Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №189646

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 7
1 Понятие социально-педагогической работы с родителями и детьми, оставшихся без попечения родителей и находящихся в группе временного пребывания центра помощи детям 12
1.1 Неблагополучные семьи как социально-педагогическая проблема 12
12 Характеристика возрастных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 20
2 Организационно-методические аспекты взаимодействия с родителями и детьми 26
2.1 Характеристика содержания технологий социально-педагогических услуг с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе 26
2.2 Основные направления социально-педагогической работы с семьями и их детьми, находящихся в группе временного пребывания в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей 36
2.3 Зарубежный и российский опыт социально-педагогической работы с семьей 45
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 81


В современном российском обществе, воспитание подрастающего поколения должно быть признано в качестве особой сферы деятельности, требующей наибольших привилегий в сравнении со всеми другими сферами деятельности общества.
Семья является одним из наиболее важных и древних социальных институтов. Особенность семьи заключается в том, что она может выступать как в качестве социального института, так и как малая социальной группы. В большом энциклопедическом словаре семья определяется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». В ряде основных функций семьи главные позиции занимают: репродуктивная функция, обеспечивающая рождение детей, и воспитательная.
Все чаще дети попадают в Центры помощи детям при живых родителях. Причины определения детей в центры помощи разнообразны. Многие дети попадают в центры из-за алкогольных, наркотических и других социально опасных пристрастий своих родителей. Уполномоченные органы Российской Федерации забирают ребёнка у родителей, которые в силу тех или иных обстоятельств не имеют возможности о нем заботиться.
Тем не менее, семья по-прежнему играет значимую роль в социализации детей. Социализация — «двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе».
В отдаленных сельских местностях, где нет ни Центра помощи детям, ни
мобильных пунктов помощи, образовательные учреждения должны быть тем местом пребывания, где социальный сирота может получить квалифицированную психологопедагогическую поддержку, совет, помощь и т.д., причинами отказа от детей и помещения их в центры являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, межнациональные конфликты. Правильно понимаемый надзор за социальным сиротой не сводится только к контролю над его поведением, учебой, досугом. Чтобы оказать ребенку помощь, нужно понять причину сложившейся жизненной ситуации, его поступков, чтобы предотвратить нарушения закона.
Существуют разные взгляды на проблемы семьи. А.Г. Вишневский считает: «Трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены 4 традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность». Во многом трансформация обусловлена ростом разводов, ростом числа неполных семей, матерей-одиночек, однополых браков. А также все чаще встречаются семьи, которые предпочитают сожительство, нежели зарегистрированный брак. Все это приводит к изменению ценностей, связанных с браком и семьей. И как следствие этого социальное сиротство в современной действительности - актуальная тема. В России проблемы социального сиротство становятся все более острой и изучаемой. В наше время дети- сироты в России попадают под разряд «социальные», то есть ставшие сиротами при живых родителях.
В связи с принятием государственной думой Федерального закона от 28.12.2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произошло много изменений. Теперь, если родитель не может обеспечить основные потребности своего ребёнка, он может обратиться к поставщикам социальных услуг для помещения ребёнка на временное пребывание в центр помощи детям.
Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает прав и обязанностей родителей в отношении этого ребенка.
Если ребёнок попал в центр помощи детям, то перед социальным педагогом встает задача не только предоставить социальные услуги несовершеннолетнему, но и организовать взаимодействие с родителями. Социально-педагогическая деятельность-это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Главной задачей сотрудников центров помощи детям является вернуть ребёнка на воспитание в родную семью, если это не скажется отрицательно на его дальнейшем развитии.
