Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИИ И КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИИ

Работа №189790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Послеродовая депрессия у женщин: симптомы, причины и влияющие факторы 6
1.1 Определение, симптомы и причины возникновения послеродовой депрессии 6
1.2 Диагностика и психологическая помощь при послеродовой депрессии 20
1.3 Когнитивная регуляция эмоций как фактор депрессивных состояний 29
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи послеродовой депрессии и когнитивных стилей
регуляции эмоций у женщин 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Описание и характеристика выборки исследования 32
2.3 Проверка надежности шкал используемых психодиагностических методик 33
2.4 Особенности условий материнства в течение 12 месяцев после родов 35
2.5 Выраженность симптомов послеродовой депрессии у женщин в течение 12 месяцев
после родов 40
2.6 Особенности когнитивных стилей регуляции эмоций у женщин в течение 12 месяцев
после родов 42
2.7 Взаимосвязь когнитивных стилей регуляции эмоций и уровня послеродовой
депрессии у женщин 43
2.8 Выраженность когнитивных стилей регуляции эмоций у женщин с симптомами и без
симптомов послеродовой депрессии 45
2.9 Выраженность симптомов послеродовой депрессии и когнитивных стилей регуляции
эмоций в зависимости от условий материнства 46
2.10 Рекомендации по профилактике и коррекции послеродовой депрессии 56
Заключение 58
Список используемых источников 62
Приложение АЭдинбургская шкала послеродовой депрессии 71
Приложение Б Опросник «Когнитивная регуляция эмоций» 73
Приложение В Авторская анкета об условиях материнства 75
Приложение Г Результаты подсчета показателя Альфа-Кронбаха для шкалы, если пункт удален 76

Сегодня проблемы демографии ощущаются особенно остро. В 2020 и 2021 годах в России смертность превысила рождаемость. Также по статистическим данным видно, что в нашей стране повышается возраст женщин, рожающих первого ребенка, в 2020 году он составил 28 лет1. Очевидно, что наше общество повторяет общемировые демографические тенденции. В этом контексте чрезвычайно важно уделять внимание психологическому состоянию родителей.
Само рождение первого ребенка становится значительным кризисом идентичности для матери, она осваивает новую социальную роль, адаптируется к новым условиям жизни и ответственности, в жизни женщины появляется больше неопределенности. Также кризис характерен для всей семьи, в которой рождается ребенок2. Период перехода к родительству сопровождается серьезным стрессом и риском развития депрессии3. Следовательно, актуальность работы связана с этими факторами.
Послеродовая депрессия как диагноз стала рассматриваться в 1984 году, когда было введено понятие «перинатальная психиатрия»4.
На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как сложные, разрушающие привычный ход жизни. Таким событием может быть, в том числе, и рождение ребенка. Проживание этих ситуаций может менять и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем, разрушать картину мира. При этом могут возникать различные эмоции, в то числе и негативные. Регуляция эмоций является важнейшим фактором, определяющим субъективное благополучие человека и его успешное функционирование в обществе.
Когнитивная регуляция эмоций — это регуляция эмоций посредством когниций, позволяющая человеку удерживать контроль над своими эмоциями под воздействием, а также после угрозы или стрессовых ситуаций5.
Н. Гарнефски и В. Крайг6 выделяют 9 основных способов когнитивной регуляции эмоций: самообвинение, обвинение, принятие, перефокусировка на планирование,
положительная перефокусировка, сосредоточение, позитивный пересмотр, помещение в перспективу, катастрофизация. Опросник этих авторов широко используется за рубежом и показывает значимую связь между некоторыми когнитивными стилями и депрессией. Так, например доказано, что шкала «катастрофизация» показывает взаимосвязь с плохой адаптацией, эмоциональным дистрессом и депрессией7.
Акцент на нарушениях мышления как главной психологической причине депрессии был впервые сделан в работах Аарона Бека8, который считал, что в основе депрессии лежит когнитивная триада: негативные базисные убеждения, касающиеся собственного «Я», окружающего мира и негативный взгляд на перспективу будущего. Так, негативные базисные убеждения формируются из-за искажений мышления и проявляются в когнитивных ошибках: в произвольности умозаключений, сверхобобщении,
поляризованном («черно-белом») мышлении, персонализации и др. Если обобщать, то когнитивная психотерапия депрессии направлена на выявление ошибок мышления и коррекцию базисных убеждений.
