HANDMADE ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ ОЩУЩЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
|
Введение 5
1 Тенденции развития постиндустриального общества 9
1.1 Специфика современного постиндустриального общества 9
1.2 Концепты: «общество ощущений» и «экономика ощущений» 15
2 Handmade деятельность в современном обществе 20
2.1 Причины популяризации handmade деятельности 20
2.2 Функции handmade деятельности 22
2.3 Последствия популяризации деятельности handmade для человека и общества 24
3 Особенности деятельности handmade на основе анализа интервью
с людьми, занимающимися handmade деятельностью 26
3.1 Соотношение определений «handmade» и «ручной труд» 26
3.2 Мотивация потребителей handmade товаров 30
3.3 Восприятие уникальности в товарах ручного труда 33
3.4 Причины увеличения количества ремесленников в Томске в сравнении
с другими городами и за рубежом 35
3.5 Значимость handmade деятельности для мастеров 39
Заключение 43
Список литературы 47
Приложение А Программа исследования 50
Приложение Б Бланк интервью 52
Приложение В Список информантов 54
Приложение Г Интервью
1 Тенденции развития постиндустриального общества 9
1.1 Специфика современного постиндустриального общества 9
1.2 Концепты: «общество ощущений» и «экономика ощущений» 15
2 Handmade деятельность в современном обществе 20
2.1 Причины популяризации handmade деятельности 20
2.2 Функции handmade деятельности 22
2.3 Последствия популяризации деятельности handmade для человека и общества 24
3 Особенности деятельности handmade на основе анализа интервью
с людьми, занимающимися handmade деятельностью 26
3.1 Соотношение определений «handmade» и «ручной труд» 26
3.2 Мотивация потребителей handmade товаров 30
3.3 Восприятие уникальности в товарах ручного труда 33
3.4 Причины увеличения количества ремесленников в Томске в сравнении
с другими городами и за рубежом 35
3.5 Значимость handmade деятельности для мастеров 39
Заключение 43
Список литературы 47
Приложение А Программа исследования 50
Приложение Б Бланк интервью 52
Приложение В Список информантов 54
Приложение Г Интервью
XX век - был веком новых открытий, переломных моментов, всемирно значимых событий, а также веком новых социально-экономических и культурных феноменов. Именно в ХХ веке, во второй его половине, после окончания Второй мировой войны происходит стабилизация производства и его переход на массовое производство товаров широкого потребления, а также построение модели социального государства на Западе, в которой государство (исходя из политики кейнсианства) включено в систему перераспределения ресурсов. В рамках социального государства формируется средний класс, и непосредственно в интересах среднего класса и действует социальное государство.
Проводится политика фордистско-кейнсианская, благодаря которой развивается промышленная индустрия, разрастаются предприятия, возникает необходимость во всё большем количестве работников, что решает проблему занятости населения. Производится конвейерная стандартизированная продукция, собственно, стремление к стандартизации было одним из ключевых для того периода. За счет этого снижается потребительская стоимость товара, увеличивается его доступность приобретения и, благодаря попутной увеличивающейся зарплате рабочим, становится возможной совершение покупки.
Все это стимулировало развитие экономики и для поддержания такой ситуации государство вмешивалось в экономику, имея целью обеспечение высокого потребительского спроса. Как следствие этой политики была развита мощная потребительская культура, которая и послужила началом для развития общества потребления.
Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе вопрос об обществе потребления является открытым, существует ли оно сейчас? Или мы перешли к обществу переживаний? В котором продают не товар, а эмоции? Что больше характеризует постиндустриальную эпоху с присущими ей инновациями и креативностью. Можно ли говорить, что одна форма общества сменила другую или произошла просто некая модификация, которая не стерла предыдущие принципы потребления, а изменила свое направление?
Так или иначе сама идея общества переживаний отличается от общества потребления тем, что потребитель ищет и покупает «эмоциональное удовлетворение», а не только функцию приобретаемого товара.
Знаменуется появление нового вида экономики - экономики ощущений, переход ее на новый уровень потребительских желаний, рост нестандартизированных товаров, приобретает популярность сфера handmade, товары ручного труда, занятость в этой деятельности, которая отражает основные принципы экономики ощущений и удовлетворяет потребительским желаниям.