Несмотря на то, что показатель уровня детей, оставшихся без попечения родителей, снижается, на сегодняшний день уделяется мало внимания устройству детей, оставшихся без попечения родителей в семьи. Так в 2012 году было выявлено 74 725 ребенка, оставшегося без попечения родителей, а в 2015 году 61 621 ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако под опеку/усыновление берут все меньше детей. Свои семьи обрели в 2015 году 62 973 ребенка, в 2007 году это число составляло 124 750 ребенка, что на половину больше, чем в 2015 году.6
Многие ученые - специалисты, как зарубежные, так и нашей страны, изучали особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей. Изучением сиротства, 7 8
как социального явления занимаются ученые как: Т.А. Гурко , А.Н. Елизаров , И.Ф. Дементьева9, З. Матейчек10, С.А. Беличева11, В.Н. Ослон12, Финаева А.Г13, И.В
Козубовская14, И.В Козубовская15,. И.В Мягкова16, С.С. Бирюкова, М.А. Варламова17. Все специалисты подробно изучали процессы социальной адаптации личности социальных сирот и функции служб социальной работы, главной задачей которых является оказание индивидуальной поддержки детям социальным сиротам и их родителям.
Анализ литературы показывает, что данная тема достаточно освещена в зарубежной и российской литературе.
Новизна данной бакалаврской работы в первую очередь заключается в изучении регионального опыта Томской области. На территории области реализуются социальнопедагогические услуги: ведется реализация программы «Сохранение для ребенка кровной семьи», «Детство под защитой», «Защита прав детей-сирот», «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования в Томской области», которые направлены на
‘Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 14.05.2017)
7Гурко Т.А. Завершение деятельности приемного родительства // Актуальные проблемы родительства в России. М., 2013. С. 195.
"Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-15 апреля 2004 г. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. С. 114-115.
’И.Ф. Дементьева Социализация детей в семье теории, факторы, модели // Институт психологии РАН, Генезис, 2004. - 232 с.
10Матейчек З. Родители и дети. М., 1992. - 320 с.
"Беличева С.А Основы привентивной психологии. М., 1994, - 224 с.
12 Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: 2006, - 368 с.
13 Финаева А.Г. Семья в трудной жизненной ситуации. // Современные исследования социальных проблем 2012. №3 (11). С.7.
14 Козубовская И.В. Некоторые особенности социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Германии. / И.В. Козубовская, О.Т. Смук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7. - С. 108-112.
И.В Козубовская. Некоторые особенности социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2014. № 7. С. 108-112
16 Мягкова И.В. Принципы и методы психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям, испытывающим трудности в воспитании / И.В. Мягкова // М.: Прометей, 2014. - 272 с.
17 С.С. Бирюкова, М.А. Варламова | Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах северной, континентальной и южной Европы/URL: http://spero.socpol.ru/docs/N19 2014 05.р4Г.(дата обращения:11.05.2017)
оказание помощи семьям, воспитывающим детей. Отчеты по реализации данных услуг ведутся специалистами регулярно.
Таким образом, проблема социального сиротства является актуальной для обсуждения в современном научном мире. Однако, несмотря на то, что многие современные исследователи обращаются к проблеме социального сиротства, сегодня сохраняется противоречие между необходимостью подготовки родителей к возвращению ребенка в семью и недостаточной методической проработанностью данного процесса.
Объектом данной работы являются социально-педагогические услуги, предоставляемые семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет: опыт реализации социально-педагогических услуг в различных учреждениях и организациях г. Томска.
Исследовательская проблема: как реализуются услуги по социальнопедагогической работе с семьями и детьми? Каким образом данные услуги могут решить проблемы семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Цель работы: анализ опыта реализации социально-педагогических услуг на территории Томской области, и выявление того, как реализация данных услуг
способствует решению проблем семьи и детей.
Задачи исследования:
1. Определить круг проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Исследовать особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Выявить основные направления социальной работы с семьей,
воспитывающей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Определить основные виды помощи семье взявших на воспитание детей, с точки зрения родителей;
5. Проанализировать опыт реализации социально-педагогических услуг в различных учреждениях и организациях Томской области;
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Источником исследования служат: проанализированная зарубежная и отечественная литература, периодические издания, форумы, официальные сайты организаций, оказывающих помощь семья с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, статистические данные, экспертные интервью со специалистами, оказывающими социально педагогические услуги.
