека и его прошлые переживания, побуждающие поступать так. Выявление этих мотивов и служит целью исследователя в феноменологической традиции, именно через них мы можем найти тот смысл, который имеет действие для действующего индивида.
Методологическую рамку формируют методы полуструктурированного интервью, включенного наблюдения, визуальной антропологии и автоэтнографии.
Результаты исследования опираются на следующие эмпирические данные: 11 полуструктурированных интервью с представителями таких эко-сообществ Томска, как «Чистый Университет», «Клуб ЭКОосознанности Новая ЭРА», «Зелёный луч» и «КУРСОр», а также с эко-бизнесменами и их клиентами (Приложение А); более 80 часов включённого наблюдения практик данных эко-сообществ в период с 2019 по 2022 год; фотофиксация эко-практик и данные анализа визуальных составляющих эко-практик (оформления страниц сообществ в социальных сетях, фотографий с эко -мероприятий и т.д.) (Приложение Б); анализ личного эмпирического опыта экологических практик.
Структура работы
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения.
В первой главе проанализированы подходы к понятию «природа» в исторической перспективе, а также описаны и объяснены повседневные эко - практики членов томских эко-сообществ.
Во второй главе описаны особенности ведения экологичного бизнеса и его практики взаимодействия с клиентами на примере компаний «Чистый мир» и «Два лимона» с точки зрения экономической антропологии.
В третьей главе описаны и проанализированы экологические практики, связанные с ведением активисткой деятельности, на примере сообществ «Чистый университет», клуба экоосознанности «Новая ЭРА» и «КуРСОр».
В заключении приводятся выводы по результатам работы, намечаются дальнейшие перспективы исследований в данном поле. Приложения содержит гайды интервью.
Как во всём мире, так и в нашей стране, существует множество проблем, связанных с экологией, которые могли бы быть решены с помощью внедрения экологичных практик в повседневность граждан. Ярким примером этого является проблема обращения с бытовыми и производственными отходами. По данным счётной палаты РФ за 2019 год в нашей стране образовалось свыше 65 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), 90% этих отходов отправляются на полигоны и свалки . Согласно национальному проекту «экология», к 2024 году эта ситуация должна быть исправлена, и 60% твёрдых коммунальных отходов будут отправляться на переработку . Однако, как в вопросе внедрения переработки отходов, так и в случаях других экологичных практик, важна не только их доступность, но и отношение самих граждан к данным практикам. В связи с этим, актуальными являются исследования сообществ людей, которые уже вовлечены в различные экологичные практики и причин, побуждающих их к этому.
Объектом исследования являются представители томских эко-сообществ.
Предмет исследования - практики членов томских эко-сообществ.
Целью исследования стало выяснение того, как отношение к природе влияет на практики членов томских эко-сообществ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить существующие подходы к понятию «природа» и проследить как они менялись исторически;
2) Описать и проанализировать практики членов томского эко-сообщества;
3) Проанализировать влияние отношения к «природе» на практики членов томских эко-сообществ.
Степень разработанности данной проблематики
Чтобы говорить об исследовании практик какой-либо социальной группы сначала необходимо разобраться в проблематике самих повседневных практик, т.к. их изучение имеет достаточно обширную традицию в социальных науках. Это течение в социологической мысли начинается ещё с М. Вебера. Он определяет социологию как науку, цель которой - понять и объяснить социальное действие. Такая социология говорит о смысле действия, связывающего индивидов. Для понимания смысла социального действия М.
