АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Социологические основания изучения предпринимательства 10
1.1 Предпринимательство как объект изучения в социологии 10
1.1.1 Проблематика изучения сельского предпринимательства 20
1.2 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Томской области 25
2 Особенности сельского предпринимательства Томского региона 33
2.1 Мотивация предпринимателей в сельской местности 33
2.2. Жизненные стратегии сельских предпринимателей 43
2.3. Специфика сельского предпринимательства на примере Молчановского
и Кривошеинского района 50
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение А Программа исследования 73
Приложение Б Бланк интервью 76
Приложение В Список информантов 78
Приложение Г Расшифровки интервью 80
В современном российском обществе проблемы предпринимательской деятельности актуализируются по нескольким причинам. Во-первых, предпринимательство является важнейшим аспектом развития экономики страны, одной из приоритетных задач, по данным прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, является развитие малого и среднего предпринимательства по всей территории России [30]. Отметим, что доля предпринимателей за 5 лет в России незначительно повысилась, в 2013 году доля предпринимателей составила 2,4% от общего населения, в 2018 их доля составила 2,6% [36]. В свою очередь, по результатам Глобального мониторинга предпринимательства на 2016-2017 год по уровню активности устоявшихся предпринимателей Россия занимает 48 место из 65 стран [4.C.21]. Это может говорить о том, что количество предпринимателей в РФ растет, но среди развития предпринимательской деятельности в мире, Россия по- прежнему отстает, меры и способы повышения интереса к предпринимательству не достаточны, по данным Глобального мониторинга только 5% планирует начать свое дело в ближайшие 3 года [4.C.18].
Во-вторых, для повышения предпринимательской активности в стране, необходимо уделять большое внимание развитию предпринимательства в регионах РФ. К примеру, одной из важнейших стратегий, направленных на развитие Томской области на 2030 год, является развитие конкуренции, малого и среднего предпринимательства; внедрение инноваций; уменьшение уровня безработицы; повышения качества жизни; развитие сельскохозяйственных, лесопромышленных, производственных, добывающих отраслей [37]. На сегодняшний день для повышения интереса к предпринимательской деятельности в Томской области функционируют следующие проекты: бизнес погружение, бизнес платформа, мастер-классы относительно стратегий развития малого предпринимательства, школа успешного бизнеса, Томский коллайдер. Для выполнения поставленной задачи разработаны муниципальные программы, которые включают в себя различные мероприятия, направленные на создание и развитие малого и среднего предпринимательства не только в городских территория, но и в сельской местности [11].
В-третьих, тема предпринимательской деятельности является актуальной по причине того, что предприниматели в селе способствуют экономическому, культурному, социальному развитию, они увеличивают количество рабочих мест, инвестиционную привлекательность района [2.C.2-3]. Это является важным аспектом развития, как российского села, так и регионов в целом, так как всвязи с инновационным типом развития общества, растет популярность городов, сельские жители мигрируют, из-за потребности в 5
повышении образования, трудоустройстве. По данным всероссийской переписи за 2018 год в сельских населенных пунктах Томской области проживает 291 104 человека, что в свою очередь меньше, чем в 2010 году на 20 836 человек [38]. На сегодняшний день, проблемы сельского предпринимательства являются одними из приоритетных, по той причине, что сельская местность в Томской области, ориентирована не только на производство сельскохозяйственной продукции, но, так же они , являются лидерами в сфере малого и среднего предпринимательства в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля; транспорт и связь; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; промышленное производство, а так же сельское хозяйство и рыболовство [11].
Предпринимательство выполняет важную роль для экономической, социальной жизни населения, так как развитие предпринимательства способствует обеспечению занятости населения, стабильности в обществе, повышению потенциала внутреннего рынка, внедрению инновационной деятельности, развитию инфраструктуры рынка, повышению количества продукции и услуг для удовлетворения потребностей, так же представители
предпринимательской деятельности являются одними из крупнейших и основных налогоплательщиков [2.C.5]. Вследствие этого, растет интерес к предпринимательской деятельности у государственных структур, государственной политики, а, значит, растет исследовательский интерес к проблемам предпринимательства.
