ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
|
Введение 3
1 Теоретико-методические основы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.1 Особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.2 Особенности дистанционного формата обучения, его преимущества и недостатки ....8
1.3 Отношение школьников к процессу физического воспитания в дистанционном
формате обучения 12
2 Методы и организация исследования 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 23
3 Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе средствами физической культуры и спорта 25
3.1 Сравнительный анализ физического развития и двигательной подготовленности
учащихся школ Китая и России 25
3.2 Методические рекомендации по использованию средств физической культуры и
спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе 33
3.3 Оценка эффективности составленных методических рекомендаций на процесс
адаптации иностранных студентов 39
Выводы 45
Список литературы 47
1 Теоретико-методические основы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.1 Особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов в вузе 6
1.2 Особенности дистанционного формата обучения, его преимущества и недостатки ....8
1.3 Отношение школьников к процессу физического воспитания в дистанционном
формате обучения 12
2 Методы и организация исследования 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 23
3 Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе средствами физической культуры и спорта 25
3.1 Сравнительный анализ физического развития и двигательной подготовленности
учащихся школ Китая и России 25
3.2 Методические рекомендации по использованию средств физической культуры и
спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе 33
3.3 Оценка эффективности составленных методических рекомендаций на процесс
адаптации иностранных студентов 39
Выводы 45
Список литературы 47
Актуальность. Проблема совершенствования системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов и приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям является одной из самых актуальных. Обеспечить надлежащее качество подготовки студентов с помощью исключительно традиционных методов обучения невозможно. Отображая постоянно меняющиеся запросы современного времени, все большее место занимает проблема формирования современной педагогической технологии в методике обучения. Характерной чертой современного времени является стремительное развитие информационных технологий. Расширение возможностей средств массовой коммуникации способствовало появлению дистанционных технологий обучения [12,31].
Происходящее в последние годы повышение конкурентоспособности высшей школы России на международном уровне привело к значительному увеличению процента иностранных студентов в российских вузах. По данным департамента науки и высшего образования Томской области в 2022/2023 учебном году в томских вузах обучалось 11417 иностранных студентов из 97 стран мира. По информации Томского государственного университета (ТГУ) в 2023/2024 учебном году в вузе учились 583 студента из Китая. А по итогам приемной кампании 2024 года ТГУ зачислил 1326 иностранных студентов из 24 стран, что по сравнению с прошлым годом демонстрирует рост набора иностранцев на 19%, при этом количество иностранных студентов составляет 23% от общего числа зачисленных в вуз. Отсюда следует, что иностранных студентов следует внедрять в традиционные условия обучения в российских вузах. Однако если для российских студентов сложность в обучении заключается в умственных нагрузках, активной социальной и досуговой жизни, то для иностранных студентов обучение в отечественных вузах влечет за собой гораздо больше трудностей, например: трудности в адаптации к новой социокультурной и природно-климатической среде; наличие национально-культурных особенностей иностранных студентов, которые могут не учитываться в отечественной образовательной среде; языковой фактор; ориентированность содержания образовательных программ на российских студентов и т. п. [10, 7,14].
Эти факторы могут негативно сказаться на качестве образования иностранных студентов в российских вузах. При этом большое значение имеет повышение адаптивности и работоспособности иностранных студентов, что, несомненно, может быть достигнуто с помощью средств физической культуры [38].
Физическое воспитание является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Оно нацелено на всестороннее и гармоническое развитие личности студента.
Однако для иностранных студентов физическое воспитание в российских вузах будет оказывать положительное влияние, только в том случае, если оно будут соответствовать их физической подготовленности и учитывать адаптационный переход от одной системы к другой. Исходя из этого, встает проблема, что уровень физической подготовленности студентов не известен. Поэтому получение дополнительных антропометрических характеристик и уровня физической подготовленности старших школьников позволит найти решение проблемы повышения работоспособности и адаптивности иностранных студентов [23].
