Введение 6
1. Исследование числа занятых приборов в неоднородных
бесконечнолинейных системах массового обслуживания с повторными обращениями 9
1.1 Постановка задачи 9
1.2 Исследование числа занятых приборов на фазах 10
1.3 Метод производящих функций 11
2. Исследование потока заявок повторных обращений в неоднородных
двухфазных бесконечнолинейных системах массового обслуживания с повторными обращениями 15
2.1 Постановка задачи 15
2.2 Система дифференциальных уравнений Колмогорова 16
2.3 Метод производящих функций 17
3. Исследование потоков в неоднородной СМО с неограниченным числом
линий с повторными обращениями методом предельной декомпозиции 22
3.1 Постановка задачи 22
3.2 Метод предельной декомпозиции 23
3.3 Стационарное распределение вероятностей состояний фаз 25
3.4 Исследование суммарного потока обращений на вторую фазу 28
Система дифференциальных уравнений Колмогорова 29
Метод производящих функций 29
Заключение 37
Список литературы
Работа любой системы массового обслуживания (СМО) состоит в обработке поступающего в нее потока требований или заявок. Заявки поступают одна за другой в некоторые случайные моменты времени.
Каждая такая система состоит из определенного числа обслуживающих единиц, называемых «каналами» обслуживания. В качестве каналов могут фигурировать: линии связи; лица, выполняющие те или иные операции; различные приборы и т.д. Обслуживание поступившей заявки продолжается какое-то время, после чего канал освобождается и готов для приема следующей заявки. Случайный характер потока заявок (требований) и времени обслуживания приводят к тому, что в какие-то периоды времени на входе СМО скапливается излишнее количество заявок (они либо становятся в очередь, либо покидают СМО необслуженными); в другие же периоды СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать. В СМО с очередью заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, не уходит, а становится в очередь и ожидает возможности быть обслуженной. Этот вариант встречается чаще всего, недаром теория массового обслуживания имеет второе название - «теория очередей».
Системы, в которых обслуживание требований начитается незамедлительно и не происходит отказов в обслуживании , называются бесконечные СМО. Бесконечные системы используются в качестве моделей call-центров, социально-экономических процессов страховых и торговых компаний, банков и т. д. .
Одной из модификаций систем массового обслуживания являются системы с повторным обслуживанием заявок или системы с обратной связью , используемые, например, для описания процессов дообслуживания в инфокоммуникационных системах.
Такие системы рассматриваются в работах [5,9,13]. В работах рассматриваются марковские однофазные СМО с повторным обращением.
В статьях рассматриваются также однофазные СМО, но с непуассоновским входящим потоком. В диссертации [7] предлагается использовать метод предельной декомпозиции для исследования СМО с произвольной функцией обслуживания заявок.
В настоящей работе проводится исследование двухфазных систем с повторным обслуживанием заявок.
Целью выпускной работы является исследование потоков обращений в двухфазных бесконечнолинейных СМО с повторным обслуживанием.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
• Построить математическую модель неоднородной двухфазной бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием вида М|М(2)|да.
• Найти стационарное распределение вероятностей числа занятых приборов на каждой фазе в рассматриваемой системе.
• Провести исследование потоков в рассматриваемой системе с помощью метода производящих функций.
...
Таким образом, в работе была построена и исследована
математическая модель неоднородной двухфазной бесконечнолинейной
системы массового обслуживания с повторными обращениями. А именно:
Построена математическую модель неоднородной двухфазной
бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием вида M|M(2)|∞.
Найдено стационарное распределение вероятностей числа занятых
приборов на каждой фазе в рассматриваемой системе;
Проведено исследование потоков в рассматриваемой системе с
помощью метода производящих функций;
Построена математическая модель неоднородной двухфазной
бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием вида M|GI(2)|∞.
Исследованы потоки обращений в систему с повторным
обслуживанием M|GI(2)|∞ методом предельной декомпозиции.