Существенный вклад в развитие данной темы внесли В.В. Радаев, Д.В.Кислин, И.В.Игнатова, они изучали становление феномена предпринимательства в обществе и предпосылки появления данного термина в науке, а так же терминологическое отличие понятий «бизнес» и «предпринимательство». Ключевым выводом было то, что большое значение в формировании социологии предпринимательства внесли западные исследователи [14.C.9]. Мотивацию предпринимательской деятельности изучали О.Е. Акимова, Г.Б. Кошарная. Мотивационная составляющая предпринимателей складывается из потребностей духовного, престижного уровня, а именно предприниматели стремятся к свободе, самостоятельному управлению, реализации своей идеи, творческих способностей, но отметим, что на начальном этапе своей деятельности преобладает материальный тип мотивации [15.C.152]. Отметим, что в О.И. Муравьёва и Ю.Н. Ерлыкова, сравнивали ценностные ориентации предпринимателей больших и малых населенных пунктов, выводом было то, что малые населенные пункты имеют меньший потенциал развития предпринимательства [22.C.9].
Ключевые функции села для общества в целом, а вследствие и его роль рассматривал
А.А. Хагуров, это: контроль за территорией; сохраняет сельскохозяйственные территории; обеспечивает население продовольственными продуктами; сохраняет этническое и
6
культурное наследие общества; отвечает за благоприятную экологическую обстановку [40.C.182-189]. Достоинства и недостатки деятельности предпринимателя в селе проанализировал Н.Г.Егоров, из-за низкой конкуренции, становится возможным открыть свое дело, но так как количество населения невелико, существуют риски(ограниченные рабочие кадры, мало клиентов) [6.C.49]. Проблемы сельского предпринимательства изучали С.В. Борисов и Е.И. Роговский, это: совмещение нескольких видов деятельности; нежелание менять способы и технологии производства; низкое качество продукции; отсутствие важных инфраструктурных объектов; проблемы с реализацией продукции; некомпетентность в экономических вопросах [2.C.2-4].
Отметим, что М.Г.Шабанов выделил ключевые факторы влияющие на предпринимательскую деятельность: природно-демографические; технологические;
социально-культурные; правовые факторы; экономические; политические факторы; сформированность отношений собственности; специфика внутренней организации хозяйственных ячеек; внутренняя мотивация предпринимателя [42.C.144]. Кулакова Л.М. утверждает, что предпринимательская деятельность в сельской местности развивается в двух аспектах, это: удовлетворение потребностей в товарах и услугах местного населения, а так же повышение спроса на рекреационные услуги в сельской местности у горожан [17].
Важно понимать, что современные исследователи изучают самые разные аспекты предпринимательской деятельности. Но особенности предпринимательства в сельской местности изучаются в незначительной степени. При поиске и анализе литературы относительно предпринимательства в селе, большой акцент делается исследованиям в сельскохозяйственной отрасли, так же при изучении особенностей сельского предпринимательства, для получения информации анализируются статистические данные, не рассматривались вообще личные мотивы предпринимателя в селе вообще. Всвязи с тем, что специфика осуществления предпринимательской деятельности в селе отличается от городской, так как существуют характерные социальные, культурные, экономические черты и проблемы села, необходимо проанализировать особенности сельского предпринимательства.
Проблемной ситуацией данной темы будет то, что с одной стороны, современные исследователи внесли серьезный вклад в изучение проблематики предпринимательства, достаточно детально изучаются проблемы развития сельского предпринимательства, его значение и роль. Но с другой стороны, существует необходимость изучать проблемы сельского предпринимательства с точки зрения самого предпринимателя, его мотивов, смыслов, которых он вкладывает в деятельность, так как это оказывает влияние на развитие села и предпринимательства вообще.
Из всего вышесказанного вытекает проблема: каковы особенности
предпринимательской деятельности в селе, а так же каковы мотивы предпринимателей в сельской местности?
Объект: представители сельского предпринимательства в Томской области
Предмет: мотивация предпринимательской деятельности в сельской местности, а так же особенности предпринимательской деятельности в селе
Цель данной работы: проанализировать основные элементы мотивации
предпринимателей сельской местности, рассмотреть особенности деятельности предпринимателя в сельских районах Томской области
Для достижения целей сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать социологические взгляды на предпринимательство;
2) рассмотреть историю, опыт, результаты изучения сельского предпринимательства в социологической науке;
3) проанализировать специфику предпринимательства в Томской области;
4) выявить причины предпринимательской деятельности в сельской местности, а так же их жизненные стратегии;
5) выделить типы сельских предпринимателей;
6) рассмотреть специфику сельского предпринимательства на примере Молчановского и Кривошеинского района.