Возможно идею трансформации общества потребления в общество переживаний может подтвердить рост популярности товаров ручного производства handmade - товаров. Особенностью таких товаров является то, что они выполняются ручным трудом, производятся либо в малых экземплярах, либо являются единственными в своем роде. Бум на handmade - товары обусловлен желанием потребителей взаимодействовать, общаться с производителем, а также стремлением сократить цепочку приобретения товара, т.е. приобретать товар напрямую у производителя, без посредников.
Handmade - деятельность может быть развлечение, как выходом из повседневной рутины, а может быть профессиональной деятельностью, в которой человек не простой обыватель, а мастер своего дела. В последнем случае произведенные товары имеют сбыт на рынок, спрос и продажи.
Также на данный момент распространена такая форма «потребления» handmade деятельности как мастер-классы, на которых участники приобщаются к творчеству, обучаются какому-либо виду рукоделия, возможно для дальнейшего использования полученных знаний в открытии своего дела.
Проблемная ситуация: С одной стороны, современное общество имеет стабильное промышленное производство, большой ассортимент товаров, а также отсутствие дефицита. «Конвейерная» продукция может иметь невысокую стоимость и легкодоступность. При этом на рынке потребления наблюдается рост продукции, изготовленной ручным трудом, handmade - товаров, рост людей, занимающихся ручным трудом, а также повышается спрос на такую продукцию со стороны потребителей. Такие изделия зачастую стоят дороже заводской продукции, более трудоемок процесс их приобретения (изделия на заказ нужно ожидать в течение, примерно, нескольких недель) и распространения.
В связи с этим возникает проблема исследования. Каковы причины, побуждающие людей заниматься изготовлением handmade - товаров? Какие функции выполняет handmade деятельность как для самих мастеров, так и для тех, кто потребляет продукцию, изготовленную ручным трудом?
Цель исследования: выявить причины распространения handmade деятельности и ее функции в современном обществе.
Объект исследования: handmade деятельность как сфера жизнедеятельности людей.
Предмет исследования: функции, которые выполняет handmade деятельность в современном обществе.
Задачи:
1. выявить специфику современного общества;
2. рассмотреть понятия «общество ощущений» и «экономика ощущений»;
3. выявить причины появления handmade деятельности;
4. определить функции handmade сферы в современном обществе;
5. выявить последствия популяризации деятельности handmade для человека и общества в целом.
Гипотезы:
1. рост спроса со стороны потребителей на изделия ручного труда обусловлен поиском уникальности;
2. потребление товаров ручного труда связано с желанием потребителей
противостоять культуре одноразового потребления;
3. определения «ручной труд» и «handmade» воспринимаются мастерами как синонимы.
Новизна данной работы заключается в выявлении причин появления спроса на handmade продукцию, ее особенностей, также поиск причин роста количества самих ремесленников и влияние, оказываемое handmade на общество и людей. При изучении handmade сферы используется его рассмотрение через призму современных социокультурных трансформаций.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленная информация может быть полезна для дальнейшего изучения как современного этапа общества для его более детальной и точной характеристики, так и возникшей относительно недавно экономики ощущений, а также индустрии ручного труда, его развитости и значимости творчества в современном обществе. Полученные нами выводы в ходе работы могут быть полезны, к примеру, структурам, работающим с подрастающим поколением, молодежью, с целью задействовать их в позитивной творческой деятельности, пробудить интерес к занятиям ручными вида труда. Также эти данные могут быть задействованы в целях реабилитации индивида через занятия handmade деятельностью.
Теоретико-методологические основания: работа строилась на основании принципов феноменологического конструктивизма, который утверждает, что индивиды активно участвуют в формировании воспринимаемой ими реальности. В исследовании сделана попытка на основании данной идеи выявить субъективные интерпретации и оценки своей деятельности handmade, которые сами активно участвуют в формировании знаний о важности и уникальности производимых товаров в процессе построения жизненного пространства, в котором последствия их деятельности, как и мотивирующие факторы становятся объективными. Также автор работы опирается на труды Герхарда Шульце, Жана Бодрийяра, Жиль Липовецки, описывающих как специфику современного общества, так и на концепцию экономики ощущений. Метод: в теоретической части — документальный, в прикладной опросный, вид — полуструктурированное интервью с представителями handmade сферы - людьми, изготавливающими товары ручного труда г. Томска.
