Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности и виды совладающего поведения личности

Работа №189684

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение 3
1. Феномен совладающего поведения и копинг-стратегий. Теории и концепции отечественных и иностранных ученых. 6
2. Виды совладающего поведения 12
3. Аспекты, влияющие на особенности совладающего поведения и копинг-стратегий личности.17
4. Психодиагностика видов копинга. 23
Заключение 32
Список литературы 34

Общая характеристика работы.
Исследование посвящено изучению особенностей и видов совладающего поведения. Рассмотрены: феномен совладающего поведения; отечественные и зарубежные теории совладающего поведения; виды совладающего поведения; разные аспекты и параметры, влияющие на особенности совладающего поведения и копинг-стратегий личности; психодиагностика видов копинга.
Актуальность исследования
Проведённое исследование соответствует перспективным направлениям развития науки и научно-исследовательской деятельности в области психологии личности, психологии копинг-стратегий, а также области психологической диагностики личности и ресурсных адаптивных состояний личности. Теоретический обзор актуальных исследований литературы на тему копинг-стратегий и совладающего поведения в целом, ‒ позволяет систематизировать знание о феномене совладания и психологической защиты личности.
Научно-методологическая база исследования
Основы изучения копинг-стратегий изложены в трудах Р. Лазаруса, продолжены в работах А.А. Алексапольского, Е.А. Бахановой, Е.В. Битюцкой, С.В. Быкова, Н.Е. Водопьяновой, А.А. Даниленко, А.Л. Церковского и других исследователей. Исследованием сходств и различий между психологическими защитами и копинг-стратегиями занимались также следующие авторы: Х. Томе, О. Кернберг, Н. Хаан, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, В.А. Ташлыков и др.
Объектом исследования выступает совладающее поведение личности.
Предметом исследования являются особенности и виды совладающего поведения личности.
Гипотеза исследования
Предположительно, у разных половозрастных групп будут наблюдаться различия по критерию применения конкретных видов совладающего поведения.
Целью исследования является изучение видов и особенностей совладающего поведения личности в возрастном и половом контексте использования копинг-стратегий.
Задачи исследования
1. Рассмотреть совладающее поведение с позиций различных отечественных и зарубежных исследователей.
2. Определить виды совладающего поведения.
3. Изучить разнообразные аспекты, влияющие на особенности совладающего поведения и копинг-стратегий личности.
4. Выявить разные способы психодиагностики видов копинга.
Методы исследования
1. Библиографический метод, представленный в рамках анализа иностранных и отечественных источников научно-практической направленности в сфере психологии личности и в предметной области психологии стресса, совладающего поведения, копинг-стратегий и психологических защит личности.
2. Объяснительно-интерпретационный метод, имеющий место в русле синтеза названных явлений, процессов, состояний и психологических феноменов личности, поведения, деятельности, взаимодействия и общения.
Научная новизна исследования представлена актуальным теоретическим анализом и обобщением научных статей и книг о совладающем поведении, и определением места смысло-жизненных ориентаций в сфере данного феномена.
Теоретическая значимость исследования определяется проведением аналитического обзора актуальных научных публикаций и исследований целого ряда авторов в области обширной тематики исследования и в обобщении имеющиеся в профессиональной литературе информации о различных психологических аспектах совладающего поведения и связанных с этим психологических феноменах личности.
Практическая значимость исследования обнаруживается при дальнейшей разработке эффективных тренинговых программ для улучшения навыков совладания, в повышении качества индивидуальных консультаций с опорой на ресурсные состояния клиентов, в неотложной психологической помощи людям в случаях возникновения различных кризисных ситуаций. Исследование имеет практическую ценность для лиц, пребывающих в среде с высоким содержанием стрессогенных факторов, и/или нуждающихся в поиске адаптационных психологических личностных ресурсов в контексте резко изменяющихся условий окружающей социальной среды.
Структура исследования
Курсовая работа состоит из титульной страницы, оглавления, введения, одной смысловой теоретической главы, содержащей четыре содержательных тематических параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение совладающего поведения впервые отображено в трудах З. Фрейда, что, однако, было представлено защитными механизмами психики личности. Родоначальником непосредственно термина «копинг», «копинг-стратегия» является Р. Лазарус, который определил его как: «… когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями». Понятийно, в широком смысле, термин «копинг», «копинг-стратегия» прорабатывался такими зарубежными авторами как: А. Фрейд, Ф. Кохен, Э. Хейм, С. Цзян, Р. Мак-Крей и др.; и отечественными авторами И.В. Забарой, Г.Ш. Габрдеевой, Г.С. Корытовой, Ю.А. Ерёминой, Н.Е. Водопьяновой и др. В конечном итоге мы понимаем совладающее поведение как определённый комплекс когниций, эмоций, воли, мотивации и в качестве соответствующего этому системному комплексу поведения, способствующего преодолению стресса.
Копинг-стратегии ‒ это способы, помогающие людям справляться со стрессовыми ситуациями. Их можно разделить на активные и пассивные, а также на адаптивные и неадаптивные. Активные копинг-стратегии предполагают прямое действие, направленное на разрешение проблемы или изменение ситуации, в то время как пассивные копинг-стратегии подразумевают избегание проблемы или её игнорирование. Адаптивные копинг-стратегии помогают эффективно справляться со стрессом и способствуют личностному росту, в то время как неадаптивные копинг-стратегии могут только ухудшить ситуацию и привести к дополнительным проблемам. Совладающее поведение исследователи делят на проблемно-ориентированное и эмоционально-ориентированное. Проблемно-ориентированные формы копинга направлены на решение стресогенной проблемы через планирование, поиск информации или помощь. Эмоционально-ориентированные фокусируются на управлении эмоциями, вызванными стрессом, через релаксацию, аутотренировки или конструктивное выражение эмоций.
Совладающее поведение зависит от пола, возраста, профессиональной и семейной ситуации, а также смысложизненных ориентаций. Эти аспекты придают специфику адаптивным реакциям человека к стрессогенным ситуациям.
Существует множество способов изучить копинг-стратегии личности. Например наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование и психодиагностическое тестирование. Наблюдение позволяет непосредственно увидеть то как человек реагирует на стрессовую ситуацию. Эксперимент позволяет создать все необходимые условия для объективного изучения совладания личности со стресогенными ситуациями. Тестирование предоставляет стандартизированный способ оценки копинг-стратегий. Среди соответствующих психодиагностических методик выделяются опросники Н.Е. Водопьяновой, Р. Лазаруса, Н.В. Гришиной, Е. Хейма, К. Томаса.