Гипотезы:
1) Мотивационные элементы сельских предпринимателей влияют на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в рамках района.
2) Способность формировать стратегии на будущую жизнь в детском возрасте определяют стремление к открытию своего дела в сельской местности в дальнейшем.
Теоретико-методологические основания: Большой вклад в становлении и развитии изучения проблематик предпринимательства связано с именами западных исследователей, их идеи положили начало разработке теоретических подходов: функционального(А.Смит, Ж.Шумпетер), индивидуалистического(М.Вебер, В.Зомбарт), школы предпринимательских действий(В.Гартнер) и комплексного подхода(А.Шапиро), позволяющие выделить функции и роль предпринимательства. Существенный вклад в развитие изучения проблематик предпринимательства в отечественной социологии внесли: В.В. Радаев, Д.В.Кислин, И.В. Игнатова, Е.М. Осипов, В.А. Никонов, О.Е. Акимовой, Г.Б. Кошарной они рассматривают предпосылки появления данного термина в науке, основные черты предпринимательства, терминологическое отличие «бизнеса» и предпринимательства», образ и стиль жизни, мотивацию деятельности.
Концепции современного исследования сельского предпринимательства связаны с именами: Н.Г.Егоров, М.Г.Шабанов, Л.М. Кулакова, Н.Д.Левина, С.В. Борисов, их работы позволили выявить специфические характеристики сельского предпринимательства, достоинства и недостатки, факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Региональные особенности предпринимательства были рассмотрены исходя их данных исследований состояний и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в Томской области на 2018 и 2014 гг, источниками статистических данных послужила база Федеральная служба государственной статистики. Важными для работы будет типология жизненных стратегий Т.Е. Резняка: «иметь», «быть», «достигать». Одним из
методологических оснований качественных методов является так называемая теорема Томаса: «если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» [27]. Данная работа опирается так же на теорию ожиданий, согласно которой, мотивация включает в себя три составляющие, это: ожидание того, что усилия, затраченные на труд, принесут желаемый результат; достигнутый результат будет способствовать получению вознаграждения; удовлетворённость или неудовлетворённость от труда, и вознаграждения этого труда [1.C.2-
3] .
Новизна данной работы обусловлена постановкой проблем, которые недостаточно изучены в социологической литературе, это связано как с мотивами сельских предпринимателей так и с особенностями деятельности. В работе систематизированы проблемы сельского предпринимательства с точки зрения самих сельских предпринимателей, определены мотивы, стимулы деятельности, их личный опыт и жизненные стратегии.
Практическая значимость: полученная в ходе работы информация может использоваться в анализе проблем предпринимательства в сельской местности, служить базой для других исследований по данной теме. Материалы работы могут позволить разработать планы повышения предпринимательской активности в сельской местности.
Структура работы включает введение, две главы (первая глава состоит из двух параграфов и одного подпараграфа, вторая глава состоит из трех параграфов) заключение, список использованной литературы и приложения.
Таким образом, в данной работе, мы рассмотрели теоретические подходы изучения предпринимательства в социологической науке, охарактеризовали вклад западных и отечественных исследователей, рассмотрели основные особенности изучения предпринимательства в сельской местности в социологии сегодня, а так же проанализировали место Томской области среди других регионов страны по развитию малого и среднего предпринимательства. В ходе работы, так же были определены типы жизненных стратегий, выявлены мотивы, стимулы, мотивационные ожидания, обозначены типы предпринимателей в селе. Исходя из полученной информации возможным стало рассмотреть достоинства и недостатки своего дела в селе, характерные черты и роль сельского предпринимательства. Первые ключевые идеи теории предпринимательства на западе принадлежат исследователям-экономистам, которые рассматривали функции и роль предпринимателя: Р. Кантильон, Ж.Шумпетер, В. Гартнер А.Смит. Уже позже феномен предпринимательства заинтересовал социологов: Макса Вебера, Вернера Зомбарта. Западные исследователи положили начало в изучении особенностей предпринимательства, выявили основные черты: новаторство, инициатива, реализация идеи и получение прибыли, а так же выявили типы предпринимателей. В свою очередь, изучение различных аспектов предпринимательства является актуальным на сегодняшний день, представители современной отечественной социологии активно изучают проблемы связанные с мотивацией предпринимателя, исследуют образ и отношение к предпринимательской деятельности, анализируют специфику его стиля жизни, ценностные ориентации, потребности предпринимателя. Регулярно проводится глобальный мониторинг, где анализируется место России по развитию малого и среднего предпринимательства; факторы, влияющие на предпринимательские намерения; предпринимательский потенциал; социальный портрет предпринимателя.