Структура квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, в котором отражены задачи, цель, предмет, объект, проблема, новизна и практическая значимость; трех глав: в первой главе рассматриваются специфика современного общества, конструкции «общества ощущения» и «экономики впечатлений», во второй - функции и последствия популяризации деятельности handmade, третья - об особенностях handmade деятельности. А также заключения, где сформулированы основные выводы по исследуемой теме, списка использованной литературы и приложений.
Проводится политика фордистско-кейнсианская, благодаря которой развивается промышленная индустрия, разрастаются предприятия, возникает необходимость во всё большем количестве работников, что решает проблему занятости населения. Производится конвейерная стандартизированная продукция, собственно, стремление к стандартизации было одним из ключевых для того периода. За счет этого снижается потребительская стоимость товара, увеличивается его доступность приобретения и, благодаря попутной увеличивающейся зарплате рабочим, становится возможной совершение покупки.
Все это стимулировало развитие экономики и для поддержания такой ситуации государство вмешивалось в экономику, имея целью обеспечение высокого потребительского спроса. Как следствие этой политики была развита мощная потребительская культура, которая и послужила началом для развития общества потребления.
Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе вопрос об обществе потребления является открытым, существует ли оно сейчас? Или мы перешли к обществу переживаний? В котором продают не товар, а эмоции? Что больше характеризует постиндустриальную эпоху с присущими ей инновациями и креативностью. Можно ли говорить, что одна форма общества сменила другую или произошла просто некая модификация, которая не стерла предыдущие принципы потребления, а изменила свое направление?
Так или иначе сама идея общества переживаний отличается от общества потребления тем, что потребитель ищет и покупает «эмоциональное удовлетворение», а не только функцию приобретаемого товара.
Знаменуется появление нового вида экономики - экономики ощущений, переход ее на новый уровень потребительских желаний, рост нестандартизированных товаров, приобретает популярность сфера handmade, товары ручного труда, занятость в этой деятельности, которая отражает основные принципы экономики ощущений и удовлетворяет потребительским желаниям.
Возможно идею трансформации общества потребления в общество переживаний может подтвердить рост популярности товаров ручного производства handmade - товаров. Особенностью таких товаров является то, что они выполняются ручным трудом, производятся либо в малых экземплярах, либо являются единственными в своем роде. Бум на handmade - товары обусловлен желанием потребителей взаимодействовать, общаться с производителем, а также стремлением сократить цепочку приобретения товара, т.е. приобретать товар напрямую у производителя, без посредников.
Handmade - деятельность может быть развлечение, как выходом из повседневной рутины, а может быть профессиональной деятельностью, в которой человек не простой обыватель, а мастер своего дела. В последнем случае произведенные товары имеют сбыт на рынок, спрос и продажи.
Также на данный момент распространена такая форма «потребления» handmade деятельности как мастер-классы, на которых участники приобщаются к творчеству, обучаются какому-либо виду рукоделия, возможно для дальнейшего использования полученных знаний в открытии своего дела.
Проблемная ситуация: С одной стороны, современное общество имеет стабильное промышленное производство, большой ассортимент товаров, а также отсутствие дефицита. «Конвейерная» продукция может иметь невысокую стоимость и легкодоступность. При этом на рынке потребления наблюдается рост продукции, изготовленной ручным трудом, handmade - товаров, рост людей, занимающихся ручным трудом, а также повышается спрос на такую продукцию со стороны потребителей. Такие изделия зачастую стоят дороже заводской продукции, более трудоемок процесс их приобретения (изделия на заказ нужно ожидать в течение, примерно, нескольких недель) и распространения.
В связи с этим возникает проблема исследования. Каковы причины, побуждающие людей заниматься изготовлением handmade - товаров? Какие функции выполняет handmade деятельность как для самих мастеров, так и для тех, кто потребляет продукцию, изготовленную ручным трудом?
Цель исследования: выявить причины распространения handmade деятельности и ее функции в современном обществе.
Объект исследования: handmade деятельность как сфера жизнедеятельности людей.
Предмет исследования: функции, которые выполняет handmade деятельность в современном обществе.
Задачи:
1. выявить специфику современного общества;
2. рассмотреть понятия «общество ощущений» и «экономика ощущений»;
3. выявить причины появления handmade деятельности;
4. определить функции handmade сферы в современном обществе;
5. выявить последствия популяризации деятельности handmade для человека и общества в целом.