В связи с вышесказанным возникла гипотеза, что когнитивные стили регуляции эмоций могут также быть одним из факторов развития послеродовой депрессии.
Объект исследования - женщины в послеродовом периоде (не более 12 месяцев с момента родов)
Предмет исследования - когнитивные стили регуляции эмоций и их взаимосвязь с послеродовой депрессией
Цель исследования: выявить взаимосвязь когнитивных стилей регуляции эмоций и послеродовой депрессии у женщин в течение 12 месяцев после родов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует определенная связь между когнитивными стилями регуляции эмоций и уровнем послеродовой депрессии. У женщин, использующих непродуктивные когнитивные стили регуляции эмоций, выше выраженность симптомов послеродовой депрессии.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретическом обзоре были описаны симптомы послеродовой депрессии, специфика ее диагностики, а также на основе рассмотрения систематических обзоров, исследований, монографий, были выделены различные факторы и предикторы развития послеродовой депрессии.
На основе теоретического анализа был разработан методический инструментарий для проведения эмпирического исследования, который включил в себя психодиагностические и статистические методы. На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1) У опрошенных женщин были выявлены особенности условий материнства в течение 12 месяцев после родов. У большинства респондентов эти роды были первыми по счету (57 %), прошли на сроке более 38 недель (52 %) без осложнений (83 %) посредством вагинального способа родоразрешения (79 %). Подавляющее большинство женщин не имели диагноза депрессия ни до (91 %), ни во время беременности (95 %), бесплодие у них также диагностировано не было (87 %). Большая часть опрошенных женщины считает, что их ожидания от материнства оправдались полностью или частично (91 %). Более половины женщин (57 %) неудовлетворены количеством помощи, оказываемой им в уходе за ребенком. Из них 42 % оценивают эту помощь как недостаточно частую или считают, что им не помогают совсем. Удовлетворены количеством помощи 43 % опрошенных, из которых 38 % считают, что им помогают достаточно часто. Субъективная оценка тяжести родов у женщин в выборке является достаточно высокой (преимущественно 5 и более баллов по 10-балльной шкале).
2) Ровно половина опрошенных в течение 12 месяцев после родов имеет выраженные симптомы послеродовой депрессии. При этом наиболее часто женщины отмечают такие симптомы как: самообвинение в том случае, когда что-то происходит; тревога и беспокойство без видимой причины; неспособность справиться с жизненными обстоятельствами.
3) У опрошенных женщин наиболее выражены такие когнитивные стили регуляции эмоций, как «Перефокусировка на планирование», «Позитивный пересмотр» и «Принятие». Менее всего выражены когнитивные стили «Катастрофизация» и «Обвинение».
4) Уровень послеродовой депрессии положительно коррелирует с такими непродуктивными когнитивными стилями регуляции эмоций, как: «Катастрофизация», «Самообвинение» и «Сосредоточение». Чем больше матери прибегают к использованию данных стилей, тем более выраженными у них оказываются симптомы послеродовой депрессии. Отрицательная связь была обнаружена между уровнем послеродовой депрессии и когнитивными стилями «Позитивный пересмотр», «Положительная перефокусировка», «Перефокусировка на планирование», которые можно отнести к числу продуктивных. Чем больше матери склонны к использованию перечисленных стилей, тем менее выраженными у них оказываются симптомы послеродовой депрессии.
5) В группах женщин с симптомами и без симптомов послеродовой депрессии были выявлены статистически достоверные различия в выраженности таких когнитивных стилей регуляции эмоций, как: «Позитивный пересмотр», «Катастрофизация», «Сосредоточение», «Положительная перефокусировка», «Перефокусировка на планирование», «Обвинение». У женщин с симптомами послеродовой депрессии более выражены стили «Катастрофизация», «Сосредоточение» и «Обвинение». Тогда как у женщин без симптомов — когнитивные стили «Позитивный пересмотр», «Положительная перефокусировка», «Перефокусировка на планирование».
6) Были обнаружены следующие различия в выраженности симптомов послеродовой депрессии и когнитивных стилей регуляции эмоций в зависимости от условий материнства:
• у женщин, родивших ребенка на сроке более 40 недель и более 38 недель, когнитивный стиль регуляции эмоций «Перефокусировка на планирование» является более выраженным в сравнении с теми, кто родил ребенка на сроке менее 37 недель;
• у женщин, родивших ребенка на сроке менее 37 недель, выраженность симптомов послеродовой депрессии выше в сравнении с теми, кто родил ребенка на сроке более 38 недель.