В свою очередь, мы рассмотрели особенности изучения сельского
предпринимательства в социологической науке, исследователи делают акцент на достоинствах и недостатках предпринимательской деятельности в сельской местности, на роли предпринимательства, факторах, влияющих на эффективное осуществление данной деятельности на сельских территориях. Важно так же понимать, что при поиске и анализе литературы относительно предпринимательства сельской местности, большой акцент делается исследованиям в сельскохозяйственной отрасли, иначе говоря - агропредпринимательству. Малоизученными или неизученными совсем являются проблемы
жизненных стратегий предпринимателя, его ценностных ориентаций, мотивов, стимулов, мотивационных ожиданий, смыслов, которые они вкладывают в деятельность.
Рассмотрев, состояние и тенденции развития предпринимательства в Томской области, мы пришли к выводу, что если сравнивать долю развития предпринимательства по субъектам РФ, Томская область занимает среднюю позицию, другими словами, не отстает, но и не доминирует в развитие малого и среднего предпринимательства. На уровне Сибирского федерального округа, Томская область занимает второе место по развитию малых, средних и микропредприятий, но по количеству индивидуальных предпринимателей она занимает 6 место. В свою очередь, предпринимательство оказывает огромное значение для развития Томской области, так как предоставляет значительное число рабочих мест. Так же, исходя из характерных территориальных, политических и исторических особенностей, наиболее распространёнными отраслями в сфере предпринимательства являются: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; строительство; торговля и т.д.
Одной из ключевых задач, было проанализировать мотивацию сельских предпринимателей, обратим внимание на следующие выводы. Во-первых, предприниматели в сельской местности выделяют для себя ряд мотивов для осуществления предпринимательской деятельности. В данном случае мотивами начала деятельности будут являться: жизненная необходимость, нужда; получение какой-либо финансовой выгоды; желание заниматься любимым делом; желание быть самостоятельным и независимым. Данные мотивы определяют начальный путь предпринимательской деятельности, основные цели и средства их достижения. Отметим, что на формирования этих мотивов влияют обстоятельства начала деятельности, они могу носить как и вынужденный характер: отсутствие рабочих мест в сельской местности, потеря работы, так нет, например, началу деятельности может послужить отсутствие возможностей для самореализации, нужда населения в навыках индивида, в сельской местности низкая конкуренция во многих отраслях и это позволяет быть монополистом. В свою очередь, мотивы продолжения деятельности получились следующие: желание заниматься любимым делом; жизненная необходимость, нужда; получение какой-либо финансовой выгоды; желание быть самостоятельным и независимым; стремление к стабильности; желание улучшить жизнь населения. В свою очередь у предпринимателей трансформируются мотивы в процессе осуществления деятельности, накопления опыта, отметим, так же, что в некоторых случаях они неизменны.
Во-вторых, в рамках проведенного исследования так же были выявлены значимые для предпринимателей стимулы: общественное признание, получение символических наград,
65
стремление к позитивной репутации, предоставление земельных ресурсов для своего дела, самостоятельная оплата своего труда. Преобладание нематериальных стимулов говорит о специфики сельского предпринимательства, так как уважение предпринимателя в обществе, его позитивная репутация способствует привлечению клиентов, а если данную репутацию каким-либо образом испортить, то от этого будет зависеть дальнейшее существование дела, так как в сельской местности проживает значительно меньше населения, чем в городе.
