Введение 3
1 Теоретико-методические основы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.1 Особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.2 Особенности дистанционного формата обучения, его преимущества и недостатки ....8
1.3 Отношение школьников к процессу физического воспитания в дистанционном
формате обучения 12
2 Методы и организация исследования 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 23
3 Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе средствами физической культуры и спорта 25
3.1 Сравнительный анализ физического развития и двигательной подготовленности
учащихся школ Китая и России 25
3.2 Методические рекомендации по использованию средств физической культуры и
спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе 33
3.3 Оценка эффективности составленных методических рекомендаций на процесс
адаптации иностранных студентов 39
Выводы 45
Список литературы 47
Актуальность. Проблема совершенствования системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов и приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям является одной из самых актуальных. Обеспечить надлежащее качество подготовки студентов с помощью исключительно традиционных методов обучения невозможно. Отображая постоянно меняющиеся запросы современного времени, все большее место занимает проблема формирования современной педагогической технологии в методике обучения. Характерной чертой современного времени является стремительное развитие информационных технологий. Расширение возможностей средств массовой коммуникации способствовало появлению дистанционных технологий обучения [12,31].
Происходящее в последние годы повышение конкурентоспособности высшей школы России на международном уровне привело к значительному увеличению процента иностранных студентов в российских вузах. По данным департамента науки и высшего образования Томской области в 2022/2023 учебном году в томских вузах обучалось 11417 иностранных студентов из 97 стран мира. По информации Томского государственного университета (ТГУ) в 2023/2024 учебном году в вузе учились 583 студента из Китая. А по итогам приемной кампании 2024 года ТГУ зачислил 1326 иностранных студентов из 24 стран, что по сравнению с прошлым годом демонстрирует рост набора иностранцев на 19%, при этом количество иностранных студентов составляет 23% от общего числа зачисленных в вуз. Отсюда следует, что иностранных студентов следует внедрять в традиционные условия обучения в российских вузах. Однако если для российских студентов сложность в обучении заключается в умственных нагрузках, активной социальной и досуговой жизни, то для иностранных студентов обучение в отечественных вузах влечет за собой гораздо больше трудностей, например: трудности в адаптации к новой социокультурной и природно-климатической среде; наличие национально-культурных особенностей иностранных студентов, которые могут не учитываться в отечественной образовательной среде; языковой фактор; ориентированность содержания образовательных программ на российских студентов и т. п. [10, 7,14].
Эти факторы могут негативно сказаться на качестве образования иностранных студентов в российских вузах. При этом большое значение имеет повышение адаптивности и работоспособности иностранных студентов, что, несомненно, может быть достигнуто с помощью средств физической культуры [38].
Физическое воспитание является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Оно нацелено на всестороннее и гармоническое развитие личности студента.
Однако для иностранных студентов физическое воспитание в российских вузах будет оказывать положительное влияние, только в том случае, если оно будут соответствовать их физической подготовленности и учитывать адаптационный переход от одной системы к другой. Исходя из этого, встает проблема, что уровень физической подготовленности студентов не известен. Поэтому получение дополнительных антропометрических характеристик и уровня физической подготовленности старших школьников позволит найти решение проблемы повышения работоспособности и адаптивности иностранных студентов [23].
В связи с вышесказанным, в настоящее время возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе, что являлось целью исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов, а также определить факторы, влияющие на их адаптацию в вузе.
2. Оценить уровень физического развития и двигательной подготовленности старших школьников Китая и России.
3. Разработать методические рекомендации по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования - физическое воспитание студентов-иностранцев.
Предмет исследования - адаптация иностранных студентов средствами физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования: предполагается что внедрение методических рекомендаций по адаптации иностранных студентов средствами физической культуры и спорта повлияет на уровень физической подготовленности, академической успеваемости, социальной и культурной интеграции студентов, за счет создания специализированной среды, включающей в себя занятия по физической культуре, создание спортивных клубов и секций, организацию культурных, спортивных мероприятий и соревнований, интеграцию в учебный процесс, психологическую поддержку через спорт.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, в первой главе три подпункта, во второй главе два подпункта и в третьей главе три подпункта, выводов, списка литературы. Список литературы включает 53 источника. Общий объем выпускной работы составляет 51 страницу компьютерного набора текста, включая 10 рисунков и 4 таблицы.