Социальное сиротство в современной действительности - это актуальная тема. Исходя из этого, проблемы и причины социального сиротства являются предметом обсуждения и споров в современном мире. Решение проблемы социального сиротства берет на себя государство. Разрабатываются и реализуются программы целью, которых является поддержка семьи, материнства и детства. Огромное значение в работе с семьями имеет выстроенная и четко организованная система сотрудничества. Существует множество эффективных приемов по включению семьи в воспитание ребенка. В настоящее время опыт социально-педагогической работы с родителями и детьми различается между странами мира.
К этой проблеме социального сиротства должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни детей. Однако услуги в организациях реализуются по-разному, в силу специфики территориального положения, целевой аудитории, статуса организации и т.д. Данная исследовательская работа представлена на примере опыта нескольких организаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, семья, воспитывающая ребенка с детского центра, сталкивается с множеством разнообразных проблем. Несмотря на то, что для каждой семьи изменения повседневной жизни носят индивидуальный характер, и зависят от материальных, психологических возможностей родителей, от степени адаптации ребенка в семье, а также уровня социальной политики в стране, можно выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются семьи. Для семьи, у которой появляется ребенок-сирота, на первом этапе свойственно стрессовое состояние. Обычно семье необходимо продолжительное время, чтобы выйти из этого состояния и перейти от первого этапа адаптации к последующим. Однако для каждой семьи этот процесс проходит по-разному. Некоторым родителям требуется месяц, год; а некоторым - несколько лет.
Среди проблем, которые наиболее остро стоят перед семьями, выделяются: экономические, медицинские, образовательные. В ходе исследования были изучены изменения во взаимоотношениях между супругами, в отношениях с родственниками и друзьями, отношения со стороны общества, трудоустройство и образование родителей.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, в любой сфере жизнедеятельности или сразу в нескольких одновременно, не справляющиеся с данными им функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс воспитания ребёнка в семье протекает с трудностями, медленно. Существует множество фактором, способствующих появлению таких семей.
Результаты исследования, как и анализ литературы, показали, что работа должна проводиться не только с особенными детьми, но и с их родителями. Соответственно, изучались услуги, целевой аудиторией которых, является семья. На территории области реализуются социально-педагогические услуги: ведется реализация программы «Сохранение для ребенка кровной семьи», «Детство под защитой», «Защита прав детей- сирот», «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования в Томской области», которые направлены на оказание помощи семьям, воспитывающим детей. На сегодняшний день услуги реализуются в качестве проектов. Однако некоторые организации уже включили данные услуги в свою основную деятельность.
В младшем школьном возрасте происходят первые изменения пропорций тела, младший школьник начинает осуществлять впервые в жизни общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность. Для младшего школьника особой фигурой становиться учитель, но и родители имеют для младшего школьника огромное значение, особенно в адаптации к социальной среде.
Программа направлена на социально-педагогическую работу с родителями и детьми и включает в себя три этапа.
1. Формы работы на первом этапе это опросники - позволяют исследовать различные нарушения процесса воспитания ребенка родителями, выявить некоторые причины этих нарушений, а также привлечение представителей из других организаций;
2. Формы работы на втором этапе это, коллективно творческое дело (проводится для формирования позитивного образа о семье), ролевая игра (дает возможность проиграть семейные роли под руководством социального педагога и закрепить положительные правила семьи);
3. Третий этап, его цель анализ результатов по выполнению программы, планирование дальнейших перспектив по данному направлению. Определение целевой аудитории для данных услуг способствовало охвату детей разного возрастного поколения;
Заранее продуманная работа с родителями помогает правильно организовать сотрудничество. К главным формам взаимодействия с семьей относятся: коллективные и индивидуальные формы. Несмотря на проблемы, благодаря положительной реализации услуг, были достигнуты значимые результаты, как для ребенка, так и для его семьи.