И, в - третьих, ожидания предпринимателей зависят от того к какому результату ведут затраченные усилия, и какое следует вознаграждение. В ходе работы были выявлены следующие ожидания, условно их можно назвать: позитивно-активные (удовлетворённость результатом, вознаграждением ведет к стремлению улучшить, дальнейшему целеполаганию); позитивно- пассивные (удовлетворённость результатом, удовлетворённость
вознаграждением, отсутствуют стремления что-то поменять, улучшить); негативно - активные (затраченные усилия ведут к неудовлетворенности результату и вознаграждению, происходит трансформация планов и стремление к изменению, улучшению); негативнопассивные (неудовлетворенность результатом и вознаграждением, отсутствуют стремления к изменению, улучшению). Иначе говоря, не всегда удовлетворенность результатом и вознаграждением ведет к позитивным стремлениям или же полная неудовлетворённость результатом может спровоцировать только отсутствие каких-либо планов по изменению.
Немаловажной задачей так же было проанализировать жизненные стратегии сельских предпринимателей. В ходе анализа данных, были выделены три этапа жизни индивида: формирование целей и планов в детском возрасте; до открытия своего дела; во время предпринимательской деятельности. Хочется добавить, что, во-первых, способность к целеполаганию и планированию в детском возрасте, достижению своих целей, способствует формированию стремлений к достижению целей во взрослой жизни. Во-вторых, жизненные стратегии могут меняться в процессе жизни, из-за каких-либо событий, смене места жительства, ценностей индивида, его потребностей.
Анализируя способность к планированию и целеполаганию, выстраивание своих действия и поведения для достижения цели, мы выявили пять типов жизненных стратегий сельских предпринимателей(за основу взята типология Т.Е. Резника). Первый тип - «достигать», она связана с тем, что на всех этапах жизни были какие-либо цели и стремления их осуществить, выстраивалась конкретна модель поведения, на данном этапе есть стремления к успеху, повышения своего уровня жизни, своего статуса. Второй тип стратегии - «иметь». Он характеризуется тем, что имеется ориентация на обеспечения себя всем необходимым, чтобы стало возможным удовлетворить свои потребности или своей семьи, связан с вынужденным началом деятельности. Третий тип, - стратегия «быть». Она связана с
тем, что предприниматели ориентированы на творческую самореализацию, важным является проявить себя в дальнейшей предпринимательской деятельности. Возможным стало дополнить существующую типологию, в ходе исследования была обнаружена стратегия «достигать, чтобы быть». Её основными чертами может быть то, что существует не только направленность на достижение успеха, материальной выгоды, повышения своей необходимости в сельской местности, но так же имеются стремления на повышение личных навыков, квалификации, изучение нового, творческий подход, возможность реализовать себя и свои идеи в деле. И последний тип, который удалось обнаружить это стратегия «не иметь, не быть, не достигать», можно назвать «стратегия неопределенности». Иначе говоря, индивид на всех этапах не осознает, чего хочет от будущего, не ставит конкретных целей, всвязи с этим, так же не выстраивает свое поведение, не планирует, начало предпринимательской деятельности связывает с «удачным случаем».
Относительно особенностей сельского предпринимательства можно сделать следующий выводы, во-первых, в сравнении с городским предпринимательством респонденты выделили ключевые черты сельского предпринимательства, это: низкая покупательская способность; размеренность ведения своей деятельности; тесное взаимодействие с клиентом, как во время труда, так и в обычной жизни; небольшой поток клиентов; возможность бесплатно использовать для деятельности некоторые природные ресурсы; больше времени для самореализации в деятельности; труднодоступность материалов для некоторых видов услуг; возможность получить компетентный совет, консультацию бесплатно; долговременное получение прибыли. Во-вторых, к негативным моментам деятельности предприниматели относят: высокую конкуренцию в сфере торговли; ограниченные возможности для развития деятельности; труднодоступность материалов; мало клиентов; нехватка квалифицированных кадров; проблемы со связью, доступом к интернету. А к позитивным относится следующее: «все друг друга знают»; возможность таким образом заниматься любимым делом; постоянные клиенты; быстрое распространение информации; отсутствуют или является низкой конкуренция во всех отраслях, кроме торговли; больше свободного времени.
В-третьих, сельский предприниматель, для того, чтобы эффективно заниматься своим делом, со слов респондентов, должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, быть уверенным в своем деле, должен думать всегда о своей репутации, так же необходим внутренний стержень и живой, гибкий ум, чтобы уметь быстро схватывать необходимую информацию и быть конкурентоспособным, так же важно умение ладить с людьми, так как в сельской местности мало постоянных и потенциальных клиентов. В-четвертых, роль сельского предпринимательства очень высока как для местного населения и района, так и 67
для области, она заключается в следующем: создание натуральных продуктов для жителей Томской области; удовлетворение потребностей местного населения в товарах и услугах; введение каких-либо новации в сельской местности; способствует улучшению уровня жизни; обеспечение занятости населения; использование бесхозных территорий.
