Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая сущность и эволюция развития налога на добавленную стоимость 5
1.1 Налог на добавленную стоимость как основной косвенный налог и его роль в доходах
бюджета государства 5
1.2 Зарубежный опыт применения налога на добавленную стоимость 8
1.3 Понятие и развитие налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 9
2. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 15
2.1 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость 15
2.2 Особенности формирования налоговой базы 25
2.3 Особенности исчисления налога 26
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1 Анализ налоговых поступлений за период 2017-2020 годы 28
3.2 Проблемы и основные направления совершенствования налога на добавленную
стоимость 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (далее НДС).
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
Становление системы косвенного налогообложения в процессе историкоэкономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.
Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.
Актуальность темы заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения. Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего реферата.
Цель данной работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить исторический развития НДС в России.
2) Определить экономическую природу налога на добавленную стоимость.
3) Дать характеристику основным элементам и действующей системе исчисления и уплаты НДС в России.
4) Провести анализ роли налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской Федерации.
5) Обозначить проблемы применения налога на добавленную стоимость.
Объект исследования - экономические отношения в системе налогообложения добавленной стоимости Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии, статистические справочники и диссертационные исследования по налогообложению косвенными налогами в целом и налогом на добавленную стоимость в частности, по вопросам налоговых поступлений в бюджет страны, структуры налоговых доходов, особенностям функционирования системы обложения НДС в Российской Федерации. В ходе исследования были использованы официальные документы и статистика Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, периодические издания. В исследовании использовались работы таких авторов, как: Заяц Т.И., Ильин А.В., Матушкина Ю.Н., Миляков Н.В., Попова Л.В., Прищеп И.П., Романов Б.А. и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, статистический, логический, сравнительного
правоведения и социологического исследования.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В заключение данной работы, хотелось бы еще раз отметить, что НДС играет важную роль в создании бюджета страны. Налог на добавленную стоимость предполагает собою сбор, взимаемый с учреждений в виде прибыльной доли от суммы увеличения цены. Такой рост цены образовывается исходя из разницы между выручкой и затратами на материалы, которые зачисляются от сторонних учреждений. Кроме того,важно указать на то обстоятельство, что налог осуществляет стабилизирующую функцию посредством влияния на систему ценообразования.
В первой главе данной работы нами было раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, его виды и функции, налогоплательщики и объекты налогообложения. Нами были сделаны следующие выводы: значимым свойством налога считается его вероятная индифферентность согласно отношению, к хозяйствующим субъектам разных сфер и областей работы. Она проявляется в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на собственность система его взимания учитывает возможность вычета сумм налога, оплаченного поставщикам. Именно по этой причине налог считается нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к окончательному покупателю; к достоинствам налога относится польза для налогоплательщика, образующаяся вследствие повышения той валютной суммы, которую он приобретает с потребителей продуктов (трудов, услуг). Данная польза тем больше, чем продолжительнее промежуток между фактическим поступлением налоговых платежей на счет изготовителя либо продавца и сроком их перечисления в госбюджет; НДС как более существенный косвенный налог осуществляет 2 взаимодополняющие функции: фискальную и стабилизирующую. Фискальная роль, в частности, состоит в мобилизации значительных поступлений от данного налога в прибыль бюджета за счет несложности взимания и стабильности основы обложения. Регулирующая роль выражается в стимулировании производственного сбережения и усилении контролирования над сроками продвижения продуктов и их качеством; в случае использования НДС можно четко продумать налоговую составляющую в стоимости продукта на любой стадии. При расчете собственных налоговых обязанностей по сделанной продукции, любое лицо в цепочке изготовления и реализации, может засчитать в счет уплаты налога допустимые к списанию средства НДС, которые были внесены при приобретении производственных ресурсов.