1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
2. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические трудности. 2002. № 4.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕРСЭ, 2006
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. ‒ 336 с.
5. Габдреева Г.Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности / Г.Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 154, № 6. – С. 233-243.
6. Забара И.В., Данилова А.В. Специфика совладающего поведения у студентов с различным уровнем тревожности // МНИЖ. 2021. №11-4 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovladayuschego-povedeniya-u-studentov-s-razlichnym-urovnem-trevozhnosti (Дата обращения: 12.05.2024).
7. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. 2015. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitno-sovladayuschee-povedenie-retrospektivnaya-rekonstruktsiya-ponyatiya (Дата обращения: 11.05.2024).
8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дисс. ... док. псих. наук. — М., 2005.
9. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресспреодолевающего поведения (копингповедения) специалистов экстремального профиля (на примере МВД России). Автореф. дисс. ... док. псих. наук. — М, 2002.
10. Макаров В.А., Купрене Е.В. Основные подходы и современные исследования совпадающего поведения // Вестник УМЦ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-i-sovremennye-issledovaniya-sovpadayuschego-povedeniya (Дата обращения: 10.05.2024).
11. Методика исследования копинг-поведения у больных неврозами (в связи с задачами оценки эффективности психотерапии) / Авторы-составители: Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина, Т.А. Караваева, Р.К. Назыров, Е.И. Чехлатый. — СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. ‒ 28 с.
12. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20–30.
13. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М, 2017. ‒ 672 с.
15. Прялухина А.В., Храпенко И.Б. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций студентами-медиками младших курсов // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-preodoleniya-trudnyh-zhiznennyh-situatsiy-studentami-medikami-mladshih-kursov (Дата обращения: 11.05.2024).
16. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (Дата обращения: 10.05.2024).
17. Тихомирова О.А. Понятие тревожности в современной психологии / О.А. Тихомирова // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. – 2020. – № 2. – С. 228-232.
18. Удачина П.Ю., Терешкина И.В. Связь ведущих копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций личности Личность и её жизненный мир: Матер. Всерос. науч.-практич. конф. с международным участием, посвящённой 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.― Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. — С. 296-301.
19. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
20. Фрейд З. Психология бессознательного. ― М.: Просвещение, 2009.
21. Шапкин С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория, методы психологического анализа / Отв. ред. Л Г. Дикая. — М.: ИП РАН, 1999.
22. Aldwin С. The role of values in stress and coping processes: A study in personsituation interactions. Unpublished doctoral dissertation University of California. San Francisco, 1982
23. Billings A. G., Moos R. H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Personal and Social Psychology. 1984. Vol. 46
24. Haan N. (Ed.). Coping and defending: Processes of self-environment organization. — N. Y., Academic Press. 1977.
25. Handbook of Coping: Theory. Research. Applications. (1996) // Ed. by M. Zeidner& N. Endler, N. Y
26. Hobfoll S. E., Lerman M. Personal relationships, personal attitudes, and stress resistance: mother's reactions to the child's illness // American Journal of Community Psychology. V. 16. 1989
27. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New Уогк. Springer, 1984.
28. Lazarus R., Folkman S. Manuel for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA, 1988.
29. McCrae R. R. Age differences and changes in the use of coping me chanisms // Journal of Gerontology: Psychological Sciences. 1989. Vol. 161.
30. Moos R. H., Billings A. G. Conceptualizing and measuring coping re sources and processes // L. Goldenberg, S. Breznitz (Eds.) Handbook of Stress. — N. Y., 1982.
31. Personality in Adulthood: A Five Factor Theory Perspective. - Ed. R.R. McCrae, P.T. Costa. Baltimore Gerontology Research Center: Guilford Press, 2003.
32. Seiffge-Krenke I. (1995). Stress, Coping and Relationships in Adole scence. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers
33. Taylor, Shelley E. Health Psychology. McGrawHills, Inc. 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