В работе с семьей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, основной формой взаимодействия является индивидуальные формы, так как каждая семья, которая хочет вернуть своего ребенка, особенная, к ней должен быть
индивидуальный подход.
Рассмотренный опыт социально-педагогической работы с родителями и детьми в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей показывает, что основной задачей центров помощи детям, реабилитационных центров, приютов является устройство ребенка в семью, но однако технологии работы до сих пор не получили должного развития.
В стереотипах, которые распространены в общественном сознании, не отражены те изменения, которые произошли в политике государства, направленной на улучшение положения детей-сирот. Подавляющее большинство россиян плохо информировано о том, какие усилия прилагают государственные органы, местная власть и гражданское общество для того, чтобы облегчить положение обездоленных детей.
Россияне не доверяют государственной политике, не верят в то, что государство способно поддержать тех, кто хотел бы взять в семью ребенка-сироту. Несомненно, что проблема детей-сирот - это часть общего комплекса недоверия, который сложился в отношениях между государством и обществом.
Таким образом, результаты исследования показали, что данные услуги могут служить решением некоторых проблем, с которыми сталкиваются родители и их дети. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы. Например, семейные взаимоотношения, отношения родителя с ребенком, отношения общества к семьям. Данные услуги позволяют повысить уровень знаний родителей о проблематике и выявить наиболее эффективные методы работы с ребенком, а также восстановится в родительских правах. Специалисты проходили специальную подготовку в рамках данных услуг. К этой проблеме социального сиротства должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни детей. Однако услуги в организациях реализуются по-разному, в силу специфики территориального положения, целевой аудитории, статуса организации.



Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 № 223 - ФЗ (ред. от 30.12.2015)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 дек. 2013 г. N 442-ФЗ : (ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. Закон от 24 мая 2014 № 481-ФЗ: // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. «Адаптация ребенка в приемной семье» [Электронный ресурс] URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/adaptacija rebenka v priemnojj seme/ (дата
обращения 25.09.2017)
5. Басов Н. Ф. История социальной работы: практикум / Н. Ф. Басов. - Москва : Дашков и Ко., 2008. - 337 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: Учебное пособие / Беличева С.А. М.: Издательство «Социальное здоровье России»,1994. - 224 с.
7. С.С. Бирюкова, М.А. Варламова | Обзор семейных форм устройства детей- сирот в странах северной, континентальной и южной Европы.ЦКЬ: http://spero.socpol.ru/docs/N19 2014 05А1~.(дата обращения: 11.05.2017).
8. Н. Ф. Бичурина «Адаптация детей при переходе в новую школу» // Философско-
педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - традиционных четвертых Гессеновских чтений, посвященных 125-летию со дня рождения С. И. Гессена, Томск, 25-26 октября 2013 года Томск, 2014 С. 189
9. Бубеева Б.Н.Социальное положение и образ жизни семей с детьми - инвалидами / Б.Н. Бубеева // Вектор науки ТГУ. 2011. №2(5). С. 50-52.
10. Быков А. А. Практики жизнеустройства детей-сирот в дореволюционной России (на примере деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1.С. 145 -153.
11. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004. - 232 с.
12. Дронова Е. Н. Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебно-методический комплекс дисциплины // Современная педагогика. - 2014. - №3(16). - С. 13.
13. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии /В. А. Жмуров. - 2-е изд. -М., 2012. - 864 с.
14. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов. М.: Дашков, 2013 - 416 с.
15. Иневаткина С.Е. Психологические особенности отношений в семье, имеющей аномально развивающегося ребенка. / С. Е. Иневаткина // сборник научнометодических материалов «Психологическое сопровождение образовательного процесса». Саранск, 2005. С. 43 - 49.
..51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