Во второй главе мы рассмотрели доходную часть федерального бюджета, а также проанализировали какое место среди налоговых поступлений занимает НДС. Мы пришли к выводу, что в настоящее время НДС является наиболее важным налогом в Российской Федерации, так как его часть в налоговых сборах в общегосударственный бюджет считается самой большой; сумма налога находится в зависимости от реального взноса каждой стадии в стоимость конечного продукта, так как она соответствует величине добавочной стоимости. Сумма НДС не зависит от числа стадий, через которые проходит продукт от изготовителя до окончательного покупателя, поскольку, от перемены координационной текстуры экономики зависит только размер вещественных расходов, а не дополненная цена; такой налог как НДС используется не только в России, но и в большинстве других развитых стран, и считается эффективным способом пополнения государственного бюджета; за счет повышения ставки НДС до 20 % в 2019 году, правительство планирует увеличить бюджет государства и выполнить поставленные задачи. Но такой метод может привести и к негативным последствиям; для НДС свойственна фискальная эффективность, сопряженная с ростом пользования и стагнацией экономики. Непрерывное увеличение прибыли бюджета за счет НДС способно повышаться при увеличении жизненного уровня людей и их численности, что приводит к увеличению пользования продуктов (трудов, услуг) и, таким образом, к повышению затрат на потребление. И напротив, снижение количества населения и сокращение степени их существования будут являться условиями уменьшения сумм налога, поступающих в госбюджет. В период финансового роста формируются подходящие требования для увеличения цен, по этой причине увеличиваются средства налога, поступающие в доходы бюджета.
В третьей главе нами были рассмотрены основные проблемы, связанные с налогом на добавленную стоимость, разработаны мероприятия, направленные на совершенствование НДС, отсюда следуют выводы: помимо своей положительной функции, НДС несет также ряд трудностей как для налогоплательщиков, так и для государства. Это связано с тем, что
данный налог обладает высокой ставкой и считается трудным для исчисления, в связи с этим, многие налогоплательщики прибегают к различным методикам и схемам избежания уплаты НДС в бюджет государства; существующая система налогообложения добавленной стоимости считается малоэффективной и не учитывает финансовую природу налога, а кроме того мировосприятие отечественных налогоплательщиков, что и является фактором обширного распространения подобного негативного финансового явления в области государственного регулирования, как недостаток возмещения из бюджета НДС. Следует разработать новый способ в отношении взимания налога, предусматривающий круг интересов и страны и
честных налогоплательщиков. Данная технология обязана гарантировать фактическое поступление в госбюджет оплаченного потребителем поставщику сумм НДС (с целью гарантированного возмещения налога потребителям с бюджета); льготы, предоставленные согласно НДС, считаются достаточно эффективным побудительным инструментом, действующим на сферы производственной и непроизводственной области, по этой причине их обеспечение должно быть оправдано, в ином случае такая привилегия может быть предоставлена не по назначению; также к эффективным методам улучшения НДС можно отнести совершенствование системы администрирования, поскольку именно качественный контроль за собираемостью налога может гарантировать увеличение доходов бюджета государства.
Тема данной работы не теряет своей актуальности, а проведенное нами исследование обретает важное теоретическое и практическое значение. Правительство оказывает влияние на все без исключения стадии изготовления и обращения продукта и обладает устойчивым ресурсом доходов, за счет налога на добавленную стоимость. НДС, как и налог с оборота, взимается неоднократно в любой период изготовления и обращения, по этой причине сумма налога начинает действовать на бюджет страны задолго до того, как продукт дойдет до окончательного покупателя.
Мы рассмотрели сущность НДС, его функции и роль в формировании федерального бюджета; изучили ставки и методы исчисления; сформировали выводы и рекомендации.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]:федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 17.06.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
4. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс] : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 23.07.2013 г. №248-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
7. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ //«КонсультантПлюс»:
8. справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата
обращения 17.06.2020)
9. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 17.06.2020)
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ// «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
11. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по
налогу на добавленную стоимость [Электронный ресурс] : постановление
Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
12. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме [Электронный ресурс] : Приказ ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@// «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 17.06.2020)
13. О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ [Электронный ресурс] : Приказ ФНС России от 20.12.2016 г. № ММВ-7-3/696@ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 17.06.2020)
14. О направлении письма Минфина России (вместе с Письмом Минфина России от
15.05.2012 г. № 03-07-15/45) [Электронный ресурс] : Письмо ФНС России от 31.05.2012 г. ЕД-4-3/8966@ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения 17.06.2020)
15. Об отсутствии оснований для принятия к вычету сумм НДС по товарам и основным средствам, восстановленным организацией при переходе на УСН и не включенным при исчислении налога на прибыль организаций в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ, в случае возврата организации на общую систему налогообложения [Электронный ресурс] : Письмо Минфина РФ от 26.03.2012 г. № 03-07-11/84) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 17.06.2020)...56