Гипотезы:
1. рост спроса со стороны потребителей на изделия ручного труда обусловлен поиском уникальности;
2. потребление товаров ручного труда связано с желанием потребителей
противостоять культуре одноразового потребления;
3. определения «ручной труд» и «handmade» воспринимаются мастерами как синонимы.
Новизна данной работы заключается в выявлении причин появления спроса на handmade продукцию, ее особенностей, также поиск причин роста количества самих ремесленников и влияние, оказываемое handmade на общество и людей. При изучении handmade сферы используется его рассмотрение через призму современных социокультурных трансформаций.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленная информация может быть полезна для дальнейшего изучения как современного этапа общества для его более детальной и точной характеристики, так и возникшей относительно недавно экономики ощущений, а также индустрии ручного труда, его развитости и значимости творчества в современном обществе. Полученные нами выводы в ходе работы могут быть полезны, к примеру, структурам, работающим с подрастающим поколением, молодежью, с целью задействовать их в позитивной творческой деятельности, пробудить интерес к занятиям ручными вида труда. Также эти данные могут быть задействованы в целях реабилитации индивида через занятия handmade деятельностью.
Теоретико-методологические основания: работа строилась на основании принципов феноменологического конструктивизма, который утверждает, что индивиды активно участвуют в формировании воспринимаемой ими реальности. В исследовании сделана попытка на основании данной идеи выявить субъективные интерпретации и оценки своей деятельности handmade, которые сами активно участвуют в формировании знаний о важности и уникальности производимых товаров в процессе построения жизненного пространства, в котором последствия их деятельности, как и мотивирующие факторы становятся объективными. Также автор работы опирается на труды Герхарда Шульце, Жана Бодрийяра, Жиль Липовецки, описывающих как специфику современного общества, так и на концепцию экономики ощущений. Метод: в теоретической части — документальный, в прикладной опросный, вид — полуструктурированное интервью с представителями handmade сферы - людьми, изготавливающими товары ручного труда г. Томска.
Структура квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, в котором отражены задачи, цель, предмет, объект, проблема, новизна и практическая значимость; трех глав: в первой главе рассматриваются специфика современного общества, конструкции «общества ощущения» и «экономики впечатлений», во второй - функции и последствия популяризации деятельности handmade, третья - об особенностях handmade деятельности. А также заключения, где сформулированы основные выводы по исследуемой теме, списка использованной литературы и приложений.
Исследовав вопрос экономики ощущений в современном пространстве, а также феномен возникновения популярности handmade сферы. Мы пришли к выводу, что данное явление было обусловлено социальными потребностями самих членов общества - потенциальных потребителей ощущений.
Специфика ручного труда идеально (если так можно сказать) удовлетворяет параметрам экономики ощущений как одного из ее сегментов, направлений, а также отражает общественные потребности современного времени, его противоречий и особенностей.
Особенности handmade деятельности и handmade сферы в целом заключаются в таких аспектах, как:
1. Handmade продукт изготавливается ручным трудом (по умолчанию), а, следовательно, может быстрее сменить свое производство по сравнению с огромными мануфактурами и налаженным производством. Это немаловажное качество играет огромную роль в современных условиях сжатия жизненного цикла товара, быстроменяющемуся спросу потребителей, недолговечности трендов;
2. Handmade продукт имеет «лицо» своего изготовителя. Дефицит опыта «телесности» вкупе с обезличенным производством порождает запрос на прямой контакт производитель-потребитель, и handmade продукт удовлетворяет ему. Handmade сфера имеет обратную связь с потребителем, практически все мастера дают пожизненную гарантию на свой товар, само потребление зачастую происходит без посредников. Мастера более податливей, готовы идти на уступки, в отличие от магазинов;
3. Handmade продукт и сегмент handmade в целом может позволить уникальность всем быть похожими друг на друга, т.е. тенденции уникализации он удовлетворяет полностью - он изготавливает уникальные вещи, потому что они выполнены ручным трудом, при этом не претендуют на абсолютную уникальность, они могут иметь одинаковые мотивы, быть выполнены по одной схеме, из одинаковых материалов.
С точки зрения философии экономики ощущений, в которой продаются и потребляются в первую очередь эмоции и впечатления, handmade товары уже и есть полноценные впечатления. Это обусловлено тем что, выпускаются они либо в малых экземплярах, либо вообще являются единичными. Ограниченный тираж в свою очередь всегда повышает ажиотаж на конкретный товар и увеличивает потребительский спрос на него. Владение подобным продуктом, в таком случае, автоматически становится впечатлением для его обладателя.