1. В процессе анализа литературных источников нами были определены сущность и значимость физического воспитания школьников, и его здоровьесберегающая направленность. Здоровье является основной составляющей жизни человека. От состояния здоровья населения зависит дальнейшее благополучие страны. Но сейчас заметна тенденция ухудшения здоровья, поэтому следует начинать формировать здоровье и здоровый образ жизни уже в детском возрасте, школьная программа как раз по этой причине предусматривает физическое воспитание. На уроках физической культуры учитель помогает школьникам заложить в себе базу для физического развития, укрепить здоровье, для того чтобы ребенок мог успешнее социализироваться в обществе. Физическое воспитание в школе является процессом, благодаря которому дети могут систематически выполнять физические упражнения, а это ведет к формированию привычки в занятиях двигательной активностью. Физическое воспитание иностранных студентов должно учитывать разнообразие систем физического развития из разных стран. Условия, в которых студенты осваивали школьную программу, влияют на уровень их физической подготовки и общее здоровье.
2. В процессе анализа литературных источников нами были выявлены особенности дистанционного формата обучения его преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: экономию времени на дорогу, возможность самостоятельного составления графика, учебные материалы находятся в свободном доступе и не ограничиваются конспектами с урока. Сроки обучения могут варьироваться. Недостатками были выявлены: необходимость владения электронной техники у обучающихся, высокая стоимость и трудоемкость создания системы дистанционного обучения, потеря учениками мотивации к занятиям, отсутствие возможности идентификации обучающихся, а также отсутствие личного общения. Само дистанционное обучение является достаточно энергетически затратным в психологическом плане. Недостатки дистанционного формата ведут к сложностям у обеих сторон педагогического процесса, которые в свою очередь, могут повлиять на эффективность обучения. В процессе оценки отношения школьников к процессу физического воспитания в дистанционном формате обучения нами было выявлено, что занятия физической культуры проводились в разных формах. Для части школьников переход на дистанционный формат обучения оказался затруднительным. Также было выявлено, что за период дистанционного обучения улучшились такие физические качества, как сила и гибкость. Таким образом, можно сказать, что при обучении в дистанционном формате присутствуют, как положительные, так и отрицательные аспекты. Стоит отметить, что проведенное исследование необходимо для разработки новой концепции организации процесса физического воспитания, которая будет направлена на интериоризацию ценностей физической культуры и спорта, способствовать занятиям двигательной деятельностью, а также формировать самостоятельность, активность и инициативность. В процессе сравнительного анализа нами были выявлены различия в уровне физического развития и двигательной подготовленности учащихся школ Китая и России. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть школьников обеих стран имеет недостаточный уровень показателей физического развития и двигательной подготовленности. Школьники, практикующие дополнительные виды физической активности, и, занимающиеся в секциях по видам спорта, соответствуют более высокому уровню функционального состояния и физической подготовленности. Определены низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности, которые могут использоваться для дальнейших научных исследований, контроля состояния студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, а также для обоснования путей совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях.
3. Результаты эксперимента показали, что использование разработанных методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта оказывают положительное влияние на процесс адаптации иностранных студентов в вузе. Статистически достоверные улучшения в экспериментальной группе были выявлены по пяти тестам из восьми (прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, бег на 3000 м, академические успеваемость и задолженность), что свидетельствует о физической и учебной адаптации. Это может быть связано с тем, что на фоне занятий физической культурой и спортом улучшилось общее состояние здоровья, психоэмоциональное состояние, повысились концентрация и работоспособность. Также отмечено значительное увеличение уровня вовлеченности иностранных студентов экспериментальной группы в участие в спортивных мероприятиях, что подтверждает эффективность рекомендаций для социальной адаптации. Статистически достоверные различия были выявлены не по всем параметрам, что указывает на то, что необходимо дальнейшее совершенствование методических рекомендаций и учет других факторов, влияющих на процесс адаптации. Полученные результаты демонстрирует, что применение средств физической культуры и спорта может использоваться как эффективный инструмент в решении проблем адаптации иностранных студентов в вузе.
1. Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Е.В. Антонова. - М., 2011. - 43 с.
2. Артюхов. А.А. Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 5, ч. 4. - С. 49-55.
3. Аршавский И. А. Приглашение к активности // Знание - сила.- 1984. - № 7. - С. 9-11.
4. Беланов А.Э. Физическое воспитание и здоровье студентов и школьников / А.Э. Беланов, А.В. Федюкин, В.Г. Федюкина // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №8, ч. 2. - С. 211-220.
5. Волов В.Г. История дистанционного образования // Инновации в образовании. - 2001. - № 3. - С. 115-126.
6. Галкин В.А. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания / В. А. Галкин, Р. М. Кунат // Актуальные вопросы и перспективы развития физического воспитания, спорта в вузах : материалы II Всерос. науч.- практ. конф., Новосибирск, 03 декабря 2021 г. - Новосибирск, 2022. - С. 53-59.
7. Горская И.Ю. Сравнительный анализ показателей физического развития и подготовленности у студентов с разным уровнем двигательной активности / И.Ю. Горская, О.В. Криживецкая, А.Н. Нефедченко // Современные вопросы биомедицины. - 2023. - Т. 7,
ч. 1. - С. 243-248.