В связи с вышесказанным, в настоящее время возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе, что являлось целью исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов, а также определить факторы, влияющие на их адаптацию в вузе.
2. Оценить уровень физического развития и двигательной подготовленности старших школьников Китая и России.
3. Разработать методические рекомендации по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования - физическое воспитание студентов-иностранцев.
Предмет исследования - адаптация иностранных студентов средствами физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования: предполагается что внедрение методических рекомендаций по адаптации иностранных студентов средствами физической культуры и спорта повлияет на уровень физической подготовленности, академической успеваемости, социальной и культурной интеграции студентов, за счет создания специализированной среды, включающей в себя занятия по физической культуре, создание спортивных клубов и секций, организацию культурных, спортивных мероприятий и соревнований, интеграцию в учебный процесс, психологическую поддержку через спорт.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, в первой главе три подпункта, во второй главе два подпункта и в третьей главе три подпункта, выводов, списка литературы. Список литературы включает 53 источника. Общий объем выпускной работы составляет 51 страницу компьютерного набора текста, включая 10 рисунков и 4 таблицы.
Происходящее в последние годы повышение конкурентоспособности высшей школы России на международном уровне привело к значительному увеличению процента иностранных студентов в российских вузах. По данным департамента науки и высшего образования Томской области в 2022/2023 учебном году в томских вузах обучалось 11417 иностранных студентов из 97 стран мира. По информации Томского государственного университета (ТГУ) в 2023/2024 учебном году в вузе учились 583 студента из Китая. А по итогам приемной кампании 2024 года ТГУ зачислил 1326 иностранных студентов из 24 стран, что по сравнению с прошлым годом демонстрирует рост набора иностранцев на 19%, при этом количество иностранных студентов составляет 23% от общего числа зачисленных в вуз. Отсюда следует, что иностранных студентов следует внедрять в традиционные условия обучения в российских вузах. Однако если для российских студентов сложность в обучении заключается в умственных нагрузках, активной социальной и досуговой жизни, то для иностранных студентов обучение в отечественных вузах влечет за собой гораздо больше трудностей, например: трудности в адаптации к новой социокультурной и природно-климатической среде; наличие национально-культурных особенностей иностранных студентов, которые могут не учитываться в отечественной образовательной среде; языковой фактор; ориентированность содержания образовательных программ на российских студентов и т. п. [10, 7,14].
Эти факторы могут негативно сказаться на качестве образования иностранных студентов в российских вузах. При этом большое значение имеет повышение адаптивности и работоспособности иностранных студентов, что, несомненно, может быть достигнуто с помощью средств физической культуры [38].
Физическое воспитание является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Оно нацелено на всестороннее и гармоническое развитие личности студента.
Однако для иностранных студентов физическое воспитание в российских вузах будет оказывать положительное влияние, только в том случае, если оно будут соответствовать их физической подготовленности и учитывать адаптационный переход от одной системы к другой. Исходя из этого, встает проблема, что уровень физической подготовленности студентов не известен. Поэтому получение дополнительных антропометрических характеристик и уровня физической подготовленности старших школьников позволит найти решение проблемы повышения работоспособности и адаптивности иностранных студентов [23].
В связи с вышесказанным, в настоящее время возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе, что являлось целью исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности и проблемы физического воспитания иностранных студентов, а также определить факторы, влияющие на их адаптацию в вузе.
2. Оценить уровень физического развития и двигательной подготовленности старших школьников Китая и России.
3. Разработать методические рекомендации по использованию средств физической культуры и спорта в процессе решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования - физическое воспитание студентов-иностранцев.
