Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАФОРА СТИХИИ ОГНЯ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И КАРТИНЕ МИРА

Работа №189788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Ключевые понятия исследования метафоризации стихии огня и её мифологическая составляющая 6
1. 1. Понятие метафорической картины мира 6
1. 2. Образность как лингвистическая категория. Метафора и образ 15
1. 3. Понятие образного лексико-фразеологического поля 22
1. 4. Лингвокультурологический подход к исследованию метафоры и
образности. Метафора и миф. (Мифологические основы метафорического
мышления). Огонь как символ культуры 28
2. Лингвокультурологический анализ лексико-фразеологического поля
«Огонь» в русском языке 37
2. 1. Состав метафорического поля «ОГОНЬ» 37
2. 2. Направления метафоризации образа огня в русской языковой картине
мира 53
2. 3. Культурно-символические коннотации образа огня в русской языковой
картине мира 59
Заключение 62
Список использованных источников и литературы

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию метафоризации стихии огня в русской языковой картине мира.
Актуальность изучения связана с тем, что интерес различных исследователей к метафоре не ослабевает на протяжении последних тридцати лет. Среди тех, кто активно занимался этой проблемой и внёс значительный вклад в теорию метафоры, можно выделить Н.Д. Арутюнову, Ю.Н. Караулова, З.И. Резанову, А.П. Чудинова, Е.С. Кубрякову, Н.А. Мишанкину, В.Н. Телия, М. Блэка, Дж. Лакоффа, М. Джонсона, Н.А. Илюхину, Г.Н. Скляревскую, Е.А. Юрину. Антропологическая парадигма является ведущей в наши дни, из чего следует развитие таких аспектов данного направления как когнитивного и дискурсивного. Все лингвистические исследования так или иначе связаны с человеком, поскольку его роль является главенствующей в любой деятельности. Любое явление окружающей действительности проходит через человеческое восприятие, которое в итоге порождает метафорические проекции в различные тематические области. Прежде всего метафора является миромоделирующим механизмом. С помощью метафоры можно понять, объяснить и оценить мир, она неотрывно связана с концептуализацией и категоризацией действительности.
Стихии природы всегда занимали важное место в картине мира. Основы человеческих представлений о них берут своё начало ещё с того времени, когда окружающая действительность познавалась через миф. С тех пор мифологические представления о земле, воде, огне и воздухе претерпели изменения, но сохранили в себе базовые концепты, которые актуальные до сих пор.
Объект исследования - образная лексика русского языка, мотивированная наименованиями, связанными со стихией огня.
Предмет исследования - роль метафоры огня в языковой картине мира, аспекты и направления метафорической интерпретации стихии огня в образной лексике и фразеологии русского языка.
Цель исследования - выяснить, как метафора огненной стихии отражается в образных средствах русского языка и языковой картине мира.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
1) Представить и обосновать основные теоретические положения исследования, связанные с реализацией метафоры природных стихий в языковой картине мира.
2) Выявить с помощью словарей образные слова и выражения, которые мотивированы наименованиями, связанными со стихией огня.
3) Провести анализ выявленных образных слов.
4) Описать признаки огненной стихии, положенные в основу метафорических переносов.
Проблемное поле исследования составляют вопросы, связанные с:
1) Изучением метафоры, а именно процессов метафоризации в языке и мышлении.
2) Тем, как языковая картина мира представляет природные стихии как часть природного мира, как природа отражается в языке.
3) Изучением образности как языковой категории и формированием образной системы языка.
4) Проблемой метафоризации признака, лежащего в основе категориальных сдвигов и аналогий, а также в основе образного мышления в целом.
Материал исследования составили образные слова русского языка, метафорически мотивированные наименованиями, связанными со стихией огня.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роль метафоры стихии огня в русской языковой картине мира является значительной. Образные единицы, которые мотивированы лексическими единицами с семантикой огня, категоризируют и концептуализируют явления различных сфер действительности.
В основе объединения образных единиц находится общность семантики и мотивационно-образные парадигмы.
Языковая картина мира представлена в антропоцентрическом ключе, что совпадает с современными тенденциями в лингвистике, поскольку шире всего в языковой картине мира через метафору стихии огня представлены тематические группы, связанные с человеком, его деятельностью, чувствами и физиологией.
Исследование метафоры природных стихий в контексте отображения в языковой картине мира может быть продолжено на материале образных средств русского языка, мотивированных лексическими единицами с семантикой того же огня, а также воздуха и земли.
Актуальной представляется перспектива расширения языкового материала и выделение большего числа тематических групп, более подробный и глубокий анализ результатов исследования, а также сравнение метафорических полей разных стихий между собой.


1. Андреев И.Д. Пути и трудности познания / И.Д. Андреев. — М.: Моск. рабочий, 1968. — 312 с.
2. Блинова О. И. Образная лексика русского языка / О.И. Блинова, Е.А. Юрина // Язык и культура. — 2008. — С. 5-13.
3. Брутнян Г.А. Язык и картина мира // НДВШ. Философские науки. — 1973. — № 1. — С. 108-111.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист ; под ред. Ю.С. Степанова — М. Прогресс, 1974. — 448 с.
5. Вайсгербер Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. — 1993. — № 2. — С. 114-124.
6. Голосовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. — М.; СПб. Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 499 с.
7. Гончарова, Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2012. — № 2. — С. 396-405.
8. Григорьева Н.О. Метафорическая картина мира: специфика метафорики фитонимов / Н.О. Григорьева, О.П. Рябко // Перевод и сопоставительная лингвистика, — 2016. — № 12 — С. 79-81.
9. Гудков Д.Б. Лингвистический миф в национальной мифологии // Вестник ЦМО МГУ. — 2009. — № 1. — С. 79-85.
10. Захарова Т.В. Образные признаки неживой природы концептов луна и mond // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 166-167.
11. Звегинцев В.А. Язык и знание // Вопросы. философии. — 1982. — № 1. — С. 71—80.
12. Илюхина Н.А. О взаимодействии когнитивных механизов метафоры и метонимии в процессах порождения и развития образности // Вестник Самарского гос. ун-та. — 2005 — Т. 35, № 1 — С. 138-154.
13. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И.
Карасик — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
14. Кацнельсон С.Д. Язык поэзии и первобытно-образная речь // Известия АН СССР. — 1947. — Т. 4, № 4. С. 302-316.
15. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс ; пер с нем. Б.М. Величковского. — М. : 1983. — 302 с.
16. Кондаков Н.И. Логический словарь / Н.И. Кондаков — М. : 1971. — 658 с.
17. Кравцова Ю.В. Особенности индивидуальной метафорической картины мира // Науковий часопис Нацюнального педагоычного ушверситету 1меш М. П. Драгоманова. — 2011. —№ 6 — 246 с.
18. Кассирер Э. Теория метафоры / Э. Кассирер. — М. : Прогресс, 1999. — 512 с.
19. Лакофф, Дж Метафоры, которыми мы живем / Дж Лакофф, М. Джонсон. — М. : Прогресс, 1987. — 126 с.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