8. Давлетова А.А. Дистанционное обучение / А.А. Давлетова, О.А. Алексеев // Достижения науки и образования. - 2021. - №1, ч. 73. - С. 35-38.
9. Данилкина Ю.А. Оздоровительная физическая культура: влияние на организм // Символ науки. - 2015. - №4. - С. 174-176.
10. Жигало В.Я. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов разных этнических групп, обучающихся в средней полосе России / В.Я. Жигало, Ф.Б. Литвин, Т.А. Булавкина [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №1. - С. 39-40.
11. Жуйко Д. А. Физическое воспитание-основа становления личности // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 01 июня 2021 г. - Красноярск, 2021. - С. 401-407.
12. Ковтун И.Ю. Дистанционное обучение и перспективы его развития / И.Ю. Ковтун // PEDAGOG. - 2022. - Vol. 5, is. 6 - P. 116-124.
13. Коробейникова Е.И. Информационно-коммуникативные технологии, дистанционное обучение и физическая культура / Е.И. Коробейникова, А.С. , Кобликова,
A. Ю. Воскресенскова // Наука-2020. - 2022. - №2 (56). - С. 11-16.
14. Кудрявцева В.В. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности иностранных и российских студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2022. - №2 (49). - С. 14-19.
15. Кузнецов А.С. Формирование спортивной культуры личности школьников в процессе физического воспитания / А.С. Кузнецов, К.С. Фитисов, Н.Н. Сивцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2023. - Т.18, № 1. - С. 118-123.
16. Мостовая Т.Н. Физическая культура как средство адаптации иностранных студентов к обучению в вузе / Т.Н. Мостовая, А.И. Мышкин, И.А. Лобынцев // Наука-2020. - 2020. - №9 (45). - С. 19-25.
17. Никонорова Н.В. Сущность и содержание приоритетных направлений
воспитания личности ребенка: анализ современных психолого-педагогических
исследований // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №3 (88). - С. 318-320.
18. Орлова Л.Г. Психолого-педагогические аспекты отношения студентов к дистанционному обучению / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова, И.В. Глотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. - С. 207-210.
19. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева ; под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - С. 416.
20. Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления / С.В. Матвиенко, Е.В. Васильева, Н. Ю. Поляков, В.
B. Евдокиенко // Образование и право. - 2021. - №1. - С. 195-199.
21. Пьянников М.М. К вопросу об истории дистанционного образования // Ученые записки ЗабГУ. Серия : Педагогические науки. - 2011. - №5. - С. 119-124.
22. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Р.Н. Терлецкая [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2016. - Т. 19, № 5. - С. 287-293.
23. Сергеева С.С. Современные проблемы физической культуры и спорта в университете / С.С. Сергеева, Е.И. Мишина, Т.В. Скобликова // Спорт, здоровье и физическая культура, в современном обществе: перспективы развития : сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конф., Курск, 20 апреля 2023 г. - Курск, 2023. - С. 283-285.
24. Сизова Н.Н. Анализ состояния здоровья современных школьников / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова // МНИЖ. - 2020. - №5, ч. 3. - С. 133-137.
25. Сосуновский В.С. Система олимпийского образования дошкольников, школьников и студентов : монография / В.С. Сосуновский, В.Г. Шилько, А.И. Загревская.
- Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2022. - 128 с.
26. Сотников А.Л. Особенности дистанционного обучения / А.Л. Сотников, И.Ф. Муханова // Вестник донецкого национального технического университета. - 2018. - № 3.
- С. 3-8.
27. Суворова А.В. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период / А.В. Суворова, И.Ш. Якубова, Т.С. Чернякина // Гигиена и санитария. - 2017. - №4. - С. 332-338.
28. Тимофеева Е.Е. Здоровьесберегающая направленность современного образования / Е.Е. Тимофеева, С.А. Медведева // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования : материалы V междунар. науч.-практ. заочной студенческой конф., Екатеринбург, 27 марта 2019 г. - Екатеринбург, 2019. - С. 386-393.
29. Ткаченко А.В. Способы и средства обеспечения здоровьесберегающего потенциала уроков физической культуры в общеобразовательной школе // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 30 июля 2021 г. - Чебоксары, 2021. - С. 245-248.
30. Торяник, В. В. Проблемные аспекты преподавания учебного предмета "Физическая культура" в условиях современной общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 31-32.
31. Федотов Д.В. Инструменты дистанционной поддержки студентов как ресурсы повышения качества высшего профессионального образования / Д.В. Федотов, А.А. Баязитов // Развитие высшего образования: теория и практика : материалы Всерос. науч.- практ. конф., Омск, 25 марта 2022 г. - Омск, 2022. - С. 247-251.
32. Хусяинов Т.М. История развития и распространения
дистанционного образования // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 4. - С. 30-41.