• у женщин, не имевших осложнений после родов, когнитивный стиль регуляции эмоций «Положительная перефокусировка» является более выраженным в сравнении с теми, у кого такие осложнения имелись;
• у женщин, не имевших диагноза депрессия до беременности, когнитивный стиль регуляции эмоций «Позитивный пересмотр» является более выраженным в сравнении с женщинами, у которых депрессия не была диагностирована;
• у женщин, чьи ожидания от материнства не оправдались совсем или частично, более выражены симптомы послеродовой депрессии и когнитивные стили регуляции эмоций «Самообвинение» и «Катастрофизация» в сравнении с теми женщинами, у которых ожидания от материнства полностью оправдались;
...


1. Апресян С. В. Беременность и роды при экстрагенитальных заболеваниях / С. В. Апресян ; под ред. В. Е. Радзинского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 536 с.
2. Аргунова И. А. Послеродовая депрессия. На стыке общей врачебной практики, акушерства и психиатрии // Российский семейный врач. - 2010. - № 1. - C. 4-11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poslerodovaya-depressiya-na-styke-obschey-vrachebnoy- praktiki-akusherstva-i-psihiatrii (дата обращения: 07.03.2021).
3. Гарданова Ж. Р. Тревожно-депрессивные расстройства у беременных с артериальной гипертензией / Ж. Р. Гарданова, К. А. Анисимова, А. В. Васильева [и др.] // Акушерство и гинекология. - 2016. - № 8. - С. 54-59.
4. Гарнизов Т. Послеродовая депрессия / Т. Гарнизов, Д. Хаджиделева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - № 3. - С. 58-69.
5. Глотко О. Л. Женщины и мужчины России 2020 : Статистический сборник / О. Л. Глотко, А. М. Иванова, Н. В. Игнатова [и др.]. - М. : Росстат, 2020. - 239 с.
6. Дубынин В. А. Материнская депрессия: когда счастье не в радость / В. А.
Дубынин, К. К. Танаева // Наука из первых рук. - 2014. - № 1 (55). - С. 50-59. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/materinskaya-depressiya-kogda-schastie-ne-v-radost (дата
обращения: 03.06.2021).
7. Захарова Е. И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях “позднего” материнства // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14). - С. 97-101
8. Ивашиненко Д. М. Комплексная оценка состояния женщин с послеродовой
депрессией / Д. М. Ивашиненко, С. В. Култыгина // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - № 3. - С. 233-234. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-sostoyaniya-zhenschin-s-poslerodovoy- depressiey (дата обращения: 05.06.2021).
9. Игнатко И. В. Послеродовая депрессия: новый взгляд на проблему / И. В. Игнатко, М. А. Кинкулькина, В. С. Флорова [и др.] // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии - 2018. - Т. 17, № 1 - С. 45-53.
10. Коваленко Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко. - СПб. : Ювента, 2000, - 197 с.
11. Когнитивная регуляция эмоций О.Л. Писарева, А. Гриценко; Научный журнал. - 2011. - № 2. - С. 64-69.
12. Козырко Е. В. Превалентность патологии щитовидной железы у пациентов с послеродовой депрессией / Е. В. Козырко, Р. И. Глушаков, С. Н. Прошин, Н. И. Тапильская // Материалы конф. «VI Балтийский конгресс по детской неврологии», Санкт-Петербург, 17-18 июня 2016 г. - СПб., 2016. - С. 187-188.
13. Корнетов Н. А. Послеродовая депрессия - центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства // Бюллетень сибирской медицины. - 2015. - Т. 14, № 6. - С. 5-24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poslerodovaya-depressiya- tsentralnaya-problema-ohrany-psihicheskogo-zdorovya-rannego-materinstva (дата обращения: 07.03.2021).
14. Лашманов Б. В. Поведенческие эмоциональные отклонения у беременных
женщин, ведущие к развитию послеродовых невротических расстройств // Журнал акушерства и женских болезней. - 2008. - № 2. - С. 138-145. -URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskie-emotsionalnye-otkloneniya-u-beremennyh- zhenschin-veduschie-k-razvitiyu-poslerodovyh-nevroticheskih-rasstroystv (дата обращения: 06.06.2021).
15. Мазо Г. Э. Выбор шкал для оценки послеродовой депрессии / Г. Э. Мазо, Л. Г. Вассерман, М. В Шаманина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2012. - № 2. - С. 41-50.
... всего 73 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