В - пятых, в ходе работы, так же были выявлены типы сельских предпринимателей в соответствии с их мотивами, ожиданиями, обстоятельствами начала деятельности, их жизненными стратегиями. Сложились две группы сельского предпринимательства, это предпринимательство «как работа» и «как образ жизни», в каждый из групп сложились типы предпринимателей на основании обстоятельств начала деятельности, мотивов, значимых стимулов, ожиданий и жизненных стратегий. К предпринимательству «как образу жизни» относятся такие типы, как: «трудоголик» (желание занять свободное время любимым делом, трудом); альтруист» (стремление сделать жизнь односельчан лучше). К
предпринимательству «как работа» относятся типы: «вынужденный» (направлен на удовлетворение первичных потребностей); «коммерческий» (ориентация на увеличение прибыли); «независимый» (ведет свою деятельность по причине желания быть финансово независимым и работать самому на себя); «размеренный» (ориентация на какую -либо деятельность и её осуществление пока есть прибыль). Важным наблюдением является так же то, что представители «вынужденного» предпринимательства открывали свое дело в 90х или начале 2000х гг
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, а цель достигнута; рассмотрены основные компоненты мотивации сельских предпринимателей, то есть мотивы, стимулы, ожидания, обстоятельства начала деятельности, так же были выявлены типы жизненных стратегий на основе анализа способности к планированию, целеполаганию с детского возраста. Удалось так же выявить основные черты сельского предпринимательства, достоинства и недостатки наличия своего дела в селе. Исходя из полученной информации, так же удалось выделить типы сельских предпринимателей.
1. Акимова О.Е. Вектор мотивации предпринимательской деятельности в современной России / О.Е. Акимова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2012. - С.1-10
2. Борисов С.В. Исследование особенностей организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности/ С.В.Борисов, Е.И.Роговский // Вестник Алтайского государственного аграрного университета.- 2016. - 6 с.
3. Василёнок В.Л. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие / В.Л. Василенок, Е.И. Алексашкина // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2013. - 8 с.
4. Верховская О.Р. Глобальный мониторинг предпринимательства / О. Р. Верховская, Е. А. Александрова, К. А. Богатырева// Спб. - 2017. - 66 с.
5. Вебер М. Класс, статус и партия [Электронный ресурс] URL:
https://postnauka.ru/video/63968 (Дата обращения: 06.01.2019)
6. Егорова Н. Г. Проблемы малого предпринимательства в сельском хозяйстве// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23 - С. 48-51.
7. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н.А. Журавлева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - С. 46-48.
8. Забазнова Т.А. Развитие сельского предпринимательства в России на основе микробизнеса: теория, методология, практика /Т.А. Забазнова// автореферат диссертации- Волгоград -2013.- 394 с
9. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного
экономического человека [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/burzhua- etyudy-po-istorii-duhovnogo-razvitiya-sovremennogo-ekonomicheskogo-cheloveka (Дата
обращения: 06.01.2019)
10. Игнатова И.В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая
дифференциация/ И.В. Игнатова // Журнал «Науковедение». - 2014. -№6.- С.1-10
11. Исследование состояний и тенденций развития предпринимательства в
Томской области на 2018 год [Электронный ресурс] URL:
https://mb.tomsk.ru/assets/files/publications/2018/11/otchet-mmsp-2018.pdf (Дата обращения: 20.12.2018)
12. Катильон Р. История экономических учений [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/47036/politekonomiya/richard_kantilon (Дата обращения: 06.01.2019)
13. Киселев Е.А. Основные подходы к исследованию предпринимательства как формы социально-экономической активности населения/ Е.А. Киселев// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - С.280-285
14. Кислин Д.В. Основные подходы в исследовании феномена предпринимательства (на основе обзора зарубежной литературы)/ Д.В. Кислин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008.-С.2О8-217
15. Кошарная Г.Б. Мотивация современных российских предпринимателей/ Г.Б. Кошарная // Журнал «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки». - 2015. - С.146-155
..51