33. Шиндина И.В. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Шиндина, С.В. Назарова // Евсевьевские чтения. серия: подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых., Саранск, 02-03 июня 2016 г. - Саранск, 2016. - С. 108-110.
34. Ayubovna S.M. Principles and models of physical education // Multidisciplinary Journal of Science and Technology. - 2024. - №4(3) - P. 149-156.
35. Centeio E. The success and struggles of physical education teachers while teaching online during the covid-19 pandemic / E. Centeio // Journal of Teaching in Physical Education. -
2021. - Vol. 40. - P. 667-673.
36. Dyson R. Freshmen adaptation to university life: Depressive symptoms, stress, and coping / R. Dyson, K. Renk // Journal of clinical psychology - 2006. - №62(10). - P. 1231-1244.
37. Effects of blended learning in physical education among university students: a systematic review / С. Wang, R.D. Dev, K.G. Soh, N.J. Nasiruddin, Y. Wang // Education Sciences. - 2022. - № 12(8). - P. 530.
38. Eryilmaz, A. Examination of university students’ experiences regarding the university adaptation process. / A. Eryilmaz, M.E. Deniz, G. Uzun, H.Y. Kurtulu? // Yildiz Journal of Educational Research. - 2023. - №8(1). - P. 11-27.
39. Gelder C.R. ‘Health, Happiness, Efficiency and Social Adaptation’: Psychoanalytic Psychiatry, Work and the Critique of Adaptation // Psychoanalysis and History - 2025. - №27(1).
- P. 27-43.
40. Goad T. Distance learning in physical education: Hindsight is 2020—Part 3 / T. Goad, C.M. Killian, D.N. Daum // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. - 2021. - №92(4).
- P. 18-21.
41. Gong Y. The complexity of professional identity: Chinese university teachers teaching in physical education teacher education (PETE) programmes. / Y. Gong, A.M. Young, A. MacPhail // European Journal of Teacher Education. - 2023. - № 46(4). - P. 707-726.
42. Kurniawan R. Motivation in physical education for junior high school students: a gender perspective / R. Kurniawan, F.P. Heynoek, F.R. Bakti, C.N. Sigit // Journal of Physical Education and Sport. - 2022. - №22(12). - P. 3072-3079.
43. Lee H.S. Applying artificial intelligence in physical education and future perspectives / H.S. Lee, J. Lee // Sustainability. - 2021. - №13(1) - P. 351.
44. Miller J.C. Artificial Intelligence in Physical Education: A Review / J.C. Miller, J.P. Miranda, J.C. Tolentino // Global Innovations in Physical Education and Health. - 2025. - P. 37-60.
45. Mohzana M. The Impact of the New Student Orientation Program on the Adaptation Process and Academic Performance // International Journal of Educational Narratives. - 2024. - №2(2). - P. 169-178.
46. Morris G.R. (2025). Physical Education Innovations in Transnational Higher Education Sports Training Provision in China: Challenges, Opportunities, and Best Practices / G.R. Morris, M. Brozovsky, J. Ye, K. Wang // Global Innovations in Physical Education and Health. - 2025. - P. 327-350.
47. Physical education for health among school-aged children and adolescents: a scoping review of reviews / V.V. Ramires, P.C. Dos Santos, V.C. Barbosa Filho [et al.] // Journal of Physical Activity and Health. - 2023. - №20(7). - P. 586-599.
48. Putra D.T. The Impact of The Availability of School Facilities and Infrastructure on Physical Education Learning / D.T. Putra, G.F. Friskawati, V.A. Karisman // 1stInternational Physical Education Conference, Cimahi, Indonesia, 15 october 2022. - Cimahi, 2022. - P. 275-277.
49. Quinn-Nilas C. Predictors of university adaptation and grades for direct entry and transfer students / C. Quinn-Nilas, D.J. Kennett, K. Maki // Canadian journal of higher education. - 2022. - №52(1). - P. 1-17.
50. Sumner J. Serving the system: A critical history of distance education. // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. - 2000. - Vol. 15, is. 3. - P. 267-285.
51. The impact of typical school provision of physical education, physical activity and sports on adolescent mental health and wellbeing: A systematic literature review / P. Rocliffe, M. Adamkis, B.T. O’Keeffle [et al.] // Adolescent Research Review. - 2024. - №9(2). - P. 339-364.
52. Vilchez J.A. Teachers and school health leaders' perspectives on distance learning physical education during the covid-19 pandemic // Journal of School Health. - 2021. - Vol. 91 - P. 541-549.
53. Vilchez J.A. Teachers and school health leaders' perspectives on distance learning physical education during the COVID-19 pandemic / J.A. Vilchez, J. Kruse, M. Puffer, R.N. Dudovitz // Journal of School Health. - 2021. - №91(7). - P. 541-549.