Предмет исследования - адаптация иностранных студентов средствами физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования: предполагается что внедрение методических рекомендаций по адаптации иностранных студентов средствами физической культуры и спорта повлияет на уровень физической подготовленности, академической успеваемости, социальной и культурной интеграции студентов, за счет создания специализированной среды, включающей в себя занятия по физической культуре, создание спортивных клубов и секций, организацию культурных, спортивных мероприятий и соревнований, интеграцию в учебный процесс, психологическую поддержку через спорт.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, в первой главе три подпункта, во второй главе два подпункта и в третьей главе три подпункта, выводов, списка литературы. Список литературы включает 53 источника. Общий объем выпускной работы составляет 51 страницу компьютерного набора текста, включая 10 рисунков и 4 таблицы.
1. В процессе анализа литературных источников нами были определены сущность и значимость физического воспитания школьников, и его здоровьесберегающая направленность. Здоровье является основной составляющей жизни человека. От состояния здоровья населения зависит дальнейшее благополучие страны. Но сейчас заметна тенденция ухудшения здоровья, поэтому следует начинать формировать здоровье и здоровый образ жизни уже в детском возрасте, школьная программа как раз по этой причине предусматривает физическое воспитание. На уроках физической культуры учитель помогает школьникам заложить в себе базу для физического развития, укрепить здоровье, для того чтобы ребенок мог успешнее социализироваться в обществе. Физическое воспитание в школе является процессом, благодаря которому дети могут систематически выполнять физические упражнения, а это ведет к формированию привычки в занятиях двигательной активностью. Физическое воспитание иностранных студентов должно учитывать разнообразие систем физического развития из разных стран. Условия, в которых студенты осваивали школьную программу, влияют на уровень их физической подготовки и общее здоровье.
2. В процессе анализа литературных источников нами были выявлены особенности дистанционного формата обучения его преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: экономию времени на дорогу, возможность самостоятельного составления графика, учебные материалы находятся в свободном доступе и не ограничиваются конспектами с урока. Сроки обучения могут варьироваться. Недостатками были выявлены: необходимость владения электронной техники у обучающихся, высокая стоимость и трудоемкость создания системы дистанционного обучения, потеря учениками мотивации к занятиям, отсутствие возможности идентификации обучающихся, а также отсутствие личного общения. Само дистанционное обучение является достаточно энергетически затратным в психологическом плане. Недостатки дистанционного формата ведут к сложностям у обеих сторон педагогического процесса, которые в свою очередь, могут повлиять на эффективность обучения. В процессе оценки отношения школьников к процессу физического воспитания в дистанционном формате обучения нами было выявлено, что занятия физической культуры проводились в разных формах. Для части школьников переход на дистанционный формат обучения оказался затруднительным. Также было выявлено, что за период дистанционного обучения улучшились такие физические качества, как сила и гибкость. Таким образом, можно сказать, что при обучении в дистанционном формате присутствуют, как положительные, так и отрицательные аспекты. Стоит отметить, что проведенное исследование необходимо для разработки новой концепции организации процесса физического воспитания, которая будет направлена на интериоризацию ценностей физической культуры и спорта, способствовать занятиям двигательной деятельностью, а также формировать самостоятельность, активность и инициативность. В процессе сравнительного анализа нами были выявлены различия в уровне физического развития и двигательной подготовленности учащихся школ Китая и России. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть школьников обеих стран имеет недостаточный уровень показателей физического развития и двигательной подготовленности. Школьники, практикующие дополнительные виды физической активности, и, занимающиеся в секциях по видам спорта, соответствуют более высокому уровню функционального состояния и физической подготовленности. Определены низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности, которые могут использоваться для дальнейших научных исследований, контроля состояния студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, а также для обоснования путей совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях.