Методом предельной декомпозиции исследован суммарный поток
обращений в рассматриваемой системе массового обслуживания. Получен
вид стационарного распределения вероятностей состояний фаз. Составлена
прямая система дифференциальных уравнений Колмогорова для трёхмерного
марковского процесса. Получен вид производящих функций суммарного
числа
n(t)
обращений в системе. Используя вид производящей функции,
получили первый и второй момент, а также дисперсию суммарного потока
обращений.
По результатам исследований ВКР был сделан доклад на V-й
Международной молодёжной конференции «Математическое и программное
обеспечение информационных, технических и экономических систем» в
рамках секции Прикладной вероятностный анализ
Ананина И.А. Исследование СМО с повторным обращением и
неограниченным числом обслуживающих приборов методом
предельной декомпозиции. / И.А. Ананина, А.А. Назаров, С.П. Моисеева
// Информационные технологии и математическое моделирование
(ИТММ-2008): Материалы VII Всероссийской научно-практической
конференции c международным участием (14-15 ноября 2008 г.). –
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008.– С.3-5.
2. Ананина И.А. Исследование суммарного потока обращений в
двухфазной бесконечно линейной СМО с повторными обращениями. //
Научное творчество молодежи: Материалы ХIV Всероссийской научнопрактической конференции. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. – Ч. 1. –
C.3-5.
3. Бочаров П.П., Печинкин А.В. Теория массового обслуживания. //
М.: Изд-во РУДН, 1995. — 529с.
4. Геденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового
обслуживания. // М.: Наука, 1966. — 432с.
5. Жидкова Л. А., Моисеева С. П. Математическая модель потоков
покупателей двухпродуктовой торговой компании в виде системы
массового обслуживания с повторными обращениями к блокам. //
Известия Томского политехнического университета. Том 322, № 6, 2013.
Томск: Изд-во ТПУ, 2013. 5 с.
6. Задиранова Л.А. Исследование математических моделей потоков
в бесконечнолинейных СМО с повторным обслуживанием требований.//
Томск, 2016. – 19с.
7. Захорольная И.В. Исследование математических моделей
потоков в системах с неограниченным числом линий методом
предельной декомпозиции. // Томск, 2012. – 217с.
Кёнинг Д. Теория массового обслуживания. / Д. Кёнинг, В.В.
Рыков, Д. Штоян. // М.: Московский институт нефтехимической и
газовой промышленности, 1979. – 112с.
9. Моисеева С.П., Захорольная И.А. Математическая модель
параллельного обслуживания кратных заявок с повторными
обращениями. // Автометрия – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011г. Т.
47. №.6. С. 51-58.
10. Моисеева С.П. Разработка методов исследования математических
моделей немарковских систем обслуживания с неограниченным числом
приборов и непуассоновскими входящими потоками. // Томск, 2014. –
280с.
11. Моисеева С.П., Назаров А.А. Бесконечнолинейные системы и
сети массового обслуживания. // Томск: Изд-во НТЛ, 2015. 240с.
12. Морозова А.С. Исследование потока обращений в
бесконечнолинейной системе массового обслуживания с повторным
обращением. / А.С. Морозова, С.П. Моисеева, А.А. Назаров // Вестник
Томского государственного университета. 2005, №287, С.46-51.
13. Морозова А.С. Исследование экономико-математической модели
влияния ценовой скидки для постоянных клиентов на прибыль
коммерческой организации. / А.С. Морозова, С.П. Моисеева, А.А.
Назаров // Вестник Томского государственного университета. 2006.
№293. С.49-52.
14. Назаров А.А., Терпугов А.Ф.Теория вероятностей и случайных
процессов. // 2-е изд., испр. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 204 с.
15. Назаров А.А., Терпугов А.Ф.Теория массового обслуживания. //
2-е изд., испр. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 228 с.
... всего 19 источников