Беря за основу идею деления переживания на 4 области: развлечение, образование, эскапизм, эстетизм, можно отметить, что сфера handmade может реализовываться во всех них подобным образом:
1. развлечение - реализуется в таких мероприятиях как ярмарки ручных товаров, где посетителям создается настроение, зачастую такие ярмарки приурочены к праздничным дням, что еще больше усиливает эффект;
2. образование - здесь сфера handmade в ключе образования реализуется в проводимых мастер-классах, на которых участники приобретают новые знания и навыки по созданию какой-либо вещи (в зависимости от тематики мероприятия и вида рукоделия), имеется непосредственное активное участие;
3. эскапизм - к уходу от реальности и глубокому погружению в дело точно также можно отнести упомянутые выше мастер-классы, в которых опытный мастер помогает людям погрузиться в реальность создания товара ручным трудом;
4. эстетизм - желание любоваться, наслаждаться товарами ручного труда, для этого мастерами проводятся различные мероприятия такие, как выставки своих изделий на специально оборудованных площадках.
На основе проведенного нами исследования, проанализировав полученные интервью, можно сделать вывод, что гипотезы о причинах распространения сферы handmade частично подтвердились, а именно:
1. была верна первая гипотеза, утверждающая, что потребителями handmade продукции движет процесс уникализации - желание отличиться от всех и, одновременно с этим, выразить свою солидарность той или иной социальной группе. Мастера в первую очередь утверждали, что к ним за изделиями идут люди, желающие иметь то, чего нет у остальных;
2. в той или иной мере верна и вторая гипотеза об обезличенности производства и нехватки «лица» у товара, желания иметь непосредственную связь с производителем. При продаже товара, сделанного своими руками, в большинстве своем мастера поддерживают связь с покупателем, осведомляются, о «поведении» продукта, если была использована новая технология его изготовления, соглашаются на ремонт своих продуктов и всегда готовы дать ответы на вопросы потребителей о важных для них критериях - экологичность, состав, правила эксплуатирования и т.д.;
3. шестая гипотеза, обусловленная особенностями современного мира, его темпами, постоянно растущим количеством выбора, дроблением идентичности, ее размыванием. Здесь занятия рукоделием, handmade, это способ погрузиться в себя, отвлечься от ритма современного мира, поиск успокоения. Зачастую мастера высказывали что-то подобное о своем виде рукоделия, о своих занятиях, называя его «медитацией», «целительным процессом», «способом решения проблем».
Помимо этого, проведенное исследование дало нам основания попытаться составить классификацию мастеров и потребителей. Основанием для классификации выступили такие вопросы как влияние handmade на тех, кто им занимается, и на тех, кто потребляет эту продукцию. Что handmade им дает? Какие возможности? По нашим выводам существует 4 «ипостаси» ручного труда для ремесленников и 3 объяснительных типа потребления для потенциальных покупателей.
Ремесленникам handmade дает такие возможности как:
1. самозанятость - возможность создать самому себе рабочее место через производство товаров ручным трудом и их продажу, работать на себя;
2. попытка разобраться в себе - расценивание такого творчества как способ погрузиться в себя и попытаться решить те или иные возникшие трудности и проблемы;
3. источник дохода - возможность заработать деньги, получить вознаграждение за свой труд;
4. самореализация через хобби - отдых от основной, зачастую нетворческой профессии, приобретение новых навыков.
Потребителей ручного труда можно разделить по типам потребления:
1. потребление уникального - поиск уникальных, неповторимых вещей, которые помогут сконструировать свой образ и отличиться от остальных;
2. эстетическое потребление - наслаждение самими товарами, посещение выставок, с целью приобщения к этому;
3. демонстрационное потребление - показное потребление ценных для какой-либо группы вещей. Сама вещь не имеет ценности, важен факт ее приобретения.
Из основных гипотез, выдвигаемых нами в начале работы подтвердилась первая: «Рост спроса со стороны потребителей на изделия ручного труда обусловлен поиском уникальности, возможностью отличиться от остальных, пресыщением однообразными промышленными товарами».