3. Результаты эксперимента показали, что использование разработанных методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта оказывают положительное влияние на процесс адаптации иностранных студентов в вузе. Статистически достоверные улучшения в экспериментальной группе были выявлены по пяти тестам из восьми (прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, бег на 3000 м, академические успеваемость и задолженность), что свидетельствует о физической и учебной адаптации. Это может быть связано с тем, что на фоне занятий физической культурой и спортом улучшилось общее состояние здоровья, психоэмоциональное состояние, повысились концентрация и работоспособность. Также отмечено значительное увеличение уровня вовлеченности иностранных студентов экспериментальной группы в участие в спортивных мероприятиях, что подтверждает эффективность рекомендаций для социальной адаптации. Статистически достоверные различия были выявлены не по всем параметрам, что указывает на то, что необходимо дальнейшее совершенствование методических рекомендаций и учет других факторов, влияющих на процесс адаптации. Полученные результаты демонстрирует, что применение средств физической культуры и спорта может использоваться как эффективный инструмент в решении проблем адаптации иностранных студентов в вузе.
2. В процессе анализа литературных источников нами были выявлены особенности дистанционного формата обучения его преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: экономию времени на дорогу, возможность самостоятельного составления графика, учебные материалы находятся в свободном доступе и не ограничиваются конспектами с урока. Сроки обучения могут варьироваться. Недостатками были выявлены: необходимость владения электронной техники у обучающихся, высокая стоимость и трудоемкость создания системы дистанционного обучения, потеря учениками мотивации к занятиям, отсутствие возможности идентификации обучающихся, а также отсутствие личного общения. Само дистанционное обучение является достаточно энергетически затратным в психологическом плане. Недостатки дистанционного формата ведут к сложностям у обеих сторон педагогического процесса, которые в свою очередь, могут повлиять на эффективность обучения. В процессе оценки отношения школьников к процессу физического воспитания в дистанционном формате обучения нами было выявлено, что занятия физической культуры проводились в разных формах. Для части школьников переход на дистанционный формат обучения оказался затруднительным. Также было выявлено, что за период дистанционного обучения улучшились такие физические качества, как сила и гибкость. Таким образом, можно сказать, что при обучении в дистанционном формате присутствуют, как положительные, так и отрицательные аспекты. Стоит отметить, что проведенное исследование необходимо для разработки новой концепции организации процесса физического воспитания, которая будет направлена на интериоризацию ценностей физической культуры и спорта, способствовать занятиям двигательной деятельностью, а также формировать самостоятельность, активность и инициативность. В процессе сравнительного анализа нами были выявлены различия в уровне физического развития и двигательной подготовленности учащихся школ Китая и России. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть школьников обеих стран имеет недостаточный уровень показателей физического развития и двигательной подготовленности. Школьники, практикующие дополнительные виды физической активности, и, занимающиеся в секциях по видам спорта, соответствуют более высокому уровню функционального состояния и физической подготовленности. Определены низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности, которые могут использоваться для дальнейших научных исследований, контроля состояния студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, а также для обоснования путей совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях.
3. Результаты эксперимента показали, что использование разработанных методических рекомендаций по использованию средств физической культуры и спорта оказывают положительное влияние на процесс адаптации иностранных студентов в вузе. Статистически достоверные улучшения в экспериментальной группе были выявлены по пяти тестам из восьми (прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, бег на 3000 м, академические успеваемость и задолженность), что свидетельствует о физической и учебной адаптации. Это может быть связано с тем, что на фоне занятий физической культурой и спортом улучшилось общее состояние здоровья, психоэмоциональное состояние, повысились концентрация и работоспособность. Также отмечено значительное увеличение уровня вовлеченности иностранных студентов экспериментальной группы в участие в спортивных мероприятиях, что подтверждает эффективность рекомендаций для социальной адаптации. Статистически достоверные различия были выявлены не по всем параметрам, что указывает на то, что необходимо дальнейшее совершенствование методических рекомендаций и учет других факторов, влияющих на процесс адаптации. Полученные результаты демонстрирует, что применение средств физической культуры и спорта может использоваться как эффективный инструмент в решении проблем адаптации иностранных студентов в вузе.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ИГРАЙ И АДАПТИРУЙСЯ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НИ ТГУ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2008 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