Вебер предлагал использовать «идеальные типы», т.е. теоретические смысловые конструкции, основанные на наблюдении и исследовательском воображении и имеющие характер утопии. Эти «идеальные типы» и становятся критериями «правильности» понимания в социологии М. Вебера. Г. Зиммель также считал, что социология должна быть понимающей наукой, однако он отвергал идею о существовании такой абсолютной величины в исследовании смыслов и считал, что ценности и нормы формируются именно в процессе социального взаимодействия . Идеи Г. Зиммеля подхватывают и развивают представители Чикагской школы в рамках символического интеракционизма. Одним из основоположников данной теории был Д. Г. Мид. В его концепции социальное действие происходит благодаря символам, которые формируются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции). При социальном взаимодействии человек способен понимать символы и учитывать их смыслы, подразумеваемые его партнером по интеракции, рассматривая ситуацию с его точки зрения. Эту способность Д.Г. Мид называет «принятием другого». Роль «принятия другого» состоит не только в обеспечении успешного социального взаимодействия, но и в формировании идентичности человека. В процессе интеракции, смотря на себя глазами «обобщённого другого», человек образует образ самого себя на основе своих реакций. Следовательно, социальное действие не может пониматься исходя лишь из социальной нормы, потому что оно всегда содержит их интерпретацию . Символический интеракционизм становится своеобразным мостом между понимающей социологией М. Вебера и феноменологией А. Шюца. По мнению А. Шюца, М. Вебер слишком рано останавливается в своём исследовании социального мира и ставит вопрос только о смысле социальных действий, а не о том, как этот смысл конструируется. В теории феноменологии существует множество миров, например, мир психического расстройства или мир сновидений, но объектом её исследования становится именно мир повседневности. Причиной этого выбора является то, что именно в мире повседневности конструируются и интерпретируются смыслы. Пребывая в мире повседневности человек накапливает переживания, которые повторяясь становятся опытом, а затем опыт сопоставляется с другим опытом, формирует определенную систему знаний и конструирует смыслы . Подобная система знаний в феноменологии называется «наличным знанием». Таким образом, наличное знание - это совокупность предшествующего опыта, который используется в качестве схемы референции для различных ситуаций. Наличное знание служит и для проектирования действия. Именно с наличным знанием связаны два типа мотивов действия человека. Мотив «потому-что» отсылает нас к прошлому человека, т.е. биографической причине, побудившей человека к действию. Этот мотив отражает предрасположенность человека к конструированию проекта деятельности определённым образом, которая обусловлена определенным запасом наличного знания. Мотив «для-того-чтобы» отсылает нас к желаемому результату действия, ради которого оно и совершается. Этот мотив объясняет действие исходя из его проекта, который также конструируется исходя из имеющегося наличного знания . Г. Гарфинкель - один из учеников А. Шюца развил его идеи в собственном направлении теоретической мысли, которое получило название «этнометодология». Этнометодология концентрируется на исследовании методов, благодаря которым повседневные практики индивидов становятся рациональными и разумными не только для них самих, но и для окружающих. Их Г. Гарфинкель назвал «этнометодами». Этнометоды существуют в ситуации повседневной жизни, они не используются для того, чтобы интерпретировать ситуацию и сделать её понятной для окружающих, напротив, сама ситуация существует только потому, что её смысл был понят с помощью этнометодов. Этнометоды могут быть выявлены при помощи, например, проведения кризисных экспериментов, когда исследователь специально разрушает привычный ход ситуации, чтобы сделать этнометоды более явными.
Теоретическая рамка исследования
В качестве исследовательской оптики в данной работе использован феноменологический подход. Суть этого подхода заключается в особой направленности именно на сферу повседневной жизни. Его целью является изучение значений и смыслов поведения людей, проявляющихся в повседневных практиках и конструирующих жизненный мир индивидов. В социальных науках основоположником этого направления считается А. Шюц. В своей работе «Структура повседневного мышления» он утверждает, что в любой момент своей жизни человек находится в биографически детерминированной ситуации. Каждый момент жизни обусловлен «наличной целью», которая задаёт нашу систему релевантностей и типизаций. Типизации - это конструкты, позволяющие нам считать поведение других «типичным» и на основе этого строить проекты своей дальнейшей деятельности. Типизируя поведение человека, мы приписываем его поведению типичные мотивы. Существуют два вида мотивов: «для -того-чтобы», направленные на воображаемый результат действия, и «потому-что», которые соотносят действия человека и его прошлые переживания, побуждающие поступать так. Выявление этих мотивов и служит целью исследователя в феноменологической традиции, именно через них мы можем найти тот смысл, который имеет действие для действующего индивида.
Методологическую рамку формируют методы полуструктурированного интервью, включенного наблюдения, визуальной антропологии и автоэтнографии.
Результаты исследования опираются на следующие эмпирические данные: 11 полуструктурированных интервью с представителями таких эко-сообществ Томска, как «Чистый Университет», «Клуб ЭКОосознанности Новая ЭРА», «Зелёный луч» и «КУРСОр», а также с эко-бизнесменами и их клиентами (Приложение А); более 80 часов включённого наблюдения практик данных эко-сообществ в период с 2019 по 2022 год; фотофиксация эко-практик и данные анализа визуальных составляющих эко-практик (оформления страниц сообществ в социальных сетях, фотографий с эко -мероприятий и т.д.) (Приложение Б); анализ личного эмпирического опыта экологических практик.
Структура работы
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения.
В первой главе проанализированы подходы к понятию «природа» в исторической перспективе, а также описаны и объяснены повседневные эко - практики членов томских эко-сообществ.
Во второй главе описаны особенности ведения экологичного бизнеса и его практики взаимодействия с клиентами на примере компаний «Чистый мир» и «Два лимона» с точки зрения экономической антропологии.
В третьей главе описаны и проанализированы экологические практики, связанные с ведением активисткой деятельности, на примере сообществ «Чистый университет», клуба экоосознанности «Новая ЭРА» и «КуРСОр».