Не была подтверждена вторая гипотеза о том, что handmade противостоит культуре одноразового потребления и массовизации продуктов. Наоборот, популяризация этой сферы, возрастающее число занятых в ней, спрос со стороны потребителей на handmade товары указывают на соответствующий рост товаров ручного труда, а в некоторых видах рукоделия можно наблюдать однородность продукции, даже ее одинаковость - увеличение массы выпускаемой продукции.
Третья гипотеза о соотношениях понятий «ручной труд» и «handmade», а именно о восприятии их как синонимы, перевод с русского на английский и обратно. Эта гипотеза тоже не была подтверждена, т.к. мастера по-разному оценивали эти понятия. И если для какой-то определенной доли мастеров это и были синонимы, то большинство из них соотносили эти понятия с уровнем ремесленника: «handmade» отмечался как более низкий уровень в сравнении с «ручным трудом», либо с видами деятельности рукодельников: например, к «handmade» относили изготовление свечей или мыла, а к «ручному труду» скрапбукинг, вязание, бисероплетение. Представленные деления носят исключительно субъективный характер, и сама классификация не имеет на данный момент четкости и разработанности в самих кругах ремесленников.
Таким образом можно сделать вывод, что handmade сфера является одним из успешных и развивающихся направлений экономики впечатлений и может служить предпосылкой зарождения общества ощущения. Возможно, handmade - это индикатор появления зачатков общества ощущений в России.
Специфика ручного труда идеально (если так можно сказать) удовлетворяет параметрам экономики ощущений как одного из ее сегментов, направлений, а также отражает общественные потребности современного времени, его противоречий и особенностей.
Особенности handmade деятельности и handmade сферы в целом заключаются в таких аспектах, как:
1. Handmade продукт изготавливается ручным трудом (по умолчанию), а, следовательно, может быстрее сменить свое производство по сравнению с огромными мануфактурами и налаженным производством. Это немаловажное качество играет огромную роль в современных условиях сжатия жизненного цикла товара, быстроменяющемуся спросу потребителей, недолговечности трендов;
2. Handmade продукт имеет «лицо» своего изготовителя. Дефицит опыта «телесности» вкупе с обезличенным производством порождает запрос на прямой контакт производитель-потребитель, и handmade продукт удовлетворяет ему. Handmade сфера имеет обратную связь с потребителем, практически все мастера дают пожизненную гарантию на свой товар, само потребление зачастую происходит без посредников. Мастера более податливей, готовы идти на уступки, в отличие от магазинов;
3. Handmade продукт и сегмент handmade в целом может позволить уникальность всем быть похожими друг на друга, т.е. тенденции уникализации он удовлетворяет полностью - он изготавливает уникальные вещи, потому что они выполнены ручным трудом, при этом не претендуют на абсолютную уникальность, они могут иметь одинаковые мотивы, быть выполнены по одной схеме, из одинаковых материалов.
С точки зрения философии экономики ощущений, в которой продаются и потребляются в первую очередь эмоции и впечатления, handmade товары уже и есть полноценные впечатления. Это обусловлено тем что, выпускаются они либо в малых экземплярах, либо вообще являются единичными. Ограниченный тираж в свою очередь всегда повышает ажиотаж на конкретный товар и увеличивает потребительский спрос на него. Владение подобным продуктом, в таком случае, автоматически становится впечатлением для его обладателя.
Беря за основу идею деления переживания на 4 области: развлечение, образование, эскапизм, эстетизм, можно отметить, что сфера handmade может реализовываться во всех них подобным образом:
1. развлечение - реализуется в таких мероприятиях как ярмарки ручных товаров, где посетителям создается настроение, зачастую такие ярмарки приурочены к праздничным дням, что еще больше усиливает эффект;
2. образование - здесь сфера handmade в ключе образования реализуется в проводимых мастер-классах, на которых участники приобретают новые знания и навыки по созданию какой-либо вещи (в зависимости от тематики мероприятия и вида рукоделия), имеется непосредственное активное участие;
3. эскапизм - к уходу от реальности и глубокому погружению в дело точно также можно отнести упомянутые выше мастер-классы, в которых опытный мастер помогает людям погрузиться в реальность создания товара ручным трудом;
4. эстетизм - желание любоваться, наслаждаться товарами ручного труда, для этого мастерами проводятся различные мероприятия такие, как выставки своих изделий на специально оборудованных площадках.
На основе проведенного нами исследования, проанализировав полученные интервью, можно сделать вывод, что гипотезы о причинах распространения сферы handmade частично подтвердились, а именно:
1. была верна первая гипотеза, утверждающая, что потребителями handmade продукции движет процесс уникализации - желание отличиться от всех и, одновременно с этим, выразить свою солидарность той или иной социальной группе. Мастера в первую очередь утверждали, что к ним за изделиями идут люди, желающие иметь то, чего нет у остальных;
2. в той или иной мере верна и вторая гипотеза об обезличенности производства и нехватки «лица» у товара, желания иметь непосредственную связь с производителем. При продаже товара, сделанного своими руками, в большинстве своем мастера поддерживают связь с покупателем, осведомляются, о «поведении» продукта, если была использована новая технология его изготовления, соглашаются на ремонт своих продуктов и всегда готовы дать ответы на вопросы потребителей о важных для них критериях - экологичность, состав, правила эксплуатирования и т.д.;
3. шестая гипотеза, обусловленная особенностями современного мира, его темпами, постоянно растущим количеством выбора, дроблением идентичности, ее размыванием. Здесь занятия рукоделием, handmade, это способ погрузиться в себя, отвлечься от ритма современного мира, поиск успокоения. Зачастую мастера высказывали что-то подобное о своем виде рукоделия, о своих занятиях, называя его «медитацией», «целительным процессом», «способом решения проблем».
Помимо этого, проведенное исследование дало нам основания попытаться составить классификацию мастеров и потребителей. Основанием для классификации выступили такие вопросы как влияние handmade на тех, кто им занимается, и на тех, кто потребляет эту продукцию. Что handmade им дает? Какие возможности? По нашим выводам существует 4 «ипостаси» ручного труда для ремесленников и 3 объяснительных типа потребления для потенциальных покупателей.
Ремесленникам handmade дает такие возможности как:
1. самозанятость - возможность создать самому себе рабочее место через производство товаров ручным трудом и их продажу, работать на себя;
2. попытка разобраться в себе - расценивание такого творчества как способ погрузиться в себя и попытаться решить те или иные возникшие трудности и проблемы;
3. источник дохода - возможность заработать деньги, получить вознаграждение за свой труд;
4. самореализация через хобби - отдых от основной, зачастую нетворческой профессии, приобретение новых навыков.
Потребителей ручного труда можно разделить по типам потребления:
1. потребление уникального - поиск уникальных, неповторимых вещей, которые помогут сконструировать свой образ и отличиться от остальных;
2. эстетическое потребление - наслаждение самими товарами, посещение выставок, с целью приобщения к этому;
3. демонстрационное потребление - показное потребление ценных для какой-либо группы вещей. Сама вещь не имеет ценности, важен факт ее приобретения.
Из основных гипотез, выдвигаемых нами в начале работы подтвердилась первая: «Рост спроса со стороны потребителей на изделия ручного труда обусловлен поиском уникальности, возможностью отличиться от остальных, пресыщением однообразными промышленными товарами».
Не была подтверждена вторая гипотеза о том, что handmade противостоит культуре одноразового потребления и массовизации продуктов. Наоборот, популяризация этой сферы, возрастающее число занятых в ней, спрос со стороны потребителей на handmade товары указывают на соответствующий рост товаров ручного труда, а в некоторых видах рукоделия можно наблюдать однородность продукции, даже ее одинаковость - увеличение массы выпускаемой продукции.
Третья гипотеза о соотношениях понятий «ручной труд» и «handmade», а именно о восприятии их как синонимы, перевод с русского на английский и обратно. Эта гипотеза тоже не была подтверждена, т.к. мастера по-разному оценивали эти понятия. И если для какой-то определенной доли мастеров это и были синонимы, то большинство из них соотносили эти понятия с уровнем ремесленника: «handmade» отмечался как более низкий уровень в сравнении с «ручным трудом», либо с видами деятельности рукодельников: например, к «handmade» относили изготовление свечей или мыла, а к «ручному труду» скрапбукинг, вязание, бисероплетение. Представленные деления носят исключительно субъективный характер, и сама классификация не имеет на данный момент четкости и разработанности в самих кругах ремесленников.
Таким образом можно сделать вывод, что handmade сфера является одним из успешных и развивающихся направлений экономики впечатлений и может служить предпосылкой зарождения общества ощущения. Возможно, handmade - это индикатор появления зачатков общества ощущений в России.