В заключении приводятся выводы по результатам работы, намечаются дальнейшие перспективы исследований в данном поле. Приложения содержит гайды интервью.
Данным исследованием была предпринята попытка выяснения того, как отношение к природе влияет на практики членов томских эко-сообществ. Главный фокус исследования был обращён на повседневные эко-практики, практики эко-бизнеса и эко-активизма.
В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к понятию «природа» и их историческое изменение. Благодаря этому был сделан вывод о том, что «природа» не является универсальной категорией, у разных народов мира, и в разные исторические эпохи она воспринималась по-разному. Свой особый подход к восприятию природы был выявлен и у представителей томских эко-сообществ. Их отношения с природой основываются на понятиях экологического следа и экологического долга. Наличное знание о них формирует в жизненном мире членов эко-сообществ представления о практиках, которые увеличивают долг человека перед природой и те, что его уменьшают. Уменьшающие или, по крайней мере, не увеличивающие этот долг практики и будут считаться эко-практиками.
Повседневные экологические практики можно разделить на две группы.
К первой группе относятся те практики, которые препятствуют самому появлению долга. Их я называю практиками «разумного потребления». Среди этих практик будет, например, отказ от использования одноразового пластика, импульсивных покупок, экономия воды и электроэнергии и т.д.
Вторая группа включает в себя практики, уменьшающие уже существующий долг. Их можно назвать практиками переработки. К ним можно отнести, например, раздельный сбор отходов для дальнейшей переработки, компостирование отходов и т.д.
Практики взаимоотношений эко-бизнеса и его клиентов тоже во многом обусловлены идеей экологического долга. Как бизнесмены, так и их клиенты стремятся к уменьшению экологического долга. В связи с этим, эко-бизнесмены могут предпринимать действия не слишком рациональные с финансовой точки зрения, которые будут абсолютно логичны с точки зрения эко-долга. Клиенты эко-бизнеса, в свою очередь, будут проявлять к эко-бизнесу большую лояльность, чем к бизнесам другого типа, руководствуясь той же идеей уменьшения эко-долга.
Практики эко-активизма также связаны с принципом экологического долга. Они обусловлены стремлением донести идею о том, что долг необходимо уменьшать, до как можно большего количества людей и, тем самым, эффективнее решать данную проблему. Для этого эко-активисты занимаются различными практиками убеждения, например, проводят лекции о проблемах экологии, просветительские мероприятия, устраивают акции по привлечению людей к эко-практикам в формате мастер-классов и т.д.
В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к понятию «природа» и их историческое изменение. Благодаря этому был сделан вывод о том, что «природа» не является универсальной категорией, у разных народов мира, и в разные исторические эпохи она воспринималась по-разному. Свой особый подход к восприятию природы был выявлен и у представителей томских эко-сообществ. Их отношения с природой основываются на понятиях экологического следа и экологического долга. Наличное знание о них формирует в жизненном мире членов эко-сообществ представления о практиках, которые увеличивают долг человека перед природой и те, что его уменьшают. Уменьшающие или, по крайней мере, не увеличивающие этот долг практики и будут считаться эко-практиками.
Повседневные экологические практики можно разделить на две группы.
К первой группе относятся те практики, которые препятствуют самому появлению долга. Их я называю практиками «разумного потребления». Среди этих практик будет, например, отказ от использования одноразового пластика, импульсивных покупок, экономия воды и электроэнергии и т.д.
Вторая группа включает в себя практики, уменьшающие уже существующий долг. Их можно назвать практиками переработки. К ним можно отнести, например, раздельный сбор отходов для дальнейшей переработки, компостирование отходов и т.д.
Практики взаимоотношений эко-бизнеса и его клиентов тоже во многом обусловлены идеей экологического долга. Как бизнесмены, так и их клиенты стремятся к уменьшению экологического долга. В связи с этим, эко-бизнесмены могут предпринимать действия не слишком рациональные с финансовой точки зрения, которые будут абсолютно логичны с точки зрения эко-долга. Клиенты эко-бизнеса, в свою очередь, будут проявлять к эко-бизнесу большую лояльность, чем к бизнесам другого типа, руководствуясь той же идеей уменьшения эко-долга.
Практики эко-активизма также связаны с принципом экологического долга. Они обусловлены стремлением донести идею о том, что долг необходимо уменьшать, до как можно большего количества людей и, тем самым, эффективнее решать данную проблему. Для этого эко-активисты занимаются различными практиками убеждения, например, проводят лекции о проблемах экологии, просветительские мероприятия, устраивают акции по привлечению людей к эко-практикам в формате мастер-классов и т.д.



